ЮРИЙ СОЛОМИН: НА ИСКУССТВЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ
Народный артист СССР о впечатлениях от гастролей, о том, почему нельзя зарабатывать на искусстве и о современном кино
Знаменитый и старейший российский театр побывал в Сочи с гастролями. С 15 по 18 мая на главной сцене города были представлены две московские премьеры в исполнении актеров Малого театра – «Филумена Мартурано» и «Как обмануть государство». Главные роли в спектаклях играли такие знаменитые артисты, как Ирина Муравьева, Борис Клюев и, конечно, Юрий Соломин. Малый театр считают хранителем традиций классического русского театра, и на протяжении многих лет Юрий Соломин как художественный руководитель делает все для того, чтобы не потерять этот статус, которым очень дорожит. После премьеры спектакля в Сочи Юрий Мефодьевич побеседовал с журналистом «Сочи Экспресс».
- Вчера начались гастроли Малого театра в Сочи, открылись они спектаклем «Филумена Мартурано», что Вы можете сказать о сочинском зрителе, каким он Вам показался?
- Мы привезли два спектакля, пользующиеся в Москве и Санкт-Петербурге успехом зрителя. Здесь, конечно, другой зритель, поскольку он состоит из местного зрителя и из приезжего. Я могу сказать одно - очень внимательно слушали, что для нас самое дорогое. Я сейчас не отделяю местного зрителя от приезжего – все наши. Даже сегодня ко мне во время завтрака подходили очень многие и из разных республик и вплоть до того, что «Ой, можно вас потрогать?» (смеется). И вчера тоже подходили, и после спектакля подходили. И я все это понимаю, потому что хоть театр и легкий на подъем, но теперь такие экономические условия создают, что мы не всегда можем поехать куда-то далеко.
- Это является проблемой для театра?
- В этом есть своя проблема, но мы ее пока не испытываем, поскольку то количество людей и билетов, которые у нас есть, они нас вполне устраивают. А вообще на искусстве зарабатывать нельзя, вот это я могу сказать точно. Искусство и бизнес – это абсолютно две диаметрально противоположные вещи. Поэтому наше дело делать так, чтобы нравилось зрителю – и приезжему, и местному.
- Помимо театра, вы много лет своей творческой жизни посвятили кинематографу, и буквально через пару недель Сочи будет принимать фестиваль «КИНОТАВР». В связи с этим хотелось бы узнать, что Вы думаете о современном отечественном кинематографе?
- Что я думаю…наверное то же, что и вы (смеется) и то, что думают все зрители. Это не катастрофа, но, к сожалению, как только бизнес начинает овладевать пространством, а кинематограф – это и творчество, и техника, которая требует очень больших вложений, многое меняется. Поэтому не могу сказать, что я знаю все последние фильмы, просто времени не хватает и, честно говоря, иногда просто жалко его тратить на что-то. Я не могу критиковать кинематограф, потому что я изнутри знаю, как это тяжело, поэтому я не буду этого делать и говорить, что я жду от «КИНОТАВРА». Я знаю, что все равно несколько фильмов будет достойных, хотя они могут не иметь успеха у зрителей.
- Как Вы считаете, почему так происходит?
- Потому что зритель избалован сейчас, он хочет чего-то такого, чтобы посмеяться. А поплакать не хотите, а подумать не хотите, а сердцем поработать не хотите и мозгами? Вот в этом заключается искусство. Поэтому не всегда то, что получает какие-то премии, входит в историю кинематографа, театра или телевидения. Вот этот момент меня сильно беспокоит и уже давно.
- Чем, на ваш взгляд, отличается искусство прошлых лет от современного?
- Сейчас фильмы телевизионные, особенно многосерийные снимаются довольно-таки быстро. Я считаю это хорошо, потому что раньше процесс очень затягивался и мы могли снимать по шесть месяцев, ведь и пленка раньше была другая, нужно было делать много дублей. А с другой стороны, при таком потоке сериалов появляется какая-то некачественность. Но творческая сторона тогда была на очень высоком уровне, поскольку во всем, и в искусстве в том числе, есть переизбыток. В настоящее время очень трудно сохранить истинное лицо любого театра, сейчас что-то придумывают, чтобы удивить публику и не более того, ни о каком искусстве речь не идет, если переиначивают классику. Если бы писали что-то новое, а сейчас ведь и с писателями проблема, и с драматургами проблема. Я сейчас очень много получаю текстов, но не могу я ставить эту пьесу в Малом театре, не пойдет она. Островский сказал однажды: «Без театра нет нации», вот я эту фразу всегда повторяю, теперь уже точно все соглашаются с этим, поскольку с русским языком у нас стало плохо, заговорили о безграмотности. Потому что слишком многое стали менять и что-то добавлять, но пора признать, что ЕГЭ, например, у нас не получилось, просто нужно честно в этом признаться и все поймут. Я вижу по сегодняшним студентам, что есть сейчас какая-то «недокормленность» знаниями и «перекормленность» юмором, всякими движениями.
- Получается, что сейчас для искусства в целом безвозвратно ушло что-то важное?
- Я говорю о том, что современность утеряла общую русскую физиологию, музыку, исчезло вообще понятие «русская душа», его можно только в классике найти. Лично меня это беспокоит и я об этом всегда говорил. Все новое, конечно, хорошо, но и старое тоже неплохо, поэтому должен быть баланс. А самое главное – нельзя уничтожать память и нельзя к ней плохо относиться.
- Юрий Мефодьевич, а есть ли у Вас какая-то профессиональная мечта, которую бы хотелось реализовать?
- Конечно есть, но это же мечта, а о ней никто никогда не говорит. Поэтому говорить можно уже тогда, когда что-то произошло. Например, я мечтал об этой роли и вот оно сбылось. И потом, я отношусь к категории трезвых людей, и даже если мне чего-то хочется – я об этом не говорю. Еще я исхожу из понятий надобности и возможности, ведь на мне ответственность за весь актерский состав и вообще за театр
Светлана Леглер,
«Сочи-Экспресс», 19 мая 2014 года