Государственный академический Малый театр представил премьеру – спектакль «Государственный переворот» по пьесе постоянного автора «Литературной газеты» Святослава Рыбаса. После премьеры, которая прошла с аншлагом, "ЛГ" обратилась к режиссёру-постановщику спектакля заслуженной артистке России Елене Олениной.
– Прежде всего об актёрах. Они с огромным уважением отнеслись к историческому материалу. На протяжении всего репетиционного процесса все приносили старые фотографии, письма, книги, газеты. Актёры, исполняющие роли Николая до отречения от престола (Василий Зотов) и Николая перед расстрелом (Василий Дахненко), изучали всю жизнь царя. В спектакле есть единственный женский образ – Александры Фёдоровны (Варвара Андреева), который, как натянутая струна, находится на грани разрыва. Это и чувственность, и материнство, и неистовая вера, любовь, надежда на спасение. Каждое её прощание с Николаем при разлуке – всегда будто последнее, навеки. Виртуозно показан конфликт между двумя генералами Алексеевым (Сергей Кагаков) и Рузским (Виктор Андрианов), которые фактически определили судьбу императора. Нет ни правых, ни виноватых – все хотят сделать как лучше для государства. Психологический рисунок завораживает. Артисты раскрывают свою правду и являются истинными адвокатами своих героев. Министр внутренних дел Протопопов (Константин Юдаев) пытается в меру своих сил помочь Николаю и Александре Фёдоровне, но, поставленный в ситуацию неизбежности переворота, вынужден отстраниться. При этом убедительность актёрской игры вызывает понимание и сочувствие.
Неутомимый темперамент Гучкова (Алексей Анохин), высокая самооценка персонажа и самоотдача актёра уникальны. В небольшой роли прослеживается жизнь промышленника, от которого зависела судьба династии. Конфликт между Гучковым и председателем Думы Родзянко (Дмитрий Кознов) в первой сцене удивляет подтекстами. Фигура депутата Думы и миллионера Коновалова (Филипп Марцевич) полна современными аллюзиями. За этим – бесстрашие обратиться напрямую к зрителям, словно повторяя мысль Д.С. Лихачёва: «Нет памяти – нет совести».
И о мистической составляющей спектакля. Поручик Григорьев, миссия которого – спасти царскую семью (Александр Наумов), практически не уходит со сцены, оставаясь в тени. Его образ отсылает нас к отечественной классике: в конце трагедии, выходя из тени, он оказывается посланником свыше. Атмосферу поворотного момента истории взрывает музыка Григория Гоберника – это реквием по императору и его семье.
Несмотря на устоявшийся стереотип, что Малый театр несовременен, в очередной раз подтверждается обратное. Оформление спектакля (Мария Утробина, Андрей Изотов, Станислав Сошников) оригинально и технологично, кадры исторической кинохроники никого не оставляют равнодушным к разворачивающей трагедии. В какой-то момент становишься безмолвным её свидетелем. Светом спектакль наполнен, как воздухом.
"Литературная газета", 5 декабря 2018 года
Государственный академический Малый театр представил премьеру – спектакль «Государственный переворот» по пьесе постоянного автора «Литературной газеты» Святослава Рыбаса. После премьеры, которая прошла с аншлагом, "ЛГ" обратилась к режиссёру-постановщику спектакля заслуженной артистке России Елене Олениной.
– Прежде всего об актёрах. Они с огромным уважением отнеслись к историческому материалу. На протяжении всего репетиционного процесса все приносили старые фотографии, письма, книги, газеты. Актёры, исполняющие роли Николая до отречения от престола (Василий Зотов) и Николая перед расстрелом (Василий Дахненко), изучали всю жизнь царя. В спектакле есть единственный женский образ – Александры Фёдоровны (Варвара Андреева), который, как натянутая струна, находится на грани разрыва. Это и чувственность, и материнство, и неистовая вера, любовь, надежда на спасение. Каждое её прощание с Николаем при разлуке – всегда будто последнее, навеки. Виртуозно показан конфликт между двумя генералами Алексеевым (Сергей Кагаков) и Рузским (Виктор Андрианов), которые фактически определили судьбу императора. Нет ни правых, ни виноватых – все хотят сделать как лучше для государства. Психологический рисунок завораживает. Артисты раскрывают свою правду и являются истинными адвокатами своих героев. Министр внутренних дел Протопопов (Константин Юдаев) пытается в меру своих сил помочь Николаю и Александре Фёдоровне, но, поставленный в ситуацию неизбежности переворота, вынужден отстраниться. При этом убедительность актёрской игры вызывает понимание и сочувствие.
Неутомимый темперамент Гучкова (Алексей Анохин), высокая самооценка персонажа и самоотдача актёра уникальны. В небольшой роли прослеживается жизнь промышленника, от которого зависела судьба династии. Конфликт между Гучковым и председателем Думы Родзянко (Дмитрий Кознов) в первой сцене удивляет подтекстами. Фигура депутата Думы и миллионера Коновалова (Филипп Марцевич) полна современными аллюзиями. За этим – бесстрашие обратиться напрямую к зрителям, словно повторяя мысль Д.С. Лихачёва: «Нет памяти – нет совести».
И о мистической составляющей спектакля. Поручик Григорьев, миссия которого – спасти царскую семью (Александр Наумов), практически не уходит со сцены, оставаясь в тени. Его образ отсылает нас к отечественной классике: в конце трагедии, выходя из тени, он оказывается посланником свыше. Атмосферу поворотного момента истории взрывает музыка Григория Гоберника – это реквием по императору и его семье.
Несмотря на устоявшийся стереотип, что Малый театр несовременен, в очередной раз подтверждается обратное. Оформление спектакля (Мария Утробина, Андрей Изотов, Станислав Сошников) оригинально и технологично, кадры исторической кинохроники никого не оставляют равнодушным к разворачивающей трагедии. В какой-то момент становишься безмолвным её свидетелем. Светом спектакль наполнен, как воздухом.
"Литературная газета", 5 декабря 2018 года