Анжелика Заозерская,
«Вечерняя Москва», 16 июня 2014 года
18 июня народный артист СССР Юрий Соломин отмечает день рождения. Но не в Москве, как можно было бы предположить, зная, что Юрий Мефодьевич уже много лет – художественный руководитель Малого театра, а на гастролях в Астрахани. С «Вечерней Москвой» любимый артист и хранитель традиций русского театра поделился своими чувствами, мыслями, радостями и тревогами.
ЮРИЙ СОЛОМИН: РОЛЬ ДЛЯ АКТЕРА – ЛУЧШЕ ЛЮБЫХ ЛЕКАРСТВ
Анжелика Заозерская,
«Вечерняя Москва», 16 июня 2014 года
18 июня народный артист СССР Юрий Соломин отмечает день рождения. Но не в Москве, как можно было бы предположить, зная, что Юрий Мефодьевич уже много лет – художественный руководитель Малого театра, а на гастролях в Астрахани. С «Вечерней Москвой» любимый артист и хранитель традиций русского театра поделился своими чувствами, мыслями, радостями и тревогами.
- Юрий Мефодьевич, что вы сейчас ставите на сцене Малого театра?
- Как режиссер репетирую пьесу Александра Дюма «Юность Людовика 14», на мой взгляд, очень интересную. Но до премьеры - далеко. В настоящее время гастролирую вместе с Малым театром по городам России. Вот, в Сочи были недавно…
- И как принимал вас сочинский зритель? Неужели в курортный сезон люди идут на серьезные театральные постановки?
- Зритель в России – хороший, добрый. Принимают везде хорошо, залы переполнены, а сказать, где лучше, а где хуже - не могу. До Сочи были в Сургуте… В Малом театре продолжается большой ремонт, и поэтому мы много играем на сцене Филиала театра, и гастролируем.
- Сегодня далеко не все театры столицы имеют возможность гастролировать. Хотя все артисты едины во мнении: «гастрольная деятельность необходима как воздух». Лично вы любите играть в других городах и странах?
- Перемена мест всегда интересна. Но гастроли – это не отдых, а работа. Между прочим, сколько себя помню, на гастролях постоянно отмечаем дни рождения – в июне родился мой партнер Александр Потапов. В июне же день рождения у моего большого друга, которого, к сожалению, нет в живых – Виктора Борцова.
- После работы с великим режиссером Акирой Куросавой в фильме «Дерсу Узала» полюбили ли вы Японию?
- В Японии я был много раз... Японский зритель очень хорошо воспринимает постановки русской классики. Так, спектакль «Вишневый сад» там мы играли трижды. Почти всего Чехова переиграли – и «Чайку», и «Дядю Ваню», и «Лешего». С уверенностью могу сказать, что у Малого театра и Японии – старые, добрые отношения.
- Однажды я смотрела спектакль с вашим участием «Мольер», сидя на последнем ряду балкона, и была приятно удивлена тому, что все слова артистов слышала отчетливо. Не секрет, что в иных театрах и в партере не всегда разберешь, что говорят на сцене.
- Моя учительница Вера Николаевна Пашенная говорила нам, студентам, от лица зрителя: «Я заплатила за билет 1 рубль 20 копеек, и хочу все видеть, все слышать и все понимать». В Щепкинском институте, где я веду мастерскую, одно из главных правил – уважение артиста к зрителю. С гордостью говорю о том, что в Малом театре – хорошая акустика, и все актеры – с хорошей дикцией и речью.
- Нынешними студентами довольны? Хороших ребят набрали?
- Есть хорошие ребята, есть средние, а есть и не очень. Жизнь часто вносит свои коррективы и развивается по своим законам. Пока мои ученики заканчивают третий курс, так что у них есть шанс подтянуться. Всегда стараюсь верить в молодых до последнего.
- Юрий Мефодьевич, а в кино вас приглашают сниматься?
- Последние два-три года я не снимаюсь. Хотя предложения поступают. В прошлом году вынужден был отказаться от очень интересного предложения из-за занятости в театре. Я ведь отвечаю за большой коллектив – Малый театр. Но всех отпускаю сниматься с удовольствием. Все-таки работа наших артистов в кино – реклама для театра, и мы не можем не считаться с этим. К сожалению, в новом кино актеры в возрасте очень мало востребованы, что, на мой взгляд, неправильно. Как говорится, «старый конь борозды не портит», и как показывает мировой опыт, настоящие актеры не теряют с возрастом свой профессионализм. К сожалению, в российском кино старые актеры очень мало снимаются. Недавно я посмотрел фильм с Бельмондо «Человек и собака», и получил удовольствие!Несмотря на то, что Бельмондо после инсульта, и почти не ходит, фильм - замечательный. В современном отечественном кинематографе актеров очень часто списывают со счетов, что приводит к преждевременной смерти моих коллег. Каждая новая роль для актера – лучше любых лекарств.
- Помогаете молодым артистам в решение их бытовых проблем?
- Конечно, помогаем решать проблемы с жильем, с детскими садиками и даже с родильными домами. У молодого артиста - зарплата небольшая, и без нашей помощи ему не обойтись. Жизнь театрального артиста – трудная: с утра до вечера репетиции, потом спектакли…Поскольку я сам прошел этот сложный путь, то стараюсь помочь каждому всем, чем могу. Замечу, что коллектив Малого театра довольно большой – 720 человек, из которых творческих – 200. Причем из нашего театра мало кто уходит – большинство служит здесь всю жизнь.