Очерк Наталии Пашкиной из серии «Библиотека Малого театра». М.2008.
АЛЕКСАНДР ВЕРШИНИН
Очерк Наталии Пашкиной из серии «Библиотека Малого театра». М.2008.
В творческом активе заслуженного артиста России Александра Вершинина множество сыгранных на сцене разнообразных, разноплановых героических и характерных, комедийных и драматических ролей. Это и настоящий русский герой, человек чести и достоинства князь Серебряный в одноименном спектакле, поставленном по повести А.К. Толстого, и его антипод Федька Басманов, аморальный, развратный, жестокий тип, настоящий злодей, сыгранный актером в этом же спектакле. Это трагически гибнущий в расцвете лет принц Христиан из «Царя Бориса» А.К. Толстого и разбитной, веселый, озорной, бесшабашный Горецкий из комедии А.Н. Островского «Волки и овцы». Легкий, порхающий как мотылек и так же беззаботно живущий, очаровательный балбес Елеся и ироничный злой умник, неудачливый карьерист Егор Глумов в комедиях А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты». Несущий в себе огромный комплекс вины, раскаявшийся и готовый нести наказание Нехлюдов в спектакле «Воскресение» по Л.Н. Толстому и виртуоз притворства, маскирующийся под влюбленного, Молчалин в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова...
Человек, играющий роли такого масштаба и такого уровня сложности, как Нехлюдов, Глумов, Молчалин, без сомнения, принадлежит к числу ведущих артистов театра. Играя столь значительные роли, Александр Вершинин завоевал особую симпатию, а точнее сказать, любовь зрителей и бесспорный авторитет у своих коллег-актеров. В театре Александра Вершинина очень ценят как одного из лучших артистов и самого светлого, самого позитивного человека труппы. Чтобы не быть голословными, предоставим слово некоторым из его друзей и коллег по сцене. Например, младшему товарищу Александра Вершинина заслуженному артисту России Виктору Низовому. Вот что он говорит: «Очень редко в артисте сочетаются качества, когда он одновременно и профессионал и потрясающий товарищ, настоящий друг, человек доброй души. Саша из тех людей, к которым неприменимо слово «зло», из тех, кто абсолютно не способен сделать какую-то гадость. И, конечно, он очень хороший артист. Просто номер один. Его визитная карточка — Глумов в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Он дождался этой роли и сыграл ее».
А вот как говорит о Вершинине совсем молодой, недавно пришедший в театр актер Сергей Потапов: «Мы с Сашей из одной Мастерской, из мастерской профессора Коршунова. Это сразу очень сближает в жизни, в театре, в кино и везде. Если где-то встречаешь человека, который окончил, не важно в каком году, курс Виктора Ивановича Коршунова, то сразу воспринимаешь его как родного. Поэтому у нас с Сашей, несмотря на разницу в возрасте, с самого начала был открытый контакт друг с другом. Он удивительно светлый человек, очень искренний и открытый. И это всё, конечно, им передается на сцену. Настолько он добрый и лучезарный, настолько позитивный, что ему, наверное, трудно было бы играть людей отрицательных, корыстных, алчных, злобных. Он, конечно, играет Молчалина, но он так обаятелен и убедителен в этой роли. Его Молчалин абсолютно нормальный человек. Он, разумеется, «гребёт под себя», но так оправданно, умело и естественно это делает. Сильное впечатление производит и его Глумов. Особенно финальный монолог.
Мне очень хотелось бы сыграть вместе с Сашей в каком-нибудь спектакле. Даже не важно, что сыграть. Главное, чтобы с ним. Потому что он такой человек, что с его глазами хочется встретиться на сцене».
Так характеризуют Александра Вершинина его товарищи-мужчины. А вот каким видит актера и человека Вершинина представительница прекрасного пола, его партнерша по спектаклю «Горе от ума» молодая актриса Ольга Молочная: «Есть разные люди. Одни мрачные, хмурые, чем-то постоянно нагруженные. Другие, наоборот, все время улыбаются, вроде бы легкие такие.
Безусловно, Саша человек-праздник. Искрящийся, лучезарный, полетный.
Он остроумный. Всегда улыбается. Очень заразительно смеется над шутками. Всегда скажет комплимент. Он любит жизнь во всех ее проявлениях.
Партнер он очень хороший, стабильный. Если его попросишь дополнительно порепетировать, попробовать сыграть сцену по-другому, он всегда соглашается. Другой может отмахнуться, а Саша нет. Всегда готов поддержать инициативу. С ним можно повторить сцену перед спектаклем или после него. Мы как-то гуляли в парке и прямо в парке репетировали.
Если использовать стихотворную строчку Есенина, Саша может «казаться улыбчивым и простым». Может быть, кому-то кажется, что он живет без забот и хлопот, что он всё воспринимает совсем легко и поверхностно. Но это не так. Саша, безусловно, — человек думающий. С ним можно интересно пообщаться и узнать его другого. Просто некоторые артисты закрываются мрачностью, а он улыбкой».
Быть может, разгадка открытого и легкого характера Александра Вершинина, о котором в один голос говорят его друзья и коллеги, кроется в его корнях, в местах, где он вырос, где впервые соприкоснулся с красотой русской природы?
Он родился в Нижегородской (в то время Горьковской) области, в небольшом, но красивом и довольно знаменитом городе Городец, прославившемся своим художественным промыслом — городецкой росписью. Отца, по профессии военного, капитана ракетных войск ПВО, послали служить в Горьковский округ. И там, в маленьком, уютном городке у Владимира Александровича и Надежды Борисовны Вершининых появились на свет дети, сначала старший сын Борис, а потом и Александр.
Детство братьев было счастливым и радостным. С настоящими высоченными ёлками до самого потолка, которые зимой на Новый год приносили из леса солдаты. С катанием на санках, лыжах и коньках. С лесными походами, с рыбалкой и купанием в многоводной красавице Волге, с играми и отдыхом на золотом песке чудесной речки Узолы.
Городец, расположенный в очень живописном месте, окруженный лесами и рощами, с извилистой, не широкой, но весьма глубокой речкой Узолой, не мог не повлиять на формирование и развитие, на интересы и вкусы будущего актера. Восприимчивость, впечатлительность, чуткость к красоте, абсолютная открытость, подлинная доброта и неподдельная весёлость, отзывчивость и искренность — все эти качества Александра Вершинина, о которых с восторгом отзываются его друзья и партнеры по сцене, сформировались там, в этом прекрасном старинном городе.
Коллега Александра Вершинина, молодая актриса Ольга Жевакина так говорит об этом: «Когда наш театр был на гастролях в Нижнем Новгороде, нам дали машину, и мы поехали в Городец, родной город Саши. И сразу стало понятно, почему он такой. Саша — это сама природа, в самых прекрасных и ярких ее проявлениях.
Он настолько позитивный и светящийся человек, что даже если ты в плохом настроении, увидев Сашу, волей-неволей будешь улыбаться. Когда он заходит в гримерную или на сцену, настроение всегда улучшается. Мне кажется, он только положительные эмоции всегда всем приносит. Настолько он, искренний и доброжелательный человек.
Саша одарен от Бога талантом и харизмой мужской, которая с возрастом только ярче становится. Еще студентками мы ходили в театр, и многие из нас были влюблены в Сашу. Он очень яркий, замечательно талантливый человек и артист».
Поскольку военная служба отца была связана с переездами, Саше довелось поучиться в шести школах. Первые две были в Городце, а восьмой класс он уже заканчивал в Заречье, под Москвой. Об актерской профессии тогда никаких мыслей еще не было. И пошёл он по стопам старшего брата в Московский радиомеханический техникум, окончив который стал работать техником-конструктором в МНИИ приборостроения.
А по вечерам занимался музыкой, учился играть на фортепиано и на гитаре. Музыка настолько захватила Александра, что захотелось организовать ансамбль. Что он и не преминул сделать. Игра на инструментах, пение в ансамбле, участие в первом концерте, прошедшем в Институте инженеров землеустройства, оказались первыми шагами на пути к сцене. Но всё же решение поменять судьбу пришло не тогда. Об актерской профессии Александр стал помышлять, только когда попал в Театр-студию на Красной Пресне. Спектакль «Над пропастью во ржи» поразил его настолько глубоко и сильно, что остро захотелось самому заняться творчеством. Александр поступил в студию, стал ходить на занятия. Люди в НИИ, где он работал, были хорошие, интеллигентные, доброжелательные. Они с пониманием отнеслись к его увлечению театром, всегда отпускали на репетиции и выступления, даже когда они проходили в дневное рабочее время. И все же Саша из НИИ ушел.
Большой пользы за кульманом от меня всё равно не было. А для занятий в Театре-студии требовалось всё больше и больше дневного времени. И я решил найти ночную работу. Устроился ночным пожарником в Ленком и ночным сторожем в кинотеатр «Стрела».
Однажды в Ленкоме Сашу увидела знаменитая актриса Татьяна Ивановна Пельтцер и поинтересовалась, что он у них делает. Услышав ответ, она произнесла пророческую фразу: «С такой внешностью, молодой человек, в театре нужно работать актером или главным администратором». Он не стал возражать и отправился на актерские туры. Как большинство абитуриентов, Александр Вершинин поступал во все театральные вузы сразу. Но в первый год не прошел.
Я сам был виноват. Плохо подготовился, мало выучил текстов. Показывать было нечего. Но очень загорелся этой идеей, почувствовал настоящий азарт и даже поспорил с братом на магнитофон, что поступлю на следующий год. Так и вышло. На следующий год меня приняли в театральное училище им. М.С. Щепкина на курс Виктора Ивановича Коршунова, что было величайшим счастьем.
Надежда Борисовна, мама Александра, по профессии инженер, к затее сына отнеслась с пониманием. Отец тоже. Потомственный военный, Владимир Александрович Вершинин вовсе не настаивал на военной карьере младшего сына. Да и старший брат Борис, служивший в армии в десантных войсках, воевавший в Афганистане, а потом ставший врачом, не навязывал свой выбор.
Родители не, возражали против моего поступления. Наоборот, приветствовали и, узнав, что меня приняли, очень обрадовались. А когда я уже стал актером и меня пригласили в кино на роль Алексея Кольцова, отец сказал: «Если Сашка снимется в этой роли, я крещусь». Я снялся, и гита выполнил свое обещание.
Фильм режиссера В. Панина «На заре туманной юности», повествующий о трагической судьбе поэта Алексея Кольцова, вышел в 1996 году. Это была первая большая работа молодого артиста в кино, в которую он вложил весь свой творческий пыл, все накопленные к тому моменту силы.
Я прочел всего Кольцова, много стихов выучил наизусть. Все знают, Кольцова как тонкого лирика, воспевающего любовь и красоту русской природы. Но его поэзия намного сложнее, глубже и гораздо шире.
Роль Кольцова, сыгранная свежо и искренне, обратила внимание на молодого артиста. Но самый первый успех, как рассказывает Александр Вершинин, пришел к нему раньше, уже в театральном училище во время показа дипломных спектаклей, и даже еще раньше.
Это было на втором курсе. Мы делали самостоятельные отрывки по русской драматургии. В «Предложении» Чехова я играл Ломова, приехавшего свататься к невесте, которую играла Лена, Соколова. А Женя Сармоит играл, отца невесты. Помню, что даже четверокурсники прибегали на нас смотреть. Мы не стремились смешить. Играли на оголенных нервах. Наши чувства доходили до трагедии, а, со стороны было смешно. Все вокруг хохотали. Даже самый строгий, самый требовательный наги
педагог Наталья Алексеевна Петрова смеялась от души. Это был успех гротеска. И я помню, что ощущение успеха, принесло нам тогда, огромное удовольствие.
Вообще, учеба в Щепке - самый счастливый период жизни. Так всю жизнь и учился бы в театральном. Мы, пропадали в училище с 9утра до 12 ночи, а если не хватало этого ере мели, шли в общагу и продолжали репетиции.
У нас на курсе были потрясающие педагоги! Наталья Васильевна Шаронова, преподававшая сценическую речь, Марина Петровна Никольская, мастер по вокалу, Наталья Алексеевна Петрова, Елизавета, Михайловна Солодова, Ирина Анатольевна Ликсо, Владимир Сергеевич, Сулимое, Александр Ильич. Шуйский, Лариса Ивановна Гребенщикова, учившие нас мастерству актера. Ну и конечно же, руководитель курса профессор Виктор Иванович Коршунов.
Под руководством, наших педагогов мы подготовили дипломные спектакли. Их было восемь. Очень много. Ни в одном театральном вузе такого не было. И в Щепке тоже ни до пас, ни после нас так много спектаклей на одном курсе не ставили.
И почти во всех спектаклях курса А. Вершинин принимал участие. В «Грозе» он был Борисом. В «Днях Турбиных» Шервинским. Играл он и в спектакле «Охотники за черепами», поставленном по рассказам советских авторов, и в спектакле «Вкус мёда» Ш. Дилени, и в мольеровском «Тартюфе», которого студенты-выпускники представляли на французском языке. Дипломные роли Вершинина запомнили многие, кто в то время учился в училище вместе с ним или на младших курсах. Заметил его успешную работу и художественный руководитель Малого театра Ю.М. Соломин. Заметил и пригласил на работу. По праву руководителя театра к некоторым качествам характера и определенным актерским проявления Александра Вершинина Юрий Мефодьевич Соломин относится строже и требовательнее, чем его молодые коллеги.
Тем не менее определенных результатов, вне всякого сомнения, артист уже достиг. У него несколько успешных работ в кино и на телевидении. После фильма «На заре туманной юности» Александр Вершинин снялся в фильмах «Опять надо жить», «Русский бунт», «Покаянная любовь», в телесериале «Воровка 2: Счастье напрокат» и других. А на сцене Малого театра он создал много интересных, художественно целостных образов. В одном только спектакле «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба и Е. Легуве он сыграл и продолжает поочередно играть три разные роли: Анри д'Альбре, Гватинару и Франциска I. А кроме того, были и Вершинский в «Дикарке» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева, и Викентьев в «Обрыве» по роману И.А. Гончарова, и Орлов в «Царе Петре и Алексее» Ф. Горенштейна, и многие, многие другие.
Среди созданных им сценических ролей есть большие, центральные и главные. Есть и эпизодические, но при этом не менее запоминающиеся. Например, надолго остается в памяти его уморительно смешной, нелепый и трогательный Ворон в сказке Е. Шварца «Снежная королева». Когда видишь, как забавно движется и танцует это пернатое существо, похожее на оперного артиста, одетого во фрак и обутого во что-то напоминающее ласты, когда слышишь картавую речь и вдохновенное пение этой жизнерадостной «птички», невозможно удержаться от смеха. Своего Ворона Вершинин играет с явным удовольствием, озорно, весело и изобретательно. И при этом каждый раз импровизирует. Партнеры по спектаклю признаются, что когда Вершинин-Ворон появляется на сцене, они из-за кулис всегда наблюдают за ним, с интересом ожидая, что он придумает нового, и всегда получают огромное удовольствие от его игры.
А уж о зрительном зале, который больше чем наполовину состоит из детей, и говорить нечего. И дети, и родители веселятся от души.
Александр Вершинин — артист, обладающий большим сценическим обаянием, удивительной органикой и редкой заразительностью. В лучших его сценических созданиях эти качества становятся особенно очевидными. Например, невозможно оторвать взгляд, отвлечься от странных речей и не менее странных действий милого чудика Елеси в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын», поставленном Э.Е. Марцевичем. Как легок, воздушен, почти бесплотен актер в роли этого нелепого, смешного и трогательного юноши. Какие ребячливо-непосредственные интонации у его героя, какой наивный вид, какие по-детски округленные глаза, какой искренний и непреодолимо заразительный смех!
Даже когда Вершинин играет людей, весьма далеких от идеала, заразительности и обаянию его героев трудно противостоять. Скажем, Алексей Степанович Молчалин в новой сценической версии комедии «Горе от ума», осуществленной режиссером С. Женовачем, — личность не самая привлекательная. Грезит лишь о прибыльном местечке и карьерном росте. Прикидывается влюбленным. Старается угодить всем, от кого зависит. Но и этот грибоедовский персонаж, чаще всего вызывающий у зрителей негативные эмоции, в исполнении Вершинина вовсе не кажется подлецом и моральным уродом. Он не обладает возвышенной душой. Но при этом он такой живой, естественный, в чем-то даже симпатичный и по-мужски привлекательный. Он из плоти и крови, приветлив и ласков, от него исходит тепло и мужская энергетика. И потому стоит ли удивляться, что повзрослевшая и похорошевшая дочь Фамусова предпочла его своему другу детства Чацкому.
Ну и конечно, нельзя не сказать нескольких слов еще об одной из самых успешных работ Александра Вершинина — о его Глумове в комедии «На всякого мудреца довольно простоты». Проходимец высшей пробы, не просто авантюрист, а скорее поэт авантюры, гений притворства и обмана, позволивший себе быть откровенным наедине с собой и со своим дневником и наказанный за свою невольно открывшуюся искренность - таков Глумов Вершинина в спектакле режиссера В.М. Бейлиса. Не заурядный аферист, а
скорее игрок. Его интересует не только цель, но и дорога к ней. Его увлекает и волнует сам процесс.
Свой разработанный до мелочей авантюрный план Глумов-Вершинин воплощает артистично, вдохновенно, с большим размахом. Безусловно, он талантлив и, конечно же, умен. Он отлично сознает, что его методы не чисты. Но прекрасно понимает и то, что все, с чьей помощью он собирается реализовать свои планы, тоже отнюдь не ангелы. Он проницателен, видит всех насквозь, к каждому умеет подобрать свой ключик. Тонкий психолог, виртуозный лицедей, настоящий мастер перевоплощения, Глумов ведет себя с каждым так, как тому бы хотелось. И никто не может противостоять его до деталей продуманной тактике и его победительному обаянию. Когда по нелепой оплошности рушится вся его долго выстраиваемая конструкция, Глумов-Вершинин расстроен, но не повержен. И его заключительный монолог — доказательство того, что сломить и победить таких, как он, не так просто.