Новости

ИСТОРИЮ СТРАНЫ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ И НЕ НАДО

ИСТОРИЮ СТРАНЫ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ И НЕ НАДО

Эта беседа произошла совершенно спонтанно. Попав в уютный кабинет художественного руководителя Малого театра Юрия СОЛОМИНА, наш корреспондент заговорила с ним о воспитании молодежи и связи поколений, поскольку сама очень молода, и так слово за слово они перешли на другие проблемы, связанные с профессией артиста и его миссией в обществе, ну и, конечно, не обошлось без личных привязанностях народного артиста СССР, его особой привязанности к домашним питомца, то есть нашим братьям меньшим. И вот какой получился диалог, который наверняка будет интересен нашим читателям.

Каким вы видите современное общество?

Если давать научное определение обществу как таковому, то это группа людей, связанных постоянными отношениями, или большая социальная группа с общей географической территорией. Они подчиняются единой политической власти и доминирующей культуре. И дело не в том, кто лучше, а кто хуже. Например, некоторые страны всем хотят доказать, что они лучше. Лучше кого? Ведь все мы пришли в этот мир одинаковыми. Общество - это, прежде всего, мир разумных людей и не важно, какой они национальности. По-моему, сейчас это очень ясно видно на примере трагических событий, происходящих в Украине.
За свою жизнь я немало поездил по миру, побывал во многих странах, но всегда помнил место, где я родился - Забайкалье. Это место очень многонационально, кого там только нет: и эвенки, и уйгуры, и монголы, и буряты, и русские, и татары. Из поколения в поколение они жили вместе, уважая друг друга и национальные традиции свои и соседей. Люди всегда должны помнить, что у каждого народа, у каждой страны есть своя история, которую трогать не надо, даже если она на чей-то взгляд не очень хорошая. Переделывать нельзя, трогать - тоже нельзя, а историю нужно расшифровывать - объяснять следующему поколению.

Какова роль культуры в современном обществе?

О-о, это очень важный вопрос. Я бы сказал так: роль очень большая. Культура - это не белая рубашка и побритая физиономия, хотя сейчас уже небритым быть модно, и не внешний вид человека, его неумение вести себя за столом и правильно пользоваться приборами. (Не надо путать с невоспитанностью.) Культура - это то, что воспитывает людей и служит связи поколений. Культура объединяет нацию, как та же церковь. Когда в 1991 году мне пришлось заниматься возвращением храмов, монастырей, древних икон, мне запомнились слова Патриарха всея Руси Алексия II: «Культура сохранила нам эти камни...» А литература! Я бы сказал так: наша классическая литература, так же как и драматургия, очень сильная, только ее не надо переделывать на сегодняшний лад. Почему? Да потому что там все написано и так!

Я горжусь званием народного артиста СССР. Почему? Да потому что это звание получил от зрителей России, Украины, Белоруссии и других республик большого Союза. Меня знают и таджики, и узбеки, и киргизы. СССР была огромная великая страна, и я не могу отказаться от этого звания, потому что в нем заключается дружба народов, оно воспитывает молодежь и объединяет поколения. Культура не может быть общей, но какая-то часть ее принадлежит всему миру. Эта часть является гордостью нашего народа, но понятна и близка всему человечеству. Например, русская классическая музыка воспринимается одинаково во всем мире, потому что она пробуждает чувства! Конечно же, многое зависит от исполнителя. Вот Денис Мацуев - это наш гениальный пианист. Он сам из Иркутска, его заметили на программе «Молодые голоса» и сразу пригласили на учебу в Москву, в ЦМШ. (!) Родители с бабушкой продали квартиру в Иркутске и привезли его в Москву, купили какую-то однокомнатную квартирку на 1-м этаже в «хрущевке» на окраине Москвы. В таких условиях он готовился к конкурсу Чайковского и получил 1-ю премию, стал лауреатом. Но если бы ты слышала, как он играет - «лабает» джаз! Это фантастика! Я был на его концерте классической музыки в зале Чайковского. И вот он бисировал, бисировал, бисировал, наконец говорит: «Все, я больше не могу!» А потом какие- то сделал вступления и... стал вкрапливать в классику мелодию «в лесу родилась елочка». Что творилось с залом - я до сих пор забыть не могу! Я был потрясен! Вот это талант, который подарило России уже не наше, а следующее, молодое поколение!

Юрий Мефодьевич, известно, что искусство театра - это неотъемлемая часть культурной жизни. Вся ваша творческая жизнь отдана Малому театру. Что для вас он значит, его корифеи?

Для начала, если не возражаешь, расскажу о себе. Во время войны мы жили как бы в глубоком тылу - Чита, Забайкалье, но это был не совсем тыл, до границы 400 километров, и граница эта была неспокойной. Жили мы впроголодь, поэтому, особенно у 1-4-х классов, был урок, когда нас подкармливали. Учительница топила печку, наливала нам кипяток, - у каждого в парте была своя кружка, и мы получали по одному пирожку с ливером. Учительница разливала чай, а потом шла к своей сумочке доставала такую маленькую бутылочку с разведенным сахарином и всем по ложечке добавляла в кружку. Когда мы «слышали» запах этих пирожков, то сразу замолкали, забывали обо всем на свете. А учительница в это время рассказывала о том, что происходит на фронте, как наши бьют фашистов и мы были счастливы!
То, что я стану артистом и никем другим, я знал всегда. Поэтому не хотел тратить время на химию или физику... И знаешь, наша химичка - а она у нас завуч была, очень строгая - меня вызывала к доске на уроке химии только один раз за четверть. Подойдет к окну и говорит: «Ну, артист, иди к доске!» И весь класс знал, что это я. Мои друзья мне подсказывали, а она все слышала, все понимала, но их не останавливала. Потом посмотрит, что я там «накалякал», и говорит: «Ну, давай! Тройки тебе хватит?» Прошло много лет, мы с ней встретились, и я ее спросил: «Елизавета Ивановна, почему, вызывая к доске, вы называли меня артистом?» Она говорит: «Я знала, что ты будешь артистом». Вот что это такое? Мудрость педагога! Она не мучила меня химией, она меня воспитывала - я бы так сказал.
Помню, как после окончания школы я приехал в Москву поступать в Щепкинское училище. Ехал 7 суток 12 часов на поезде, с дымом, с гарью, весь в саже... На экзаменах надо было пройти 3 тура и конкурс. Уже были пройдены 2 тура, оставался последний тур и конкурс - и тут я оказался в безвыходном положении: были похищены деньги, документы, остался только обратный билет, а денег уже не было на существование. Не знаю, как я осмелился, но пришел к Вере Николаевне Пашенной, поведал о своем положении и сказал: «Если вы меня берете, то берите. Если нет - уеду обратно в Читу». Она посмотрела на меня - мне показалось, что за это время прошло столетие - и говорит: «Ну, оставайся». Поэтому я каждый день ее вспоминаю и говорю - это моя учительница!
Да, я попал в Малый театр, который раньше был Императорским, и сейчас отдельным несогласным с этим названием говорю: «Да, Императорский театр! Что вам в этом не нравится?» В 1756 году после Указа императрицы Елизаветы Петровны был утвержден российский театр в Санкт-Петербурге - Александрийский, а вскоре при Московском университете был открыт театр, который позже стал называться Императорским Московским театром, и сейчас называется Государственным академическим Малым театром. Кто-то называет нас «музеем». Но разве музей - это плохо? Музей - это хорошо! Доступ туда для детей в праздничные дни - бесплатный. Я бы на месте государственной власти в выходные и праздничные дни сделал билеты бесплатными! Неглупые родители водят детей сюда, чтобы посмотреть Островского, Пушкина, Лермонтова в оригинале, а не в «придумке» какого-то человека под названием «режиссер». Ведь этими «придумками» идет развращение публики. Я и наше поколение артистов воспитаны поколениями «великих стариков». По возможности, я пытаюсь делать так же, как помогали мне в свое время. Мы все в неоплатном долгу перед ними - это долг памяти, нравственный долг. Поэтому, возвращаясь к твоему вопросу - что для меня Малый театр? - отвечу коротко: для меня Малый театр - все!!!

В начале 90-х годов вы служили министром культуры РФ. Трудно было на этом посту? Какими качествами должен обладать министр культуры?

Ты мне ставишь очень каверзный вопрос, потому что человеку трудно говорить о своих качествах - пусть об этом говорят другие. Я не знаю, какими качествами я обладал, но когда, будучи министром, понял, что меня не слышат, то ушел. Я не соглашался с некоторыми решениями вышестоящих организаций, протестовал, но последней каплей стало соединение Министерства культуры с туризмом - и я подал заявление об отставке. Еще тогда предупредил, что будут большие финансовые потери, что от этого соединения пострадают как культура, так и туризм, и что это «животное - помесь ежа с ужом» просуществует недолго. И оказался прав - это продлилось немногим более полугода. А сейчас, кажется, туризм вновь присоединили к Министерству культуры, большей глупости придумать нельзя.
Этой отставкой тогда я выразил свой протест, хотя в свое время с удовольствием принял предложение возглавить Министерство культуры. При этом я поставил условие, что из театра никуда не уйду. У меня спросили, смогу ли я совмещать две эти большие должности, и я ответил: «Ну, это мое дело! Смогу!» Одна газета тогда написала, что «он министр до шести часов, а после шести - артист». И за то, что я успел сделать за эти годы, пока был министром, мне не стыдно перед всеми моими коллегами от Владивостока до Калининграда. А вообще, как с культурой, так и с наукой, образованием, медициной большому начальнику нужно обращаться очень осторожно, потому что представители этих отраслей очень нежные «существа».
Вот возьми песни военных лет - даже не музыку, а слова... «Мне кажется порою, что солдаты,/С кровавых не пришедшие полей,/ Не в землю нашу полегли когда-то/А превратились в белых журавлей... » У меня сразу комок в горле встает. Почему? Да потому что я видел все это! Я пережил все это! И поэтому я не могу принять некоторые сегодняшние реалии. Мои чувства оскорбляет вид попрошаек, которые, прикрываясь камуфляжной формой, просят милостыню - вроде они «афганцы». Но я смотрю на них и вижу, что это не «афганцы», что у него совершенно другие глаза... Настоящий «афганец», прошедший войну, с ампутированными ногами, этого делать не станет. Это тот бизнес, который ни к солдатскому подвигу, ни к развитию нации не имеет никакого отношения. И мне обидно!

Однажды я поздно шел по Бронной улице и за мной увязались два здоровых парня, на голову выше меня, оба пьяные. Один мне говорит: «Ну, дай денег, не хватает на хлеб». Я залез в карман и не глядя достал из кармана деньги и говорю: «На!» А он, когда увидел, сколько я ему дал, долго на меня смотрел, а я ему: «Бери, бери! Но только если ты это потратишь не на хлеб... Я не умру с голода, но ты умрешь нехорошей смертью! Привет!» - и ушел, а в отражении витрины видел, как они молча смотрели мне вслед, долго смотрели. Я не знаю, как дальше сложилась их жизнь, что с ними. Хочется думать, что этот случай заставил их задуматься. Хотя...

Юрий Мефодьевич, я знаю, что вы очень любите животных. Что вас в них больше всего поражает? Какие они - ваши домашние питомцы?

Да, я очень люблю животных, и они меня всегда интересовали. Почему кошки реагируют так, а не иначе? У них очень хороший слух: даже когда спят, у них уши все время слушают. Почему собаки иногда бывают умнее людей? Почему именно собака полетела первый раз в космос? Почему все большие медицинские открытия сделаны благодаря собакам и другим животным? Наверное, потому что человек близок к ним - конечно, не собачьей жизнью... Почему они нас понимают? Вот у меня три собаки - и у каждой разный характер. Например, недавно я уезжал с дачи, и они по-разному реагировали. Один из них, Валет, так смотрел на меня, такими глазами... что я понял - у него есть душа и он не хотел, чтобы я уезжал. А второй - более молодой и крупный вырос с Валетом и ходит за ним, как ниточка за иголочкой, - то на Валета посмотрит, то на меня. Наверное, не может решить, что делать, и говорит: вот как Валет скажет, так и я сделаю. А Жулька - самая молодая... Я когда уходил - закрыл дверь, большие собаки так на террасе и остались. Обычно они меня до калитки провожают, а тут за дверью остались. А Жулька побежала за мной до калитки и стала оборачиваться к оставшимся: а чего это вы не идете? То есть они практически без слов все говорят и понимают друг друга.

Кошки - более закрытые. Мой кот за мной все время ходит. Всегда встречает у дверей - большой такой, пуховый. Я ему говорю: «Ну, что ты хочешь?» Потом без слов рукой махну - он за мной идет, сядит и смотрит. Я ему: «Что, есть хочешь? Что будешь - это или это?» Он посмотрит на «это» и на «то», и я понимаю, что он «это» хочет! Значит, есть какой- то сверхъестественный разум у всех живых существ!

Говорят, что лошади самые умные животные, а я все-таки думаю, что собаки. Именно собаки спасают людей, они многих спасли во время войны. Собаки были санитарами, они, обвешанные гранатами, бросались под танки, и это не выдумки, не сказки - это правда! Очень люблю смотреть телевизионные передачи: «Планета собак», «Планета кошек». В этих программах можно увидеть и узнать много интересного и познавательного. Эти знания помогают мне в работе со студентами. На занятиях иногда я вижу, что кто-то учебный материал понимает, а кто-то не понимает. И тогда я начинаю рассказывать про собак и про кошек - и это становится более понятным. Вот так!

Недавно я побывала на постановке комедии Гоголя «Ревизор». Мне известно, что в свое время вы играли роль Хлестакова, а сейчас являетесь режиссером. Какая работа вам больше нравится?

Актером больше нравится. И еще я бы так сказал - мне нравится педагогическая работа. Я преподаю в Щепкинском училище уже полвека. Я получаю удовольствие от этой работы. Что касается режиссерской работы - то не часто ставлю. Но когда у молодых режиссеров бывают какие-то «дырки», или возникают недоразумения - исправляю что- то, но обязательно при режиссере. А ставлю спектакль только тогда, когда есть какая-то необходимость, тогда я подключаюсь. А так мне больше нравится быть артистом - это с детства!

Юрий Мефодьевич, все знают вас как артиста театра и кино. А что вам больше по душе: играть на съемочной площадке или на сцене?

Сейчас я буду говорить в пользу театра, потому что на сцене все-таки ты хозяин роли, каким бы ни был хорошим режиссер. Вот жил-был очень хороший артист Владиcлавский Владимир Александрович. Как-то я стал спорить с режиссером - молодой тогда был, говорю: «Да вот здесь, по-моему, надо бы сыграть вот так!» А Владиславский после репетиции меня отозвал в сторонку и тихо говорит: «Никогда не спорь с режиссером! Ты ему всегда говори: хорошо, я попробую, сейчас попробую - и сделай. А когда выйдешь на сцену - делай, как ты думаешь, как ты чувствуешь». Мне кажется, я всю свою актерскую жизнь поступал так, как сказал мне Владиславский, как подсказывало мне сердце, конечно, в определенных режиссером рамках.

Все мы хотим вырасти и стать хорошими людьми. Быть хорошим человеком что это значит?

Быть хорошим человеком научить нельзя, его можно только воспитать! Я могу сказать - у нас в театре очень много хороших людей. Они не занимают больших постов они спокойно, тихо делают свою работу. Будь то осветитель, уборщица, да будь любой человек: монтировщики декораций, гримеры, реквизиторы, работники пошивочных цехов - это все наш золотой фонд! У нас есть, наконец, медицинская часть! Люди работают по 20 лет и больше, они прирастают душой к театру. Это все и называется коллектив - как одна семья, а театр - наш общий дом. Семья у нас большая - 700 человек. И все в меру своих возможностей относимся к этому дому с большой заботой и любовью.

И в заключение - какие советы и пожелания вы можете дать молодому поколению?

Вообще я советы не даю... Совет у меня один - побольше читать классики, не только русской, но и Шекспира, Киплинга, Мольера. Из наших - Распутина, Шукшина, Астафьева, я уж не говорю о Толстом и Чехове. Музыка, особенно классическая - она заставляет людей думать. И поэзия! Потому что поэзия и музыка пробуждают чувства! Вот это все и формирует личность человека, а уж он сам сделает правильные выводы, без всяких советов.

Беседу вела Полина ЧИБИСОВА
«Трибуна», 12 марта 2015 года

Дата публикации: 13.03.2015
ИСТОРИЮ СТРАНЫ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ И НЕ НАДО

Эта беседа произошла совершенно спонтанно. Попав в уютный кабинет художественного руководителя Малого театра Юрия СОЛОМИНА, наш корреспондент заговорила с ним о воспитании молодежи и связи поколений, поскольку сама очень молода, и так слово за слово они перешли на другие проблемы, связанные с профессией артиста и его миссией в обществе, ну и, конечно, не обошлось без личных привязанностях народного артиста СССР, его особой привязанности к домашним питомца, то есть нашим братьям меньшим. И вот какой получился диалог, который наверняка будет интересен нашим читателям.

Каким вы видите современное общество?

Если давать научное определение обществу как таковому, то это группа людей, связанных постоянными отношениями, или большая социальная группа с общей географической территорией. Они подчиняются единой политической власти и доминирующей культуре. И дело не в том, кто лучше, а кто хуже. Например, некоторые страны всем хотят доказать, что они лучше. Лучше кого? Ведь все мы пришли в этот мир одинаковыми. Общество - это, прежде всего, мир разумных людей и не важно, какой они национальности. По-моему, сейчас это очень ясно видно на примере трагических событий, происходящих в Украине.
За свою жизнь я немало поездил по миру, побывал во многих странах, но всегда помнил место, где я родился - Забайкалье. Это место очень многонационально, кого там только нет: и эвенки, и уйгуры, и монголы, и буряты, и русские, и татары. Из поколения в поколение они жили вместе, уважая друг друга и национальные традиции свои и соседей. Люди всегда должны помнить, что у каждого народа, у каждой страны есть своя история, которую трогать не надо, даже если она на чей-то взгляд не очень хорошая. Переделывать нельзя, трогать - тоже нельзя, а историю нужно расшифровывать - объяснять следующему поколению.

Какова роль культуры в современном обществе?

О-о, это очень важный вопрос. Я бы сказал так: роль очень большая. Культура - это не белая рубашка и побритая физиономия, хотя сейчас уже небритым быть модно, и не внешний вид человека, его неумение вести себя за столом и правильно пользоваться приборами. (Не надо путать с невоспитанностью.) Культура - это то, что воспитывает людей и служит связи поколений. Культура объединяет нацию, как та же церковь. Когда в 1991 году мне пришлось заниматься возвращением храмов, монастырей, древних икон, мне запомнились слова Патриарха всея Руси Алексия II: «Культура сохранила нам эти камни...» А литература! Я бы сказал так: наша классическая литература, так же как и драматургия, очень сильная, только ее не надо переделывать на сегодняшний лад. Почему? Да потому что там все написано и так!

Я горжусь званием народного артиста СССР. Почему? Да потому что это звание получил от зрителей России, Украины, Белоруссии и других республик большого Союза. Меня знают и таджики, и узбеки, и киргизы. СССР была огромная великая страна, и я не могу отказаться от этого звания, потому что в нем заключается дружба народов, оно воспитывает молодежь и объединяет поколения. Культура не может быть общей, но какая-то часть ее принадлежит всему миру. Эта часть является гордостью нашего народа, но понятна и близка всему человечеству. Например, русская классическая музыка воспринимается одинаково во всем мире, потому что она пробуждает чувства! Конечно же, многое зависит от исполнителя. Вот Денис Мацуев - это наш гениальный пианист. Он сам из Иркутска, его заметили на программе «Молодые голоса» и сразу пригласили на учебу в Москву, в ЦМШ. (!) Родители с бабушкой продали квартиру в Иркутске и привезли его в Москву, купили какую-то однокомнатную квартирку на 1-м этаже в «хрущевке» на окраине Москвы. В таких условиях он готовился к конкурсу Чайковского и получил 1-ю премию, стал лауреатом. Но если бы ты слышала, как он играет - «лабает» джаз! Это фантастика! Я был на его концерте классической музыки в зале Чайковского. И вот он бисировал, бисировал, бисировал, наконец говорит: «Все, я больше не могу!» А потом какие- то сделал вступления и... стал вкрапливать в классику мелодию «в лесу родилась елочка». Что творилось с залом - я до сих пор забыть не могу! Я был потрясен! Вот это талант, который подарило России уже не наше, а следующее, молодое поколение!

Юрий Мефодьевич, известно, что искусство театра - это неотъемлемая часть культурной жизни. Вся ваша творческая жизнь отдана Малому театру. Что для вас он значит, его корифеи?

Для начала, если не возражаешь, расскажу о себе. Во время войны мы жили как бы в глубоком тылу - Чита, Забайкалье, но это был не совсем тыл, до границы 400 километров, и граница эта была неспокойной. Жили мы впроголодь, поэтому, особенно у 1-4-х классов, был урок, когда нас подкармливали. Учительница топила печку, наливала нам кипяток, - у каждого в парте была своя кружка, и мы получали по одному пирожку с ливером. Учительница разливала чай, а потом шла к своей сумочке доставала такую маленькую бутылочку с разведенным сахарином и всем по ложечке добавляла в кружку. Когда мы «слышали» запах этих пирожков, то сразу замолкали, забывали обо всем на свете. А учительница в это время рассказывала о том, что происходит на фронте, как наши бьют фашистов и мы были счастливы!
То, что я стану артистом и никем другим, я знал всегда. Поэтому не хотел тратить время на химию или физику... И знаешь, наша химичка - а она у нас завуч была, очень строгая - меня вызывала к доске на уроке химии только один раз за четверть. Подойдет к окну и говорит: «Ну, артист, иди к доске!» И весь класс знал, что это я. Мои друзья мне подсказывали, а она все слышала, все понимала, но их не останавливала. Потом посмотрит, что я там «накалякал», и говорит: «Ну, давай! Тройки тебе хватит?» Прошло много лет, мы с ней встретились, и я ее спросил: «Елизавета Ивановна, почему, вызывая к доске, вы называли меня артистом?» Она говорит: «Я знала, что ты будешь артистом». Вот что это такое? Мудрость педагога! Она не мучила меня химией, она меня воспитывала - я бы так сказал.
Помню, как после окончания школы я приехал в Москву поступать в Щепкинское училище. Ехал 7 суток 12 часов на поезде, с дымом, с гарью, весь в саже... На экзаменах надо было пройти 3 тура и конкурс. Уже были пройдены 2 тура, оставался последний тур и конкурс - и тут я оказался в безвыходном положении: были похищены деньги, документы, остался только обратный билет, а денег уже не было на существование. Не знаю, как я осмелился, но пришел к Вере Николаевне Пашенной, поведал о своем положении и сказал: «Если вы меня берете, то берите. Если нет - уеду обратно в Читу». Она посмотрела на меня - мне показалось, что за это время прошло столетие - и говорит: «Ну, оставайся». Поэтому я каждый день ее вспоминаю и говорю - это моя учительница!
Да, я попал в Малый театр, который раньше был Императорским, и сейчас отдельным несогласным с этим названием говорю: «Да, Императорский театр! Что вам в этом не нравится?» В 1756 году после Указа императрицы Елизаветы Петровны был утвержден российский театр в Санкт-Петербурге - Александрийский, а вскоре при Московском университете был открыт театр, который позже стал называться Императорским Московским театром, и сейчас называется Государственным академическим Малым театром. Кто-то называет нас «музеем». Но разве музей - это плохо? Музей - это хорошо! Доступ туда для детей в праздничные дни - бесплатный. Я бы на месте государственной власти в выходные и праздничные дни сделал билеты бесплатными! Неглупые родители водят детей сюда, чтобы посмотреть Островского, Пушкина, Лермонтова в оригинале, а не в «придумке» какого-то человека под названием «режиссер». Ведь этими «придумками» идет развращение публики. Я и наше поколение артистов воспитаны поколениями «великих стариков». По возможности, я пытаюсь делать так же, как помогали мне в свое время. Мы все в неоплатном долгу перед ними - это долг памяти, нравственный долг. Поэтому, возвращаясь к твоему вопросу - что для меня Малый театр? - отвечу коротко: для меня Малый театр - все!!!

В начале 90-х годов вы служили министром культуры РФ. Трудно было на этом посту? Какими качествами должен обладать министр культуры?

Ты мне ставишь очень каверзный вопрос, потому что человеку трудно говорить о своих качествах - пусть об этом говорят другие. Я не знаю, какими качествами я обладал, но когда, будучи министром, понял, что меня не слышат, то ушел. Я не соглашался с некоторыми решениями вышестоящих организаций, протестовал, но последней каплей стало соединение Министерства культуры с туризмом - и я подал заявление об отставке. Еще тогда предупредил, что будут большие финансовые потери, что от этого соединения пострадают как культура, так и туризм, и что это «животное - помесь ежа с ужом» просуществует недолго. И оказался прав - это продлилось немногим более полугода. А сейчас, кажется, туризм вновь присоединили к Министерству культуры, большей глупости придумать нельзя.
Этой отставкой тогда я выразил свой протест, хотя в свое время с удовольствием принял предложение возглавить Министерство культуры. При этом я поставил условие, что из театра никуда не уйду. У меня спросили, смогу ли я совмещать две эти большие должности, и я ответил: «Ну, это мое дело! Смогу!» Одна газета тогда написала, что «он министр до шести часов, а после шести - артист». И за то, что я успел сделать за эти годы, пока был министром, мне не стыдно перед всеми моими коллегами от Владивостока до Калининграда. А вообще, как с культурой, так и с наукой, образованием, медициной большому начальнику нужно обращаться очень осторожно, потому что представители этих отраслей очень нежные «существа».
Вот возьми песни военных лет - даже не музыку, а слова... «Мне кажется порою, что солдаты,/С кровавых не пришедшие полей,/ Не в землю нашу полегли когда-то/А превратились в белых журавлей... » У меня сразу комок в горле встает. Почему? Да потому что я видел все это! Я пережил все это! И поэтому я не могу принять некоторые сегодняшние реалии. Мои чувства оскорбляет вид попрошаек, которые, прикрываясь камуфляжной формой, просят милостыню - вроде они «афганцы». Но я смотрю на них и вижу, что это не «афганцы», что у него совершенно другие глаза... Настоящий «афганец», прошедший войну, с ампутированными ногами, этого делать не станет. Это тот бизнес, который ни к солдатскому подвигу, ни к развитию нации не имеет никакого отношения. И мне обидно!

Однажды я поздно шел по Бронной улице и за мной увязались два здоровых парня, на голову выше меня, оба пьяные. Один мне говорит: «Ну, дай денег, не хватает на хлеб». Я залез в карман и не глядя достал из кармана деньги и говорю: «На!» А он, когда увидел, сколько я ему дал, долго на меня смотрел, а я ему: «Бери, бери! Но только если ты это потратишь не на хлеб... Я не умру с голода, но ты умрешь нехорошей смертью! Привет!» - и ушел, а в отражении витрины видел, как они молча смотрели мне вслед, долго смотрели. Я не знаю, как дальше сложилась их жизнь, что с ними. Хочется думать, что этот случай заставил их задуматься. Хотя...

Юрий Мефодьевич, я знаю, что вы очень любите животных. Что вас в них больше всего поражает? Какие они - ваши домашние питомцы?

Да, я очень люблю животных, и они меня всегда интересовали. Почему кошки реагируют так, а не иначе? У них очень хороший слух: даже когда спят, у них уши все время слушают. Почему собаки иногда бывают умнее людей? Почему именно собака полетела первый раз в космос? Почему все большие медицинские открытия сделаны благодаря собакам и другим животным? Наверное, потому что человек близок к ним - конечно, не собачьей жизнью... Почему они нас понимают? Вот у меня три собаки - и у каждой разный характер. Например, недавно я уезжал с дачи, и они по-разному реагировали. Один из них, Валет, так смотрел на меня, такими глазами... что я понял - у него есть душа и он не хотел, чтобы я уезжал. А второй - более молодой и крупный вырос с Валетом и ходит за ним, как ниточка за иголочкой, - то на Валета посмотрит, то на меня. Наверное, не может решить, что делать, и говорит: вот как Валет скажет, так и я сделаю. А Жулька - самая молодая... Я когда уходил - закрыл дверь, большие собаки так на террасе и остались. Обычно они меня до калитки провожают, а тут за дверью остались. А Жулька побежала за мной до калитки и стала оборачиваться к оставшимся: а чего это вы не идете? То есть они практически без слов все говорят и понимают друг друга.

Кошки - более закрытые. Мой кот за мной все время ходит. Всегда встречает у дверей - большой такой, пуховый. Я ему говорю: «Ну, что ты хочешь?» Потом без слов рукой махну - он за мной идет, сядит и смотрит. Я ему: «Что, есть хочешь? Что будешь - это или это?» Он посмотрит на «это» и на «то», и я понимаю, что он «это» хочет! Значит, есть какой- то сверхъестественный разум у всех живых существ!

Говорят, что лошади самые умные животные, а я все-таки думаю, что собаки. Именно собаки спасают людей, они многих спасли во время войны. Собаки были санитарами, они, обвешанные гранатами, бросались под танки, и это не выдумки, не сказки - это правда! Очень люблю смотреть телевизионные передачи: «Планета собак», «Планета кошек». В этих программах можно увидеть и узнать много интересного и познавательного. Эти знания помогают мне в работе со студентами. На занятиях иногда я вижу, что кто-то учебный материал понимает, а кто-то не понимает. И тогда я начинаю рассказывать про собак и про кошек - и это становится более понятным. Вот так!

Недавно я побывала на постановке комедии Гоголя «Ревизор». Мне известно, что в свое время вы играли роль Хлестакова, а сейчас являетесь режиссером. Какая работа вам больше нравится?

Актером больше нравится. И еще я бы так сказал - мне нравится педагогическая работа. Я преподаю в Щепкинском училище уже полвека. Я получаю удовольствие от этой работы. Что касается режиссерской работы - то не часто ставлю. Но когда у молодых режиссеров бывают какие-то «дырки», или возникают недоразумения - исправляю что- то, но обязательно при режиссере. А ставлю спектакль только тогда, когда есть какая-то необходимость, тогда я подключаюсь. А так мне больше нравится быть артистом - это с детства!

Юрий Мефодьевич, все знают вас как артиста театра и кино. А что вам больше по душе: играть на съемочной площадке или на сцене?

Сейчас я буду говорить в пользу театра, потому что на сцене все-таки ты хозяин роли, каким бы ни был хорошим режиссер. Вот жил-был очень хороший артист Владиcлавский Владимир Александрович. Как-то я стал спорить с режиссером - молодой тогда был, говорю: «Да вот здесь, по-моему, надо бы сыграть вот так!» А Владиславский после репетиции меня отозвал в сторонку и тихо говорит: «Никогда не спорь с режиссером! Ты ему всегда говори: хорошо, я попробую, сейчас попробую - и сделай. А когда выйдешь на сцену - делай, как ты думаешь, как ты чувствуешь». Мне кажется, я всю свою актерскую жизнь поступал так, как сказал мне Владиславский, как подсказывало мне сердце, конечно, в определенных режиссером рамках.

Все мы хотим вырасти и стать хорошими людьми. Быть хорошим человеком что это значит?

Быть хорошим человеком научить нельзя, его можно только воспитать! Я могу сказать - у нас в театре очень много хороших людей. Они не занимают больших постов они спокойно, тихо делают свою работу. Будь то осветитель, уборщица, да будь любой человек: монтировщики декораций, гримеры, реквизиторы, работники пошивочных цехов - это все наш золотой фонд! У нас есть, наконец, медицинская часть! Люди работают по 20 лет и больше, они прирастают душой к театру. Это все и называется коллектив - как одна семья, а театр - наш общий дом. Семья у нас большая - 700 человек. И все в меру своих возможностей относимся к этому дому с большой заботой и любовью.

И в заключение - какие советы и пожелания вы можете дать молодому поколению?

Вообще я советы не даю... Совет у меня один - побольше читать классики, не только русской, но и Шекспира, Киплинга, Мольера. Из наших - Распутина, Шукшина, Астафьева, я уж не говорю о Толстом и Чехове. Музыка, особенно классическая - она заставляет людей думать. И поэзия! Потому что поэзия и музыка пробуждают чувства! Вот это все и формирует личность человека, а уж он сам сделает правильные выводы, без всяких советов.

Беседу вела Полина ЧИБИСОВА
«Трибуна», 12 марта 2015 года

Дата публикации: 13.03.2015