В театрах всерьез задумываются о том, как привлечь зрителей: балы в стиле ампир, ночные спектакли, страницы на фейсбуке и ролики на YouTube должны им в этом помочь
ВСЕ ДЛЯ ПУБЛИКИ
В театрах всерьез задумываются о том, как привлечь зрителей: балы в стиле ампир, ночные спектакли, страницы на фейсбуке и ролики на YouTube должны им в этом помочь
«Шаг влево, шаг вправо — по-во-рот», — командует десятком пар в небольшом зале с зеркалом во всю стену красивая женщина с осанкой танцовщицы. Девушка в джинсах и юноша с серьгой в ухе, женщина в спортивных штанах и седой кавалер в очках сосредоточенно перебирают ногами, стоя лицом к партнеру. Тренер дает команду, и люди начинают хаотично меняться местами. «Если вы сбились, не страшно, — подбадривает преподаватель. — Главное — вовремя вернуться на свое место».
Вальс, мазурка, падеграс, марш, полонез — это неполный список танцев, которым руководитель Школы старинного бального танца «Ангаже» Светлана Комаркова пыталась обучить пришедших на двухчасовой мастер-класс перед первым театральным балом. Он состоится в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) 2 октября. Это мероприятие предполагает настоящий бал в стиле ампир со строгим дресс-кодом и специальный показ премьерного спектакля «Чехов-GALA». «Я, конечно, волнуюсь, как все пройдет, — говорит Комаркова, — но на занятии участники вроде танцуют, и с удовольствием, несмотря на то, что большинство пришли всего один раз». Сама Светлана ради успеха мероприятия распространила больше 70 билетов среди постоянных посетителей разнообразных балов, регулярно проходящих в столице. «Многие из них оказались не из любителей театра, — замечает Светлана. — Но когда узнавали, что РАМТ находится в историческом здании, покупали билеты».
Привлечение зрителей — одна из задач, которую ставит перед балом руководство РАМТ. «Еще года три назад мы задумались о том, как хорошо было бы возродить традицию театральных балов, которые, кстати, проводились в нашем здании в XIX веке, — рассказывает директор РАМТ Владислав Любый. — Историческая реконструкция сегодня в Москве не редкость, но центральным событием нашего театрального бала мы хотим сделать именно спектакль». Этот новый формат, по замыслу руководства РАМТ, должен показаться интересным и постоянным зрителям, и поклонникам исторического танца. А зрителям, не желающим тратить время и деньги на подготовку к балу, РАМТ предложил прийти только на спектакль. Проход на танцы для них закроют, однако смотреть Чехова они будут вместе с нарядными дамами и кавалерами. РАМТ планирует провести рождественский бал-маскарад, а вот что станет с идеей дальше, руководство пока не знает. «Живой здоровый театр должен расширять свой формат, — считает Любый, — не превращаясь при этом в клуб или досуговое учреждение».
«Живой здоровый театр должен расширять свой формат, не превращаясь при этом в клуб или досуговое учреждение»
По словам директора агентства «Пружина» Марии Бошаковой, несколько лет проводящей тренинги по театральному маркетингу и PR, российские театры постепенно осваивают эту сферу. «Театральная среда консервативна, — считает Бошакова. — Однако на тренинги приходит все больше специалистов, которые используют современные технологии привлечения публики, — сейчас таких уже примерно половина. Мне все реже приходится отвечать на вопросы о том, зачем театрам нужны страницы в социальных сетях, зачем выкладывать на YouTube записи интересных или забавных отрывков репетиций». Балы и ночные спектакли, конкурсы и трансляции в интернете — это и многое другое придумывают сегодня российские театры, чтобы привлечь зрителей.
С учетом пробок
«Ночной проект» РАМТ (см. «До и после полуночи» № 84 от 07.12.07), в рамках которого спектакли «Роман с кокаином» и «Под давлением 1-3» начинаются в девять вечера, чтобы зрители успели доехать с работы, с успехом существует уже почти три года. А в этом году Театральный центр «На Страстном» устроил уже целый ночной марафон под названием «Театральная бессонница» (впервые она прошла в марте). В ночь с 9 на 10 октября состоится вторая «Театральная бессонница», в программе которой два спектакля, концерты в антрактах и выставка.
По словам пресс-атташе ТЦ «На Страстном» Олеси Кочановой, первая «Театральная бессонница», рассчитанная в первую очередь на молодежную аудиторию, прошла с аншлагом. На этот раз на ночную сцену пригласили, как подчеркивает Кочанова, «один из наиболее интересных и востребованных у молодой аудитории театров» — Русский инженерный театр АХЕ из Санкт-Петербурга с уже известным столичной публике спектаклем «Гобо. Цифровой глоссарий» и новым для москвичей «Па-Дражание Драматичекой машине». Организаторы хотели бы страдать «Театральной бессонницей» каждый месяц, но главное для них не количество. «Можно, конечно, и еженедельно устраивать ночные показы спектаклей, — объясняет Кочанова. — Другой вопрос, как это будет подготовлено. Сейчас “Театральная бессонница на Страстном” — продуманное событие. Надеюсь, именно таким оно останется и в будущем».
Обратная связь
Свои предложения театры стараются сделать интересными для всех, но прежде всего для молодежи, за счет которой обычно происходит прирост аудитории. Тот же РАМТ устраивает предпремьерные дискуссии, конкурсы студенческих эссе стали здесь традиционными. Кшиштоф Занусси встречался со студентами журфака МГУ накануне премьеры спектакля «Доказательство», круглые столы с участием Тома Стоппарда, приуроченные к выходу трилогии «Берег утопии», проводились в РГГУ, МГИМО и ВШЭ. С премьерой работа со зрителем в РАМТ не заканчивается, «обратная связь» — одно из важнейших ее направлений.
Лицом к молодым поворачиваются даже те театры, в которых главным маркетинговым ходом считается ориентация на классику. По словам
руководителя отдела рекламы Малого театра Игоря Петрунина, молодежь активнее других реагирует как на традиционные предложения вроде скидок (для студентов Малый проводит акцию «Второй билет! Второй университет!», благодаря которой, предъявив свой студенческий, можно получить второй билет в подарок), так и на новшества. В недавно завершенной мультимедийной викторине Малого
«За кулисами времен», требующей не столько умелого обращения с компьютером, сколько знаний по истории театра, победили студенты МГУ. «Мы постоянно проводим опросы аудитории, — рассказывает Петрунин, — и на основе их результатов планируем действия, которые позволят превратить потенциальных зрителей в реально существующих. К примеру, мы открыли
интернет-телеканал “Малый-ТВ”. Его развитие — наша насущная задача».
«Театры сегодня не могут не думать о том, как привлечь публику, — подытоживает Юлия Грозовская, директор по коммуникациям театра “Практика”, который сравним скорее с центром современного искусства. — Причем касается это буквально всего: и продажи билетов с акциями и скидками, и кафе, и устройства театрального двора. И того, чтобы нормально работал и вовремя обновлялся сайт, и того, чтобы в нужный момент информация о театре появилась в социальных сетях, — мелочей в этом вопросе просто не существует».
Дина Юсупова
«Ведомости», 1 октября 2010 года