16 марта исполнилось 35 лет служения Малому театру народного артиста России Александра Викторовича Коршунова. От души поздравляем Александра Викторовича и желаем ему крепкого здоровья и успехов во всех делах!
Дорогие друзья!
Вчера, в день своего юбилея, народный артист России Александр Коршунов был гостем программы Юлиана Макарова "В главной роли". Предлагаем вашему вниманию запись этого выпуска.
Режиссура Александра Коршунова сродни его актерству – столь же основательна и серьезна, внутренне чиста и обращена к людям. Началась она с «Чудаков» М. Горького (1996). Репетиции велись в свободное время, никак не оплачивались, мало кем поддерживались, а репертуарные перспективы были более чем сомнительны. Иногда Александра охватывало отчаяние, и он клялся себе: «Только бы довести эту работу до показа! Никогда не буду заниматься режиссурой!» Но он превозмог сомнения. Увлек актеров замыслом, наладил творческий контакт с работниками цехов и довел дело до победного завершения. Начинавшийся как самостоятельная работа, готовый спектакль был одобрен руководством и включен в репертуар Малого театра. Дальше он уже не мыслил себя вне режиссерской профессии, в Щепкинском училище занялся преподаванием и как режиссер-педагог осуществил целый ряд дипломных постановок: «Три сестры» А.П. Чехова (2000), «Гроза» А.Н. Островского (2004), «Дни Турбиных» М.А. Булгакова (2008), «Чайка» А.П. Чехова (2011), «Гамлет» У. Шекспира (2016). Коршунов «свой» в русской классике – в Достоевском и Толстом, Чехове и Горьком, в Булгакове и Платонове, Вампилове и Шукшине, но особенно в Островском. К его пьесам он обращается постоянно: «Трудовой хлеб» (1998) и «Пучина» (2001), «День на день не приходится» (2004) и «Бедность не порок» (2006) поставлены на сцене Малого театра, «Доходное место» (2008) и «В чужом пиру похмелье» (2008) – в «Сфере». Этот репертуарный выбор принципиален для Александра Викторовича: «Островский кажется мне удивительно современным и духовно необходимым автором. Это необходимость родника, к которому можно припасть, очиститься и напитаться душой. Поэтическое начало – главное у него. Он возвращает нас к изначальным, простым и прекрасным вещам».
Естественная простота Островского таинственна в своей глубине и многих способна поставить в тупик. Но Коршунов владеет тайной простоты великого драматурга и имеет свой режиссерский ключ к его драматургии. Он не стремится ни к сочинению остроумных сценических концепций, ни к изобретению эффектных постановочных ходов – ему важнее «заглянуть в лицо», проникнуть в «состав души» персонажа. Его режиссура носит педагогический и подлинно актерский характер. Артистов он направляет «в рост», ведет к художественному раскрытию «человеческого в человеке». Вместе с ними ищет внутренних совпадений и соответствий с пьесой, добивается честной полноты существования в образе. Делает все для того, чтобы ансамбль возникал не из профессиональной «сыгранности» участников, а из единства мироощущения и согласия каждого с общим тоном игры. Отсюда – обаяние и свежесть актерских работ в его постановках. В комедии «День на день не приходится» отточенным мастерством блистали колоритный Дмитрий Кознов (Тит Титыч) и грациозная Евгения Дмитриева (Круглова), а дебютант Сергей Потапов за исполнение роли Андрея Титыча удостоился премии «Московские Дебюты».
В «Бедности не порок» опытный Кирилл Демин создал многосложный и объемный образ Африкана Савича, а юный Григорий Скряпкин отлично сыграл свою первую большую роль Мити. В «Пучине» с концертным блеском выступали Валерий Баринов (Боровцов) и Василий Бочкарев (Неизвестный), с редкой душевной деликатностью Ольга Чуваева играла Анну Устиновну Кисельникову, а ее сына Кирюшу Коршунов сыграл сам, и с такой запредельной искренностью, что остался в памяти сердечным и смысловым центром всей постановки. В «Трудовом хлебе» восхищала невероятной органичностью Галина Демина (Маланья), задававшая тон сердечной простоты всему актерскому ансамблю. На редкость хорош был Виктор Борцов в эпизодической роли барина Потрохова, одуревающего от похмельного безделья в своих роскошных покоях. Запоминался Дмитрий Зеничев, сыгравший обстоятельного лавочника Чепурина так, что в нем проглядывал будущий чеховский Лопахин. Трогательна и мила была дебютантка Ирина Леонова в роли «бедной невесты» Наташи. С лукавой и живой непосредственностью исполняли свои небольшие роли Глеб Подгородинский (Павел) и Евгения Дмитриева (Евгения). Центром ансамбля стал великолепный Валерий Баринов, сделавший из бедняка Корпелова замоскворецкого «юродивого поневоле», простака с трагическими глазами. Его шутки да прибаутки, скорострельный юморок, паясничанье да скоморошничанье – завеса, сквозь которую доносились отзвуки такого жгучего драматизма, что сердца зрителей сжимались. Спектакль, не случайно попавший в число номинантов «Золотой маски», гармонично сочетал скромность внешнего облика (кто-то назвал его «уютным ситцевым мирком») с задушевностью атмосферы. Его художественному обаянию трудно было не поддаться. Свидетельство тому – казусный случай на одном из спектаклей, очевидцем которого мне довелось стать.
Перед началом мое внимание привлек типичный деловой человек новой формации: дорогой клубный пиджак, златая цепь на шее и крупная золотая печатка на пальце. Войдя, полупрезрительно оглядел окружающих и, заняв свое место, стал разговаривать по мобильному телефону. Он производил впечатление глубоко нетеатрального человека и вообще казался социально опасным типом, вошедшим в зал прямо из анекдота о «новых русских». Увлекшись тем, что происходило на сцене, я забыла о его присутствии, но неожиданно он напомнил о себе. Это случилось, когда Наташа (Ирина Леонова) услышала о денежных затруднениях своего возлюбленного, вынесла на платочке деньги, объяснила, что они «заветные» (завещанные покойной матерью на приданое) и с полной доверчивостью протянула их тому, кого считала своим женихом. А он, как водится у Островского, был легкомысленным и бесчестным малым, что уже было понятно всем и каждому, кроме нее самой. В этот-то момент сугубо деловой и наверняка насквозь прагматичный персонаж из публики вдруг утратил всю свою напыщенную представительность. Ударив рукой по коленке, он отчаянно выдохнул, обращаясь к наивной героине: «Не давай!..» Вокруг, конечно, засмеялись, но смех прозвучал по-доброму. Ведь этот «нетеатральный» человек выразил вслух общее зрительское переживание: сожаление о безрассудстве неопытной девушки и стремление предостеречь ее от опрометчивого поступка. Автор, если бы видел и слышал это, мог быть доволен. На представлении его комедии произошло то, во что он крепко верил и ради чего писал свои «пьесы жизни»: пробуждение силой искусства того лучшего, что таится в каждом человеке, вне зависимости от его образования, социального статуса или финансового ценза. Собственно, это константная «сверхзадача» самого Коршунова, мировоззренческая основа его режиссуры. Он не поучает зрителей и не напирает на них с энергией записного проповедника. Патетику художественного высказывания снимает юмором, серьезность нравственного урока смягчает сердечностью тона. Он доверяет душе зрителя, верит в его способность нелицемерно откликнуться на честную игру. И зрители коршуновских спектаклей оправдывают режиссерские ожидания. «Бедность не порок» – лучшая, на мой взгляд, из его постановок Островского. Замечательно ясный мир этого спектакля, очень русский по духу, воссоздан, как написан, в жанре святочной комедии.
Предвкушение праздника охватывает уже в момент открытия занавеса, когда слышится музыка Г.В. Свиридова, и перед глазами возникает картина русской зимы. Много искрящегося белого снега, фонарь рядом с деревянным домом, льющийся на крыльцо теплый свет из окошка, роскошный писаный задник, навеянный живописными мотивами Б.М. Кустодиева. Важно, что это не зазывный баннер, выполненный механическим способом, не репродуцированная фотография и не бездушный арт-принт, а именно картина, написанная на холсте «вручную». (Художнику-постановщику Ольге Коршуновой – отдельное «браво»!) Оснащая действие шуточными игрищами и потехами, насыщая его народными песенными распевами, режиссер погружает нас в атмосферу праздничной театральности. Никакого «темного царства» – молодежь озорует, играет в снежки, забавляется примеркой масок и рядится в костюмы, распевает песни и пускается в пляс. Тон задают чудесные Ирина Жерякова и Ольга Жевакина. Их небольшие роли мастерски вплетены в общий сценический сюжет, в центре которого – любовь бедного приказчика Мити (Григорий Скряпкин) и дочери богатого купца Любови Гордеевны (Любовь Ещенко). Самодур Гордей Торцов (Дмитрий Кознов), не считаясь с чувствами молодых, задумал выдать дочь за столичного фабриканта Африкана Савича (Кирилл Демин). Кончилось бы это плачевно для влюбленных, если бы не брат Гордея – Любим Торцов, промотавший отцовское наследство, не имеющий собственного угла, тихонько попивающий «горькую» и потешающий шутовскими выходками весь Черемухин. Уж очень вовремя он бросил из толпы гостей реплику: «Брат, отдай Любушку за Митю – он мне угол даст». Когда на премьерном представлении Гордей от этих слов замер в изумлении и впал в ступор, из которого никак не мог выбраться, кто-то из зала подтолкнул его к нужному выбору, выкрикнув: «Ну, отдай же дочку!» На особо удачных спектаклях выкрик, в разных вариациях, повторялся. И всегда под дружный смех зрителей, радующихся тому, что здравый смысл возобладал. Надменный жених был изгнан, любовь Мити и Любы спасена, а маменька (Татьяна Лебедева) от радости бухнулась в ноги спасителю со словами благодарности: «Любимушка, снял ты с нашей души грех великий…»
Конечно, атмосфера русских Святок сыграла свою роль в счастливом финале, но надо отдать должное и Любиму Карпычу, проникновенно сыгранному Александром Коршуновым. Когда он, выступив вперед к рампе, с хмельной гордостью произносил: «Любим Торцов пьяница, а лучше вас всех!» – зал отвечал согласными аплодисментами. И сочувственно затихал, слыша его взывание к родственным чувствам: «Брат! и моя слеза до неба дойдет». И радовался тому, что настрадавшийся в метаниях Любим найдет «угол» в доме молодоженов и обретет, наконец, желанный покой души. Писатель Валентин Распутин высоко оценил эту работу: «Спектакль, поставленный младшим Коршуновым, дивный, красивый, праздничный, веселый и обаятельный. В него нельзя не влюбиться, нельзя не подчиниться действию от начала до конца. Это торжество таланта, вкуса и справедливости. И где там Островский, где Малый в режиссуре и игре, где музыка Свиридова, а где плясовая и песенная феерия народных сцен, не понять – всё слилось в какое-то общее величие национального духа».
11 февраля исполняется 65 лет актеру Малого театра и главному режиссеру театра "Сфера" народному артисту России Александру Викторовичу Коршунову. От всего сердца поздравляем дорогого Александра Викторовича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, благополучия, неиссякаемого вдохновения! Пусть цветут и благоухают все "сады", посаженные Вами!
28 февраля в Малом театре (филиал на Ордынке) пройдет творческий вечер, посвященный памяти народного артиста СССР Евгения Яковлевича Весника. В этом году исполнилось 95 лет со дня его рождения. Мы, его коллеги и друзья, поделимся воспоминаниями об этом прекрасном актере и удивительном человеке, прошедшем войну и при этом сохранившем жизнелюбие. Зритель увидит отрывки из спектаклей Театра сатиры и Малого, где он служил, фрагменты из фильмов с его участием.
Евгений Весник — часть нашей семейной истории. Его прекрасно знал и любил мой отец — народный артист СССР Виктор Коршунов. Он понимал, что Весник — совершенно удивительное явление в отечественном искусстве. С ним дружила моя мама — Екатерина Ильинична Еланская, основавшая в Москве театр «Сфера» и неоднократно работавшая с артистом. Мое же первое подробное знакомство с Евгением Яковлевичем состоялось в семейном кругу на репетиции «Театрального романа» Булгакова. Мама пригласила его на центральную роль Ивана Васильевича, прототипом которого был легендарный Станиславский.
Помню, как только он вошел в двери нашей квартиры, то прямо с порога, не раздеваясь, минут двадцать рассказывал театральные байки, анекдоты, случаи из жизни. Весь этот, казалось бы, сумбур незаметно перетек в репетицию. Евгений Яковлевич работал «по живому», искрометно, импровизационно, но при этом очень дотошно. Ему было важно понимать, как он первый раз выйдет на сцену, что этому предшествовало… Работа с ним была сплошным праздником, я относился к нему как к небожителю, так как на тот момент был молодым артистом. А вокруг меня — Юрий Леонидов, Игорь Козлов, Евгений Весник и многие другие легенды, игравшие в этом спектакле стариков МХАТа.
Малый театр вообще всегда отличался потрясающими индивидуальностями и самобытными личностями. Но даже в таком цветнике талантов Евгений Яковлевич занимал особое место. Он был чрезвычайно честен в работе, несмотря на свою легкую, искрящуюся натуру. Мог трудиться круглыми сутками. В нем чувствовалась настоящая мужская закалка, ведь он прошел войну: штурмовал Кенигсберг, был награжден орденом Красной Звезды и двумя медали «За отвагу». При этом оставался очень открытым, щедрым человеком. Не запирал уроки войны в шкафу памяти, а щедро делился ими с близкими. Он поставил с моей мамой спектакль «Мой крылатый друг», основанный на документальных военных письмах и его воспоминаниях. Теперь уже мы будем вспоминать этого прекрасного фантазера, талантливейшего артиста и режиссера, светлого человека и безумного выдумщика, Евгения Яковлевича Весника.
Автор – народный артист России, главный режиссер театра «Сфера», актер Малого театра Александр Коршунов
"Известия", 27 февраля 2018 года
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию запись авторской программы писательницы Татьяны Устиновой на канале ТВЦ - "Мой герой". Гость студии - артист Малого театра, главный режиссёр театра "Сфера" народный артист России Александр Викторович Коршунов. Эфир - 15 марта 2017 года.