КУЗНЕЦОВ Степан Леонидович (14. I. 1879, Кишинев, — 18. IV. 1932, Москва) — русский советский актер. Народный артист Республики (1929). Отец Кузнецова, содержатель увеселительного сада в Одессе, разорился, семья переселилась в Петербург, где мать Кузнецова открыла прачечную. Окончив церковно-приходскую школу, Кузнецов работал приказчиком в книжных магазинах. В 1897 начал выступать в любительских спектаклях. В 1901 стал профессиональным актером (труппа Томского в Орле). В 1902-06 служил в армии, участвовал в революционном движении солдат. В 1907-08 работал в киевском Театре Соловцова. В 1908 вступил в труппу МXT (роли: Кот — «Синяя птица» Метерлинка, Хлестаков; Ферапонт — «Три сестры»). Однако в 1910 Кузнецов, привыкший играть в провинции много новых ролей, обращающий главное внимание на яркость внешней характеристики образа, мало считающийся с ансамблем, покинул Художественный театр. Играл в провинции (Киев, Одесса, Харьков и др.). В 1923-25 — актер Театра им. МГСПС в Москве. С 1925 — Малого театра. Обладая выдающимся талантом характерного актера, Кузнецов умел через остро подмеченные внешние детали, отдельные черты создавать реалистические образы, выражать внутренний мир своих героев. Кузнецов придавал большое значение внешнему рисунку роли, обращаясь порой к преувеличению, особой подчеркнутой манере игры. Резко меняя свой облик, применяя выразительный, никогда не повторявшийся грим (Кузнецов был выдающимся мастером грима), выбирая особые характерные жесты, походку, Кузнецов был неузнаваем в каждой новой роли. Мастерство перевоплощения позволяло Кузнецову разрушать рамки амплуа. Он играл Гаева, Епиходова и Фирса («Вишневый сад»), Вафлю и Астрова («Дядя Ваня»), Луку, Барона и Алешку («На дне»); в «Ревизоре» Кузнецов переиграл почти все роли (даже роль Пошлепкиной). Охотно выступал также в фарсах и водевилях. В «Тетке Чарлея» Томаса Кузнецов блестяще играл роль молодого человека, переодевавшегося в женское платье, исполнял фарсово-буффонные трюки с виртуозным мастерством. Среди лучших ролей Кузнецова: Блохин («Дни нашей жизни» Андреева), Фредриксон («У жизни в лапах» Гамсуна), царь Федор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Фердыщенко («Идиот»), Дулитл («Пигмалион»), Юсов; Лемм («Дворянское гнездо» по Тургеневу), Разлюляев («Бедность не порок»), Сганарель («Дон Жуан» Мольера), Хлестаков, Расплюев; Викентьев («Обрыв» по Гончарову), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского).
Подмечая внутреннюю и внешнюю характерность, добиваясь изумительной правды деталей, их яркой выпуклости, гротесковости, умея оправдывать самую острую буффонаду, К. вместе с тем не всегда подымался до больших социальных обобщений. Так, Хлестакова он играл юным шалопаем, по-мальчишески переходящим от сознания своего превосходства к испугу, почти слезам. Только комичным был в его исполнении Расплюев. в то же время образы К. были эмоциональны, активны в своем стремлении к цели и почти всегда оптимистичны. Новый расцвет таланта К. наступает в сов. время. в этот период он создал ряд образов, отличающихся остротой социального обличения, психология, глубиной. в 1924 он сыграл роль папы Урбана VIII в пьесе Луначарского «Герцог». Тонко и остро раскрывал актер характер старца-ребенка, эстета и дипломата, ценителя красоты и предателя, безжалостного палача; в этом образе органически сочетались лукавство, хитрость, жестокость и детскость, мягкость, мудрость. Так же психологически сложен был образ Людовика XI (о. п. Крашенинникова по «Собору Парижской богоматери» Гюго, 1926). Жизнерадостность, органичность, эмоциональность искусства Кузнецова ярко проявились в роли матроса Шванди («Любовь Яровая», 1926) — его лучшей работе в советском театре. «Во всей его бесшабашной фигуре, с перевязанной пулеметными лентами грудью, в задвинутой на затылок матросской шапке, в выбивающейся пряди волос было столько молодости, темперамента и любви к своим революционным союзникам, что Швандя стал мощной и заразительно обаятельной фигурой» (П. Марков, «Театральные портреты»). Среди последних ролей Кузнецова — Дубровин и Букетов («Огненный мост», 1929, и «Смена героев», 1930, Ромашова).
Лит.: Марков П.А., Театральные портреты. Сб. статей, М.- Л., 1939;
Дейч А., Степан Леонидович Кузнецов, М.- Л., 1947;
Степан Кузнецов. Сб. статей, М., 1927;
Филиппов В., Степан Кузнецов, «Театр», 1957, № 5.
Роли в Малом театре:
06.01.1926 – Городничий, «Ревизор» Н.В.Гоголя
25.03.1926 – Людовик XI, «Собор Парижской богоматери» по В.Гюго
19.04.1926 – Урбан VIII, «Герцог» А.В.Луначарского
05.10.1926 – Юсов, «Доходное место» А.Н.Островского
28.10.1926 – Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
18.11.1926 – Расплюев, «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина
22.12.1926 – Швандя, «Любовь Яровая» К.А.Тренева
28.02.1927 – Фамусов, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
25.03.1927 – Ваббе, «Бархат и лохмотья» А.В.Луначарского и Э.Штуккена
09.09.1927 – Николай II, «1917» Н.Н.Суханова и И.С.Платона
14.03.1928 – Оброшенов, «Шутники» А.Н.Островского
15.12.1928 – Хряпухин, «Жена» К.Тренева
28.02.1929 – Геннадий Дубравин, «Огненный мост» Б.Ромашова
12.02.1930 – Господин Журден, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера
25.11.1930 Букетов, «Смена героев» Б.Ромашова
08.10.1931 – Жолудь, «Ясный лог» К.А.Тренева
15.04.1932 – Звездинцев, «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого
КУЗНЕЦОВ Степан Леонидович (14. I. 1879, Кишинев, — 18. IV. 1932, Москва) — русский советский актер. Народный артист Республики (1929). Отец Кузнецова, содержатель увеселительного сада в Одессе, разорился, семья переселилась в Петербург, где мать Кузнецова открыла прачечную. Окончив церковно-приходскую школу, Кузнецов работал приказчиком в книжных магазинах. В 1897 начал выступать в любительских спектаклях. В 1901 стал профессиональным актером (труппа Томского в Орле). В 1902-06 служил в армии, участвовал в революционном движении солдат. В 1907-08 работал в киевском Театре Соловцова. В 1908 вступил в труппу МXT (роли: Кот — «Синяя птица» Метерлинка, Хлестаков; Ферапонт — «Три сестры»). Однако в 1910 Кузнецов, привыкший играть в провинции много новых ролей, обращающий главное внимание на яркость внешней характеристики образа, мало считающийся с ансамблем, покинул Художественный театр. Играл в провинции (Киев, Одесса, Харьков и др.). В 1923-25 — актер Театра им. МГСПС в Москве. С 1925 — Малого театра. Обладая выдающимся талантом характерного актера, Кузнецов умел через остро подмеченные внешние детали, отдельные черты создавать реалистические образы, выражать внутренний мир своих героев. Кузнецов придавал большое значение внешнему рисунку роли, обращаясь порой к преувеличению, особой подчеркнутой манере игры. Резко меняя свой облик, применяя выразительный, никогда не повторявшийся грим (Кузнецов был выдающимся мастером грима), выбирая особые характерные жесты, походку, Кузнецов был неузнаваем в каждой новой роли. Мастерство перевоплощения позволяло Кузнецову разрушать рамки амплуа. Он играл Гаева, Епиходова и Фирса («Вишневый сад»), Вафлю и Астрова («Дядя Ваня»), Луку, Барона и Алешку («На дне»); в «Ревизоре» Кузнецов переиграл почти все роли (даже роль Пошлепкиной). Охотно выступал также в фарсах и водевилях. В «Тетке Чарлея» Томаса Кузнецов блестяще играл роль молодого человека, переодевавшегося в женское платье, исполнял фарсово-буффонные трюки с виртуозным мастерством. Среди лучших ролей Кузнецова: Блохин («Дни нашей жизни» Андреева), Фредриксон («У жизни в лапах» Гамсуна), царь Федор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Фердыщенко («Идиот»), Дулитл («Пигмалион»), Юсов; Лемм («Дворянское гнездо» по Тургеневу), Разлюляев («Бедность не порок»), Сганарель («Дон Жуан» Мольера), Хлестаков, Расплюев; Викентьев («Обрыв» по Гончарову), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского).
Подмечая внутреннюю и внешнюю характерность, добиваясь изумительной правды деталей, их яркой выпуклости, гротесковости, умея оправдывать самую острую буффонаду, К. вместе с тем не всегда подымался до больших социальных обобщений. Так, Хлестакова он играл юным шалопаем, по-мальчишески переходящим от сознания своего превосходства к испугу, почти слезам. Только комичным был в его исполнении Расплюев. в то же время образы К. были эмоциональны, активны в своем стремлении к цели и почти всегда оптимистичны. Новый расцвет таланта К. наступает в сов. время. в этот период он создал ряд образов, отличающихся остротой социального обличения, психология, глубиной. в 1924 он сыграл роль папы Урбана VIII в пьесе Луначарского «Герцог». Тонко и остро раскрывал актер характер старца-ребенка, эстета и дипломата, ценителя красоты и предателя, безжалостного палача; в этом образе органически сочетались лукавство, хитрость, жестокость и детскость, мягкость, мудрость. Так же психологически сложен был образ Людовика XI (о. п. Крашенинникова по «Собору Парижской богоматери» Гюго, 1926). Жизнерадостность, органичность, эмоциональность искусства Кузнецова ярко проявились в роли матроса Шванди («Любовь Яровая», 1926) — его лучшей работе в советском театре. «Во всей его бесшабашной фигуре, с перевязанной пулеметными лентами грудью, в задвинутой на затылок матросской шапке, в выбивающейся пряди волос было столько молодости, темперамента и любви к своим революционным союзникам, что Швандя стал мощной и заразительно обаятельной фигурой» (П. Марков, «Театральные портреты»). Среди последних ролей Кузнецова — Дубровин и Букетов («Огненный мост», 1929, и «Смена героев», 1930, Ромашова).
Лит.: Марков П.А., Театральные портреты. Сб. статей, М.- Л., 1939;
Дейч А., Степан Леонидович Кузнецов, М.- Л., 1947;
Степан Кузнецов. Сб. статей, М., 1927;
Филиппов В., Степан Кузнецов, «Театр», 1957, № 5.
Роли в Малом театре:
06.01.1926 – Городничий, «Ревизор» Н.В.Гоголя
25.03.1926 – Людовик XI, «Собор Парижской богоматери» по В.Гюго
19.04.1926 – Урбан VIII, «Герцог» А.В.Луначарского
05.10.1926 – Юсов, «Доходное место» А.Н.Островского
28.10.1926 – Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
18.11.1926 – Расплюев, «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина
22.12.1926 – Швандя, «Любовь Яровая» К.А.Тренева
28.02.1927 – Фамусов, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
25.03.1927 – Ваббе, «Бархат и лохмотья» А.В.Луначарского и Э.Штуккена
09.09.1927 – Николай II, «1917» Н.Н.Суханова и И.С.Платона
14.03.1928 – Оброшенов, «Шутники» А.Н.Островского
15.12.1928 – Хряпухин, «Жена» К.Тренева
28.02.1929 – Геннадий Дубравин, «Огненный мост» Б.Ромашова
12.02.1930 – Господин Журден, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера
25.11.1930 Букетов, «Смена героев» Б.Ромашова
08.10.1931 – Жолудь, «Ясный лог» К.А.Тренева
15.04.1932 – Звездинцев, «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого