Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН ПРАЗДНУЕТ 80-ЛЕТИЕ

ЮРИЙ СОЛОМИН ПРАЗДНУЕТ 80-ЛЕТИЕ

Татьяна Петренко, Театрал-онлайн, 18 июня 2015 года


Подростком Юрий Соломин увидел фильм, снятый к 125-летию Малого театра, и понял, что хочет работать именно здесь. После школы юноша из Читы с большим опытом выступлений в самодеятельности поступил в Щепкинское училище, куда вернулся спустя четыре года как преподаватель. На сцене Малого театра Соломин сыграл около полусотни ролей: Хлестаков и Протасов, Николай II и царь Федор, дядя Ваня и Кисельников в «Пучине», Фамусов и Мольер… Всесоюзная слава пришла к Юрию Соломину после фильма «Адъютант его превосходительства». Хотя сам Юрий Мефодьевич больше ценит роль в фильме «Дерсу Узала», для которого Акира Куросава искал «идеальное русское лицо». Юрий Соломин был последним министром культуры СССР, занимая этот пост в 1990-91 годах. В течение месяца за ним приезжала министерская машина, а он гордо садился в свои «Жигули». Он был инициатором проведения фестиваля Островского в Доме Островского для провинциальных городов. Малый театр под руководством Соломина постоянно выезжает не только на зарубежные гастроли, но и по городам России. Как человек, знающий провинцию, он понимает, как ей необходим культурный обмен. Главным делом своей жизни Юрий Мефодиевич считает Малый театр, где служит уже 60 лет, и следует правилу – нужно сохранить все то, что было оставлено нашими предшественниками: «Не нами этот театр создан, не на нас кончится»…

Григорий Гоберник, композитор, народный артист РФ, зам. художественного руководителя Малого театра


- Когда я был приглашен работать в Малый театр, художественный руководитель Юрий Мефодьевич Соломин сразу определил мне круг задач. Прежде всего, сохранить дееспособность камерного оркестра Малого театра. На сегодняшний день это единственный в мире драматический театр, имеющий собственный, постоянно действующий музыкальный коллектив.

Во-первых, наш оркестр играет в фойе перед спектаклями. Причем стараемся увязывать программу такого «мини концерта» со стилистикой пьесы, ее автора. Так, например, перед спектаклем «Три сестры» может звучать музыка П.Чайковского, А.Лядова, А.Глазунова и других русских композиторов. Во-вторых, практически, каждый месяц идет «Концерт артистов и оркестра Малого театра», наконец, самое главное: оркестр в разных составах сопровождает четырнадцать спектаклей репертуара.

Не скрою, были тенденции к роспуску коллектива, к сокращению, но Юрий Мефодьевич категорично отстоял право на его существование.

Мне повезло работать в качестве композитора с обоими братьями Соломинами: Виталием Мефодьевичем и Юрием Мефодьевичем. Могу сказать, что оба наделены очень хорошими музыкальными данными. Должно быть, в родителей: мать была пианистка, а отец играл на многих музыкальных инструментах. Не случайно, наверное, братья Соломины были приглашены в качестве исполнителей главных ролей при экранизации оперетты «Летучая мышь», и подобных примеров «музыкального погружения» достаточно много. Именно Соломин постановкой водевиля «Таинственный ящик» по Павлу Каратыгину вернул традицию существования в репертуаре этого жанра. Он сам исполнил главную роль, а там достаточно много вокальных номеров, и на сцене – полный состав оркестра. Учитывая, что за последние годы были поставлены такие музыкальные спектакли, как «Свадьба Кречинского», «Таинственный ящик», «Усилия любви», «Дон Жуан», «Концерты артистов и оркестра» – можно говорить об особом музыкальном направлении в репертуаре Малого театра.

Я работал со многими режиссерами в драматических театрах, Юрий Мефодьевич относится к комфортным для композитора постановщикам. Определяя общую структуру спектакля, он чувствует, какую часть в ней должна занимать музыка. Он способен принять предложения по музыкальному решению того или иного эпизода, в чем-то меняющего его режиссерскую концепцию, и не боится, что кто-то привнесет что-то неординарное в его режиссуру. Если это идет на пользу спектаклю, он это смело принимает.

Сергей Соловьев, кинорежиссер

- С Юрием Мефодиевичем я познакомился на картине «Мелодии белой ночи», где он снимался в роли композитора-дирижера. На тот момент ему было лет 40, а мне 30. Он казался, с одной стороны, очень взрослым, а с другой стороны, очень красивым. С тех пор много времени прошло, и как ни странно, он как будто молодел у меня на глазах. С каждым годом все моложе и моложе. Потом я понял, что это просто я старею. Сейчас уже привык. Меня это не удивляет. Но я все же каждый раз, когда встречаю его, спрашиваю: «Юра, как ты замечательно выглядишь! Как это у тебя получается? Ты, наверное, специально что-то делаешь, может, где-то отдыхаешь? Поделись секретами!» Он смеется: «Вот будет у тебя такой круг обязанностей, как у меня, тоже начнешь стремительно молодеть». Я рад, что судьба свела меня с Юрием Мефодьевичем. Я благодарен ему за то колоссальное удовольствие, которое получил, работая с ним как режиссер. Я, конечно, люблю нашу японскую картину – «Мелодии белой ночи». Это как раз тот случай, когда она дорога мне как память. Недавно был в Японии. Для кого-то это цветущая сакура, а для меня с тех пор Япония – это Юра Соломин. Она им личностно согрета. Когда сняли картину, вместе ездили на премьеру, и вообще эта картина нас подружила. Но было в моей жизни еще одно прекрасное событие, связанное с Юрой Соломиным. Это время, когда я ставил в Малом театре спектакль «Дядя Ваня», с ним в главной роли. Он грандиозно играл, это производило сильное впечатление. На жизнь и вообще на весь белый свет начинаешь смотреть по-другому. Я очень горжусь дружбой с ним и очень рассчитываю, что процесс его глобального омоложения будет продолжаться.

Александр Голобородько, актер Театра Моссовета

- Мы встретились с Юрой в Киеве, на съемках фильма «Инспектор уголовного розыска». Фильм часто сейчас показывают. Он, как старое вино, с каждым годом становится лучше. Это был 70-й год, и хоть мы играли антиподов, стали с Юрой приятелями. Жили мы в гостинице «Украина», вдвоем в номере на шесть коек, и все актеры ходили к нам в гости. Как-то после съемок он позвонил в Москву и узнал, что утром надо быть на репетиции. Я как киевлянин взял в помощь знакомого, и мы отправились на вокзал. Через знакомую кассиршу раздобыли билет, и Юра благополучно уехал. Бывал у него в Москве. Он жил в скромной двухкомнатной квартире. Помню, вошел, огляделся, а он смеется: «Видишь, как живут звезды». Он пригласил меня на спектакль «Ревизор», где играл Хлестакова. Замечательно играл, интересно. Очень подвижный актер. Когда я переехал в Москву, пришел работать в Малый театр. Мы стали коллегами, а подружился я с Виталием Соломиным. Дружили семьями, вместе отдыхали в Мисхоре.

Однако, когда Юра приступил к съемкам фильма «Берег его надежды» о путешественнике Миклухе-Маклае, на роль Мещерского он пригласил меня. Он, конечно, удивительный человек. Задействовал большое количество своих учеников. Во-первых, обеспечил их работой, во-вторых, окружил себя близкими людьми. Он создал особую, дружескую атмосферу на съемочной площадке. Юра не относился к категории режиссеров-диктаторов. Он человек не грубый, в наполеоновских замашках замечен не был. Все замечания по делу, профессионально, очень точно, а главное – спокойно, без крика. Помню, мы перед очередной сценой сидели на берегу речки, говорили ни о чем, и все это плавно перешло в съемку, даже без репетиций. У меня от того времени остались хорошие воспоминания. Сейчас, если я бываю в Малом театре, Юра всегда говорит: «А это наш артист, он 10 лет у нас проработал».


Дата публикации: 19.06.2015
ЮРИЙ СОЛОМИН ПРАЗДНУЕТ 80-ЛЕТИЕ

Татьяна Петренко, Театрал-онлайн, 18 июня 2015 года


Подростком Юрий Соломин увидел фильм, снятый к 125-летию Малого театра, и понял, что хочет работать именно здесь. После школы юноша из Читы с большим опытом выступлений в самодеятельности поступил в Щепкинское училище, куда вернулся спустя четыре года как преподаватель. На сцене Малого театра Соломин сыграл около полусотни ролей: Хлестаков и Протасов, Николай II и царь Федор, дядя Ваня и Кисельников в «Пучине», Фамусов и Мольер… Всесоюзная слава пришла к Юрию Соломину после фильма «Адъютант его превосходительства». Хотя сам Юрий Мефодьевич больше ценит роль в фильме «Дерсу Узала», для которого Акира Куросава искал «идеальное русское лицо». Юрий Соломин был последним министром культуры СССР, занимая этот пост в 1990-91 годах. В течение месяца за ним приезжала министерская машина, а он гордо садился в свои «Жигули». Он был инициатором проведения фестиваля Островского в Доме Островского для провинциальных городов. Малый театр под руководством Соломина постоянно выезжает не только на зарубежные гастроли, но и по городам России. Как человек, знающий провинцию, он понимает, как ей необходим культурный обмен. Главным делом своей жизни Юрий Мефодиевич считает Малый театр, где служит уже 60 лет, и следует правилу – нужно сохранить все то, что было оставлено нашими предшественниками: «Не нами этот театр создан, не на нас кончится»…

Григорий Гоберник, композитор, народный артист РФ, зам. художественного руководителя Малого театра


- Когда я был приглашен работать в Малый театр, художественный руководитель Юрий Мефодьевич Соломин сразу определил мне круг задач. Прежде всего, сохранить дееспособность камерного оркестра Малого театра. На сегодняшний день это единственный в мире драматический театр, имеющий собственный, постоянно действующий музыкальный коллектив.

Во-первых, наш оркестр играет в фойе перед спектаклями. Причем стараемся увязывать программу такого «мини концерта» со стилистикой пьесы, ее автора. Так, например, перед спектаклем «Три сестры» может звучать музыка П.Чайковского, А.Лядова, А.Глазунова и других русских композиторов. Во-вторых, практически, каждый месяц идет «Концерт артистов и оркестра Малого театра», наконец, самое главное: оркестр в разных составах сопровождает четырнадцать спектаклей репертуара.

Не скрою, были тенденции к роспуску коллектива, к сокращению, но Юрий Мефодьевич категорично отстоял право на его существование.

Мне повезло работать в качестве композитора с обоими братьями Соломинами: Виталием Мефодьевичем и Юрием Мефодьевичем. Могу сказать, что оба наделены очень хорошими музыкальными данными. Должно быть, в родителей: мать была пианистка, а отец играл на многих музыкальных инструментах. Не случайно, наверное, братья Соломины были приглашены в качестве исполнителей главных ролей при экранизации оперетты «Летучая мышь», и подобных примеров «музыкального погружения» достаточно много. Именно Соломин постановкой водевиля «Таинственный ящик» по Павлу Каратыгину вернул традицию существования в репертуаре этого жанра. Он сам исполнил главную роль, а там достаточно много вокальных номеров, и на сцене – полный состав оркестра. Учитывая, что за последние годы были поставлены такие музыкальные спектакли, как «Свадьба Кречинского», «Таинственный ящик», «Усилия любви», «Дон Жуан», «Концерты артистов и оркестра» – можно говорить об особом музыкальном направлении в репертуаре Малого театра.

Я работал со многими режиссерами в драматических театрах, Юрий Мефодьевич относится к комфортным для композитора постановщикам. Определяя общую структуру спектакля, он чувствует, какую часть в ней должна занимать музыка. Он способен принять предложения по музыкальному решению того или иного эпизода, в чем-то меняющего его режиссерскую концепцию, и не боится, что кто-то привнесет что-то неординарное в его режиссуру. Если это идет на пользу спектаклю, он это смело принимает.

Сергей Соловьев, кинорежиссер

- С Юрием Мефодиевичем я познакомился на картине «Мелодии белой ночи», где он снимался в роли композитора-дирижера. На тот момент ему было лет 40, а мне 30. Он казался, с одной стороны, очень взрослым, а с другой стороны, очень красивым. С тех пор много времени прошло, и как ни странно, он как будто молодел у меня на глазах. С каждым годом все моложе и моложе. Потом я понял, что это просто я старею. Сейчас уже привык. Меня это не удивляет. Но я все же каждый раз, когда встречаю его, спрашиваю: «Юра, как ты замечательно выглядишь! Как это у тебя получается? Ты, наверное, специально что-то делаешь, может, где-то отдыхаешь? Поделись секретами!» Он смеется: «Вот будет у тебя такой круг обязанностей, как у меня, тоже начнешь стремительно молодеть». Я рад, что судьба свела меня с Юрием Мефодьевичем. Я благодарен ему за то колоссальное удовольствие, которое получил, работая с ним как режиссер. Я, конечно, люблю нашу японскую картину – «Мелодии белой ночи». Это как раз тот случай, когда она дорога мне как память. Недавно был в Японии. Для кого-то это цветущая сакура, а для меня с тех пор Япония – это Юра Соломин. Она им личностно согрета. Когда сняли картину, вместе ездили на премьеру, и вообще эта картина нас подружила. Но было в моей жизни еще одно прекрасное событие, связанное с Юрой Соломиным. Это время, когда я ставил в Малом театре спектакль «Дядя Ваня», с ним в главной роли. Он грандиозно играл, это производило сильное впечатление. На жизнь и вообще на весь белый свет начинаешь смотреть по-другому. Я очень горжусь дружбой с ним и очень рассчитываю, что процесс его глобального омоложения будет продолжаться.

Александр Голобородько, актер Театра Моссовета

- Мы встретились с Юрой в Киеве, на съемках фильма «Инспектор уголовного розыска». Фильм часто сейчас показывают. Он, как старое вино, с каждым годом становится лучше. Это был 70-й год, и хоть мы играли антиподов, стали с Юрой приятелями. Жили мы в гостинице «Украина», вдвоем в номере на шесть коек, и все актеры ходили к нам в гости. Как-то после съемок он позвонил в Москву и узнал, что утром надо быть на репетиции. Я как киевлянин взял в помощь знакомого, и мы отправились на вокзал. Через знакомую кассиршу раздобыли билет, и Юра благополучно уехал. Бывал у него в Москве. Он жил в скромной двухкомнатной квартире. Помню, вошел, огляделся, а он смеется: «Видишь, как живут звезды». Он пригласил меня на спектакль «Ревизор», где играл Хлестакова. Замечательно играл, интересно. Очень подвижный актер. Когда я переехал в Москву, пришел работать в Малый театр. Мы стали коллегами, а подружился я с Виталием Соломиным. Дружили семьями, вместе отдыхали в Мисхоре.

Однако, когда Юра приступил к съемкам фильма «Берег его надежды» о путешественнике Миклухе-Маклае, на роль Мещерского он пригласил меня. Он, конечно, удивительный человек. Задействовал большое количество своих учеников. Во-первых, обеспечил их работой, во-вторых, окружил себя близкими людьми. Он создал особую, дружескую атмосферу на съемочной площадке. Юра не относился к категории режиссеров-диктаторов. Он человек не грубый, в наполеоновских замашках замечен не был. Все замечания по делу, профессионально, очень точно, а главное – спокойно, без крика. Помню, мы перед очередной сценой сидели на берегу речки, говорили ни о чем, и все это плавно перешло в съемку, даже без репетиций. У меня от того времени остались хорошие воспоминания. Сейчас, если я бываю в Малом театре, Юра всегда говорит: «А это наш артист, он 10 лет у нас проработал».


Дата публикации: 19.06.2015