Наш собеседник — профессор Борис Николаевич Любимов, заместитель художественного руководителя Малого театра по литературно-драматической части, в 2007-м году возглавивший Высшее театральное училище имени Щепкина, — именно эту должность Любимов сам считает своим основным местом работы...
Запись этой беседы слушайте в аудиофайле
БОРИС ЛЮБИМОВ В ПРОГРАММЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» НА РАДИО РОССИИ
Наш собеседник — профессор
Борис Николаевич Любимов, заместитель художественного руководителя Малого театра по литературно-драматической части, в 2007-м году возглавивший Высшее театральное училище имени Щепкина, — именно эту должность Любимов сам считает своим основным местом работы...
Запись этой беседы слушайте в аудиофайле
ЛЮБИМОВ: Еще я заведую кадедрой истории театра России в ГИТИСе, где веду курс. Но в Щепкинском училище я тоже преподаю, веду курс для актеров, посвященный проблемам современного театра.
- Получается, что именно через вас проходят драматические произведения, которые попадают (или не попадают) на сцену?
ЛЮБИМОВ: Совершенно верно, хотя окончательная воля здесь у художественного руководителя. Но советы часто даю именно я; это правда. Можно сказать, я определяю репертуарную политику, и косвенно — кадровую. Потому что процентов восемьдесят пять, а то и все девяносто труппы Малого театра составляют выпускники Щепкинского училища. Уже в 2007-м году часть курса Юрия Мефодьевича Соломина пришла в Малый театр, и в 2008-м году четыре человека с курса Виктора Ивановича Коршунова пришли в Малый, и в этом году двое наших выпускников профессоров Бейлиса и Иванова были приняты в театр. Так что уже даже на моей памяти труппа Малого театра увеличилась на десять человек...
- Как вы думаете, в каком соотношении, в какой связи находятся национальная безопасность и литературное, театральное наследие России? Ведь культура каждой нации — прежде всего ее самоидентификация... Согласны?
ЛЮБИМОВ: Абсолютно согласен. Это очень верно поставленная проблема, потому что, говоря о национальной безопасности, мы прежде всего, с одной стороны, представляем себе границу, которую защищают пограничники, и это действительно так. А дальше — самые главные, важные стратегические объекты, а дальше (и это характерно для нынешнего века) — охрана самой человеческой жизни. Но давайте подумаем: что, собственно, защищают наши пограничники? Я отвечу так: историю с географией. И еще культуру...
- Небольшая ремарка: пограничная линия может продвигаться в ту или другую сторону. Но культурная идентификация народа такой подвижностью не обладает...
ЛЮБИМОВ: Безусловно, это формальная сторона. Но, скажем, в XX-м веке историческая ситуация сложилась таким образом, что огромная часть русской культуры оказалась за пределами наших границ. И Бунин, и Шаляпин, и наши замечательные мыслители, оказавшиеся в эмиграции, — тоже наша культура.
И если даже говорить о нашем ближнем зарубежье, — сколько памятников культуры оставили наши писатели, деятели культуры в Крыму, на Украине, в Прибалтике! Сейчас меня зовут в Ригу сделать доклад о русском театре в Прибалтике, — это же серьезнейшая проблема. И конечно, бережное отношение к культуре, к прошлому — это и есть национальная безопасность, вне всякого сомнения...
- Появляются ли сегодня русские драматурги, которых можно если и не поставить рядом с Чеховым, но у которых по меньшей мере есть шанс выйти на русскую сцену и надолго остаться на ней? Чтобы это был хороший язык, достойная тема, помогающая нации самоидентифицироваться? Есть такие?
ЛЮБИМОВ: Это одна из наиболее болезненных, узловых проблем современного театра. Нельзя сказать, что таких авторов нет; скажем, в «Любимовке» постоянно собираются семинары драматургов. Есть драматурги, «вырвавшиеся» на сцену; их ставят. Можно говорить, насколько они пользуются успехом у широкого зрителя, но в своем кругу у них есть поддержка прессы и так далее; своего рода «фестивальная драматургия».
Чеховым там и не пахнет. Конечно, повторить Чехова невозможно, — я говорю о масштабе дарования; не пахнет и ни Горьким, ни Булгаковым. Но даже если не обращаться к Чехову, а просто вспомнить взлет нашего театра конца 50-60-х, отчасти — 70-х годов прошлого века: Розов, Арбузов, Радзинский, Володин; ныне здравствующие Зорин, Рощин.... С 60-х до конца века они определяли театр и, более того: часто к их пьесам возвращаются...
Радио России, 5 октября 2009 года