ТРИДЦАТЬ КАЗАКОВ УГОВАРИВАЛИ ЭЛИНУ БЫСТРИЦКУЮ СМЕНИТЬ ФАМИЛИЮ
4 апреля Элина Авраамовна отметит 75-летие.
ТРИДЦАТЬ КАЗАКОВ УГОВАРИВАЛИ ЭЛИНУ БЫСТРИЦКУЮ СМЕНИТЬ ФАМИЛИЮ
4 апреля Элина Авраамовна отметит 75-летие. Звезда советского экрана снималась в кино необъяснимо мало. Однако сыгранные роли так хороши, что обеспечили актрисе народную любовь на многие годы вперед. О своей жизни Элина Быстрицкая рассказала «Антенне».
«СЫН» ПОЛКА
- Я родилась в семье врача. В 13 лет оказалась в действующей армии, во фронтовом передвижном сортировочном эвакогоспитале, где служил отец. Следом за мной туда пришла работать моя мама. Долгое время я не афишировала, что была участницей войны, просто указывала, если нужно, в анкетах. Но одна дама из отдела кадров Малого театра однажды сказала, что я все выдумала. Мне стало обидно, что меня упрекнули во лжи. И я поехала в звенигородский архив за доказательствами. Это было в 1984 году. Потом уж я получила орден Отечественной войны и меня назвали «сыном» полка.
ДАЖЕ В ОБЛАСТИ БАЛЕТА ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ
После войны, устав от боли и крови, я захотела стать актрисой, но не знала, что для этого нужно делать. В Нежине, где мы тогда жили, была музыкальная школа с балетным классом. Я пришла к балерине, которая его вела, и сказала, что хочу учиться. Она ответила: «Вы опоздали лет на десять!» Но я все-таки уговорила ее взять меня. Сказала, что не собираюсь быть балериной, а хочу стать актрисой, и мне такая подготовка может пригодиться. Занималась в балетном классе вместе с маленькими девочками — это был большой удар по самолюбию. У них все легко получалось, а у меня были невероятные сложности. Однако за полтора года я прошла пять классов балетной школы А потом в борьбе с семьей добилась возможности поступить в театральный институт.
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ
В Киеве во время учебы снималась в массовке. Нет, я мечтала не о кино, а о куске хлеба. Голодно было, надо было зарабатывать — родители не могли меня содержать. В массовке меня заметили и сначала пригласили на эпизод, а потом и на роль. После первого курса я снялась в фильме «В мирные дни». Потом уже в составе Вильнюсского театра приехала на гастроли в Ленинград. И меня пригласили на кинопробы в две картины: «Двенадцатая ночь» и «Неоконченная повесть». Утвердили и там и там. Я выбрала «Неоконченную повесть», потому что это был рассказ о врачах, а я все про них знала. Эту работу я посвятила родителям.
У МЕНЯ ТАКОЙ ХАРАКТЕР
Я начала сниматься у Михаила Ромма в фильме «Убийство на улице Данте» в роли матери героя Михаила Козакова, но заболела — инфекционная желтуха. Когда через полтора месяца я выздоровела, то не могла работать: меня так разнесло, что ни один костюм не налезал. Позже я прочитала у Козакова, что была слишком молода для этой роли... На мое место взяли Евгению Козыреву. Я очень горевала тогда.
Примерно в это же время организовалась поездка первой делегации советских кинематографистов во Францию. Я была в ее составе, там и узнала, что Сергей Герасимов начинает подготовку к съемкам «Тихого Дона». Когда-то я взяла для курсовой работы отрывок из этого романа. Но мой педагог сказал, что играть Аксинью — не мое дело. А у меня такой характер: если что-то хочу и могу, то должна это доказывать. На роль претендовало около тридцати актрис. Победа, оказалась за мной. Утверждал исполнителей сам Шолохов. Мне рассказали, что когда он увидел на экране меня, то воскликнул: «Так вот же Аксинья!»
ОТКАРМЛИВАЛИ КАК ПОРОСЁНКА
Для съемок фильма пришлось измениться внешне — меня откармливали, как поросенка. Я научилась ездить верхом, хотя сильно боялась лошадей. А еще носить ведра с водой на коромысле. Это особое искусство: чтобы вода не расплескалась, нужно раскачивать не плечи, а бедра. Когда мы приехали снимать в станицу Вешенская, 65-летняя казачка баба Уля меня обучала. Сказала: «Ты приходи поране на берег, покеда наших казачков нету. А то ежели увидят нас за этим занятием, засмеють». А еще я научилась выкатывать белье раньше же утюгов не было. Никто не знал, как это, делается. Тогда я закрылась, с инструментами — они называются рубель и качалка — и вспомнила, как выкатывала, белье моя бабушка. Потом показала Герасимову, и он сказал: «Гордится».
Вскоре после выхода «Тихого Дона» на экран тридцать казацких старейшин прислали мне грамоту, в которой признавали меня настоящей казачкой и просили отныне называться Аксиньей Донской. Я была тронута, но сказала, что изменить фамилию родителей не могу.
ОТПУСТИТЕ МЕНЯ В ДОБРОВОЛЬЦЫ
В том же 1958 году сыграла Лелю в «Добровольцах». Она очень похожа на мою маму, которую я помню в комсомольской косыночке. В «Добровольцах» снимались замечательные актеры. К сожалению, в живых почти никого не осталось. Только мы с Мишей Ульяновым и Люся Крылова. Но о тех, кого больше нет, сохранились самые светлые воспоминания. А с Ульяновым мы и сегодня — большие друзья.
Потом в кино был большой перерыв. Почему? Мне не известно. Наверное, разговоры обо мне не очень хорошие. Говорят, что я тяжелая и работе. Не знаю... В прошлом году закончила сниматься на Украине и фильме «Бабий яр», а недавно — в картине Булата Мансурова «Сага о древних булгарах и руссах». Там я сыграла княгиню Ольгу.
Досье «Антенны»
родилась: 4 апреля 1928 года в Киеве
родители: отец — Авраам Петрович, заслуженный врач, мать -Эсфирь Исааковна
образование: Нежинский медицинский техникум (окончила в 1947 г.), Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого (1953 г.)
место работы: с 1958 года — Малый театр
снималась в фильмах: «Неоконченная повесть», «Тихий Дон», «Все остается людям», «Дачники», «Семь дней после убийства» и др. С1967 по 1990 год в кино не работала
звание: народная артистка СССР (1978 г.)
награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией», орден «За заслуги перед Отечеством» II степени и др.
«Что касается личной жизни, то я всегда говорю: все, что нужно, у меня было. Все, что надо сегодня, у меня есть. А подробности смаковать не люблю — это глубоко личное дело. Моя история ни для кого не может быть ни поучительной, ни интересной. В мои годы уже все в прошлом... А детей у меня не было: в раннем возрасте я таскала носилки».
ОТ ДРУЗЕЙ-ТОВАРИЩЕЙ
- Мы с Элиной снимались вместе в «Неоконченной повести», — вспоминает актер Евгений Самойлов. — Она играла главную роль, у меня был эпизод. Но мы очень хорошо поработали. Потом я видел ее в картине «Тихий Дон», в спектаклях Малого театра. Я хочу пожелать Элине здоровья, потому что в творчество от него очень многое зависит. Ей нужно себя беречь, чтобы по возможности отдать оставшиеся годы искусству.
- Элина Быстрицкая несет в себе такую властную женственность, такую стать, что, пожалуй, женщину, подобную ей, не так уж часто встретишь — утверждает актер Михаил Ульянов. — Как говорится, коня на скаку остановит, Я снимался с нею только один раз — в фильме «Добровольцы». Там эти качества в Элине проявляются необычайно. Я желаю ей еще долгое время быть одной из самых прелестных, красивых и сильных звезд нашего кино и театра.
Любовь Казарновская: «С удовольствием могу сказать, что лично знакома с Элиной Авраамовной. Когда слышу название «ТихийДон» — сразу перед глазами возникает ее лицо. В Аксинье было все — женственность, порывистость, эротичность в этих глубоких глазах, в надломе бровей. Сейчас Быстрицкая много и успешно играет в театре, но ее вершиной в кино до сих пор остается «ТихийДон».
Актрису поздравляла Наталья ЮЖИНА
Дата публикации: 02.04.2003