ОДНАЖДЫ ДВАДЦАТЬ РАЗ СПУСТЯ…
Однажды двадцать раз спустя…
Ведь говорила себе: если спектакль не понравился или не понравилось в нем что-то существенное — не поленись, посмотри еще раз... Но ленюсь. И коллеги, похоже, ленятся... А тут со всех сторон слышу: как вырос мальчик, как стал лидировать в «Горе от ума». А мальчик-то, вежливее — молодой артист Глеб Подгородинский — больше всего встревожил меня своей робостью на премьере. Вернее, не на премьере даже — на спектакле «для пап и мам». Пошла снова. И не пожалела. Потому что на тридцатом спектакле «Горе от ума» в Малом театре стало иным зрелищем. Я предполагала это и написала об этом в рецензии, так и не пошедшей в альманахе «Современная драматургия». Посему извиняюсь, но чуть-чуть себя процитирую.
- На сцене Малого театра в этом спектакле — семья: Соня, Саша, Алеша, Сережа, дядя Паша... И все, буквально все в спектакле Женовача, поставленном по хрестоматийной пьесе Грибоедова — по разным ее вариантам, — «работает», и абсолютно без натяжки — на эту семейную трактовку.
- Когда появился Юрий Соломин и заиграл с роскошным, упоительным блеском, то подумалось, что спектакль этот — не о Чацком — о Фамусове. Поклоны это подтвердили: Соломин на них выходил один и последним.
- Соломин играет вкусно, смачно, подробно и очень лихо. Он успевает везде — не только сыграть Фамусова — совершенно непривычного, но абсолютно логичного в этой трактовке, но и отыграть юных своих коллег Его реакции на то, что делают и говорят Софья, Чацкий, Лиза, Молчалин, добавляют их ролям пока еще недостающей живости. Пишу пока еще, потому что в таком партнерстве только и может вырасти артист.
- Фамусов в этой семье и в этом семейном спектакле заводила.
«Не надобно иного образца.
Когда в глазах пример отца».
Эти грибоедовские строчки можно поставить эпиграфом к той работе, которую сотворяет в спектакле Юрий Соломин, подавая пример партнерства и мастерства, лицедейства и самоотдачи юным своим коллегам...
- Бал сыгран с истинным великолепие». Малого театра, актерским великолепием. Сыгран звездами первой величины, у которых тоже предложено счастье учиться молодым...
И молодые — учатся. Тридцатый спектакль разительно не похож на первый.
Этот спектакль был уже не о Фамусове, но о Фамусове и Чацком или о Чацком и Фамусове — здесь от перемены мест слагаемых сумма двух первоклассных актерских работ не меняется.
А Глеб Подгородинский заиграл первоклассно.
На сцену Малого театра в обозримом прошлом резко врывался, проездом на Сенатскую, саркастический, ироничный, злой и страстный Чацкий — Никита Подгорный.
Влетал бесконечно влюбленный Чацкий — Ромео прелестного двадцатилетнего Валерия Бабятинского.
Шлепался к ногам Софьи смешливый, очень родной залу, в круглых очечках похожий на самого Грибоедова, Чацкий — Виталий Соломин.
Сегодня — Глеб Подгородинский словно объединил, сыграл разом все прошлые трактовки.
Сегодня в спектакль приходит очень юный, с меньшиковским обаянием, трогательный, живой, логичный и естественный каждым мгновением своей сценической жизни Чацкий.
В самом первом спектакле с ним на сцене появлялись неприкаянность и испуг. Сегодня — с ним приходит тепло. И понятна радость Лизы. И дяди Паши. И Сони, когда не задевает он ее Молчалина. И — радость зала. Которому этот Чацкий — родной. Не случайно в начале второго акта при его появлении в партере раздался громкий девичий вздох: «Ах, Чацкий!»
У него замечательные родственные связи со всем фамусовским семейством. Вот на кушетке он перебирает всех знакомых, а рядышком сидящая Софья поддакивает ему, озорно веселится — они одного поля ягоды, эти умницы, такие естественные и озорные в упоении воспоминаниями детства, в понимании друг друга...
Вот Фамусов отчаянно сетует на засилье всего французского.
А вот и Чацкий... Понятно, у кого рос в доме. Вот Чацкий говорит монолог прямо дяде Паше — он свой, поймет.
А вот обиду выплескивает в другом монологе — и зал понимает его состояние и сочувствует ему.
Подгородинский, как и Соломин, — играет замечательно подробно и при этом создает цельный образ... И большие монологи, и мельчайшие «a propos» у этого Чацкого — по делу, они спровоцированы и единственно возможны. Здесь и сейчас. Декламации нет вовсе. Есть слова, которые нужны Александру Андреевичу фатально.
Все в этом спектакле живут очень подробно и общаются очень точно. «Я тебе петельку, ты мне крючочек», как говаривала Ольга Осиповна Садовская. Это и есть мастерство Малого театра, которое осваивают молодые. Кто — как Глеб Подгородинский — стремительно, кто помедленнее.
Живее стала И.Леонова — Софья. А на финальном монологе Чацкого лицо юной актрисы заливают всамделишные слезы...
Вот ведь никогда не думала, что Грибоедов близок Чехову, у которого сумма трагедий равняется комедии.
Но Женовач выстроил комедию из разных семейных драм.
И молодые у него впервые чувствуют эти драмы — абсолютно личные — на вкус. И Чацкий. И Софья. И Молчалин — Александр Вершинин, суетливо избегающий драмы, а для него — трагедии: разрушения карьеры. Которую хорошенький мальчик строит как Глумов — через дам-с.
Один Скалозуб здесь безмятежно счастлив. Артист Виктор Низовой еще на первом спектакле дал надежду на состоятельность молодого поколения Малого. Он играет сочно и смешно этакого юного Лебедя — еще не генерала, но уже метящего в оные. В труппе появился хороший комик. А в Малом традиционно любят амплуа... — Низовой тогда был едва ли не единственным из молодых, кто приносил на сцену живость игры. На остальных было еще смотреть скучновато, и я нетерпеливо ждала появления Фамусова.
Сегодня — иначе. Но пока артисты естественнее говорят, чем слушают. Пока один Подгородинский живет, и всамделишно, каждое мгновение: другие, чтобы проиграть все общения, подхлопатывают-таки лицами.
А в общем — на тридцатом спектакле зрители стали аплодировать не только «старикам», но и молодым. Не только на уходы, но и на выходы.
Что дорогого стоит.
Светлана Овчинникова
«Театральная жизнь» №10
Дата публикации: 01.03.2001