Новости

УТРАТА

Малый театр с глубокой скорбью и печалью сообщает о том, что 26 апреля на 92-м году жизни скончалась народная артистка СССР Элина Авраамовна Быстрицкая - великая актриса, ярчайшая звезда театра и кино, поистине народное достояние.

Быстрицкая прожила долгую, сложную, но во многом счастливую жизнь. Будущая актриса родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Её детство пришлось на военные годы – окончив курсы медицинских сестёр, Элина стала санитаркой фронтового госпиталя. Ужасы, свидетельницей которых стала совсем юная девушка, навсегда закалили её характер, придав железную силу воли и целеустремлённость.
После войны Элина Быстрицкая поступила в медицинский техникум города Нежина, по окончании которого решила осуществить свою заветную мечту – стать актрисой. Путёвку в творчество она получила в Киевском театральном институте им. И.К.Карпенко-Карого (1953 год). В течение трёх сезонов Быстрицкая работала в Вильнюсском русском драматическом театре, где добилась успеха, сыграв Таню в одноимённой пьесе А.Арбузова и Ольгу в его же «Годах странствий», Варю Белую («Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова), Клавдию («Повесть о настоящем человеке» по Б.Полевому).
Можно не сомневаться, что в Вильнюсе её ожидало большое будущее, но единственной сценической площадкой, на которой мечтала работать актриса, всегда оставался Государственный академический Малый театр.
Элина Авраамовна Быстрицкая была приглашена в труппу в 1958 году. С первых же лет работы она смогла занять и сохранила до конца своих дней почётное место в когорте ведущих мастеров Малого театра.
Быстрицкую можно смело назвать идеалом актрисы – дивная красота сочеталась у неё с незаурядным талантом. Её дебютом на сцене Малого стала леди Уиндермир в блестящей салонной комедии О.Уайльда, получившая признание не только зрителей и критиков, но и, что немаловажно, коллег-артистов. Э.А.Быстрицкой довелось играть и особ благородного происхождения, и наших современниц, но всех её героинь, таких разных и не похожих друг на друга, объединяла яркая индивидуальность, магия личности Элины Авраамовны.
В творческом багаже актрисы не было ни одной проходной работы. Красота, стать и царственность сделали её идеальной исполнительницей «костюмных» ролей, но Быстрицкой на редкость повезло с драматургическим материалом: сыгранные ею героини, будь то упоминавшаяся леди Уиндермир, или же баронесса Штраль («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э.Скриба), наделены острым деятельным умом и всем спектром человеческих эмоций.
Будучи актрисой театра, носящего неофициальное звание «Дом Островского», Быстрицкая неоднократно участвовала в постановках по произведениям великого драматурга. В числе исполненных ею ролей – Лидия («Бешеные деньги»), Глафира («Волки и овцы»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» – за эту роль актриса была удостоена Премии Правительства России). «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займёт самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег», – писал известный критик Борис Алперс. – В нём есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».
Одна из вершин творчества актрисы – Отрадина/Кручинина в «Без вины виноватых» А.Н.Островского. «Её Кручинина ни на одно мгновение не позволяла забывать зрителям и окружающим коллегам по сцене, что перед ними прославленная актриса, женщина, что называется, с удачно состоявшейся судьбой, привыкшая к поклонению и поклонникам, но при этом несущая в душе некую трагическую тайну. Эта женщина прошла через кошмар разочарования в любимом человеке, через подлый обман, наконец, через смерть ребёнка и, может быть, именно поэтому поместила в своей душе если не всепрощение, то постоянное внимание к людям, её окружающим. Быстрицкая играла – нет, не играла, а со всей присущей ей художественной убедительностью творила на глазах у зрителей жизнь души истинно верующего в добро и конечную справедливость человека», – писал критик Александр Шерель.
Способная достичь вершин подлинного трагизма, Быстрицкая обладала качеством, присущим далеко не каждой актрисе: она не боялась быть на сцене смешной и нелепой. Её ханжа Турусина прикладывалась к рюмочке, Москалёва из «Дядюшкиного сна» по Ф.М.Достоевскому мнила себя представительницей высшего общества, проживая в Богом забытом Мордасове. Но была среди работ Элины Авраамовны и такая, что сочетала в себе свойства «от великого до смешного»: леди Китти в комедии С.Моэма «Любовный круг» – Быстрицкая виртуозно раскрывала сложный и противоречивый образ своей героини, превращая её на глазах зрителей из легкомысленной кокетки в глубоко чувствующую и страдающую женщину, расстающуюся с иллюзиями прошлого.
В числе лучших созданий актрисы – работы в спектаклях по А.П.Чехову и М.Горькому, драматургам, замечательно отображавшим психологический мир своих героев. Среди них горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), а также Анна Петровна («Иванов» А.П.Чехова).
Всенародную популярность и зрительскую любовь принесли Э.А.Быстрицкой её работы в кино. Сколько бы ни появлялось новых экранизаций «Тихого Дона», миллионы почитателей Быстрицкой не представляют себе другой Аксиньи. Число её поклонников растёт с каждым новым поколением зрителей, впервые открывающим для себя «Тихий Дон» С.А.Герасимова, «Неоконченную повесть», «Добровольцев», «Николая Баумана», «Богатырь идёт в Марто», «В мирные дни», «Всё остаётся людям» и другие картины с участием актрисы, составляющие золотой фонд отечественного киноискусства.
Э.А.Быстрицкая была активно занята в концертной деятельности. Актриса выступала с оркестром Малого театра; на её счету участие в ряде программ, посвящённых значимым датам в истории нашей страны, таким как День России, День защитника Отечества, Международный женский день, День космонавтики, День Победы и др. Репертуар Элины Авраамовны составляли романсы, народные песни, песни военных лет. 22 июня 2011 года она участвовала в концерте оркестра Малого театра, посвящённом 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны (Донецк).
Настоящие звёзды не гаснут никогда, сколько бы лет ни прошло со дня их ухода. Остаются фильмы, записи спектаклей, остаётся живая память. Элина Авраамовна Быстрицкая войдёт в историю отечественного искусства как одна из лучших и самых ярких актрис второй половины XX века. Малый театр всегда будет гордиться тем, что целых шесть десятилетий она блистала на наших подмостках.
Выражаем самые искренние соболезнования родным, близким и всем поклонникам творчества великой актрисы. Светлая память и вечный покой!

Коллектив Малого театра

Прощание с народной артисткой СССР Элиной Авраамовной Быстрицкой состоится 29 апреля. Гражданская панихида пройдёт в зрительном зале на основной сцене Малого театра и продлится с 12 до 13 часов дня. Отпевание и похороны – в тот же день на Новодевичьем кладбище.


Дата публикации: 26.04.2019

Малый театр с глубокой скорбью и печалью сообщает о том, что 26 апреля на 92-м году жизни скончалась народная артистка СССР Элина Авраамовна Быстрицкая - великая актриса, ярчайшая звезда театра и кино, поистине народное достояние.

Быстрицкая прожила долгую, сложную, но во многом счастливую жизнь. Будущая актриса родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Её детство пришлось на военные годы – окончив курсы медицинских сестёр, Элина стала санитаркой фронтового госпиталя. Ужасы, свидетельницей которых стала совсем юная девушка, навсегда закалили её характер, придав железную силу воли и целеустремлённость.
После войны Элина Быстрицкая поступила в медицинский техникум города Нежина, по окончании которого решила осуществить свою заветную мечту – стать актрисой. Путёвку в творчество она получила в Киевском театральном институте им. И.К.Карпенко-Карого (1953 год). В течение трёх сезонов Быстрицкая работала в Вильнюсском русском драматическом театре, где добилась успеха, сыграв Таню в одноимённой пьесе А.Арбузова и Ольгу в его же «Годах странствий», Варю Белую («Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова), Клавдию («Повесть о настоящем человеке» по Б.Полевому).
Можно не сомневаться, что в Вильнюсе её ожидало большое будущее, но единственной сценической площадкой, на которой мечтала работать актриса, всегда оставался Государственный академический Малый театр.
Элина Авраамовна Быстрицкая была приглашена в труппу в 1958 году. С первых же лет работы она смогла занять и сохранила до конца своих дней почётное место в когорте ведущих мастеров Малого театра.
Быстрицкую можно смело назвать идеалом актрисы – дивная красота сочеталась у неё с незаурядным талантом. Её дебютом на сцене Малого стала леди Уиндермир в блестящей салонной комедии О.Уайльда, получившая признание не только зрителей и критиков, но и, что немаловажно, коллег-артистов. Э.А.Быстрицкой довелось играть и особ благородного происхождения, и наших современниц, но всех её героинь, таких разных и не похожих друг на друга, объединяла яркая индивидуальность, магия личности Элины Авраамовны.
В творческом багаже актрисы не было ни одной проходной работы. Красота, стать и царственность сделали её идеальной исполнительницей «костюмных» ролей, но Быстрицкой на редкость повезло с драматургическим материалом: сыгранные ею героини, будь то упоминавшаяся леди Уиндермир, или же баронесса Штраль («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э.Скриба), наделены острым деятельным умом и всем спектром человеческих эмоций.
Будучи актрисой театра, носящего неофициальное звание «Дом Островского», Быстрицкая неоднократно участвовала в постановках по произведениям великого драматурга. В числе исполненных ею ролей – Лидия («Бешеные деньги»), Глафира («Волки и овцы»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» – за эту роль актриса была удостоена Премии Правительства России). «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займёт самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег», – писал известный критик Борис Алперс. – В нём есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».
Одна из вершин творчества актрисы – Отрадина/Кручинина в «Без вины виноватых» А.Н.Островского. «Её Кручинина ни на одно мгновение не позволяла забывать зрителям и окружающим коллегам по сцене, что перед ними прославленная актриса, женщина, что называется, с удачно состоявшейся судьбой, привыкшая к поклонению и поклонникам, но при этом несущая в душе некую трагическую тайну. Эта женщина прошла через кошмар разочарования в любимом человеке, через подлый обман, наконец, через смерть ребёнка и, может быть, именно поэтому поместила в своей душе если не всепрощение, то постоянное внимание к людям, её окружающим. Быстрицкая играла – нет, не играла, а со всей присущей ей художественной убедительностью творила на глазах у зрителей жизнь души истинно верующего в добро и конечную справедливость человека», – писал критик Александр Шерель.
Способная достичь вершин подлинного трагизма, Быстрицкая обладала качеством, присущим далеко не каждой актрисе: она не боялась быть на сцене смешной и нелепой. Её ханжа Турусина прикладывалась к рюмочке, Москалёва из «Дядюшкиного сна» по Ф.М.Достоевскому мнила себя представительницей высшего общества, проживая в Богом забытом Мордасове. Но была среди работ Элины Авраамовны и такая, что сочетала в себе свойства «от великого до смешного»: леди Китти в комедии С.Моэма «Любовный круг» – Быстрицкая виртуозно раскрывала сложный и противоречивый образ своей героини, превращая её на глазах зрителей из легкомысленной кокетки в глубоко чувствующую и страдающую женщину, расстающуюся с иллюзиями прошлого.
В числе лучших созданий актрисы – работы в спектаклях по А.П.Чехову и М.Горькому, драматургам, замечательно отображавшим психологический мир своих героев. Среди них горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), а также Анна Петровна («Иванов» А.П.Чехова).
Всенародную популярность и зрительскую любовь принесли Э.А.Быстрицкой её работы в кино. Сколько бы ни появлялось новых экранизаций «Тихого Дона», миллионы почитателей Быстрицкой не представляют себе другой Аксиньи. Число её поклонников растёт с каждым новым поколением зрителей, впервые открывающим для себя «Тихий Дон» С.А.Герасимова, «Неоконченную повесть», «Добровольцев», «Николая Баумана», «Богатырь идёт в Марто», «В мирные дни», «Всё остаётся людям» и другие картины с участием актрисы, составляющие золотой фонд отечественного киноискусства.
Э.А.Быстрицкая была активно занята в концертной деятельности. Актриса выступала с оркестром Малого театра; на её счету участие в ряде программ, посвящённых значимым датам в истории нашей страны, таким как День России, День защитника Отечества, Международный женский день, День космонавтики, День Победы и др. Репертуар Элины Авраамовны составляли романсы, народные песни, песни военных лет. 22 июня 2011 года она участвовала в концерте оркестра Малого театра, посвящённом 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны (Донецк).
Настоящие звёзды не гаснут никогда, сколько бы лет ни прошло со дня их ухода. Остаются фильмы, записи спектаклей, остаётся живая память. Элина Авраамовна Быстрицкая войдёт в историю отечественного искусства как одна из лучших и самых ярких актрис второй половины XX века. Малый театр всегда будет гордиться тем, что целых шесть десятилетий она блистала на наших подмостках.
Выражаем самые искренние соболезнования родным, близким и всем поклонникам творчества великой актрисы. Светлая память и вечный покой!

Коллектив Малого театра

Прощание с народной артисткой СССР Элиной Авраамовной Быстрицкой состоится 29 апреля. Гражданская панихида пройдёт в зрительном зале на основной сцене Малого театра и продлится с 12 до 13 часов дня. Отпевание и похороны – в тот же день на Новодевичьем кладбище.


Дата публикации: 26.04.2019