15 мая исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста России Бориса Федоровича Попова (15 мая 1921 – 30 декабря 2003).
Началась творческая биография будущего актера с роли солдата, которую Попов сыграл совсем не на сцене или на съёмочной площадке. Борис Федорович прошел через Великую Отечественную войну с оружием в руках и внес свой вклад в Победу, награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу»: был и артиллеристом, и музыкантом, и санитаром. Участвовал во многих сражениях в составе боевых частей прославленного 1-го гвардейского механизированного корпуса. Воевал в Крыму, на Таманском полуострове, освобождал Кавказ и Прибалтику, закончил войну в Кенигсберге. Затем служил в армейском ансамбле. В 1946 году он поступил в Театральное училища имени М.С. Щепкина, в класс К.А. Зубова. После его окончания в 1950 года Попов принят в труппу Малого театра. Более двадцати лет актер выступал на прославленной сцене. Надолго запомнились зрителям тех лет созданные им острохарактерные образы Шпекина и Земляники в «Ревизоре» Н. Гоголя, Загорецкого в «Горе от ума» А. Грибоедова, Петра во «Власти тьмы» Л.Толстого, Боркина в «Иванове» А. Чехова и многие другие. С увлечением пел и легко с азартом танцевал его Черный портной – обаятельный «ведущий» в спектакле «Умные вещи» С. Маршака. Роль требовала от артиста полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. В 1968 году Борис Попов на подмостках родного театра в качестве режиссера осуществил постановку водевиля Леонида Ленча «Ты – это я!», возродив традиции этого веселого жанра на сцене Дома Щепкина.
[GALLERY:577]
Борис Федорович хорошо известен и как чтец, много и плодотворно работавший на эстраде. С одинаковым успехом актер выступал и с чтением басен и с исполнением таких произведений, как "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина или "Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека, рассказов Шукшина и стихов Маяковского. Заслужил успех у зрителей и его музыкально-литературный спектакль «Драматические новеллы Н.А. Некрасова», в котором он одновременно выступил как автор композиции, режиссер и исполнитель. Репертуар Бориса Попова на эстраде обширен — двести сорок произведений, укладывающихся в пятнадцать сольных программ.
Сцена и эстрада - это профессия Попова. Кроме всего жизнь удивительного человека Бориса Попова была наполнена разнообразными творческими увлечениями. В годы, когда страна поднимала целину, Попов стал «постпредом» Малого театра в Целинном крае. Девять лет подряд выезжал он с концертными бригадами в самые глухие уголки. Сколько доводилось видеть людей, характеров, событий! Впечатления накапливались, искали выход. Влюбленный в литературу Борис Федорович и сам стал писателем. Его литературный дебют состоялся в «Литературной России», где были опубликованы рассказы Попова, навеянные его фронтовыми воспоминаниями. В шестидесятых годах вышла первая книга – повесть «Кикимора», затем сборник рассказов – «Чистая перемена», а впоследствии – романы о театре «Подмостки», «Без четвертой стены», «Один на один со зрителем» и др.
Мастерить лесные поделки - стало еще одним увлечением Попова. С помощью ножниц и клея он стремился пластически выразить живую поэзию природы: из шишек, сучков, лесной коры возникали изящные образы – то зверька, то танцующей балерины, то любимого автором знаменитого виолончелиста. «Для меня это не просто увлечение, - говорил он, - а своеобразная творческая лаборатория. Глазами актера я стараюсь в нагромождении сучков и корней увидеть какой-нибудь интересный образ, неожиданный характер".
Выправке Бориса Федоровича завидовали молодые – несгибаемый («моржевал», занимался зимним плаванием), он прошел войну, сохранив в себе боль утрат и радость Победы, и остался жизнелюбом, наделенным острым чувством юмора и иронии, человеком до конца преданным театру, знавшим его магическую силу воздействия на сердца людей. Такие мастера не забываются, они навечно остаются в нашей памяти.
Елена Микельсон, старший научный сотрудник Музейно-информационного центра Малого театра