Очерк Ольги Петренко, написанный для буклета к диску с записью спектакля в серии «Видеобиблиотека Малого театра»...
»ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА» Э.СКРИБА И Е.ЛЕГУВЕ
Очерк Ольги Петренко, написанный для буклета к диску с записью спектакля в серии «Видеобиблиотека Малого театра»
При упоминании Маргариты Наваррской большинство сразу же вспомнит прелестную французскую принцессу, чьё бракосочетание с будущим Генрихом IV послужило сигналом для резни в Варфоломеевскую ночь. О королеве Марго в 1845 году написал Александр Дюма, наградив её ореолом жертвы политических интриг и бессмертием – ведь Дюма будут читать до скончания времён.
Но была в истории Франции ещё одна женщина, носившая то же самое имя. И, возможно, она гораздо более заслуживает благодарной памяти потомков. Маргарита Наваррская, «единственная и возлюбленная сестра короля» Франциска I, в 1526 году отправилась в Мадрид вызволять из плена своего царственного младшего брата. Эта история и легла в основу «Новелл королевы Наваррской», написанных в 1851 году Эженом Скрибом и Эрнестом Легуве. К Маргарите мы ещё вернёмся, а сейчас поговорим о Скрибе.
Огюстен Эжен Скриб (24 декабря 1791 – 20 февраля 1861) родился в семье торговца шёлком. Рано потеряв родителей, он начал постигать азы юриспруденции под руководством своего опекуна, известного парижского адвоката Бонне. Однако увлечение театром взяло верх: вместо карьеры стряпчего в 1811 году Скриб выбрал драматургическую стезю. Начинающий автор, уже тогда отличавшийся колоссальной работоспособностью, написал 14 водевилей – и все они были освистаны парижской публикой. Успех пришёл к Скрибу в 1815 году, вместе с «Ночью в казармах Национальной гвардии». Владычество Наполеона подошло к концу, войска союзников заняли Париж. На этом фоне патриотическая тема, затронутая пусть даже и в водевиле, была принята зрителями на «ура».
Упомянутый жанр обязан своим названием долине нормандской речки Вир (Vau de Vire). Водевиль вырос из насмешливых уличных песенок XVI века; как самостоятельный театральный жанр он существует с середины XVIII столетия, сочетая занимательную интригу с музыкой, танцами, и, главное, куплетами – меткими и злободневными.
К началу позапрошлого века водевиль постепенно утратил сатирические краски и приобрёл балаганно-буффонный характер. Эжену Скрибу предстояло сыграть решающую роль в его истории. «Он внёс в водевиль если не жизненную правду, то аромат жизненной достоверности. Он вернул ему, конечно, не революционную идейность, но злободневный намёк. Он угадал постоянную симпатию зрителей к живой наблюдательности, к свежей, сегодняшней новости, к узнаванию знакомых черт нравов и быта» (Э.Скриб, «Пьесы». Вступительная статья и комментарии Е.Финкельштейн).
Нельзя не учитывать, что, начиная с 1789 года, когда произошла Великая французская революция, страна практически всё время находилась в состоянии войны. Людьми, позабывшими вкус мирной жизни, овладела жажда развлечений, одним из которых, безусловно, являлся театр. «Литературная работа Скриба развёртывалась в обстановке лихорадочной конкуренции частновладельческих антреприз, погони театров за сборами, за частыми премьерами. Более удачливый и неистощимый, чем десятки забытых ныне бульварных драматургов, Скриб жил, как и они, в атмосфере спешки, срочности, работая одновременно над несколькими заказанными пьесами» (Е.Слободская-Ермакова, статья «Скриб» из Литературной энциклопедии. Т.10, 1937 г.).
Литературное наследие Скриба поистине огромно – его полное собрание сочинений, издававшееся с 1874 по 1885 годы, составляет 76 томов! Драматург написал более 150 пьес (на русский переведено около 130), среди них водевили, комедии, драмы (самая известная – «Адриенна Лекуврёр» - написана специально для великой актрисы Э.Рашель), а также несколько прозаических произведений – рассказы, повести и роман. С конца 20-ых годов он становится постоянным автором Комеди Франсэз, лучшего драматического театра страны.
Вот, как оценивал литературную деятельность драматурга его биограф Марсель Шарло: «Скриб является создателем комедии интриги и чувства… основанной на искусстве комбинирования сценических эффектов, развёртывания неожиданных положений и перипетий, затягивания развязки и интереса к ней зрителя. Благодаря этому многие критики считают Скриба не только лучшим драматургом, но и лучшим театральным работником XIX века» (цит. по И.Шток, краткий комментарий к пьесе Э.Скриба «Бертран и Ратон») .
Между тем, Скриб оставил след не только в истории литературы и театра, но и в музыке: он написал почти 60 либретто к операм величайших композиторов своего времени – Дж.Мейербера, Г.Доницетти, Дж.Верди, А.Ш.Адана и др. На основе его пьес были созданы «Адриенна Лекуврёр» Ф.Чилеа, «Сомнамбула» В.Беллини, «Любовный напиток» Г.Доницетти.
Скриб стал одним из первых драматургов, посвятивших почти всё своё творчество изображению буржуазии, её интересов, проблем и моральных ценностей. Можно смело назвать его певцом среднего класса. «Скриб – представитель буржуазии, - писал Эрнест Легуве. – В том и сила его, что, родившись на улице Сен-Дени, он и остаётся человеком с улицы Сен-Дени, то есть в нём воплощается среднее парижское сословие – работящее, экономное, честное, которому, быть может, и не достаёт некоторых возвышенных чувств, которое не гоняется за высокими идеалами, но зато сохраняет здравый смысл, доброе сердце и культ семейных добродетелей… Он был единственной антитезой романтизма» (цит. по Э.Скриб, «Пьесы». Вступительная статья и комментарии Е.Финкельштейн) .
Поскольку количество заказов росло с каждым днём, Скриб организовал нечто вроде драматургической мастерской. У каждого сотрудника был чётко очерченный круг обязанностей: один разрабатывал сюжетные линии, другой сочинял куплеты, третий записывал остроты и каламбуры, четвёртый просматривал газеты, чтобы приготовить намёки на текущую политическую ситуацию… Скриб собирал всё воедино, редактировал, шлифовал и выпускал в свет. Разумеется, такой метод применялся, когда речь шла о водевиле-шутке. Пьесы с более серьёзным сюжетом Скриб писал самостоятельно («Стакан воды, или Причины и следствия», «Бертран и Ратон», «Товарищество, или Лестница славы», «Пуф, или Ложь и истина» и т.д.) или с одним-двумя соавторами.
Самым талантливым из литературных подмастерьев Скриба – а их было 57 человек! - безусловно, является Эрнест Легуве. Остановимся подробнее на его биографии. Габриель Жан Баптист Эрнест Уилфред Легуве прожил почти 100 лет: он родился 14 февраля 1807-го, а умер 14 марта 1903 года. Жизненный путь Скриба и Легуве начинался одинаково трагично: в 3 года маленький Эрнест потерял мать; вскоре после этого его отец был помещен в клинику для душевнобольных, где и скончался через пару лет. Мальчик унаследовал значительное состояние, а опекуны позаботились о том, чтобы Эрнест получил хорошее образование. Ранняя любовь к литературе, можно сказать, тоже досталась ему по наследству, ведь и отец, и дед Легуве были поэтами. Его пьесы пользовались заслуженным успехом (в частности, комедия «Анна Кервеле» ставилась в Малом театре), а драма «Медея» принесла в 1855 году избрание в Академию. Однако во Франции Легуве чтят, в первую очередь, как замечательного лектора и педагога, посвятившего свою деятельность улучшению качества школьного образования и правам женщин. В 1887-ом Эрнест Легуве получил орден Почётного легиона – высшую государственную награду Франции, а ещё через год возглавил Академию.
Но вернёмся к Скрибу. В России с его пьесами впервые познакомились в 20-ых гг. XIX века. Остроумные, изящные, с мастерски закрученной интригой и блестящими диалогами, они очень быстро обрели популярность. Впрочем, справедливости ради следует признать, что отношение к знаменитому водевилисту всегда было неоднозначным. Так, совершенно уничижительную характеристику дал ему А.И.Герцен: «Скриб – гений, писатель буржуазии, он её любит, он любим ею, он подладился к её понятиям и вкусам так, что сам потерял все другие; Скриб – царедворец, ласкатель, проповедник, гаер, учитель, шут и поэт буржуазии. Буржуа плачут в театре, тронутые собственной добродетелью, живописанной Скрибом, тронутые конторским героизмом и поэзией прилавка» (А.И.Герцен. Сочинения в девяти томах, т.3) . Тирада, конечно, убийственная. Тем не менее, за творчеством Скриба внимательно следил А.С.Пушкин, который перевёл его речь при вступлении в Академию, назвав водевилиста представителем французского остроумия. Такой взыскательный критик, как В.Г.Белинский, тоже воспринимал драматургию Скриба вполне благосклонно и отмечал, например, что комедия «Валерия, или Слепая» «…очень мила и занимательна в представлении», а водевиль «Шарлатанство» - «совершенно в парижских нравах» (цит. по В.Е.Шор, статья «Скриб» из Краткой литературной энциклопедии. Т. 6, 1971 г.).
Точно также расходились в оценках творчества Скриба и у него на родине. Настоящий скандал разразился в 1836 году, когда популярного водевилиста избрали в Академию, где он был признан классическим драматургом и сидел на 13-ом месте – месте самого Ж.Расина! Злословили юмористические журналы, возмущалась либеральная литературная критика – незадолго перед этим Академия отклонила кандидатуру В.Гюго. Впрочем, всё это говорит не о Скрибе, а, скорее, об Академии, пошедшей на поводу у массового читателя. Ведь чести, оказанной Скрибу, помимо Гюго, не удостоился целый сонм великих писателей - П.О.Беранже, О.Бальзак, Э.Золя, Г.Флобер, Г. де Мопассан!..
Пьесы Эжена Скриба и его соавторов, зачастую переделанные на русский лад, появились в репертуаре Малого почти сразу же, как труппа переехала в своё нынешнее здание на Петровской (Театральной) площади. Так, уже в ноябре 1824 года были показаны «Наследница» Скриба и Ж.Делавиня, а также «Песня, или Конторское приключение» Скриба, Ж.Имбера и Ф.О.Варнера. Перевод и обработку текстов обычно делали либо сами актёры, либо ведущие русские водевилисты того времени, такие как Д.Т.Ленский, А.А.Шаховской, А.И.Писарев. В разные годы в скрибовских лёгких комедиях играли М.С.Щепкин, В.И.Живокини, С.В.Шумский, А.И.Южин, М.Н.Ермолова, К.А.Зубов...
Большая часть произведений Скриба не выдержала проверки временем. Впрочем, это не относится к «Стакану воды», самой известной пьесе драматурга. Блестяще остроумная комедия, повествующая о том, что судьбы целых государств зависят порой от сущего пустяка, до сих пор популярна во всём мире.
Впервые зрители Малого театра увидели «Стакан воды» в декабре 1915 года. Королеву Анну исполнила М.Н.Ермолова, герцогиню Мальборо – Е.К.Лешковская. В роли Генри Сент-Джона Болингброка выступил А.И.Южин. Этот великолепный триумвират обеспечил необычайный успех постановки. «Играя Болингброка, Южин давал образ гораздо более сложный, чем у драматурга. Он был одновременно придворным, мыслителем, политическим деятелем, дипломатом. Он был легкомыслен – такова его натура, и осторожен, умён, находчив, насмешлив, в чём-то простоват. Актёр показывал героя почтительным, ловким, и в то же время беспомощным. Только настоящий мастер мог создать такой многоплановый образ» (Ю.Дмитриев, «Великий русский театр»).
Постепенно в спектакль входили новые исполнители. Так, в 1932 году герцогиню Мальборо начала играть Е.Н.Гоголева; к 1936-ому в «Стакан воды» «влились» А.А.Яблочкина (королева), Е.М.Шатрова (герцогиня), М.Ф.Ленин (Болингброк), Н.И.Рыжов (Мешем). Постановка пережила несколько возобновлений – в 1941 году, в 1953-ем и в 1966-ом, когда в роли герцогини выступила Э.А.Быстрицкая, королевы – Т.А.Еремеева (ранее игравшая Абигайль), Болингброка – Е.П.Велихов.
Что же касается пьес, написанных Скрибом в соавторстве с Легуве, то на сцене Малого театра в разное время шли «Адриенна Лекуврёр», «Дамская война» (дважды) и «Золотые ручки». 19 июля 1946 года состоялась премьера комедии «Новеллы Маргариты Наваррской» в постановке О.И.Пыжовой и Б.В.Бибикова. Сейчас уже невозможно сказать точно, сколько раз – один или два – показали этот спектакль, прежде чем он исчез из репертуара. Летом 1946-го ЦК ВКП (б) решил навести порядок в культуре – вслед за постановлением «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 26 августа последовало «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Приведём несколько выдержек из этого слегка корявого документа.
«Главный недостаток нынешнего состояния репертуара драматических театров заключается в том, что пьесы советских авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из репертуара крупнейших драматических театров страны. В Московском Художественном театре из 20 идущих спектаклей лишь 3 посвящены вопросам современной советской жизни, в Малом театре из 20 – 3 спектакля…Крупным недостатком в деятельности Комитета по делам искусств и драматических театров является их чрезмерное увлечение постановкой пьес на исторические темы. В ряде пьес, не имеющих никакого исторического и воспитательного значения, идеализируется жизнь царей, ханов, вельмож («Новеллы Маргариты Наваррской» Скриба, «Хорезм» Хаджи Шукурова, «Тахмос Ходжентский» Касымова, «Мы казахи» Тажибаева)» («Большевик» - №16, 1946 г.).
От спектакля «Новеллы Маргариты Наваррской» осталось несколько фотографий и программка - маленький листок бумаги с напечатанным с двух сторон типографским текстом. Можно только догадываться, какова была постановка, где Карла играл С.Б.Межинский, Маргариту – Е.Н.Гоголева, Франциска – М.И.Царёв, Элеонору – И.А.Ликсо, Гватинару – И.Г.Лепштейн, Бабьеку – Н.А.Светловидов, Изабеллу – Т.А.Еремеева и Анри д’Альбре – Д.С.Павлов!..
Мы уже говорили о том, что сюжет пьесы построен вокруг попыток принцессы Маргариты освободить своего брата из испанского плена. Однако битва при Павии была лишь эпизодом в борьбе за итальянское господство. Вначале удача улыбалась Франциску. В 1515 году он одержал блестящую победу под Мариньяно, благодаря которой Франция приобрела Миланское герцогство, являвшееся ключом к Италии. В течение 3 лет Франциск заключил мир со всей воевавшей против него коалицией, в том числе с новым королём Испании Карлом I; папа Лев Х уступил ему Парму и Пьяченцу. Таким образом, Франция стала ведущей военной силой в Европе.
…Однако могущество Франциска закончилось, едва он успел им насладиться. В 1519 году умирает император Священной Римской империи Максимилиан I. Франциск, боявшийся изгнания из Италии, пытался бороться за освободившийся престол, но в итоге императорскую корону получил Карл I - внук Максимилиана, получивший имя Карл V.
Несмотря на свою молодость – он родился в 1500 году и был на 6 лет моложе Франциска – Карл V Габсбург очень рано проявил себя не просто как выдающийся политик, но и крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени. «Девятнадцати лет от роду он сделался обладателем полудюжины разнообразных корон: кроме богатых Нидерландов, двух испанских королевств, королевства неаполитанского и сицилийского, вест-индийских островов и новооткрытых американских земель, он унаследовал владения Габсбургов в Австрии и получил сан императора. Со времён Карла Великого ещё ни один из европейских монархов не соединял под своей властью таких обширных владений. Карл справедливо мог говорить, что в его землях «никогда не заходит солнце» (Константин Рыжов, «Все монархи мира. Западная Европа»).
Не желая терять свои завоевания, Франциск снова вторгся в Италию, но на этот раз терпел поражение за поражением. В 1524 году он с 30-тысячным войском перешёл через Альпы, штурмом взял Милан и осадил Павию. Битва закончилась разгромом французов.
Франциск попал в плен 24 февраля 1525 года – лучшего подарка на 25-летие Карла нельзя было и придумать! В течение 12 месяцев французский король был заточён в крепости Пицигеттон, после чего его перевели в одну из башен Мадридского замка.
Суровый Кондратий Биркин (за этим псевдонимом скрывается историк и писатель Пётр Петрович Каратыгин (1832-1888), сын актёра Петра Андреевича Каратыгина, чей водевиль «Таинственный ящик» идёт на сцене Малого театра) так описывает перенесённые им страдания: «Год пребывания пленником в Мадриде (1526-1527) после развесёлой жизни у себя в королевстве был для Франциска в нравственном отношении постом после разгульной Масленицы. Карл V женщин не возлюблял, не тратил на них ни времени, ни денег, и двор его, в сравнении с двором французским, мог показаться монашеской обителью. Здесь – угрюмые лица духовенства, надменные физиономии грандов, грубые шерстяные рыцарские доспехи; там – прелестные, улыбающиеся личики женщин, разодетых в шелка и бархат, сияющих золотом и драгоценными камнями. Здесь – совещания о делах государственных, разговоры о подвигах воинских, изредка процессии духовные; там – игры, смех и безумное веселье. Скучно было Франциску, и посещение державного пленника его сестрою, Маргаритой Наваррской, было для него новым источником горя, напомнив… милую родину с её красавицами, до которых так далеко ханжам-испанкам или бесстрастным немкам» (Кондратий Биркин, «Временщики и фаворитки», т. 1). Здесь мы вынуждены остановиться и признать очевидное: Биркин пристрастен – вот не нравится ему наш герой, и всё тут!.. Однако факт остаётся фактом – попав в окружение, Франциск, под которым в тот день убили лошадь, оборонялся с редким мужеством и был дважды ранен. Вряд ли он «рисовался», когда писал матери своё знаменитое «у меня остались лишь честь и жизнь, всё же прочее потеряно».
Маргарита, 34-летняя вдова герцога Карла Алансонского, поехала в Мадрид хлопотать об освобождении горячо любимого брата. Это была одна из наиболее выдающихся женщин своего времени: Маргарита знала 6 языков, любила научные занятия, покровительствовала гуманистам. Она превратила Наварру в культурный центр Франции, дав убежище гонимому церковью Эразму Роттердамскому и предоставив возможность работать французским и итальянским художникам и архитекторам. Маргарита известна и как писательница – сборник её новелл под названием «Гептамерон» неоднократно издавался в нашей стране. «То была великая принцесса, - вспоминал о Маргарите известный мемуарист Брантом, - добрая, милосердная, великая благотворительница, доступная и приветливая со всеми». В 1527 году Маргарита вышла замуж за короля Наварры Генриха II (Анри д’Альбре), который был моложе её на 11 лет. От их брака родилась Жанна д’Альбре, унаследовавшая отцовский престол и подарившая Франции одного из любимейших её королей – Генриха IV Наваррского.
…Эта история, весьма вольно изложенная Скрибом и Легуве, просто создана для театральных подмостков. Малый театр не мог не вернуться к ней, пусть даже через 50 лет. А объединяет обе постановки… король Франциск I – 1-ый исполнитель этой роли, М.И.Царёв, был руководителем курса у 2-го - В.Г.Богина в училище им. М.С.Щепкина.
Премьера «Тайн Мадридского двора» состоялась 24 октября 1997 года. Спектакль поставил Владимир Бейлис. Декорации создал Э.Стенберг, костюмы – Н.Поваго, музыку написал Ш.Каллош. В премьере участвовали В.Езепов (Карл), Е.Харитонова (Маргарита), В.Богин (Франциск), Т.Лебедева (Элеонора), Н.Верещенко (Гватинара), О.Пашкова (Изабелла), Д.Зеничев (Бабьека), В.Зотов (Анри д’Альбре).
«Я выбрал эту пьесу, потому что она о любви, - говорит В.Бейлис, – и в то же время – о власти. Человеку у власти обыкновенные чувства становятся недоступны. У Скриба император Карл попытался стать нормальным человеком, и не получилось. А Маргарита попыталась наперекор своей натуре стать на вершину власти. Но её честность, порядочность не позволили этого. И она осталась верна своей любви».
«Большая заслуга Владимира Бейлиса в том, что он уловил особенности и внутреннюю логику жанра, - замечает Татьяна Семашко. - Он создаёт на сцене мир, в котором всё хорошо кончается. Герои могут плакать и волноваться, но мы-то знаем, что к последнему действию все слёзы высохнут. Эта вера в победу добра даёт некий заряд всему спектаклю, и даже в грустных сценах чувствуется глубоко запрятанное внутренне веселье, радость» («Российские вести» - № 231, 11 декабря 1997 г.).
Роль Карла V стала важным событием в творческой биографии В.И.Езепова. «Человеческая драма короля Испании, который, в силу своего положения, не имеет права жить обычными чувствами и не волен поступать, согласуясь с ними, даёт обильный материал для разработки образа. Богатство и разнообразие внутренней и внешней жизни моего героя — любовь, ненависть, интрига, юмор, радость, крушение в любви — благодатная почва для полноценной актёрской работы» (из интервью В.Езепова журналу «Театральная жизнь» - №7, 1998).