Черневский Сергей Антипович

Режиссер

Черневский Сергей Антипович (1839 — 21.08.1901) — один из видных работников Малого театра последней четверти XIX века. Окончил балетное училище и с 1852 г. служил в Малом театре сначала при режиссере Богданове (имя которого славно рядом «перестановок» и в том числе первой перестановки «Горя от ума»), а с 1879 г. до своей смерти был в нем режиссером. Установившийся на него взгляд, основанный на нескольких пренебрежительных страничках «Воспоминания 1898—1917 гг.» Теляковского (см. прим. 83), не был аннулирован родственно-дружественной главой книжки Щепкиной-Куперник («Дни моей жизни», Федерация писателей, 1928, стр. 207 — 222), между тем как и он сам, так и его деятельность нуждаются в серьезном пересмотре. Его административное чутье, такт и уменье ладить с актерами, а также знание их художественных возможностей обеспечивали как раз во время расцвета его работы знаменитый ансамбль Малого театра. Он первый в русском театре стал применять методы мейнингенцев — стоит вспомнить его нововведение при постановке «Имогены» (или «Цимбелина») Шекспира, где был, впервые в России, введен просцениум, позволявший переносить действие из одного места в другое, без опускания занавеса и без перемены декораций на глазах у зрителей. Его энергии обязаны актеры Малого театра тем, что удалось проводить в их бенефисы репертуар классиков, и т. д. Не случайно даже официозный некролог «Ежегодника» (1901—1902, прил. 3, стр. 71) отмечает, что он «по справедливости завоевал своею неустанною деятельностью имя лучшего в России режиссера». Переписка его с Ленским показывает, что его авторитет даже в глазах «неукротимого» Ленского был велик. Черневский стремился поднять постановочную культуру Малого театра, проявлял, особое внимание к классическим и историческим пьесам. Перед постановками «Власти тьмы» Л. Н. Толстого (1895) ездил к Толстому в Ясную Поляну, откуда были привезены образцы крестьянской одежды и утвари.

Черневский Сергей Антипович (1839 — 21.08.1901) — один из видных работников Малого театра последней четверти XIX века. Окончил балетное училище и с 1852 г. служил в Малом театре сначала при режиссере Богданове (имя которого славно рядом «перестановок» и в том числе первой перестановки «Горя от ума»), а с 1879 г. до своей смерти был в нем режиссером. Установившийся на него взгляд, основанный на нескольких пренебрежительных страничках «Воспоминания 1898—1917 гг.» Теляковского (см. прим. 83), не был аннулирован родственно-дружественной главой книжки Щепкиной-Куперник («Дни моей жизни», Федерация писателей, 1928, стр. 207 — 222), между тем как и он сам, так и его деятельность нуждаются в серьезном пересмотре. Его административное чутье, такт и уменье ладить с актерами, а также знание их художественных возможностей обеспечивали как раз во время расцвета его работы знаменитый ансамбль Малого театра. Он первый в русском театре стал применять методы мейнингенцев — стоит вспомнить его нововведение при постановке «Имогены» (или «Цимбелина») Шекспира, где был, впервые в России, введен просцениум, позволявший переносить действие из одного места в другое, без опускания занавеса и без перемены декораций на глазах у зрителей. Его энергии обязаны актеры Малого театра тем, что удалось проводить в их бенефисы репертуар классиков, и т. д. Не случайно даже официозный некролог «Ежегодника» (1901—1902, прил. 3, стр. 71) отмечает, что он «по справедливости завоевал своею неустанною деятельностью имя лучшего в России режиссера». Переписка его с Ленским показывает, что его авторитет даже в глазах «неукротимого» Ленского был велик. Черневский стремился поднять постановочную культуру Малого театра, проявлял, особое внимание к классическим и историческим пьесам. Перед постановками «Власти тьмы» Л. Н. Толстого (1895) ездил к Толстому в Ясную Поляну, откуда были привезены образцы крестьянской одежды и утвари.

Публикации

ДЯДЯ СЕРЕЖА

Из книги Т.Л.Щепкиной-Куперник «Дни моей жизни» (М., 1928).

Подробнее >
Отзывы