Никто никогда не сможет умалить величия и значения в судьбе страны, в судьбе каждого человека праздника День Победы. В этом выпуске мы продолжаем публиковать серию очерков, посвящённых актёрам Малого театра— участникам войны. Многие из них считали, что главную роль в своей жизни они сыграли на полях Великой Отечественной. Кто-то отправился на фронт состоявшимся артистом, кому-то пришлось отложить на время мечты о сцене.
Заслуженного артиста РСФСР Евгения Дмитриевича Буренкова многие зрители помнят по фильмам о войне и военных. Он c успехом играл и генералов, и рядовых, может быть, потому, что, как и его герои, сам испытал тяжесть фронта. Актёр не раз создавал образ советского маршала А.М.Василевского, на которого был внешне похож (кинофильмы «Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград»). Буренков— сам из крестьянской семьи, и наружностью обладал эпической, настоящего богатыря-красавца. Кому как не ему было играть русского солдата! Актёр много снимался в кинофильмах о вой не: «Леон Гаррос ищет друга», «Майор „Вихрь“», «Батальоны просят огня»… Невозможно забыть старшего сержанта Зыкина в спектакле Малого театра «Берег» Ю.Бондарева в удивительном, артистично мягком исполнении Буренкова. А в юности Евгений, окончив школу, работал токарем на Вагоноремонтном заводе, увлекался художественной самодеятельностью. В 1942 году был призван на службу в ряды Военно-Морского флота. Воевал в составе частей Краснознамённого Балтийского флота. Всю войну провёл на передовой. Моряки— народ отважный. Рядовому Буренкову довелось воевать в составе 28-й авиабазы в Кронштадте, затем в Прибалтике. Командованием он был произведён в сержанты, а уже в звании старшего сержанта сражался в Померании. Участвовал в боях за снятие блокады города Ленинграда, за освобождение Нарвы, Выборга, Таллина. Затем принимал участие во взятии польского города Свинемюнде и датского острова Борнхольм. Евгений Дмитриевич награждён орденами «Красной Звезды» и Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами… В 1946 году как активного участника и организатора матросской художественной самодеятельности Буренкова зачислили в состав артистов ансамбля песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота. Актёр, чтец, ведущий концертных программ, Евгений Буренков прослужил в ансамбле до 1950 года и был демобилизован. И решил стать актёром. Бывший моряк по ступил в Театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Л.А.Волкова). В 1954 году он был принят в труппу Мало го театра, в котором и прослужил до конца жизни.
Пять лет шёл по военным дорогам солдат Виктор Фёдорович Губанков. Виктора Фёдоровича после окончания Театрального училища имени М.С.Щепкина в 1937 году приняли в Малый театр. Его педагог Вера Николаевна Пашенная видела в Губанкове перспективного комедийного актёра. Виктор Фёдорович происходил из семьи крестьян, весьма зажиточных. Вырос в многодетной семье: у родителей имелось четыре сына и четыре дочки. Три старших брата погибли на войне, Виктор тоже добровольцем ушёл на фронт, хотя мог и отсидеться в тылу как подающий надежды молодой актёр. Участвовал в боях за освобождение Калининской, Смоленской, Курской, Орловской областей, а также Белоруссии и Латвии. Награждён двумя орденами «Красной Звезды» и медалями. Дослужился от рядового до лейтенанта— командира взвода бронебойщиков. Был трижды ранен. В 1945 году в боях за Латвию после тяжёлого ранения его демобилизовали из рядов РККА. Из книги Михаила Новохижина «Ваш выход, господа корифеи!» (рассказ дочери Губанкова). «…Однажды его ранило в ногу. Когда наконец врачи его осмотрели, то, оказалось, уже началась гангрена, и папу срочно отправили в операционную, а какие тогда под рукой у хирургов были анестезирующие средства, всем известно: хорошо ещё, если рюмку водки могли подать… Ногу ему ампутировала его бывшая одноклассница, и она рассказывала потом, что, пока длилась эта пытка, папа, представляете, вместо того, чтобы выть от боли, читал стихи Пушкина. И только в самом конце, теряя сознание, пробормотал: „Неужели я уже так никогда и не стану актёром…“» После окончания войны Губанков вернулся в свой любимый театр. Ему сделали протез, и актёр играл на сцене, превозмогая боль. И всегда повторял: «Может быть, я играю в последний раз». Запомнился смотритель училищ Хлопов в «Ревизоре» Н.Гоголя, которого в исполнении Губанкова отличало удивительное смирение. Сцена, когда его персонаж со слёзными мольбами пытался дать взятку Хлестакову, всегда заканчивалась аплодисментами. К сожалению, Виктор Фёдорович не смог изба виться от своей хромоты, и режиссёры, как правило, избегали давать актёру главные роли. Губанков так и остался на положении исполнителя маленьких ролей и эпизодов. Талантливый актёр, скромный, порядочный человек. Он не просил ролей. Никто никогда не видел его в состоянии злобы или малейшего раздражения. Виктор Фёдорович сорок пять лет проработал в Малом театре. Глава в книге его друга Михаила Новохижина называется «Герой Малого». И, правда,—герой. Нельзя не вспомнить актёров, которые внес ли вклад в нашу Победу благодаря своему таланту, своей профессии— они играли во фронтовых театрах, давали концерты, читали бойцам стихи. И ничего зазорного в этом не было: армейское командование видело в такой деятельности огромную пользу, и порой в приказном порядке формировало агитвзводы.
Вот так же нёс свою службу и рядовой Владимир Иванович Колосов. Парень из рабочей семьи, окончив ФЗУ, работал слесарем на заводе. Увлечение художественной самодеятельностью привело юношу в театральную школу при Театре Красной Армии. А через год Владимир переходит в Театральное училище имени М.С.Щепкина. В 1939 году, успешно завершив учёбу (по классу К.А.Зубова), он призван в армию. Коло сову выпала служба по специальности— в армейском драматическом театре, позднее получившем название Театр Забайкальского фронта. В Забайкалье Владимира и застала война. В этом театре молодой актёр сыграл свои первые роли: Незнамова в «Без вины виноватых» А.Островского, Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» Гольдони, Раевского в «Фельдмаршале Кутузове» В.Соловьёва и многие другие. И прослужил в нём с 1939 по 1945 годы. Участник многочисленных спектаклей, концертов, актёр Колосов играл в военных частях, двигаясь с театром к передовой линии фронта, теряя под обстрелом и бомбёжкой товарищей. В благодарность от командования Владимир Иванович награждён орденом Оте чественной войны II степени. Он приобрёл актёрский опыт и полезные навыки общения с публикой, да ещё фронтовой — пожалуй, самой благодарной. Актёр Колосов участвовал и в боях. Награждён Верховным главнокомандующим Сталинской грамотой и ценным подарком — часами. Рядовой Колосов сражался в 17-й армии в Монголии, отличившись в боевых действиях в борьбе против японских агрессоров, при форсировании горного хребта Большой Хинган и преодолении безводной монгольской степи. За участие в разгроме японской Квантунской армии он награждён медалью «За победу над Японией». Окончил актёр-боец войну на границе Монголии и Китая. В 1946 году вернулся из армии по демобилизации и поступил в труппу Малого театра. В молодости, обладая прекрасной внешностью, сыграл сказочно красивого Леля в «Снегурочке» Островского. И каждому созданному на сцене образу актёр старался придать достоверное, искреннее и убедительное звучание. Рядом с работами больших мастеров в спектаклях тех лет маленькая роль, иногда служебная, была любовно сделана Колосовым, актёром так называемого «второго плана», беззаветно преданным своему Дому. Никогда не обижающимся на то, что его роль скромна, подчас бессловесна. Больше пятидесяти лет прослужил в театре Владимир Иванович, ему присвоено звание за служенного работника культуры РСФСР.
Война застала Анатолия Матвеевича Ларионова студентом Московского института химического машиностроения. В 1941 году он пошёл добровольцем на фронт. Молодого солдата откомандировали в войска химической защиты, затем Анатолий прошёл военную подготовку в Вольском училище химической защиты. И был направлен в действующую армию. Девятнадцатилетний младший лейтенант сначала получил должность командира взвода, а позже начальника химической службы 84-й отдельной морской стрелковой бригады 9-й армии. При применении противником химического оружия боец Ларионов уничтожал живую силу и технику врага, осуществлял маскировку дымами наших войск и объектов тыла. Летом 1942 года Ларионову довелось участвовать в ожесточённых боях за Север ный Кавказ. Немцы полностью оккупировали Кубань, Ставропольский край, Северную Осетию и находились на подступах к городу Орджоникидзе. 9-я армия сумела нанести по немецко-фашистским войскам сокрушительные удары, остановить их продвижение на город. В боях за Северный Кавказ Анатолия Матвеевича дважды тяжело ранили. Несколько месяцев он провёл в госпитале. В 1943 году по ранению Ларионова демобилизовали. По лучил медаль «За оборону Северного Кавказа», орден Отечественной войны II степени и другие награды Родины. Война для Анатолия Матвеевича «закончилась» в 1943 году. После выздоровления он отправился в Москву и по ступил на актёрский факультет Щепкинского театрального училища (курс И. Я. Судакова, позже А. И. Благонравова). В 1949 году, окончив учёбу, молодой актёр играл на сценах го родов Новочеркасска и Иваново, где занимал ведущее положение в труппе. В 1954 году Ларионов поступил в Малый театр. Играл заметные роли. В его репертуаре— маркиз де Торси («Стакан воды» Э.Скриба), лорд Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда), полковник Малинин («Любовь Яровая» К.Тренёва), Замыслов в «Дачниках» М.Горького, Телятев в «Бешеных деньгах» А.Островского… Ларионов удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Талантливый актёр с прекрасными внешними данными сыграл большое количество ролей первого плана в пьесах советских авторов и в классическом репертуаре. К сожалению, в пятьдесят один год он ушёл из жизни.
До войны Фёдор Васильевич Мишин — актёр Московского театра имени М.Н.Ермоловой, затем играл на сценах периферийных театров. Окончив медицинское училище, на фронте он становится фельдшером. Война для Мишина началась сразу в 1941 году— службой в 140-м запасном стрелковом полку 22-й армии Северо-Западного фронта, затем был 2-й Прибалтийский. Работники госпиталей, где служил Мишин, ежедневно принимали до трёх сани тарных поездов, в каждом из которых находи лось от четырёхсот до шестисот раненых. На разгрузку одного эшелона отводилось не более четырёх часов. Всю работу выполняли младший и средний медперсонал в невероятно тяжёлых условиях. Вынося и эвакуируя раненых и их оружие, фельдшер Мишин не раз проявлял отвагу и мужество. Многие бойцы были обязаны ему жизнью. Но по своей сути Фёдор Васильевич, конечно же, оставался актёром. В 1942 году на Северо-Западном фронте Мишин создаёт фронтовой театр, позже и концертную бригаду для обслуживания бойцов и командиров армии и флота. Участник боёв под Великими Луками, Ригой, Вильнюсом, Бухарестом, рядовой Мишин закончил войну в Румынии. Награждён орденом «Красной Звезды», девятью медалями. После окончания войны Мишин вернулся в актёрскую профессию. С молодости творческая жизнь Фёдора Васильевича была тесно связана с актёрами Малого театра— С.В.Айдаровым, Е.Д.Турчаниновой, И.С.Платоном, преподававшими в Студии имени М.Н.Ермоловой, которую он закончил. Турчанинова стала для него не только творческим наставником, но и другом. Их переписка началась ещё до войны: «Милый Федя! Спасибо за сердечное поздравление. Мне приятно, что помните меня. Надеюсь увидеть Вас в Москве. Все ждём с нетерпением конца войны. Праздник мой (75-летие Е.Д.Турчаниновой—Е.М.) вышел удивительно светлым. Согретым любовью товарищей и всех, кто был на нём… Будьте здоровы, счастливы, желаю после войны заняться любимым делом— быть в театре! Привет Вам и товарищам. Е.Турчанинова». Наверное, не случайно судьба привела Мишина на сцену Малого театра, ставшего его Домом на долгие годы. Фёдор Васильевич не играл центральных ролей. Созданные Мишиным сценические образы естественны, органичны, наполнены предельной искренностью и неподдельной правдой. Таким запомнился и его поп Иосиф в спектакле «Достигаев и другие» М.Горького в постановке Бориса Бабочкина. Актёр сумел в пределах эпизода раскрыть характер своего персонажа, целую человеческую судьбу, вовлечённую в водоворот истории. Мишину присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Фёдор Васильевич был удивительно творческим человеком. Долгие годы его связывала дружба с Лидией Андреевной Руслановой. Мишин принял участие в издании книги о великой русской певице «Лидия Русланова. Воспоминания современников».
Михаил Михайлович Новохижин мог стать кадровым военным— лётчиком. С мальчишеских лет он увлекался авиамоделизмом и планеризмом. И, добавим, не выпускал из рук гитары… Лётчики — люди необыкновенные. Это особая каста! Стать человеком воинской и гражданской чести ему, может быть, помогли гены предков, унаследованные от царского рода Рюриковичей — прабабка и бабка мальчика носили фамилию Калита, происходившую от того самого князя… Школу Михаил закончил с золотой медалью, поступил в авиационный техникум. Но по приказу нар кома обороны как специалист по лётному делу был призван в армию, в Брест-Литовск, позже стал курсантом Московской авиашколы. Через месяц последовало боевое крещение— началась война. Бортовой стрелок-радист Михаил Ново хижин сражался в 28-й отдельной корпусной эскадрилье под легендарным Брестом, участвовал в обороне Москвы, затем воевал в 348-м авиационном полку героической 104-й истребительной авиационной дивизии. «Должность» эта у лётчиков считалась самой сложной и опасной для противника: мало того, что стрелок-радист совмещал два дела — вёл огонь и передавал сообщения, но и место его в самолёте было самым уязвимым. Стрелки действительно чаще погибали, поскольку они сидели вне бронекорпуса. Каждый вылет мог оказаться последним. В те годы работали радиомаяки: чтобы наши самолёты не заблудились, курс им указывала музыка, которую ловили ручкой настройки. Круглые сутки в эфире крутили пластинки: оперные арии, русские песни, романсы… Новохижин обладал приятным баритоном, и часто напевал полюбившиеся мелодии прямо в эфире. Радисту, как правило, попадало от командира за нарушение режима молчания. Но в часы отдыха Михаил отводил душу — давал целые концерты, за что боевые товарищи нарекли его «наш Лемешев». В 1943 году лейтенант Новохижин, имевший восемнадцать орденов и медалей, был зачислен в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, где, к удивлению, преуспел… в самодеятельности. Занимался в театральном кружке под руководством известного артиста Леонида Кмита. Спектакль «Свадебное путешествие» В.А.Дыховичного и М.Р.Слободского, в котором он участвовал, выдвинули на смотр художественной самодеятельности военных вузов Москвы. В жюри входили корифеи Малого театра В.Н.Пашенная, А.А.Яблочкина, Е.Д.Турчанинова. Мастера театра написали письмо К.Е.Ворошилову с просьбой откомандировать талантливого слушателя Новохижина и ещё двоих курсантов для продолжения учёбы в Щепкинское училище при Малом театре. Молодых мужчин в те годы был недобор— ребята в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет почти все погибли. Положительная резолюция Ворошилова была получена. Так начался яркий и нелёгкий путь Михаила Михайловича в искусстве: сначала в театральном училище— в классе В.Н.Пашен ной и А.Д.Дикого, а затем, с 1949 года— в труппе Малого театра, где актёр занял своё заметное место. Новохижин сыграл более сорока ролей: Леля в «Снегурочке», Звонарёва в «Порт-Артуре», в спектакле «Горе от ума»— Репетилова, Горича, Загорецкого... Снимался и в кино, в фильмах «В начале века», «Цель его жизни», «Срочно… Секретно… Губчека» и других. Всенародную популярность народный артист России Новохижин получил как прекрасный исполнитель песен и романсов, звучавших в кинофильмах, на эстраде, радио и телевидении. Особенно трогали сердца слушателей песни военных лет в его исполнении— авторском, тёплом, задушевном. Новохижин окончил Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе, осуществил ряд постановок в разных театрах страны. Михаил Михайлович стал одним из видных театральных педагогов— преподавателей актёрского мастерства и режиссуры в театральном училище имени М.С.Щепкина. С 1975 по 1984 гг. он ректор этого училища— профессор, воспитатель новых талантов, которые разлетались из стен школы по всей России. В этом человеке удивительно смогли примириться столь полюсные виды деятельности— «актёр с гитарой» и руководитель прославленного учебного заведения. Трудно было вообразить, что ректорство станет для него новым «полем боя». Новохижин проявил поистине военную смелость и упорство, не дав партийным московским чиновникам в советские годы в целях реконструкции города снести здание старейшей театральной школы, равно как и жилище великого актёра Щепкина на улице его имени. Вместе с ведущими мастерами Малого театра отстоял исторический памятник— здание на Неглинной, и дом Щепкина, в котором основали музей. Поставил во дворе училища памятник М.С.Щепкину. К сожалению, Новохижин немного не дожил до появления своей книги «Ваш выход, господа корифеи!» о людях Малого театра, о времени и о себе.
Елена Микельсон. Газета «Малый театр», №8-9 2018
Никто никогда не сможет умалить величия и значения в судьбе страны, в судьбе каждого человека праздника День Победы. В этом выпуске мы продолжаем публиковать серию очерков, посвящённых актёрам Малого театра— участникам войны. Многие из них считали, что главную роль в своей жизни они сыграли на полях Великой Отечественной. Кто-то отправился на фронт состоявшимся артистом, кому-то пришлось отложить на время мечты о сцене.
Заслуженного артиста РСФСР Евгения Дмитриевича Буренкова многие зрители помнят по фильмам о войне и военных. Он c успехом играл и генералов, и рядовых, может быть, потому, что, как и его герои, сам испытал тяжесть фронта. Актёр не раз создавал образ советского маршала А.М.Василевского, на которого был внешне похож (кинофильмы «Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград»). Буренков— сам из крестьянской семьи, и наружностью обладал эпической, настоящего богатыря-красавца. Кому как не ему было играть русского солдата! Актёр много снимался в кинофильмах о вой не: «Леон Гаррос ищет друга», «Майор „Вихрь“», «Батальоны просят огня»… Невозможно забыть старшего сержанта Зыкина в спектакле Малого театра «Берег» Ю.Бондарева в удивительном, артистично мягком исполнении Буренкова. А в юности Евгений, окончив школу, работал токарем на Вагоноремонтном заводе, увлекался художественной самодеятельностью. В 1942 году был призван на службу в ряды Военно-Морского флота. Воевал в составе частей Краснознамённого Балтийского флота. Всю войну провёл на передовой. Моряки— народ отважный. Рядовому Буренкову довелось воевать в составе 28-й авиабазы в Кронштадте, затем в Прибалтике. Командованием он был произведён в сержанты, а уже в звании старшего сержанта сражался в Померании. Участвовал в боях за снятие блокады города Ленинграда, за освобождение Нарвы, Выборга, Таллина. Затем принимал участие во взятии польского города Свинемюнде и датского острова Борнхольм. Евгений Дмитриевич награждён орденами «Красной Звезды» и Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами… В 1946 году как активного участника и организатора матросской художественной самодеятельности Буренкова зачислили в состав артистов ансамбля песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота. Актёр, чтец, ведущий концертных программ, Евгений Буренков прослужил в ансамбле до 1950 года и был демобилизован. И решил стать актёром. Бывший моряк по ступил в Театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Л.А.Волкова). В 1954 году он был принят в труппу Мало го театра, в котором и прослужил до конца жизни.
Пять лет шёл по военным дорогам солдат Виктор Фёдорович Губанков. Виктора Фёдоровича после окончания Театрального училища имени М.С.Щепкина в 1937 году приняли в Малый театр. Его педагог Вера Николаевна Пашенная видела в Губанкове перспективного комедийного актёра. Виктор Фёдорович происходил из семьи крестьян, весьма зажиточных. Вырос в многодетной семье: у родителей имелось четыре сына и четыре дочки. Три старших брата погибли на войне, Виктор тоже добровольцем ушёл на фронт, хотя мог и отсидеться в тылу как подающий надежды молодой актёр. Участвовал в боях за освобождение Калининской, Смоленской, Курской, Орловской областей, а также Белоруссии и Латвии. Награждён двумя орденами «Красной Звезды» и медалями. Дослужился от рядового до лейтенанта— командира взвода бронебойщиков. Был трижды ранен. В 1945 году в боях за Латвию после тяжёлого ранения его демобилизовали из рядов РККА. Из книги Михаила Новохижина «Ваш выход, господа корифеи!» (рассказ дочери Губанкова). «…Однажды его ранило в ногу. Когда наконец врачи его осмотрели, то, оказалось, уже началась гангрена, и папу срочно отправили в операционную, а какие тогда под рукой у хирургов были анестезирующие средства, всем известно: хорошо ещё, если рюмку водки могли подать… Ногу ему ампутировала его бывшая одноклассница, и она рассказывала потом, что, пока длилась эта пытка, папа, представляете, вместо того, чтобы выть от боли, читал стихи Пушкина. И только в самом конце, теряя сознание, пробормотал: „Неужели я уже так никогда и не стану актёром…“» После окончания войны Губанков вернулся в свой любимый театр. Ему сделали протез, и актёр играл на сцене, превозмогая боль. И всегда повторял: «Может быть, я играю в последний раз». Запомнился смотритель училищ Хлопов в «Ревизоре» Н.Гоголя, которого в исполнении Губанкова отличало удивительное смирение. Сцена, когда его персонаж со слёзными мольбами пытался дать взятку Хлестакову, всегда заканчивалась аплодисментами. К сожалению, Виктор Фёдорович не смог изба виться от своей хромоты, и режиссёры, как правило, избегали давать актёру главные роли. Губанков так и остался на положении исполнителя маленьких ролей и эпизодов. Талантливый актёр, скромный, порядочный человек. Он не просил ролей. Никто никогда не видел его в состоянии злобы или малейшего раздражения. Виктор Фёдорович сорок пять лет проработал в Малом театре. Глава в книге его друга Михаила Новохижина называется «Герой Малого». И, правда,—герой. Нельзя не вспомнить актёров, которые внес ли вклад в нашу Победу благодаря своему таланту, своей профессии— они играли во фронтовых театрах, давали концерты, читали бойцам стихи. И ничего зазорного в этом не было: армейское командование видело в такой деятельности огромную пользу, и порой в приказном порядке формировало агитвзводы.
Вот так же нёс свою службу и рядовой Владимир Иванович Колосов. Парень из рабочей семьи, окончив ФЗУ, работал слесарем на заводе. Увлечение художественной самодеятельностью привело юношу в театральную школу при Театре Красной Армии. А через год Владимир переходит в Театральное училище имени М.С.Щепкина. В 1939 году, успешно завершив учёбу (по классу К.А.Зубова), он призван в армию. Коло сову выпала служба по специальности— в армейском драматическом театре, позднее получившем название Театр Забайкальского фронта. В Забайкалье Владимира и застала война. В этом театре молодой актёр сыграл свои первые роли: Незнамова в «Без вины виноватых» А.Островского, Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» Гольдони, Раевского в «Фельдмаршале Кутузове» В.Соловьёва и многие другие. И прослужил в нём с 1939 по 1945 годы. Участник многочисленных спектаклей, концертов, актёр Колосов играл в военных частях, двигаясь с театром к передовой линии фронта, теряя под обстрелом и бомбёжкой товарищей. В благодарность от командования Владимир Иванович награждён орденом Оте чественной войны II степени. Он приобрёл актёрский опыт и полезные навыки общения с публикой, да ещё фронтовой — пожалуй, самой благодарной. Актёр Колосов участвовал и в боях. Награждён Верховным главнокомандующим Сталинской грамотой и ценным подарком — часами. Рядовой Колосов сражался в 17-й армии в Монголии, отличившись в боевых действиях в борьбе против японских агрессоров, при форсировании горного хребта Большой Хинган и преодолении безводной монгольской степи. За участие в разгроме японской Квантунской армии он награждён медалью «За победу над Японией». Окончил актёр-боец войну на границе Монголии и Китая. В 1946 году вернулся из армии по демобилизации и поступил в труппу Малого театра. В молодости, обладая прекрасной внешностью, сыграл сказочно красивого Леля в «Снегурочке» Островского. И каждому созданному на сцене образу актёр старался придать достоверное, искреннее и убедительное звучание. Рядом с работами больших мастеров в спектаклях тех лет маленькая роль, иногда служебная, была любовно сделана Колосовым, актёром так называемого «второго плана», беззаветно преданным своему Дому. Никогда не обижающимся на то, что его роль скромна, подчас бессловесна. Больше пятидесяти лет прослужил в театре Владимир Иванович, ему присвоено звание за служенного работника культуры РСФСР.
Война застала Анатолия Матвеевича Ларионова студентом Московского института химического машиностроения. В 1941 году он пошёл добровольцем на фронт. Молодого солдата откомандировали в войска химической защиты, затем Анатолий прошёл военную подготовку в Вольском училище химической защиты. И был направлен в действующую армию. Девятнадцатилетний младший лейтенант сначала получил должность командира взвода, а позже начальника химической службы 84-й отдельной морской стрелковой бригады 9-й армии. При применении противником химического оружия боец Ларионов уничтожал живую силу и технику врага, осуществлял маскировку дымами наших войск и объектов тыла. Летом 1942 года Ларионову довелось участвовать в ожесточённых боях за Север ный Кавказ. Немцы полностью оккупировали Кубань, Ставропольский край, Северную Осетию и находились на подступах к городу Орджоникидзе. 9-я армия сумела нанести по немецко-фашистским войскам сокрушительные удары, остановить их продвижение на город. В боях за Северный Кавказ Анатолия Матвеевича дважды тяжело ранили. Несколько месяцев он провёл в госпитале. В 1943 году по ранению Ларионова демобилизовали. По лучил медаль «За оборону Северного Кавказа», орден Отечественной войны II степени и другие награды Родины. Война для Анатолия Матвеевича «закончилась» в 1943 году. После выздоровления он отправился в Москву и по ступил на актёрский факультет Щепкинского театрального училища (курс И. Я. Судакова, позже А. И. Благонравова). В 1949 году, окончив учёбу, молодой актёр играл на сценах го родов Новочеркасска и Иваново, где занимал ведущее положение в труппе. В 1954 году Ларионов поступил в Малый театр. Играл заметные роли. В его репертуаре— маркиз де Торси («Стакан воды» Э.Скриба), лорд Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда), полковник Малинин («Любовь Яровая» К.Тренёва), Замыслов в «Дачниках» М.Горького, Телятев в «Бешеных деньгах» А.Островского… Ларионов удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Талантливый актёр с прекрасными внешними данными сыграл большое количество ролей первого плана в пьесах советских авторов и в классическом репертуаре. К сожалению, в пятьдесят один год он ушёл из жизни.
До войны Фёдор Васильевич Мишин — актёр Московского театра имени М.Н.Ермоловой, затем играл на сценах периферийных театров. Окончив медицинское училище, на фронте он становится фельдшером. Война для Мишина началась сразу в 1941 году— службой в 140-м запасном стрелковом полку 22-й армии Северо-Западного фронта, затем был 2-й Прибалтийский. Работники госпиталей, где служил Мишин, ежедневно принимали до трёх сани тарных поездов, в каждом из которых находи лось от четырёхсот до шестисот раненых. На разгрузку одного эшелона отводилось не более четырёх часов. Всю работу выполняли младший и средний медперсонал в невероятно тяжёлых условиях. Вынося и эвакуируя раненых и их оружие, фельдшер Мишин не раз проявлял отвагу и мужество. Многие бойцы были обязаны ему жизнью. Но по своей сути Фёдор Васильевич, конечно же, оставался актёром. В 1942 году на Северо-Западном фронте Мишин создаёт фронтовой театр, позже и концертную бригаду для обслуживания бойцов и командиров армии и флота. Участник боёв под Великими Луками, Ригой, Вильнюсом, Бухарестом, рядовой Мишин закончил войну в Румынии. Награждён орденом «Красной Звезды», девятью медалями. После окончания войны Мишин вернулся в актёрскую профессию. С молодости творческая жизнь Фёдора Васильевича была тесно связана с актёрами Малого театра— С.В.Айдаровым, Е.Д.Турчаниновой, И.С.Платоном, преподававшими в Студии имени М.Н.Ермоловой, которую он закончил. Турчанинова стала для него не только творческим наставником, но и другом. Их переписка началась ещё до войны: «Милый Федя! Спасибо за сердечное поздравление. Мне приятно, что помните меня. Надеюсь увидеть Вас в Москве. Все ждём с нетерпением конца войны. Праздник мой (75-летие Е.Д.Турчаниновой—Е.М.) вышел удивительно светлым. Согретым любовью товарищей и всех, кто был на нём… Будьте здоровы, счастливы, желаю после войны заняться любимым делом— быть в театре! Привет Вам и товарищам. Е.Турчанинова». Наверное, не случайно судьба привела Мишина на сцену Малого театра, ставшего его Домом на долгие годы. Фёдор Васильевич не играл центральных ролей. Созданные Мишиным сценические образы естественны, органичны, наполнены предельной искренностью и неподдельной правдой. Таким запомнился и его поп Иосиф в спектакле «Достигаев и другие» М.Горького в постановке Бориса Бабочкина. Актёр сумел в пределах эпизода раскрыть характер своего персонажа, целую человеческую судьбу, вовлечённую в водоворот истории. Мишину присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Фёдор Васильевич был удивительно творческим человеком. Долгие годы его связывала дружба с Лидией Андреевной Руслановой. Мишин принял участие в издании книги о великой русской певице «Лидия Русланова. Воспоминания современников».
Михаил Михайлович Новохижин мог стать кадровым военным— лётчиком. С мальчишеских лет он увлекался авиамоделизмом и планеризмом. И, добавим, не выпускал из рук гитары… Лётчики — люди необыкновенные. Это особая каста! Стать человеком воинской и гражданской чести ему, может быть, помогли гены предков, унаследованные от царского рода Рюриковичей — прабабка и бабка мальчика носили фамилию Калита, происходившую от того самого князя… Школу Михаил закончил с золотой медалью, поступил в авиационный техникум. Но по приказу нар кома обороны как специалист по лётному делу был призван в армию, в Брест-Литовск, позже стал курсантом Московской авиашколы. Через месяц последовало боевое крещение— началась война. Бортовой стрелок-радист Михаил Ново хижин сражался в 28-й отдельной корпусной эскадрилье под легендарным Брестом, участвовал в обороне Москвы, затем воевал в 348-м авиационном полку героической 104-й истребительной авиационной дивизии. «Должность» эта у лётчиков считалась самой сложной и опасной для противника: мало того, что стрелок-радист совмещал два дела — вёл огонь и передавал сообщения, но и место его в самолёте было самым уязвимым. Стрелки действительно чаще погибали, поскольку они сидели вне бронекорпуса. Каждый вылет мог оказаться последним. В те годы работали радиомаяки: чтобы наши самолёты не заблудились, курс им указывала музыка, которую ловили ручкой настройки. Круглые сутки в эфире крутили пластинки: оперные арии, русские песни, романсы… Новохижин обладал приятным баритоном, и часто напевал полюбившиеся мелодии прямо в эфире. Радисту, как правило, попадало от командира за нарушение режима молчания. Но в часы отдыха Михаил отводил душу — давал целые концерты, за что боевые товарищи нарекли его «наш Лемешев». В 1943 году лейтенант Новохижин, имевший восемнадцать орденов и медалей, был зачислен в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, где, к удивлению, преуспел… в самодеятельности. Занимался в театральном кружке под руководством известного артиста Леонида Кмита. Спектакль «Свадебное путешествие» В.А.Дыховичного и М.Р.Слободского, в котором он участвовал, выдвинули на смотр художественной самодеятельности военных вузов Москвы. В жюри входили корифеи Малого театра В.Н.Пашенная, А.А.Яблочкина, Е.Д.Турчанинова. Мастера театра написали письмо К.Е.Ворошилову с просьбой откомандировать талантливого слушателя Новохижина и ещё двоих курсантов для продолжения учёбы в Щепкинское училище при Малом театре. Молодых мужчин в те годы был недобор— ребята в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет почти все погибли. Положительная резолюция Ворошилова была получена. Так начался яркий и нелёгкий путь Михаила Михайловича в искусстве: сначала в театральном училище— в классе В.Н.Пашен ной и А.Д.Дикого, а затем, с 1949 года— в труппе Малого театра, где актёр занял своё заметное место. Новохижин сыграл более сорока ролей: Леля в «Снегурочке», Звонарёва в «Порт-Артуре», в спектакле «Горе от ума»— Репетилова, Горича, Загорецкого... Снимался и в кино, в фильмах «В начале века», «Цель его жизни», «Срочно… Секретно… Губчека» и других. Всенародную популярность народный артист России Новохижин получил как прекрасный исполнитель песен и романсов, звучавших в кинофильмах, на эстраде, радио и телевидении. Особенно трогали сердца слушателей песни военных лет в его исполнении— авторском, тёплом, задушевном. Новохижин окончил Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе, осуществил ряд постановок в разных театрах страны. Михаил Михайлович стал одним из видных театральных педагогов— преподавателей актёрского мастерства и режиссуры в театральном училище имени М.С.Щепкина. С 1975 по 1984 гг. он ректор этого училища— профессор, воспитатель новых талантов, которые разлетались из стен школы по всей России. В этом человеке удивительно смогли примириться столь полюсные виды деятельности— «актёр с гитарой» и руководитель прославленного учебного заведения. Трудно было вообразить, что ректорство станет для него новым «полем боя». Новохижин проявил поистине военную смелость и упорство, не дав партийным московским чиновникам в советские годы в целях реконструкции города снести здание старейшей театральной школы, равно как и жилище великого актёра Щепкина на улице его имени. Вместе с ведущими мастерами Малого театра отстоял исторический памятник— здание на Неглинной, и дом Щепкина, в котором основали музей. Поставил во дворе училища памятник М.С.Щепкину. К сожалению, Новохижин немного не дожил до появления своей книги «Ваш выход, господа корифеи!» о людях Малого театра, о времени и о себе.
Елена Микельсон. Газета «Малый театр», №8-9 2018