Интервью
Виталия Соломина я увидел первый раз в жизни. Звучит странно, но тем не менее это так.
Виталий Соломин:
Я бываю упрямый, а порою — вредный...
Интервью
Виталия Соломина я увидел первый раз в жизни. Звучит странно, но тем не менее это так. Нет, я, конечно же, прекрасно помню Вадима из «Зимней вишни», Чацкого из «Горе от ума», доктора Ватсона из широко известного телесериала и другие образы, созданные актером в кино и на сцене Малого театра.
Человек, с которым я встретился, не похож ни на одного из них.
Моложавый, стройный, высокий мужчина. Но глаза... Усталость, грусть и даже какое то отчуждение. Взгляд в себя — такой бывает у выраженных интровертов в минуты глубокой депрессии. «Угрюмый» — таким было мое первое впечатление после короткого знакомства.
С беспокойством я подумал о предстоящем интервью. А после его фразы «Боюсь, получится ли у меня?» беспокойство переросло в тревогу. Тем более, что временя было в обрез, и беседовать приходилось в машине, записывая ответы на ходу С первых же вопросов и скупых ответов на них я подумал, что
интервью мое попросту накрылось — передо мной сидел замкнутый и неразговорчивый человек.
Но на встречах со зрителями он преображался. Его лицо оживлялось, в глазах появлялся озорной огонек. А улыбка!.. Я все понял. Виталий Соломин играл роль самого себя! Играл искренне и правдиво. Его вдохновляли зрительный зал, аудитория. И еще я понял — интервью состоится. Просто нужно было ловить момент, пока он — он...
- Виталий Мефодьевич, как вы относитесь к искусству вообще и, в частности, к нашему искусству на данном этапе его развития?
- Искусство — это воплощение всего самого лучшего и самого доброго, что может выразить чело век. А на данном этапе, я считаю, ни о каком развале его или деградации не может быть и речи. Кстати, обратите внимание на то, сколько талантов раскрылось в последнее время! Особенно на телевидении. Ведь это же один из видов искусства. Разве для ведения
передачи не нужен талант? Один и тот же материал можно выдать тай, что глаз не оторвешь или наоборот — скучно и неинтересно. Так что развал, распад... Такое впечатление создают те. кто зарабатывает себе на хлеб тем, что создает впечатление.
- Если уж речь зашла о телевидении, то как лично вы отреагировали на коллективное заявление группы деятелей искусства о бойкоте ЦТ?
- Это — лишь хороший жест, не больше. Когда меня попросили его подписать, я начал узнавать, на какой срок рассчитан этот «бойкот». Какие условия выдвигают инициаторы. Увы, вразумительных ответов я так и не получил. Поэтому и не подписал эту филькину грамоту.
- Расскажите, пожалуйста, как начинался ваш путь в искусстве?
- Годы моего детства и юности прошли в Чите. Тогда я завидовал своему старшему брату, который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шел к намеченной цели. В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но
когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену. Потом я поехал в Москву поступать в театральное училище им. Щепкина. Там со мной в первый и
последний раз в жизни занимался брат. Помню, как он сидел с важным видом, закинув ногу на ногу, и слушал меня. Эдакий Станиславский... Не кормил даже специально.
- А вы помните свою первую работу в кино?
- Будучи студентом третьего курса, я был назначен на центральную роль в одной из картин. Это было на «Мосфильмe». Но съемки длились недолго, так как на второй день фильм закрыли. Первая моя серьезная работа — это несколько сцен в кинокартине «Женщины». Через несколько дней после начала ее проката я понял, что такое популярность. Это очень важно — приспособиться к новому видению себя со стороны окружающих.
- Добившись успеха на своем поприще, вы, наверное, не можете не вспомнить имена тех, кому обязаны этим?
- Есть люди, у которых я учился. Опытные, профессиональные
преподаватели. Но сказать о ком-либо, что я ему чем-то обязан, я не могу...
- Что вас сближает, а что, может быть, разъединяет с вашим старшим братом Юрием Соломиным?
- Нас объединяет лишь то, что мы оба служим одному делу — искусству театра и кино.
- В работе любого человека бывают моменты, когда испытываешь чувство досады или даже стыда за то, что сделал что-либо не так профессионально...
- Это происходит постоянно. Но не всегда об этом нужно кому-то говорить.
- Какие ваши работы в кино вам наиболее запоминаемы?
- «Даурия», «Женщины» , ну и, конечно же, Ватсон... «Шерлока Холмса» зачитывают до дыр люди всех возрастов во всех странах мира. В каждом из нас живет ребенок. В процессе съемок « Холмса « мы поняли, насколько
неправдоподобны многие детали, казалось бы, логичного повествования.
Снимая, например, «Пеструю ленту» , мы обнаружили, что никакими силами нельзя заставить змею проползти по шнуру. Это просто противоречит ее природе. И так — во всех новеллах. Но читаешь ведь, не отрываясь и веря?
Как ребенок. Одним словом, замечательное это вранье — Холмс и Ватсон. Все самые известные актеры с удовольствием соглашались даже на эпизодические роли. А Рина Зеленая, игравшая роль миссис Хадсон, не давала нам унывать
во время неудач и усталости. Настолько неистощимый запас юмора и оптимизма у этой женщины!
- Вы сыграли немало интересных и серьезных ролей в театре и кино. У зрителей сложилось определенное мнение о вас как о человеке по вашим киноработам. А какой вы в жизни?
- Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжелый характер. Я упрямый, а порою даже вредный...
- Расскажите о своей семье.
- Моя жена работает в журнале мод. Она — профессиональный
художник-модельер. У нас две дочери. Старшая занимается хореографией, танцует в ансамбле Моисеева.
- В одном из фильмов вы снимались вместе с женой...
- Да. Это было лишь один раз. По сценарию мы должны были поцеловаться.
И это доставило нам немало хлопот. Знаете, с любой женщиной поцелуюсь перед камерой, если это необходимо. И сделаю это совершенно спокойно, но с женой!.. Мне было стыдно. Ведь это только наше, интимное...
- Настала пора спросить вас о «Зимней вишне» . После второго фильма мне стало просто стыдно за нас, за мужиков...
- Да. Оба фильма — о муж-стой несостоятельности. Может быть, даже о каком-то уродстве моральном. Хотя. на мой взгляд. наше моральное уродство порождено не чем иным, как уродством социальным. Но это уже политика. а о ней я не хочу. У многих второй фильм вызовет разочарование. Первый ведь красивее, легче и «глаже». Но он более сентиментален. Второй тоже мелодрама. Характер картины более сложен. За пять лет изменились не только судьбы героев, но и сами герои. В центре внимания второй ленты судьба Вадима. И на его примере дается анализ нашей мужской феминизация.
В фильме есть такие маленькие «нечистоплотности», черненькие моменты.
Но это реальнее, ближе к жизни! Есть мужчины — не ворюги. Они не могут честно обеспечить полноценную жизнь семьи, а, понимая это, теряют свое истинное мужское «я». Вот и Вадим из второго фильма. Далеко не Дон-Жуан. Не мужчина, а скорее наоборот. Ведь его берут...
- А как вы относитесь к Ольге — актрисе Елене Сафоновой?
- Замечательная женщина и очень талантливая актриса. У нее прекрасные серебристые глаза и очень выразительный взгляд. Она может играть, не говоря ни слова.
- В «Зимней вишне-2» Ольга замужем за американцем. обеспеченная и, судя по всему, и счастливая женщина. А приехав в Ленинград, она проводит одну ночь с Вадимом. Но ведь это по сути — измена. Измена человеку, который подарил ей счастье, нормальную семейную жизнь.
- Измена... Об этом вообще никто и ничего не знает. Женщины очень своеобразно относятся к мужчине. Как к детям. Но ведь и дети порой такое выкинут, что мамам бывает не по себе. К тому же по природной своей сущности женщина относится к мужчине, как к противнику. Мы завоевываем их, добиваемся уважения к себе, их расположения и доверия. А почему они нам изменяют? Не знаю. Никто этого не знает, и они сами, наверное...
- Вадим — ярый автолюбитель. А Виталий Соломин?
- Да, наверное. У меня «Вольво» 1976 года выпуска. И вместе с ним проблемы. Запчасти, ремонт и, конечно же, наши «замечательные» дороги, которые в Москве ничуть не лучше, чем в Казани.
- А кроме автомобиля? У вас есть хобби?
- Нет. хобби нет. Но я очень люблю все, что связано с театром. Люблю участвовать в создании декораций, костюмов, вообще реквизита. Мне нравится ставить трюки.
- В каких работах вы сейчас заняты?
- Недавно снялся в фильме «Рогоносец» . Эту ленту мы, кстати, отсняли ровно за месяц. Впереди — съемка еще в двух картинах. Один фильм — советско-японский, исторический. А второй снимает мой любимый оператор Ю.Векслер. Честно говоря, сценариев сейчас хороших очень мало...
- А с кем из режиссеров вам больше всего нравится работать? С кем легко? И с кем трудно?
- Легко — с И. Масленниковым, поставившим обе «Зимние вишни» , и с А.Кончаловским. А трудно — с остальными...
- После телесериала о Холмсе вас постоянно хочется видеть рядом с Ливановым...
- У нас дружеские отношения. Это замечательный актер и очень интересный человек! Интеллектуал, эрудит, юморист. Нас однажды в шутку назвали супружеской парой. Но Холмса и Ватсона больше не будет. Очень важно — вовремя уйти...
- Если бы время повернулось вспять, и перед вами встал выбор профессии, то вы бы стали актером?
- Не знаю. Но убежден, что с успехом овладел бы и некоторыми другими профессиями.
- Как вам наш город?
- Красивый... Но запущенный, грязный.
- Спасибо за интервью. И в заключение — что бы вы пожелали читателям?
- Счастья...
Автор: Андрей Кобяков
Источник:
http://www.mediasprut.ru/