– Что случилось?
– Ничего.
– Вот в этом доме никто ничего не говорит, что случается…
В Государственном Академическом Малом театре премьера спектакля «Рождество в доме Купьелло» по пьесе Эдуардо Де Филиппо. Главные роли исполняют Василий Бочкарев и Евгения Глушенко – дуэт, ради которого постановка непременно попадает в список обязательных для просмотра.
Режиссер-постановщик Стефано Де Лука сделал все в лучших традициях классической театральной школы. Так что для тех, кто не приемлет современные интерпретации, это самый подходящий вариант. Здесь все просто, понятно, хорошие шутки только подчеркивают весь драматизм истории и заставляют задуматься о простых семейных ценностях.
«Каждый играет свою роль. Кто-то хуже, кто-то лучше…»
В семье Купьелло все перемешано, как в жизни. «Дом этой семьи – это дом-театр, место, где возможен целый спектр человеческих эмоций, от смеха до трагедии», – отмечает режиссер-постановщик спектакля Стефано Де Лука.
Лука (Василий Бочкарев) все время мастерит свой вертеп и считает это главным делом своей жизни. Он очень хочет, чтобы он понравился его сыну Томазино (Александр Наумов). Но тот не готов продолжить дело отца, зато «мамина радость», как называют его домочадцы, любит спать до обеда и ворует ботинки, пальто и деньги у собственного дяди (Владимир Дубровский), чтобы продать их. Он свято верит, что тот долго не проживет: «Доктор сказал, что болезнь очень опасна. Вот я и продал твои ботинки и пальто». Впрочем, тот и сам оказывается нечист на руку, но возмущенно восклицает: «Хороши мои родственники. Ждут не дождутся, пока я помру». А Лука все время упрекает свою жену Кончетту (Евгения Глушенко) в плохом воспитании сына. «Это все ваше воспитание!» – постоянно твердит он. И это несмотря на то, что Томазино нередко буквально копирует своего отца.
Больше всего Купьелло мечтает сделать из своей семьи идеальную – как вертеп, который он мастерит – символ Рождества и идеальной семьи. Но все идет не так, постепенно рушится, и единственное, что остается герою – уйти в себя и забыться. Отсюда и трагический финал пьесы: Лука заболевает и потихоньку забывается, сходит с ума, он воспринимает действительность сквозь бред и свои неисполненные желания, что еще больше усугубляет ситуацию.
«Стоит только лечь в кровать, тут же наступает утро следующего дня»
«Рождество в доме Купьелло» – это возможность заглянуть в жизнь одной небогатой семьи. Весьма скромный быт: ободранные обои с подтеками, тесная комнатушка, холод и очень скромные обеды, где только по праздникам можно позволить себе овощной бульон с килограммом макарон, заставляют родителей выдать свою дочь за состоятельного человека. Но без любви нет семейного счастья. И как бы ни пыталась мать наставить дочь на путь истинный и заставить терпеть ради сохранения семьи, все же этот брак рушится, в том числе не без участия отца, который, как говорится, не ведает, что творит.
Вообще, вся комичность ситуации как раз и состоит в том, что тут каждый – заложник какого-то незнания и неведения: хотят как лучше, а получается – как всегда.
Рождество – особый семейный праздник, к которому тщательно готовятся обитатели дома, особенно сам Купьелло, ведь мастерить вертеп – давняя традиция, передаваемая из поколения в поколение. Но что делать, если твоим собственным детям чужды эти обычаи, если они откровенно смеются над ними и в прямом смысле рушат все, что было создано непосильным трудом и любовью? Именно ложь и равнодушие друг к другу приводят к трагедии.
Трагикомедия обнажает фальшь всех членов семьи. Им проще веселиться, шутить и пребывать в иллюзиях, чем признать горькую правду жизни. И это бегство от проблем в первую очередь не хочет признавать сам глава дома: «Это нормальная семья. Мы ругаемся немного, но потом миримся. Мы любим друг друга». Но на самом деле ни о какой любви здесь не может быть и речи. Тут каждый любит только свои надежды и мечты…
«Завтра Рождество. Мы будем жить в мире, любви и согласии…» – говорит Купьелло и отдает роковое письмо мужу своей дочери, в котором говорится о том, что она намерена бежать к другому.
Красноречивыми оказываются и костюмы действующих лиц. Сын носит пиджак с короткими рукавами, из-под жилетки, которая едва сходится – того и гляди порвутся пуговицы, – нелепо торчит желтый галстук, и очевидно, что, как ни наряжайся, все равно «мамина радость» будет выглядеть глупо и нелепо. А сам отец в прямом смысле слова теряет штаны, которые ему явно велики, зато отдает свои подтяжки любимому зятю, от которого бежит дочь. Но даже те, кто «одет с иголочки», так же несчастливы, как и те, у кого нет денег на приличную одежду.
И невольно получается, что праздник света, мира и согласия отменяется. Он просто невозможен, когда рядом сварливая жена, непослушный и избалованный сын, докучливый брат, несчастная дочь… И главному герою остается только воскликнуть: «Да что вы? Кто мне может помочь? Я сам все сделал!»
Полвека назад эту пьесу уже играли на подмостках Малого театра. Сегодня она получила новую жизнь и звучит, как ни странно, очень современно, ведь в каждой семье есть свои планы и надежды, а вот сбудутся ли они – зависит только от нас самих.
Дорогие друзья!
Несмотря на то, что в работу театра внесены существенные коррективы и мы на некоторое время разлучены с нашим зрителем, мы продолжаем работать и готовить к выпуску спектакли. Ближайшая премьера - "Рождество в доме Купьелло" Эдуардо де Филиппо в постановке Стефано Де Лука. О ней и о других спектаклях этого режиссера в Малом театре в студии программы "Наблюдатель" рассказывает сам Стефано, народные артисты России Василий Бочкарев и Евгения Глушенко, артист Сергей Потапов. Ведущий - Андрей Максимов.
22 августа исполняется 45 лет служения Малому театру народной артистки России Евгении Константиновны Глушенко. От души поздравляем актрису с этим творческим юбилеем и желаем ей крепкого здоровья, благополучия и новых творческих свершений на родных подмостках!
Евгения Константиновна Глушенко родилась 4 сентября 1952 года в Ростове-на-Дону. Родители — Константин Иванович и Ольга Анатольевна. Когда Женя была ученицей ростовской средней школы, мама сказала: «Занималась бы ты в каком-нибудь кружке, ну вот хотя бы в драматическом». Женя послушалась и в 10-летнем возрасте начала ходить в драматический кружок при Доме пионеров в Ростове-на-Дону. Когда пришла пора выбирать профессию, стала подумывать о педагогическом институте. Театр она любила, но он казался ей недосягаемым. Мама говорила: «Ты — артистка? Не смеши меня». Но руководительница драмкружка, профессиональная актриса Тамара Ильинична Ильинская сказала: «Если бы Женя захотела, я бы подготовила её...»
Ехать в Москву учиться на артистку она побоялась, и Тамара Ильинична сказала: «Знаешь, что? Давай-ка ты сначала здесь поступи, а там видно будет». В общем, Женя смалодушничала и осталась в Ростове, став студенткой первого курса местного театрального училища. Вытерпела год, а потом всё-таки сбежала в столицу. Тем более, что там проживала двоюродная бабушка, а у той сын был артистом цирка. Вместе с двумя приятелями из родного драмкружка Женя подала документы сразу в несколько театральных вузов столицы.
Так получилось, что экзамены в училище имени Щепкина были на несколько дней раньше, чем во всех остальных, Женя успешно их сдала и была зачислена. Все очень удивлялись, как это девочка из южного города Ростова с типично украинской фамилией имеет такую правильную, без акцента речь. Объяснялось это просто. К тому времени она уже год училась на актрису в Ростове. Где и сценической речью занимались, и дыхание ставили, да она и самостоятельно трудилась над правильным литературным произношением.
Руководителем её курса был известнейший актёр и директор Малого театра Михаил Царёв. Этот факт сыграл в судьбе Евгении Глушенко важную роль. После окончания училища в 1974 году она поначалу не получила распределения. «На вас нет заявок, вы никому не нужны», — говорили ей. И тут режиссёр Костромского театра предложил поехать к нему, сразу же, назвав конкретные роли, которые Евгении предстояло там сыграть, но... Через неделю её пригласили в Малый театр и предложили роль Лизы в «Горе от ума».
С первых же шагов на прославленной сцене Евгения Глушенко заявила о себе как о незаурядной творческой личности, обнаружив неповторимые свойства таланта — удивительную правдивость, органичность, огромное обаяние, яркость чувств и тонкий юмор — качества, которые заставили сразу же обратить внимание на молодую актрису, увидеть в ней восходящую звезду Малого.
Почти тридцать лет служения театру подтвердили эти надежды. Каждая из сыгранных Глушенко ролей становилась ступенью к совершенному овладению мастерством, постижению профессии. Первоклассная драматургия, интересная режиссура и великолепные партнёры давали актрисе возможность расти не только профессионально, но и становиться всё более глубокой и неординарной личностью. Среди работ Евгении Глушенко такие безусловные удачи как Женя («Беседы при ясной луне»), Берта («Заговор Фиеско в Генуе»), Мари-Жозеф («Мамуре»), Корделия («Король Лир»), Лида («Рядовые»), Зоя Окоёмова («Красавец-мужчина»), Лиз («Холопы»), Ефросинья («Царь Пётр и Алексей»), Матрёна («Горячее сердце»; за эту роль Глушенко была удостоена профессиональной премии СТД «Хрустальная роза»), Сюзанна («Преступная мать, или Второй Тартюф»), Глафира («Пир победителей»).
В 1996 году Евгения Глушенко вслед за режиссёром Борисом Морозовым переходит из Малого в театр Российской Армии. Новый коллектив принял Глушенко очень хорошо, и она благодарна за это своим партнерам. Е.Глушенко с успехом играла в спектакле «Сердце не камень» (1997) по пьесе А.Н.Островского. Её героиня Вера Филипповна — женщина, в душе которой схлестнулись два противоположных понятия: чувство долга и естественное женское стремление к любви, к мужской ласке. Актриса играла так, что напряжение, в котором она почти постоянно находилась, выражалось не отчаянным заламыванием рук и не громкими всхлипами и криками. Оно — в дрожании голоса, в неуловимых изменениях лица... Свою роль она играла как будто одним лицом, от которого весь спектакль невозможно отвести глаз. Она с успехом играла также в спектаклях «На дне» А.М.Горького (Василиса, 1998), «Отелло» У.Шекспира (Эмилия, 1999). Тем не менее, в 2000 году Евгения Константиновна возвращается в альма-матер — Малый театр.
Среди блестящих работ Глушенко последних театральных сезонов — Купавина («Волки и овцы»), Зюзюшка («Иванов»), Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше»; за эту роль Евгения Константиновна получила Государственную премию России) и, конечно же, бенефисная роль — Жозефина Понтиу из «Корсиканки». В октябре 2005 года Малый театр выпустил новый спектакль с участием Глушенко — мольеровский «Мнимый больной». Евгения Глушенко выступила в роли Белины, вероломной супруги главного героя. Последняя по времени работа актрисы — Мелании в спектакле Адольфа Шапиро по пьесе Максима Горького «Дети солнца». За блестящее исполнение этой роли актриса была удостоена премии им. К.С.Станиславского и театральной премии газеты «Московский комсомолец».
Звёздный статус Евгении Глушенко распространяется и на кинематограф. Такие фильмы, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Впервые замужем» (приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в Душанбе»), «Влюблён по собственному желанию» (приз за лучшее исполнение женской роли на Международном кинофестивале в Западном Берлине), «Уникум», «Зина-Зинуля», «Полицейские и воры», «Жизнь Клима Самгина», «Три женщины и мужчина», «Королева Марго» и многие другие принесли Евгении Глушенко известность и признание.
Трудно не поддаться очарованию женственности, способности к пониманию, сопереживанию и состраданию — притягательному дару, благодаря которому актриса сумела завоевать доверие и любовь миллионов зрителей.
Кажется, что она с лёгкостью преодолевает смену жанров и стилей, смену исторических эпох и характеров своих многочисленных героинь, но за этим, безусловно, стоит неустанный труд души, настоящий профессионализм и большой яркий талант народной артистки России Евгении Константиновны Глушенко.
Е.К.Глушенко — Народная артистка России (1995), член Всероссийского театрального общества (с 1979 года) и Союза театральных деятелей (с 1989 года).
Семья для Евгении Константиновны — её жизненная опора. На досуге она предпочитает читать, слушать классическую и современную музыку, любит живопись и часто посещает музеи и выставки. Она стремится побольше бывать на природе со своей семьёй и друзьями.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актёрские работы за 1980 год.
Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1983 год.
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию видеорепортаж Евгения Павлова о том, как прошел юбилейный спектакль народной артистки России Евгении Глушенко.
"Правда - хорошо, а счастье лучше" А.Н.Островского, 13 сентября 2017 года
Дорогие друзья!
13 сентября приглашаем вас на спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского, который Малый театр посвящает юбилею народной артистки России Евгении Глушенко. После представления Евгению Константиновну поздравят ее коллеги и друзья. Начало в 19:00.
4 сентября – юбилей народной артистки России Евгении Константиновны Глушенко. От души поздравляем Евгению Константиновну и желаем ей крепкого здоровья, хорошего настроения и новых ролей на родных подмостках!
[GALLERY:11]
6 декабря на сцене Государственного академического Малого театра (Большая Ордынка, 69) состоится представление 200-го спектакля «Правда – хорошо, а счастье лучше».
Эта постановка, созданная по одной из лучших пьес А.Н.Островского, наполнена музыкой и светом, светлой грустью и добрым юмором. Спектакль пользуется признанием театральной общественности и большой зрительской любовью, как на родных подмостках, так и во время многочисленных гастролей по стране. Составляющие его успеха – тонкая режиссура Сергея Женовача, сценография Александра Боровского, со вкусом созданные костюмы (художник Оксана Ярмольник), изящное музыкальное оформление (композитор Григорий Гоберник), великолепная литературная основа, и, конечно же, превосходные актёрские работы.
«Правда – хорошо, а счастье лучше» удостоена множества престижных наград, в числе которых Государственная премия РФ, «Золотая маска» за лучший актёрский ансамбль, премия СТД «Гвоздь сезона».
От всей души поздравляем коллектив спектакля, в особенности бессменных исполнителей своих ролей Василия Бочкарёва, Евгению Глушенко, Людмилу Полякову, Глеба Подгородинского и Виктора Низового с замечательным юбилеем и желаем дальнейших творческих успехов!