Лешковская Елена Константиновна

Актриса
ЛЕШКОВСКАЯ Елена Константиновна (наст. фам. — Ляшковская) (1864, Егорьевск, — 12. VI. 1925, Москва) — русская актриса. Народная артистка Республики (1924). Будучи курсисткой Московских высших женских курсов, в 1885 поступила в Музыкальное драматическое училище Московского филармонического общества; педагоги — О. А. Правдин (драматический класс), А. М. Невский и К. Г. Вильде (класс дикции и декламации). На выпускном спектакле с большим успехом сыграла роль Лили («Завоеванное счастье» В. А. Крылова, 1887). По окончании училища в 1888 была принята в труппу Малого театра. Уже в первых ролях (Зина «Семья» Крылова, дебют Лешковской на сцене Малого театра, 1887; Лика — «Шалость» Крылова, 1888, и др.) Лешковская обратила на себя внимание естественностью и легкостью игры, искренностью чувств, выразительностью мимики, пластичностью. Одухотворенность, эмоциональность исполнения Лешковской роли Иоланты («Дочь короля Рене» Андерсена, 1888) вдохновили П. И. Чайковского на создание оперы «Иоланта». В первые годы значительную часть репертуара Лешковской составляли драматические роли: Марина Мнишек («Борис Годунов», 1889; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1892), королева Мария («Рюи Блаз» Гюго, 1891), Лиза («Дворянское гнездо» по Тургеневу, 1895) и др. Однако индивидуальность актрисы четко определилась в комедийных ролях. Особенно метко рисовала Лешковская светских «хищниц», кокеток, интриганок, раскрывая их внутреннюю опустошенность, лицемерие: Глафира («Волки и овцы», 1893), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги», 1893), Лебедкина («Поздняя любовь» Островского, 1896) и др. Гибкий тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал малейшие душевные движения. Остротой, блеском юмора, женственностью, изяществом, неотразимым обаянием, виртуозной техникой, мастерством ведения диалога было отмечено ее исполнение ролей Дианы («Собака садовника» Лопе де Вега, 1893), Катарины («Укрощение строптивой», 1899), леди Тизл («Школа злословия» Шеридана, 1902) и др. Разносторонность дарования Лешковской, владевшей искусством перевоплощения, психологии, анализа, проявилась также в положительных ролях современных женщин. Преодолевая зачастую неполноценность драматургии, материала, Лешковская создала привлекательные, лирические образы девушек, обладающих умом, волей: Нюта («Цепи»Сумбатова, 1888), Вероника («Подорожник» Гославского, 1897) и др. С серединыв 900-х гг. Лешковская перешла на характерные роли более пожилых женщин: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1905), Звездинцева («Плоды просвещения», 1907), миссис Чивлей («Идеальный муж» Уайльда, 1909), Огудалова («Бесприданница», 1912), Острогина («Ночной туман» Сумбатова, 1916) и др. В советское время творчество Елены Константиновны приобрело особую остроту сатирического обличения и гармоническую ясность; роли: княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» Гнедича, 1921), Гурмыжская (1921), Турусина («На всякого мудреца...», 1923), Пелагея Егоровна («Бедности не порок», 1924) и др. С 1920 Лешковская преподавала в 3-й студии МОНО , реорганизованной в Студию им. Ермоловой (в 1922-25 Лешковская была директором этой студии). Другие роли: Наталья Дмитриевна («Гере от ума», 1899), Дарья Владимировна («Пустоцвет» Персияниновой, 1903), Лона Ладинзер («Звезда» Бара, 1906), Гертруда («Любовь- все» Седерберга, 1910), Сюзанна («Женитьба Фигаро», 1910), баронесса де Галье («Очаг» Мирбо, 1910), Мадлон («Жеманницы» Мольера, 1911), Зоя Блондель («На полпути» Пинеро, 1912), Анна Андреевна («Ревизор», 1913), Антрыгина («Свои собаки грызутся, чужая не приставай», 1914), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Скриба, 1915), Глафира («Декабрист» Гнедича, 1918), княгиня Тугоуховская («Горе от ума», 1919).

Лит.: Якобсон П., Актеры о своем творчестве, в кн.: Театральный альманах. Сб. статей и материалов, кн. 7, M., 1948, с. 123-27;
Амфитеатров А., Последняя реалистка, в кн.: «И черти, и цветы», СПБ , 1913, с. 131- 152;
Михайловский Вл., Е. К. Лешковская (к 25-летию ее сценич. деятельности), «ЕИТ». Сезон 1913, вып. 3, СПБ , с. 44-52;
Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 130-140;
E. K. Лешковская. Письмо Южина В. В. Федорову, в кн.: Южин-Сумбатов А. И., Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, с. 510-13;
Федоров В.В., Е. К. Лешковская. Опыт характеристики, М., (б. г.);
Щeпкина-Куперник Т. Л., Из воспоминаний о русском театре, М., 1956, с. 100-106.
ЛЕШКОВСКАЯ Елена Константиновна (наст. фам. — Ляшковская) (1864, Егорьевск, — 12. VI. 1925, Москва) — русская актриса. Народная артистка Республики (1924). Будучи курсисткой Московских высших женских курсов, в 1885 поступила в Музыкальное драматическое училище Московского филармонического общества; педагоги — О. А. Правдин (драматический класс), А. М. Невский и К. Г. Вильде (класс дикции и декламации). На выпускном спектакле с большим успехом сыграла роль Лили («Завоеванное счастье» В. А. Крылова, 1887). По окончании училища в 1888 была принята в труппу Малого театра. Уже в первых ролях (Зина «Семья» Крылова, дебют Лешковской на сцене Малого театра, 1887; Лика — «Шалость» Крылова, 1888, и др.) Лешковская обратила на себя внимание естественностью и легкостью игры, искренностью чувств, выразительностью мимики, пластичностью. Одухотворенность, эмоциональность исполнения Лешковской роли Иоланты («Дочь короля Рене» Андерсена, 1888) вдохновили П. И. Чайковского на создание оперы «Иоланта». В первые годы значительную часть репертуара Лешковской составляли драматические роли: Марина Мнишек («Борис Годунов», 1889; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1892), королева Мария («Рюи Блаз» Гюго, 1891), Лиза («Дворянское гнездо» по Тургеневу, 1895) и др. Однако индивидуальность актрисы четко определилась в комедийных ролях. Особенно метко рисовала Лешковская светских «хищниц», кокеток, интриганок, раскрывая их внутреннюю опустошенность, лицемерие: Глафира («Волки и овцы», 1893), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги», 1893), Лебедкина («Поздняя любовь» Островского, 1896) и др. Гибкий тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал малейшие душевные движения. Остротой, блеском юмора, женственностью, изяществом, неотразимым обаянием, виртуозной техникой, мастерством ведения диалога было отмечено ее исполнение ролей Дианы («Собака садовника» Лопе де Вега, 1893), Катарины («Укрощение строптивой», 1899), леди Тизл («Школа злословия» Шеридана, 1902) и др. Разносторонность дарования Лешковской, владевшей искусством перевоплощения, психологии, анализа, проявилась также в положительных ролях современных женщин. Преодолевая зачастую неполноценность драматургии, материала, Лешковская создала привлекательные, лирические образы девушек, обладающих умом, волей: Нюта («Цепи»Сумбатова, 1888), Вероника («Подорожник» Гославского, 1897) и др. С серединыв 900-х гг. Лешковская перешла на характерные роли более пожилых женщин: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1905), Звездинцева («Плоды просвещения», 1907), миссис Чивлей («Идеальный муж» Уайльда, 1909), Огудалова («Бесприданница», 1912), Острогина («Ночной туман» Сумбатова, 1916) и др. В советское время творчество Елены Константиновны приобрело особую остроту сатирического обличения и гармоническую ясность; роли: княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» Гнедича, 1921), Гурмыжская (1921), Турусина («На всякого мудреца...», 1923), Пелагея Егоровна («Бедности не порок», 1924) и др. С 1920 Лешковская преподавала в 3-й студии МОНО , реорганизованной в Студию им. Ермоловой (в 1922-25 Лешковская была директором этой студии). Другие роли: Наталья Дмитриевна («Гере от ума», 1899), Дарья Владимировна («Пустоцвет» Персияниновой, 1903), Лона Ладинзер («Звезда» Бара, 1906), Гертруда («Любовь- все» Седерберга, 1910), Сюзанна («Женитьба Фигаро», 1910), баронесса де Галье («Очаг» Мирбо, 1910), Мадлон («Жеманницы» Мольера, 1911), Зоя Блондель («На полпути» Пинеро, 1912), Анна Андреевна («Ревизор», 1913), Антрыгина («Свои собаки грызутся, чужая не приставай», 1914), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Скриба, 1915), Глафира («Декабрист» Гнедича, 1918), княгиня Тугоуховская («Горе от ума», 1919).

Лит.: Якобсон П., Актеры о своем творчестве, в кн.: Театральный альманах. Сб. статей и материалов, кн. 7, M., 1948, с. 123-27;
Амфитеатров А., Последняя реалистка, в кн.: «И черти, и цветы», СПБ , 1913, с. 131- 152;
Михайловский Вл., Е. К. Лешковская (к 25-летию ее сценич. деятельности), «ЕИТ». Сезон 1913, вып. 3, СПБ , с. 44-52;
Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 130-140;
E. K. Лешковская. Письмо Южина В. В. Федорову, в кн.: Южин-Сумбатов А. И., Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, с. 510-13;
Федоров В.В., Е. К. Лешковская. Опыт характеристики, М., (б. г.);
Щeпкина-Куперник Т. Л., Из воспоминаний о русском театре, М., 1956, с. 100-106.
Публикации

«ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ И ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ» А.Н.ОСТРОВСКОГО НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА

По книге Н. Слоновой ЛЕШКОВСКАЯ («Искусство», 1979 г.)

Подробнее >

ГРАНД-КОКЕТ РОССИИ


Подробнее >
Отзывы