МАКСИМОВ Владимир Васильевич (27.07.1880 - 22.03.1937) - российский актер, заслуженный артист Республики (1925). В 1905 г. работал в Студии на Поварской, после ее закрытия – в МХТ, где сыграл Дмитрия Шуйского («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого) и Треплева («Чайка» А. П. Чехова). В 1906-1909 и 1911-1918 гг. в Малом театре. Роли: Малатестино («Франческа да Римини» Г. Д`Аннунцио), Во-во («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Бакин и Глумов («Таланты и поклонники» и «Бешеные деньги» А. Н. Островского), Малькольм («Макбет» У. Шекспира), Мешем («Стакан воды» Э. Скриба). В 1909 г. в Краснодаре в труппе Н. Н. Синельникова (Чацкий – «Горе от ума», и др.). В 1910 г. в Театре К. Н. Незлобина (Арман Дюваль – «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, и др.). Максимов обладал яркими сценическими внешними данными, красивым голосом, был пластичен, элегантен. Наибольшую известность приобрел в ролях неврастеников в «салонных» пьесах. С 1911 г. – в кино. Первая роль – Савушка («Каширская старина» по Аверкиеву). Был одним из популярнейших актеров «королем экрана» дореволюционного кино. Известность как киноактеру ему принесло исполнение ролей героев-любовников в салонно-психологических драмах, ролей утонченных и разочарованных аристократов. Одним из первых принес в кино театральную культуру. В числе его лучших ролей – Федор Протасов в фильме «Живой труп» (1918, по Л. Толстому), Александр I («Декабристы», 1927). В 1919-1924 гг. в Большом драматическом театре (принимал активное участие в организации этого театра). Роли: Дон Карлос и Карл Моор («Дон Карлос» и «Разбойники» Ф. Шиллера), Клавдио и Антоний («Много шума из ничего» и «Юлий Цезарь» Шекспира) и др. В 1925 г. в театре Государственного народного дома (Николай I – «Николай I» А. Р. Кугеля по роману Д. С. Мережковского «14 декабря», Петр I – «Смерть Петра I» Н. Н. Шаповаленко). В 1925-1926 гг. в Ленинградском театре «Комедия», где выступал в дуэте с Е. М. Грановской. Выступал на эстраде как чтец, играл в гастрольных труппах в провинции (Василий Новиков – «Рельсы гудят» В. М. Киршона, Дударь – «Диктатура» И. К. Микитенко). В 1936 г. в ленинградском Новом театре сыграл Болингброка («Стакан воды») и Вершинина («Три сестры» А. П. Чехова). С 1924 г. преподавал в Ленинградском институте сценического искусства. Участвовал в представлениях Ленинградского цирка.
Лит.: Б.Гловацкий. Владимир Максимов. М.-Л., 1961.
Публикации
15 июля исполняется 130 лет со дня рождения актера Малого театра Владимира Васильевича Максимова (1880 – 1937).
ПАМЯТЬ
15 июля исполняется 130 лет со дня рождения актера Малого театра Владимира Васильевича Максимова (1880 – 1937). Владимир Васильевич Максимов пришел в Малый театр (1906 – 1909 и 1911 — 1918) без специального образования, после короткого участия в работе студии МХТ и в спектаклях Художественного театра, где он играл под руководством Станиславского Треплева в возобновлении чеховской «Чайки» (1905). Максимов удачно начал работу в МХТ, но по семейным причинам был вынужден покинуть театр, выехавший на гастроли за границу. Осенью 1906 года он приходит в Малый театр, сыграв на дебюте сцену из «Чайки». Максимова определяют на роли салонных «неврастеников», образ весьма характерный для современной драматургии. Актер играл эти роли без изломанности и истеричности, но в его исполнении отмечали манерность и красивость, недостаток внутреннего переживания. (Н.Г.Зограф «Малый театр в конце XIX – начале XX века»., М., 1967). Среди ролей: Малатестино («Франческа да Римини» Г. Д`Аннунцио), Во-во («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Бакин и Глумов («Таланты и поклонники» и «Бешеные деньги» А. Н. Островского), Малькольм («Макбет» У. Шекспира), Мешем («Стакан воды» Э. Скриба) и др.
Подробнее >