Новости

В ДОБРЫЙ ЧАС, «ЗОЛОТАЯ МАСКА»

В ДОБРЫЙ ЧАС, «Золотая маска»

Поздравляем любителей театра! Двадцать седьмого марта открылся фестиваль «Золотая маска» (уже в восьмой раз). В потоке нынешних разнообразных новостей эта новость «приятная во всех отношениях». И потому, что фестиваль проходит в весенние дни, дни ожиданий и надежд; и потому, что участвуют в нем творческие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Архангельска, Новосибирска, Абакана, Воронежа, Якутска, Челябинска, Саратова. Спектакли драматические, кукольные, музыкальные во всем многообразии жанров и форм.
«Находить в каждом саду, в каждом лесу наиболее ценные деревья. И из их плодов создавать праздничный стол» — так определил задачу фестиваля его директор Эдуард Бояков.
А вот еще одно приятное и, вероятно, не случайное обстоятельство: начало было положено «Горем от ума» на сцене Малого театра. Корифей русской драмы удостоился чести возглавить театральный парад.
И потому, отмечая открытие фестиваля, хочется не обойти вниманием его первенца таким, каким мы его увидели именно в этот день.
«Горе от ума» в Малом театре — явление культуры, имеющее свою славную историю. Тем более отрадно убедиться, что новая постановка — не формальная дань отмирающим традициям, а плодотворный синтез шедевра русской драматургии, высоких образцов актерского мастерства и беспокойной, нестандартной режиссерской мысли.
Уже само звучание грибоедовского текста в исполнении мастеров Малого — подарок нам, нынешним, уши которых забиты современным словесным шлаком.
Трудную задачу сказать свое слово на прославленной сцене режиссер-постановщик С.Женовач, как представляется, решил двояко.
Он не нарушил сущности характеров, лишь внес разумные коррективы, придав образам живость, злободневность, очистив их от временных напластований, — и в этом достиг успеха.
Вот Фамусов — Ю.Соломин. Он вовсе не вальяжный старичок, не «канцлер в отставке по уму». Он лицо действующее, и действующее весьма активно на иерархической лестнице чинов.
Его спор с Чацким не добродушное стариковское брюзжание, а цепкая и даже агрессивная оборона своих позиций. Ибо он по-соломински умен и, восхваляя старое, с беспокойством ощущает сам, «что ныне свет уж не таков». Потому конфликт с Чацким резок и бескомпромиссен. Фамусов-Соломин — истинный представитель той бюрократии, которая и ныне с неизменным упорством «стоит на своем».
Чацкий… Ему Грибоедов доверил свой разительный ум, свою зрелую мудрость. Не случайно роль эта нередко игралась «возрастными» артистами.
Чацкий — Г.Подгородинский молод. С ним на сцену врывается ветер странствий и перемен. А главное — он влюблен, и только это его сейчас волнует. А потому острые, как клинок, афоризмы бросает, не резонерствуя, как бы между прочим. (Жаль только, что в водовороте чувств захлебывается иногда драгоценное грибоедовское слово.) Герой Подгородинского, испытав за день «мильон терзаний», взрослеет на глазах.
С.Женовач охотно и успешно работает с молодежью.
Вот Софья — И.Леонова. Это не жеманная барышня, а живая, ироничная, лукавая девушка с характером. Такие черты роднят ее с Чацким, делают понятней их детскую близость и нынешнее ослепление чувством к Молчалину.
А молодой артист В.Низовой — Скалозуб — еще раз с успехом продемонстрировал прозорливость Грибоедова, углядевшего в своем современнике-солдафоне черты, узнаваемые и неистребимые доныне.
Отметим и Д.Зеничева, представившего назойливого болтуна Репетилова с веселым озорством.
Особенно тепло встречает зал своих любимцев — мастеров старшего поколения: Е.Самойлова, Э.Быстрицкую, В.Павлова. Одно появление их на сцене вызывает бурю аплодисментов, создает в зале атмосферу душевного единства.
И уж совсем не традиционно играет Хлестову Элина Быстрицкая. Это не злобная, дряхлая старуха, а элегантная дама, эффектная внешность которой нисколько не уменьшает ее надменной амбициозности. Истинный образец актерского мастерства!
Итак, сказав об успешном решении актерского ансамбля, коснемся и другой стороны режиссерского поиска: сценографии. Режиссером и художником-постановшиком Д.Боровским была избрана условность, что в принципе предоставляет авторам спектакля интересные, нетрадиционные применительно к классической драматургии возможности. Однако в данном случае условность оказалась скорее заявкой, но не полноценным творческим решением. Она способствовала лишь динамике декоративных трансформаций, но не помогла создать адекватную актерским усилиям художественную среду. Это влияет даже на темпо-ритмическую структуру. Так, к примеру, изобразительно не поддержанные сцены разъезда гостей провисают, кажутся затянутыми, теряется накопленная ранее напряженность событий.
Но какие бы замечания и пожелания ни высказывались в адрес спектакля, отрадно, что именно он открыл фестиваль. И неувядающее творение Грибоедова, и плодотворное содружество зрелого мастерства с энергией молодости, и ищущая режиссерская мысль, и полный, отзывчивый, доброжелательный зрительный зал — все это подтверждение жизненной силы нашей культуры, ее жгучей востребованности как театром, так и зрителем.
В добрый час, «Золотая маска»! До четырнадцатого апреля и театры-корифеи, и театры новорожденные, названия которых пока известны лишь узкому кругу специалистов, будут демонстрировать нам свои творческие достижения. А там посмотрим! Пятнадцатого апреля мы узнаем и поздравим победителей…

Мария ТЕМЯКОВА


Дата публикации: 03.12.2000
В ДОБРЫЙ ЧАС, «Золотая маска»

Поздравляем любителей театра! Двадцать седьмого марта открылся фестиваль «Золотая маска» (уже в восьмой раз). В потоке нынешних разнообразных новостей эта новость «приятная во всех отношениях». И потому, что фестиваль проходит в весенние дни, дни ожиданий и надежд; и потому, что участвуют в нем творческие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Архангельска, Новосибирска, Абакана, Воронежа, Якутска, Челябинска, Саратова. Спектакли драматические, кукольные, музыкальные во всем многообразии жанров и форм.
«Находить в каждом саду, в каждом лесу наиболее ценные деревья. И из их плодов создавать праздничный стол» — так определил задачу фестиваля его директор Эдуард Бояков.
А вот еще одно приятное и, вероятно, не случайное обстоятельство: начало было положено «Горем от ума» на сцене Малого театра. Корифей русской драмы удостоился чести возглавить театральный парад.
И потому, отмечая открытие фестиваля, хочется не обойти вниманием его первенца таким, каким мы его увидели именно в этот день.
«Горе от ума» в Малом театре — явление культуры, имеющее свою славную историю. Тем более отрадно убедиться, что новая постановка — не формальная дань отмирающим традициям, а плодотворный синтез шедевра русской драматургии, высоких образцов актерского мастерства и беспокойной, нестандартной режиссерской мысли.
Уже само звучание грибоедовского текста в исполнении мастеров Малого — подарок нам, нынешним, уши которых забиты современным словесным шлаком.
Трудную задачу сказать свое слово на прославленной сцене режиссер-постановщик С.Женовач, как представляется, решил двояко.
Он не нарушил сущности характеров, лишь внес разумные коррективы, придав образам живость, злободневность, очистив их от временных напластований, — и в этом достиг успеха.
Вот Фамусов — Ю.Соломин. Он вовсе не вальяжный старичок, не «канцлер в отставке по уму». Он лицо действующее, и действующее весьма активно на иерархической лестнице чинов.
Его спор с Чацким не добродушное стариковское брюзжание, а цепкая и даже агрессивная оборона своих позиций. Ибо он по-соломински умен и, восхваляя старое, с беспокойством ощущает сам, «что ныне свет уж не таков». Потому конфликт с Чацким резок и бескомпромиссен. Фамусов-Соломин — истинный представитель той бюрократии, которая и ныне с неизменным упорством «стоит на своем».
Чацкий… Ему Грибоедов доверил свой разительный ум, свою зрелую мудрость. Не случайно роль эта нередко игралась «возрастными» артистами.
Чацкий — Г.Подгородинский молод. С ним на сцену врывается ветер странствий и перемен. А главное — он влюблен, и только это его сейчас волнует. А потому острые, как клинок, афоризмы бросает, не резонерствуя, как бы между прочим. (Жаль только, что в водовороте чувств захлебывается иногда драгоценное грибоедовское слово.) Герой Подгородинского, испытав за день «мильон терзаний», взрослеет на глазах.
С.Женовач охотно и успешно работает с молодежью.
Вот Софья — И.Леонова. Это не жеманная барышня, а живая, ироничная, лукавая девушка с характером. Такие черты роднят ее с Чацким, делают понятней их детскую близость и нынешнее ослепление чувством к Молчалину.
А молодой артист В.Низовой — Скалозуб — еще раз с успехом продемонстрировал прозорливость Грибоедова, углядевшего в своем современнике-солдафоне черты, узнаваемые и неистребимые доныне.
Отметим и Д.Зеничева, представившего назойливого болтуна Репетилова с веселым озорством.
Особенно тепло встречает зал своих любимцев — мастеров старшего поколения: Е.Самойлова, Э.Быстрицкую, В.Павлова. Одно появление их на сцене вызывает бурю аплодисментов, создает в зале атмосферу душевного единства.
И уж совсем не традиционно играет Хлестову Элина Быстрицкая. Это не злобная, дряхлая старуха, а элегантная дама, эффектная внешность которой нисколько не уменьшает ее надменной амбициозности. Истинный образец актерского мастерства!
Итак, сказав об успешном решении актерского ансамбля, коснемся и другой стороны режиссерского поиска: сценографии. Режиссером и художником-постановшиком Д.Боровским была избрана условность, что в принципе предоставляет авторам спектакля интересные, нетрадиционные применительно к классической драматургии возможности. Однако в данном случае условность оказалась скорее заявкой, но не полноценным творческим решением. Она способствовала лишь динамике декоративных трансформаций, но не помогла создать адекватную актерским усилиям художественную среду. Это влияет даже на темпо-ритмическую структуру. Так, к примеру, изобразительно не поддержанные сцены разъезда гостей провисают, кажутся затянутыми, теряется накопленная ранее напряженность событий.
Но какие бы замечания и пожелания ни высказывались в адрес спектакля, отрадно, что именно он открыл фестиваль. И неувядающее творение Грибоедова, и плодотворное содружество зрелого мастерства с энергией молодости, и ищущая режиссерская мысль, и полный, отзывчивый, доброжелательный зрительный зал — все это подтверждение жизненной силы нашей культуры, ее жгучей востребованности как театром, так и зрителем.
В добрый час, «Золотая маска»! До четырнадцатого апреля и театры-корифеи, и театры новорожденные, названия которых пока известны лишь узкому кругу специалистов, будут демонстрировать нам свои творческие достижения. А там посмотрим! Пятнадцатого апреля мы узнаем и поздравим победителей…

Мария ТЕМЯКОВА


Дата публикации: 03.12.2000