Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона стартовал спектаклем старейшего столичного Государственного академического Малого театра России «Свадьба, свадьба, свадьба» А. П. Чехова.
МАЛЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА ДАГЕСТАНСКОЙ СЦЕНЕ
Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона стартовал спектаклем старейшего столичного Государственного академического Малого театра России «Свадьба, свадьба, свадьба» А. П. Чехова. Под этим названием театр объединил две одноактные сцены-шутки «Предложение» и «Медведь».
Приезд в наш город одного из первых театров России, который отметил недавно свое 250-летие, - это большое событие в культурной жизни республики. Малый театр - колыбель прославленных мастеров русской сцены, великих артистов Ермоловой и Ленского, Южина и Остужева, Яблочкиной и Пашенной, Гоголевой и Ильинского, Царева и Бабочкина... многих других выдающихся деятелей театрального искусства, которые продолжают последовательно развивать и множить традиции русской театральной школы и сегодня, в противовес массированным атакам псевдоискусства разных направлений. Чехов с его тонким юмором и веселой иронией, остроумными шутками и забавными героями водевилей как нельзя своевременен и нужен в общении в наше далеко не веселое время для разрядки и здорового смеха, который звучал два вечера чеховских водевилей Малого театра в большом зале Русского театра. Предопределяют и настраивают на лад происходящего как легкая игривая музыка (композитор А. М. Иванов), так и обрамленная круглой рамочкой жанровая сценка-миниатюра за прозрачным тюлевым занавесом застывших в разных позах героев спектакля (режиссер - заслуженный деятель искусств России В. Иванов) и вся обстановка с апартаментами помещицы Поповой и с прозрачной беседкой в стиле парковой архитектуры в усадьбе Чубуковых (художник -заслуженный работник культуры России А. Глазунов). Действие разворачивается вначале по-чеховски размеренно, по-домашнему. Степан Степанович Чубуков (народный артист России, лауреат Государственной премии России А. Потапов) увлеченно снимает пенку с варенья, уютно, в домашнем платье с фартуком, орудуя ложкой. Нелепая история с неимоверно смешными действиями и ситуациями начинается с приезда помещика - соседа Чубуковых Ивана Васильевича Ломова (заслуженный артист России, лауреат Государственной премии России Г. Подгородинский). При фраке, с перчатками он уже заходит нервно-взволнованным. А его заявление о цели визита - просить руки Натальи Степановны, дочери Чубукова, приводит в восторг и нервное замешательство отца засидевшейся в девицах дочери. То принимаясь обнимать и благодарить претендента, то суетливо бегая взад-вперед, герой Потапова не сразу приходит в себя. Тем временем мандраж охватывает и чрезмерно мнительного Ломова. Он боится, что девушка откажет ему.
Теплая встреча, детские воспоминания, радостные возгласы, веселый смех, шутки, комплименты Натальи Степановны (арт. О. Жевакина) в его адрес успокоили и расположили его. И он начал было излагать цель своего визита. Однако насторожено брошенная потенциальным женихом фраза о земельном наделе в пять десятин как о своей собственности вызывает возражение со стороны будущей невесты. И начинается спор, сначала весело и шутливо, затем все горячее и ожесточеннее распаляясь и не уступая друг другу, молодые начинают кричать, браниться, толкать друг друга. Распаляясь все больше, они становятся неуправляемыми, выкрикивают оскорбительные и обидные слова, пускают в ход все, что попадается под руку. Готовые вцепиться друг в друга, наскакивают как взбесившиеся петухи.
Блестящую технику управления своим телом и совершенную пластику продемонстрировал артист Г. Подгородинский во всех эпизодах с обмороками, судорогами и паралитическими отключеньями ног и рук. Жалкий больной, волоча как тряпку онемевшую ногу, уходит он под грозные выкрики угроз и оскорблений.
Но вот Наталья Степановна узнает, что Ломов приходил просить ее руки. Сначала опешив от неожиданности, она взревела как зверь, затем буквально заорала «Вернуть!» и забилась как малое дитя, в истерике, выкрикивая «Вернуть!» , «Вернуть!» , стуча ногами и руками об пол. А когда его бездыханно лежащего без признаков жизни на тележке - скамейке с единственным деревянным колесом прикатывают, она заботливо кладет его голову себе на колени, выговаривая ласковые слова, извиняясь за свою грубость, великодушно заявляя, что «Воловьи лужки» - его. Сменив гнев на милость, жаждущая замужества Наталья Степановна заботливо кладет его ноги к себе на колени и нежно поглаживает их.
Но вновь, откуда ни возьмись, возникает ожесточенный спор, теперь уже о собаках, то есть чья собака лучше. И снова пошли в ход взаимные оскорбления и рукоприкладство с участием папаши, снова ни одна сторона не хочет уступить другой, доводя друг друга до изнеможения, и завершается глубоким обмороком впечатлительного и нервно го Ломова, напугавшего Чубуковых до смерти. А когда вновь появляются у него первые признаки жизни, Чубуков-отец спешит соединить их руки и вновь возникающий спор заглушает требовательным криком: «Шампанского!»
Вторая сцена - шутка также начинается с музыкальной заставки и застывшей композиции. В доме помещицы - вдовушки Поповой (заслуженная артистка России Е. Харитонова) - глубокий траур по мужу, и лакей Поповой Лука (заслуженный артист России А. Вахтеров), продолжая ежедневные уговоры, пытается вернуть к жизни хозяйку, образумить, обратить ее внимание на то, что происходит вокруг. Но она ничего и слушать не хочет и заявляет, что дала клятву не снимать траура до самой смерти и не видеть света. Продолжая вслух многодневный диалог с портретом мужа и входя в роль верной жены, отвечающей и после смерти на его неверность и немалые обиды преданностью и любовью до гроба, она с умилением говорит о любимой лошадке мужа и просит Луку распорядиться дать Тоби лишнюю осьмушку овса. Оглушительный стук прерывает привычную тишину дома, но хозяйка решительно заявляет о своем нежелании видеть кого бы-то ни было.
Однако, когда слуга встревоженным шепотом сообщает о посетителе, уже врывающемся в комнату, неутешная вдова не забывает припудриться и посмотреть на свой печальный облик в зеркале.
В комнату решительно входит рослый, здоровый мужчина, на ходу оскорбляя и угрожая Луке, с достоинством представляется: Григорий Степанович Смирнов (заслуженный артист России В. Петров), который пришел получить долг за проданный ее покойному мужу овес. Не сумев выпроводить непрошеного гостя убедительными доводами об отсутствии приказчика и наличных денег, Попова с негодованием на бесцеремонность выражений и грубость тона посетителя удаляется, оставив Смирнова в одиночестве.
Тем временем отставной поручик артиллерии, землевладелец Смирнов, как представился сердитый посетитель, объясняет причину своего состояния безрезультатными поездками к кредиторам, которые пользуются его деликатностью, и теперь решает не миндальничать и остаться здесь до победного конца, давая между монологами распоряжения то лакею Смирновой, то своему кучеру, то в сердцах вырывает ручку от мебели, то смахивает крышку с китайской вазы. Возмущенная сердитыми окриками Смирнова, Попова просит не нарушать ее печального покоя. Слово за слово, он высмеивает ее спектакль о безутешной вдове, которая хочет произвести впечатление на романтического поэта или молодого юнкера, но только не на него, «знающего лживую натуру женщин» , который и стрелялся не раз из-за женщин, и влюблялся страстно, бешено, и бросал не один десяток «крокодилов в юбке» , и его бросали «кривляки до мозга костей». Их диалог приобретает все более непримиримый характер, напряжение растет, злость Смирнова и возмущение Поповой нарастают, они уже от словесной перепалки переходят к физическим действиям. Полетели подушки, трещит и ломается стул. Обессилев от негодования, но не в силах удержаться, Попова бросается кулаками на грубого «бурбона» , но он, быстро завладев ее оружием борьбы, усмиряет, прижав ее кулачки к себе и еще более разжигая страсти. Подыскивая наиболее оскорбительные слова, Попова выкрикивает: «Мужик! Грубый медведь! Бурбон! Монстр!». Топает ногами, бегает по комнате, кричит и угрожает вышвырнуть, что приводит в бешенство Смирнова, и он вызывает женщину на дуэль. Но это нисколько не смущает раскаленную до кипения, клокочущую от злости Попову. Она с готовностью принимает вызов и идет за пистолетами. Зато вся эта сцена и поведение женщины приводят гостя в восторг, и он с удовольствием повторяет ее угрозу «Влеплю пулю в медный лоб!». Восхищенно рисуя ее воображаемый портрет в состоянии аффекта, Смирнов признается, что впервые встретил настоящую женщину.
В красном полугусарском костюме с пистолетами, с которыми не знает, как обращаться, Попова окончательно завладевает душой и сердцем «бурбона». Дальнейшая сцена обучения стрельбе и попытки изобразить сердитость - любовные игры и откровенные признания Смирнова в том, что окончательно покорен ею. При этом он одновременно упрекает себя за слабость. Каждый из них пытается сохранить достоинство и непреклонность, но, вопреки словесным уверениям, влекомые завладевшим ими чувством, замолкают в продолжительном поцелуе. Так весело и мирно завершаются эти две скандальные истории о нравах и проделках русских помещиков, переданные замечательными артистами Малого театра с тонким и острым юмором блестящего таланта Антона Павловича Чехова.
Право же, скучающих в зале не было, все дружно смеялись над «обусловленным комизмом и форменной шуткой, не претендующей на жизнь» , - как отзывались о его пьесах еще при жизни автора.
Автор: Гулизар СУЛТАНОВА, кандидат искусствоведения
Источник: Дагестанская правда
Дата: 27.09.2007