ЧЕЛОВЕК С ПЛАНЕТЫ ТЕАТР
ЧЕЛОВЕК С ПЛАНЕТЫ ТЕАТР
Издательство Малого театра выпустило книгу Веры Максимовой «И это всё о нём», посвящённую жизни и творчеству Юрия Соломина.
Рассказ о жизни в искусстве и за его пределами щедро украшен фотографиями - фотолетописцам Малого театра удалось передать то, что не всегда доступно театроведу: крупный план роли, квинтэссенцию судьбы соломинских героев. Словом, для почитателей таланта Юрия Мефодьевича издание станет настоящим подарком.
Путеводитель по очень цельной судьбе Юрия Соломина приглашает побывать в деревянной Чите, куда возвратились несостоявшимися музыкантами родители (студенты знаменитой Ленинградской консерватории) - мама-певица частично потеряла слух, а папа-скрипач вернулся вместе с ней, чтобы не расставаться. Они вырастили троих детей: родные сыновья стали актёрами Малого театра, а удочерённая сестра - актрисой в провинции. Можно заглянуть в театральный сквер около Малого театра (Юрий Соломин больше никуда не поступал - или Малый, или ничего). Здесь старшего сына, проходящего тур за туром, ждал отец - и не заметил, как его обокрали: все деньги, обратные билеты, паспорт и - самое страшное - партийный билет. Жить в Москве было не на что, и тогда сибирский абитуриент нашёл Веру Пашенную, объяснил ей ситуацию и бухнул: «Если хотите меня брать, берите сейчас». Что-то важное увидела в тощем молодом человеке Вера Николаевна на этом внеплановом «туре», но свой главный экзамен Соломин сдал и был принят.
И куда бы потом ни забрасывала его артистическая судьба - в дальневоcточную тайгу или Японию на съёмки к Акире Куросаве, в Италию на операцию, по разным городам на гастроли, в Министерство культуры на должность министра, - все пути вели обратно в Малый театр.
Автор не торопится перейти к разбору ролей Юрия Соломина (его, как и всех молодых, «попридерживали» по негласному правилу Малого), а предлагает надолго задержаться в закулисье театра, посмотреть на работу стариков Малого, которые оказали огромное влияние на Юрия Мефодьевича. Он стал свидетелем не только их царственных триумфов, но и тихих слёз прощания со сценой, и благодарности за то, что театр всё ещё длится в их жизни.
А в «период накопления актёрского капитала» не гнушался никакой работы: участвовал в концертах народных университетов, записывал шумовые эффекты на радио, вводился в небольшие роли. Свою актёрскую силу Соломин набирал постепенно. Зато потом случился Хлестаков - «серая бабочка среди пёстрых провинциальных мастодонтов», случился Кирюша Кисельников из «Пучины» Островского - «предтеча русских интеллигентов», которого Максимова называет главной ролью жизни (к слову, и главы, посвящённые «Пучине», - лучшие в этой книге), случились царь Фёдор (за десять дней, после ухода Смоктуновского, Соломин ввёлся на роль блаженного монарха и сумел создать совершенно новый образ), царь Николай, Сирано, Фамусов, Мольер. И слова, обращённые к этому персонажу, вполне подошли бы самому Соломину: «Он играет человека с планеты Театр, а потом уже всё остальное - актёра, писателя, театрального вождя».
«МИТ-инфо» №3 (24) 2014
Дата публикации: 24.06.2014