Малый театр. А. Дюма-отец «Молодость Людовика XIV»
Алла Шевелева,
«Театральная афиша», март 2015 года
ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ
Малый театр
А. Дюма-отец «Молодость Людовика XIV»
Взявшись за постановку пьесы «Молодость Людовика XIV», худрук Малого театра Юрий Соломин намеренно отказался от публицистичности и прямолинейных аллюзий с сегодняшним днем в пользу сложносочиненного спектакля, опирающегося на юмор и куртуазность, любовную лирику и сентиментальность, сатиру и гражданский пафос, заложенные в пьесе.
Вместо современной одежды – роскошные костюмы Вячеслава Зайцева, вместо откатов – махинации времен Великого века, вместо разборок – искрометные диалоги. Словом, скандалы, интриги, расследования, обрамленные в форму изящной французской комедии.
Юный Людовик, до сей поры не обременявший себя государственными делами, решительно вступает в права государя. Кардинал Мазарини (Александр Ермаков) и Анна Австрийская (Светлана Аманова) без энтузиазма воспринимают его решение, пытаясь в зачатке задавить растущее самосознание короля. Но противостоять напору молодого монарха им не под силу. Впервые произнеся перед парламентом знаменитую фразу «Нам так угодно», Людовик оставляет в прошлом эпоху правления своих наставников.
В течение действия Дюма ведет зрителя по лестнице власти, заставляя взглянуть на привычные вещи незамутненным взглядом юного короля, впервые осознавшего, насколько непрост мир большой политики. Правда, Людовик в исполнении Михаила Мартьянова не похож на неразумное дитя: это гордый молодой человек, в котором прочитывается будущий КорольСолнце, способный провозгласить «Государство – это я».
К сильным сторонам Людовика историки приписывают умение окружать себя преданными и талантливыми людьми. В пьесе и спектакле этот дар уверенно оправдывают молодые друзья государя: верная субретка, блестяще сыгранная Дарьей Мингазетдиновой; мудрый советник Мольер в тонкой работе Дмитрия Марина и младший брат Филипп I – в остром рисунке Алексея Коновалова.
Историческая сказка для взрослых не обходится без грустного урока. Воодушевленный новыми возможностями, Людовик вершит судьбы и отменяет несправедливые приказы, но впервые осознает, что обратная сторона любой власти – тяжелое бремя ответственности, когда во имя государственных интересов отказывается от женитьбы на любимой девушке.
Алла Шевелева,
«Театральная афиша», март 2015 года