Новости

​НОВЫЙ СТАРЫЙ ТЕАТР

Юрий Соломин — о понятии «современность» в театральном искусстве

27 марта мы отмечаем Международный день театра. Конечно, как и в любой семье, в нашем театральном сообществе сегодня есть разногласия. И самый животрепещущий вопрос заключается в том, что именно следует подразумевать под понятием «современный театр». Сегодня существует особая категория театров, называющих себя «современными». Против этого сложно что-то возразить, и именоваться они могут как угодно, но, на мой взгляд, современность заключается прежде всего не в форме, а в актуальной проблематике и содержании.


И мне думается, что не стоит перекраивать великие замыслы Шекспира или Достоевского на свой лад. Зритель, который приходит на постановки Островского в Малый театр, сам делает выводы — без указующего перста постановщиков в виде переосмысления классики. Режиссерское видение должно совпадать с тем спектром вопросов, которые поднимали в своих произведениях авторы.


Возьмите любого классика — все они уже описали глобальные и извечные проблемы человека. Там есть и про любовь, и про обман, и про бизнес, если хотите. Поэтому разделять театральное сообщество на понятия «современный» и «традиционный» (старый) театр неправильно. Что значит старый театр? Вот мы играем сейчас на Большой сцене Лермонтова, Горького, Островского в классической манере — и все билеты проданы.
Современный театр, в моем понимании, — это в первую очередь новая драматургия. Во времена моей юности были Розов, Арбузов, Шукшин, и никто не считал, что этих драматургов должен ставить только современный театр. И в Малом театре в свое время шли их спектакли. Никакой проблемы тогда в этом не было, но сегодня, видимо, кому-то потребовалось ее создать.


В свое время Станиславский не скрывал, что учился у артистов Малого театра, как и ряд других выдающихся деятелей сцены. Однако тогда все новаторы в театральном мире питали уважение к русскому театру.
Даже с появлением Мейерхольда и Таирова не возникало никаких антагонистических отношений. Наоборот, когда случались какие-то неприятности и горечи, многие ведущие актеры находили убежище и работу в стенах Малого театра.


Сейчас идет разобщение театральной «семьи». У многих сложилось представление, что в современном театре можно всё — вплоть до нецензурной лексики. Но по мне — это уже не театр, а хулиганство. Классики такого в своих произведениях не писали. Да и слов таких, пожалуй, еще не было. Хотя у Пушкина порой проскальзывает что-то пикантное, но он ловко «вкручивает» многоточие, оставляя возможность подобрать нужное словцо самому читателю или зрителю. Я своих студентов учу тому, что многоточие — это недосказанная мысль. И нужно уметь преподнести ее по-актерски, а не вставлять вместо многоточия несколько букв, полагая, что именно в этом и есть «современность» театра.


В День театра я призываю всех своих коллег к цеховой солидарности. Ведь театр, как бы это тривиально ни звучало, по-прежнему выполняет воспитательную функцию. В Азии, Африке, Америке или в России — везде есть свой театр, и он призван будить в человеке лучшие его качества.
В последнее время театр посещает очень много молодежи, и это меня, конечно же, радует. Я вообще считаю, что культуру нужно прививать как можно раньше. Увы, дети зачастую не знают элементарных вещей. Однажды у меня на прослушивании была девушка с хорошими для актрисы данными. Говорю ей, напой мне, пожалуйста, что-нибудь. Она спела на английском. Я ее остановил, попросил по-русски. Девушка задумалась. Говорю, ну хоть «В лесу родилась елочка» спой. Она на меня смотрела так, будто я ей Америку открыл. Стала читать чеховский монолог Нины. Спрашиваю ее, из какой пьесы этот отрывок? Она замолчала. Оказывается, девочка даже «Чайку» не читала, а текст взяла из интернета. Вот поэтому и необходимы эстетическое образование, расширение кругозора с самых ранних лет. А это именно то, что можно получить при помощи театрального искусства.


Я поздравляю всех зрителей и коллег с нашим общим праздником. Будет, конечно, у нас в России и современный театр, и классический. И давайте вместе делать одно общее дело, неся людям праздник и свет, указывая на пороки и врачуя души. С праздником, друзья!


"Известия", 27 марта 2017 года


Дата публикации: 27.03.2017

Юрий Соломин — о понятии «современность» в театральном искусстве

27 марта мы отмечаем Международный день театра. Конечно, как и в любой семье, в нашем театральном сообществе сегодня есть разногласия. И самый животрепещущий вопрос заключается в том, что именно следует подразумевать под понятием «современный театр». Сегодня существует особая категория театров, называющих себя «современными». Против этого сложно что-то возразить, и именоваться они могут как угодно, но, на мой взгляд, современность заключается прежде всего не в форме, а в актуальной проблематике и содержании.


И мне думается, что не стоит перекраивать великие замыслы Шекспира или Достоевского на свой лад. Зритель, который приходит на постановки Островского в Малый театр, сам делает выводы — без указующего перста постановщиков в виде переосмысления классики. Режиссерское видение должно совпадать с тем спектром вопросов, которые поднимали в своих произведениях авторы.


Возьмите любого классика — все они уже описали глобальные и извечные проблемы человека. Там есть и про любовь, и про обман, и про бизнес, если хотите. Поэтому разделять театральное сообщество на понятия «современный» и «традиционный» (старый) театр неправильно. Что значит старый театр? Вот мы играем сейчас на Большой сцене Лермонтова, Горького, Островского в классической манере — и все билеты проданы.
Современный театр, в моем понимании, — это в первую очередь новая драматургия. Во времена моей юности были Розов, Арбузов, Шукшин, и никто не считал, что этих драматургов должен ставить только современный театр. И в Малом театре в свое время шли их спектакли. Никакой проблемы тогда в этом не было, но сегодня, видимо, кому-то потребовалось ее создать.


В свое время Станиславский не скрывал, что учился у артистов Малого театра, как и ряд других выдающихся деятелей сцены. Однако тогда все новаторы в театральном мире питали уважение к русскому театру.
Даже с появлением Мейерхольда и Таирова не возникало никаких антагонистических отношений. Наоборот, когда случались какие-то неприятности и горечи, многие ведущие актеры находили убежище и работу в стенах Малого театра.


Сейчас идет разобщение театральной «семьи». У многих сложилось представление, что в современном театре можно всё — вплоть до нецензурной лексики. Но по мне — это уже не театр, а хулиганство. Классики такого в своих произведениях не писали. Да и слов таких, пожалуй, еще не было. Хотя у Пушкина порой проскальзывает что-то пикантное, но он ловко «вкручивает» многоточие, оставляя возможность подобрать нужное словцо самому читателю или зрителю. Я своих студентов учу тому, что многоточие — это недосказанная мысль. И нужно уметь преподнести ее по-актерски, а не вставлять вместо многоточия несколько букв, полагая, что именно в этом и есть «современность» театра.


В День театра я призываю всех своих коллег к цеховой солидарности. Ведь театр, как бы это тривиально ни звучало, по-прежнему выполняет воспитательную функцию. В Азии, Африке, Америке или в России — везде есть свой театр, и он призван будить в человеке лучшие его качества.
В последнее время театр посещает очень много молодежи, и это меня, конечно же, радует. Я вообще считаю, что культуру нужно прививать как можно раньше. Увы, дети зачастую не знают элементарных вещей. Однажды у меня на прослушивании была девушка с хорошими для актрисы данными. Говорю ей, напой мне, пожалуйста, что-нибудь. Она спела на английском. Я ее остановил, попросил по-русски. Девушка задумалась. Говорю, ну хоть «В лесу родилась елочка» спой. Она на меня смотрела так, будто я ей Америку открыл. Стала читать чеховский монолог Нины. Спрашиваю ее, из какой пьесы этот отрывок? Она замолчала. Оказывается, девочка даже «Чайку» не читала, а текст взяла из интернета. Вот поэтому и необходимы эстетическое образование, расширение кругозора с самых ранних лет. А это именно то, что можно получить при помощи театрального искусства.


Я поздравляю всех зрителей и коллег с нашим общим праздником. Будет, конечно, у нас в России и современный театр, и классический. И давайте вместе делать одно общее дело, неся людям праздник и свет, указывая на пороки и врачуя души. С праздником, друзья!


"Известия", 27 марта 2017 года


Дата публикации: 27.03.2017