«Листая старые подшивки»
«ДА! ВОДЕВИЛЬ ЕСТЬ ВЕЩЬ...»
Так утверждает вездесущий, непутевый Репетилов, один из героев «Горя от ума» А. Грибоедова, и резюмирует: «А прочее все гиль». Столь категорическое суждение мы, разумеется, разделять не будем...
«Листая старые подшивки»
«ДА! ВОДЕВИЛЬ ЕСТЬ ВЕЩЬ...»
Так утверждает вездесущий, непутевый Репетилов, один из героев «Горя от ума» А. Грибоедова, и резюмирует: «А прочее все гиль». Столь категорическое суждение мы, разумеется, разделять не будем. Но нельзя отрицать того безусловного факта, что водевиль играл большую роль в репертуаре русского театра первой половины XIX века, что его авторами были известные драматурги той эпохи, что Грибоедов не гнушался сочинять водевили, и немало именно водевильных ролей составили славу великих русских актеров прошлого. Сам Николай 1 всемерно способствовал развитию водевиля и щедро награждал водевилистов ценными подарками. А потом водевиль забыли...
Но откуда же он все-таки взялся? История гласит: точное происхождение термина «водевиль» так и не установлено. По одним предположениям, он от voix de Vire - голос Вира - долины реки Вир в Нормандии, откуда пошли веселые песни народного поэта Оливье Басселена, называемые «водевирами»; другая версия ведет в город, где voix de vitle - «городские голоса», иными словами - городские песни (вуа де виль) могли превратиться в «водевили». Главное же в том, что жанр легкого, веселого представления с песнями, куплетами перекочевал в начале XIX века из Франции в Россию, где великолепно прижился. Сначала игрались только переводы или переложения французских водевилей, потом появились и произведения отечественных авторов: князя А. Шаховского, Н. Хмельницкого, А. Писарева. Музыку к ним писали такие знаменитые композиторы, как К. Кавос, А. Верстовский, А. Алябьев. Вскоре к написанию водевилей подключились сами артисты, заинтересованные в выигрышных ролях для собственных бенефисов. И, надо сказать, у них это получалось превосходно. Достаточно назвать такие громкие актерские имена, как Петр Каратыгин в Александрийском театре (брат знаменитого трагика Василия Каратыгина) или Дмитрий Ленский в Малом. Водевиль становится непременной принадлежностью почти каждого спектакля: его играют, как правило, «на закуску», после основного многоактного представления, даже после душещипательной драмы или классической трагедии. И каких блистательных актеров породил легкомысленный водевиль: Николай Дюр, Варвара Асенкова, Василий Живокини. Сам великий Михаил Семенович Щепкин навеки вписал свои водевильные роли в историю русского театра.
Со второй половины XIX века пошли на убыль и слава, и востребованность водевиля. Его охотно играли в любительских кружках, да еще он прочно укоренился в актерских школах как прекрасный учебный материал, развивающий в будущем лицедее легкость, изящество, музыкальность, пластичность, импровизационность. И это действительно так. По сию пору редкий выпускной курс театрального учебного заведения обходится без веселого, непритязательного водевиля. Тогда как на профессиональной сцене его, казалось бы, раз и навсегда вытеснил современный мюзикл. А ведь они сродни - эти два музыкальных жанра на драматической сцене, как какие-нибудь шестиюродные братья, ведущие свою родословную от одного пра-пра-пра-пра-прадеда.
А что, если возродить водевиль на современной сцене? Соответственно духу сегодняшнего дня, разумеется. Такой мыслью задался художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Задался и сделал. Как большой музыкальный спектакль, с массовыми сценами, новыми стихами (стихи и сценическая редакция Александра Клюквина), новой музыкой (композиторы - Владимир Мороз и Григорий Гоберник), взяв за основу водевиль Петра Каратыгина «Чудак-покойник, или Таинственный ящик». А поскольку П. Каратыгин в свою очередь позаимствовал сюжет французский, то имена героев остались иностранные и дело происходит в некоем французском городе, хотя страсти героев и их поведение во многом близки сегодняшним людям.
Красивую, пышную декорацию - открытую площадку уличного кафе, со столиками, эстрадой для «живого» оркестра, с панорамой на островерхие крыши домов и шпили костелов - сочинил Энар Стенберг (это его последняя, увы, работа), а Наталья Поваго одела персонажей в соответствующие эпохе, только чуть стилизованные, костюмы. Танцы и канкан а-ля «Мулен Руж» поставила балетмейстер Любовь Парфенюк. И завихрилась на сцене Малого жадная погоня за выморочным наследством сто лет спустя после кончины завещателя. И кто только не оказывается в числе родственников - претендентов на старинный сундук, скрывающий в своих недрах драгоценный камень огромной величины и солидную сумму в луидорах. Здесь и надменная аристократическая пара - барон де Ратиньер (Александр Ермаков) с супругой (Ольга Пашкова), и мыльный фабрикант Мерлюш (Алексей Кудинович), и табачная торговка госпожа Рапе (Инна Иванова), бесцеремонная и горластая, и даже «интеллектуал» Дероше (Борис Клюев) - газетный репортер, именующий себя писателем. И только один актер-неудачник Сен-Феликс (его играет сам постановщик Юрий Соломин), отец хорошенькой Джульетты (Варвара Андреева), не проявляет к наследству ни малейшего интереса. Да и узнает он о том, что тоже является наследником покойного Мерлюша, чисто случайно, от своего приятеля-нотариуса Депре (Александр Клюквин), который вместе с помощником Эмилем (Алексей Фаддеев) и молодым писарем (Петр Абрамов) ведет дело о наследстве. В веселой кутерьме клокочущих амбиций, любовных излияний Эмиля и Джульетты, в вихре развевающихся юбок и энергичных батманов десятка стройных женских ног (в массовке заняты студенты первого курса Театрального училища им. Щепкина при Малом театре) наследником в итоге оказывается скромный бессребреник Сен-Феликс. И, как положено водевильному благородному отцу, старый актер соединяет руки влюбленных, одаривает их щедрым приданым, а остальное наследство делит на всех родственников, без различия чинов и званий. Все счастливы и все довольны: персонажи - согласно сюжету, исполнители - своими ролями, а публика в зале - полученным зарядом бодрости и веселья от легкого, красочного, озорного действа. Да, водевиль есть вещь.
И первокурсники на нем учатся, и маститые актеры, погружаясь в его жизнерадостную стихию, забывают о своей значительности и наработанных приемах. Таинственный ящик чудака-покойника подарил сцене Малого щедрое наследство.
Наталия БАЛАШОВА
«Московская правда», 23.05.2003