Старший научный сотрудник
Старший научный сотрудник
15 мая исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста России Бориса Федоровича Попова (15 мая 1921 – 30 декабря 2003).
Началась творческая биография будущего актера с роли солдата, которую Попов сыграл совсем не на сцене или на съёмочной площадке. Борис Федорович прошел через Великую Отечественную войну с оружием в руках и внес свой вклад в Победу, награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу»: был и артиллеристом, и музыкантом, и санитаром. Участвовал во многих сражениях в составе боевых частей прославленного 1-го гвардейского механизированного корпуса. Воевал в Крыму, на Таманском полуострове, освобождал Кавказ и Прибалтику, закончил войну в Кенигсберге. Затем служил в армейском ансамбле. В 1946 году он поступил в Театральное училища имени М.С. Щепкина, в класс К.А. Зубова. После его окончания в 1950 года Попов принят в труппу Малого театра. Более двадцати лет актер выступал на прославленной сцене. Надолго запомнились зрителям тех лет созданные им острохарактерные образы Шпекина и Земляники в «Ревизоре» Н. Гоголя, Загорецкого в «Горе от ума» А. Грибоедова, Петра во «Власти тьмы» Л.Толстого, Боркина в «Иванове» А. Чехова и многие другие. С увлечением пел и легко с азартом танцевал его Черный портной – обаятельный «ведущий» в спектакле «Умные вещи» С. Маршака. Роль требовала от артиста полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. В 1968 году Борис Попов на подмостках родного театра в качестве режиссера осуществил постановку водевиля Леонида Ленча «Ты – это я!», возродив традиции этого веселого жанра на сцене Дома Щепкина.
[GALLERY:577]
Борис Федорович хорошо известен и как чтец, много и плодотворно работавший на эстраде. С одинаковым успехом актер выступал и с чтением басен и с исполнением таких произведений, как "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина или "Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека, рассказов Шукшина и стихов Маяковского. Заслужил успех у зрителей и его музыкально-литературный спектакль «Драматические новеллы Н.А. Некрасова», в котором он одновременно выступил как автор композиции, режиссер и исполнитель. Репертуар Бориса Попова на эстраде обширен — двести сорок произведений, укладывающихся в пятнадцать сольных программ.
Сцена и эстрада - это профессия Попова. Кроме всего жизнь удивительного человека Бориса Попова была наполнена разнообразными творческими увлечениями. В годы, когда страна поднимала целину, Попов стал «постпредом» Малого театра в Целинном крае. Девять лет подряд выезжал он с концертными бригадами в самые глухие уголки. Сколько доводилось видеть людей, характеров, событий! Впечатления накапливались, искали выход. Влюбленный в литературу Борис Федорович и сам стал писателем. Его литературный дебют состоялся в «Литературной России», где были опубликованы рассказы Попова, навеянные его фронтовыми воспоминаниями. В шестидесятых годах вышла первая книга – повесть «Кикимора», затем сборник рассказов – «Чистая перемена», а впоследствии – романы о театре «Подмостки», «Без четвертой стены», «Один на один со зрителем» и др.
Мастерить лесные поделки - стало еще одним увлечением Попова. С помощью ножниц и клея он стремился пластически выразить живую поэзию природы: из шишек, сучков, лесной коры возникали изящные образы – то зверька, то танцующей балерины, то любимого автором знаменитого виолончелиста. «Для меня это не просто увлечение, - говорил он, - а своеобразная творческая лаборатория. Глазами актера я стараюсь в нагромождении сучков и корней увидеть какой-нибудь интересный образ, неожиданный характер".
Выправке Бориса Федоровича завидовали молодые – несгибаемый («моржевал», занимался зимним плаванием), он прошел войну, сохранив в себе боль утрат и радость Победы, и остался жизнелюбом, наделенным острым чувством юмора и иронии, человеком до конца преданным театру, знавшим его магическую силу воздействия на сердца людей. Такие мастера не забываются, они навечно остаются в нашей памяти.
Елена Микельсон, старший научный сотрудник Музейно-информационного центра Малого театра
Она любит Россию, русский народ и трепетно относится к своей профессии. И как никто понимает неразрывность артиста с Родиной – и в общей боли, и в радости. Её дом – Малый театр, здесь Клавдия Блохина творит уже более шестидесяти лет. И сумела доказать, что состояться, стать личностью и добиться успеха можно, опираясь только на собственные силы. За долгие годы служения в театре Клавдия Ефимовна создала целую галерею образов, разных, непохожих друг на друга.
Не обошёл актрису и кинематограф. «Секрет красоты», «Анюта», «Сверстницы», «Первая любовь», «Разведчица Татьяна Бауэр»… До сих пор пользуется зрительской любовью фильм режиссёра Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек». Эпизод с участием Алексея Баталова, Леонида Быкова и Клавдии Блохиной стал одним из самых запоминающихся. Современный кинематограф может похвастаться шикарной операторской работой, фантастическими спецэффектами, необычными задумками и колоссальной зрелищностью. А вот душой – всё реже и реже. И любим мы, вслед за Клавдией Ефимовной, советское кино за картины, проникающие в самое сердце.
21 декабря 2019 года Клавдия Ефимовна отметила юбилей. Это ещё не причина подводить итоги, но повод вспомнить пройденный путь актрисы, что мы и попытаемся сделать.
[GALLERY:539]
…И всё же, с чего начиналась её судьба?
Москва сразу признала Клавдию Блохину, чьё имя заблистало после знаменитой премьеры «Власти тьмы» Л.Толстого. Исполнение роли крестьянской девочки Анютки подняло молодую актрису на верхнюю ступень театральной лестницы, поставив её работу рядом с выдающимся созданием Игоря Ильинского, игравшего Акима.
К ней удивительно применимо понятие «народная», и не по званию, хотя звание заслуженной артистки России Клавдия Блохина имеет по праву. Это тот случай, когда слово впитало в себя суть таланта художника, уводя его корни в народные глубины, которые исстари повелось искать в русской деревне. Её детство, родичи – оттуда. Она там своя. Клавдия родилась в деревне Григорьево Смоленской области. Воспитывала её бабушка. Родители умерли рано, ещё до войны, и не остались в памяти девочки. Она смогла преодолеть и выстоять в трудных испытаниях, выпавших ей на долю, что во многом определило духовную, нравственную и вместе с тем профессиональную суть этой женщины. А воспоминания уходят в раннее детство – без чего, может быть, не состоялась бы Клавдия Блохина такой, какой мы её знаем, – в сельское детство военных лет. Девочке исполнилось семь, когда началась война. Может быть, тогда, ещё неосознанно, в самое Клавино существо вошло пронзительное чувство Родины и народа, частицей которого она себя ощутила. У войны нет возраста. Война не выбирает.
До сих пор у неё перед глазами стоит картина, как по деревне идут фашистские каратели, как сгоняют соседей в сараи, как доносятся женский и детский плач, выстрелы. Смоленск и Смоленская область оккупирована немцами. В лесах действуют партизанские отряды. Каратели нагрянули после боя – проверить, нет ли в деревне партизан. Кому-то из взрослых удалось скрыться в лесу. Немцы обыскали каждый дом, никого не нашли, но операцию решили довести до конца. Местные жители успели всех детей спрятать в одной избе, повесив табличку «тиф». Надпись подействовала, не подожгли.
В годы войны даже в деревнях ходили по дворам, чтобы найти сирот. Клава тогда жила у тётки, имевшей своих двух маленьких детей, она – ещё один лишний рот, лишняя забота. Девочке предложили поехать в детский дом, Клавдия согласилась. Она была эвакуирована в Пензенскую область. Как правило, в детских домах жилось нелегко, но Клаве повезло. Несмотря на тяжёлое время, особой заботой руководителей приюта являлось художественное воспитание и развитие детей. Занимались пением, танцами, был и драматический кружок. Руководили всем этим настоящие профессионалы, люди образованные, интеллигентные. Что ж, спасибо педагогам, которые в те военные годы учили детей не только читать и писать, но и чувствовать прекрасное! Клавдия была непременной участницей всех концертов художественной самодеятельности. Блохина сумела с детства должным образом закалить свой характер. Неслучайно в спектакле, поставленном на сцене детского дома, она играла роль Зои Космодемьянской.
Природные способности девочки могли бы так и не раскрыться. Но рядом оказались люди, которые разглядели в ней искру таланта, помогли в трудный момент не потерять веру в себя. Один из учителей отвез её в Москву – «пробоваться на артистку». Начали со Школы-студии МХАТ. Блохину не приняли из-за природного изъяна – Клава мило картавила. Девушка не сдалась и отправилась в Училище имени Б.Щукина. Экзамены принимала замечательная актриса Вахтанговского театра Елена Понсова. Она всегда играла людей весёлых, озорных, чудаковатых, знавших цену бытия. Такой же была и в жизни. Прослушав Клавдию, Елена Дмитриевна спросила: «Душа моя, как ты с таким языком играть будешь? Старух – в 17 лет?» Клава пообещала работать над дикцией.
Ещё на вступительных экзаменах она должна была выдержать соревнование с девушками с внешностью на амплуа героинь, на которых всегда существует негласный спрос. Хрупкая, небольшого роста, со звонким голосом Клава Блохина имела меньше шансов попасть в число счастливиц. Для этого она должна была доказать наличие гораздо большей дозы таланта, чем это требуется на первых порах от кандидаток в героини. Наверное, Понсова почувствовала в ней одарённость.
Блохину приняли на курс талантливых актёров и педагогов Л.М.Шихматова и В.К.Львовой – учеников самого Евгения Вахтангова.
Ещё студенткой её пригласили в Вахтанговский театр. Она даже начала репетировать в спектакле «Так вот она, любовь» с удивительными партнёрами Юрием Яковлевым и Анатолием Кацынским. Но не случилось…
В дипломном спектакле Блохина играла, если можно так сказать, коронную роль травести в театре для взрослых – Машеньку в одноимённой пьесе А.Афиногенова, с её тёплым сердцем, пробудившим от чёрствости и одиночества своего дедушку – профессора Окаёмова. О Клавдии заговорили как о необычайно тонкой, искренней актрисе. Замечательный режиссёр Б.И.Равенских, увидев Блохину в «Машеньке», пригласил её в 1955 году в Малый театр на роль Анютки в свой спектакль «Власть тьмы» Л.Толстого.
Молодая актриса ещё долго будет создавать образы, похожие на Машеньку: нежность и деликатность сочетались в них с отвращением ко всяческой фальши и лжи, с мужественностью и решительностью в отстаивании правды. И зачастую существовать в одном амплуа – травести, играя детей или немного угловатых, прелестных девушек-подростков: Лиду в «Крыльях» А.Корнейчука, Сашеньку в «Селе Степанчикове и его обитателях» по Ф.М.Достоевскому, Лизу в «Неравном бое» В.Розова…
Пройдут годы, Клавдия Блохина будет выступать в ролях комедийных и лирических. Сыграет грибоедовскую Лизу в «Горе от ума», Олю Василькову в «Светит, да не греет» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва, Эмилию Седли в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея… Но всё это время в её репертуаре будет сохраняться горячо любимая роль Анютки.
Во «Власти тьмы» Блохина играла вместе с Дорониным, Жаровым, Шатровой, Ильинским – и не затерялась в блестящем ансамбле исполнителей. Артисты этого спектакля, привыкшие чтить давние неписаные традиции Малого театра, оценили, и пусть не сразу, но пошли на пересмотр старых представлений и приняли всё, что придумал новый для них режиссёр Равенских.
Появление на сцене Анютки Блохиной было рождением нового яркого актёрского дарования. Её героиня, словно солнечный лучик, озаряла стены крестьянской избы. В ночном разговоре Анютки и Митрича – Михаила Жарова молодая исполнительница оказалась не только достойным партнёром мастера, но и проявила себя замечательной драматической актрисой, оставляя незабываемое впечатление. На её глазах взрослые совершают чудовищные вещи – убивают только что родившегося младенца. Сколько отчаяния звучало в голосе Анютки, когда где-то в подполье делалось злое дело!.. В мире лжи, насилия и несправедливости Блохина с тонким драматизмом раскрывала терзания детской души. Своим подлинным, правдивым существованием в образе Блохина помогала персонажам Ильинского и Жарова донести идею спектакля. За мрачными событиями пьесы Толстого вставали иные духовные горизонты – не «власть тьмы», а «власть света». И только одному этому образу русской крестьянской девочки можно было бы посвятить отдельную статью.
Судьба Клавдии Ефимовны столь тесно переплелась с театром, что и мужа она встретила здесь. С уникальным актёром Борисом Фёдоровичем Горбатовым они прожили долгие годы, вместе играли во многих постановках. Во «Власти тьмы» роль Петра в исполнении Горбатова считалась одной из лучших работ спектакля. Созданный актёром образ перешагивал за рамки бытовой семейной драмы, – как и она, замечательная Анютка-Блохина, трогающая душу своим недетским предчувствием ужаса и красоты бытия, открывающегося перед ней.
Горбатов – тогда актёр театра Сатиры – был приглашён в Малый в 1949 году на роль Иосифа Сталина в спектакле «Незабываемый 1919-й» Вс.Вишневского. В дальнейшем Борис Фёдорович считался одним из лучших исполнителей роли Сталина. Через год он перейдёт в Малый театр, где прослужит до конца жизни. Здесь артист сыграет свои самые яркие роли: Кондратенко в «Порт-Артуре» А.Степанова и И.Попова, Львова в чеховском «Иванове», Фёдора в «Свадьбе Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина, полковника Кутова в «Любови Яровой» К.Тренёва, Степана Головлёва в «Господах Головлёвых» М.Е.Салтыкова-Щедрина и др.
Триумфальным было возвращение Горбатова к роли Сталина в фильме «Блокада», который снимался четыре года (с 1973 по 1977-й).
Творческое сотрудничество двух актёров продолжалось и на концертной эстраде. Горбатов славился своими чтецкими программами. Вспоминается поэтический вечер, посвящённый 150-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. Литературная программа «Русские женщины», в которой Горбатов и Блохина читали стихи и поэмы, вобрала в себя также материалы, связанные с восстанием декабристов. Трубецкая и Волконская… Резкая, порывистая Трубецкая и очень юная, хрупкая Волконская. Бережно, с огромным состраданием относилась актриса к этим женщинам – разным по характеру, но прекрасным по поступкам.
А была ещё и Лиза в «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Выбор актрисы на эту роль, наверное, не случаен. Режиссёр спектакля – тоже вахтанговец – Евгений Симонов.
Добродушно-кокетливая Лиза – Блохина гораздо ближе к фамусовскому миру, чем обычно играли этого персонажа. В ней не оставалось ничего от дворовой девушки. Героиня Блохиной казалась чем-то средним между подругой Софьи и её служанкой. Именно шустрая московская горничная, знающая, что если и не минует барская любовь, то уж, во всяком случае, барского гнева она сумеет избежать. Не в пример многочисленным предшественницам в Лизе Блохиной при всей её живости было что-то равнодушно-холодное ко всему и всем, в том числе и к Чацкому. Даже несмотря на трогательный текст, который ей дал Грибоедов.
Великое счастье встретить режиссёра, с которым можешь решать любые творческие проблемы и задачи, расти в профессии, познавать мир театра. Клавдия Ефимовна работала с Равенских, Бабочкиным… Уже удача. Борис Андреевич умел идеально распределять роли между артистами, которых он постоянно занимал в своих спектаклях. Возникала целая система «воспитания актёра Горьким». Один и тот же артист проходил у Бабочкина в разных спектаклях через полярно противоположные роли или, наоборот, учился создавать различные вариации одного и того же типа. Прежде всего, это относилось к таким мастерам как Юрий Каюров, Руфина Нифонтова, Ольга Хорькова, Людмила Щербинина, Сергей Маркушев, Валерий Бабятинский, Клавдия Блохина.
В 1972 году в постановке Б.Бабочкина Малый театр показал, вероятно, самую сложную для понимания пьесу Горького – «Фальшивую монету», – в которой реальность тесно переплелась с фантастикой и символикой. Главная загадка драмы в завораживающей силе денег – этих золотых кружочков, которые переходят, перекатываются от персонажа к персонажу, овладевая их душами.
Хочется сказать о богатстве режиссёрской выдумки Бабочкина, сумевшего превратить малюсенькую роль Дуни (К.Блохина), картавящей из жеманства, в своеобразный музыкальный лейтмотив спектакля. Актриса виртуозно играла эксцентрическую фигуру с крашеными локонами, персонажа трагикомического балагана. Истошным голосом пела Дуня мещанский романс «Маруся отравилась». Романс звучал дважды, в середине и в финале спектакля. Бабочкин смело и вполне оправданно внёс его в постановку, с беспощадностью обнажая лживость мещанской морали, прикрывавшейся красивыми словами и иллюзиями.
«Фальшивая монета» шла в филиале Малого театра примерно раз в месяц. Бабочкин приходил на каждый спектакль и реагировал на происходящее так живо и непосредственно, будто видел впервые. И так же играли все без исключения его актёры.
Роль няньки в «Недоросле» Д.Фонвизина (режиссёр В.Иванов) Блохина исполняет уже 30 лет – своеобразный сценический рекорд. Её Еремеевна вызывает жалость и живое сочувствие. Поднявшая своего выкормыша на ноги, она вместо благодарности получает только оскорбления да колотушки. Актриса сумела глубоко и достоверно показать простого человека, над которым властвуют Простаковы и Скотинины.
Успех спектакля «Господа Головлёвы» по М.Е.Салтыкову-Щедрину (режиссёр Е.Весник) заключался в том, что многочисленные персонажи романа обрели каждый своё индивидуальное лицо: Порфирий Головлёв в гениальном исполнении Виталия Доронина, а затем замечательного актёра Владимира Кенигсона, маменька – Елена Гоголева, Степан Головлёв – Борис Горбатов, Володя – Владимир Дубровский и другие.
Одна из значительных удач в добротно сделанной Евгением Весником инсценировке, а затем и спектакле – образ Евпраксеюшки, экономки и сожительницы Иудушки. Актриса приглушила те краски характера своей героини, которые в романе подтверждают слова Иудушки «распутная девка». На первый план выдвигалась тема горестной судьбы простой женщины, избранной барином для «недозволенных семейных радостей» (так называется одна из глав романа). Актриса с большой психологической достоверностью показывала, как сквозь безразличие и довольство положением экономки и барской любовницы прорываются гнев и горе матери, насильственно разлучённой с ребёнком. Своеобразный бунт достигает апогея в смело решённой режиссёром картине драматического танцевального прохода Евпраксеюшки под разудалые звуки плясовой. Словно повинуясь призывно-мажорным звукам балалайки, доносящимся из людской, неузнаваемо преображается ещё недавно забитая, тупая Евпраксеюшка, наконец-то смело и бурно восстающая против своего угнетателя Иудушки.
Актриса озорно, с юмором сыграла Домну Евстигневну в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского (режиссёр Э.Марцевич) – нелепо-смешную, наивно-хитрющую маменьку недалёкого умом Елеси, неожиданно запевающую тоненьким хмельным голосочком романс: «Шумел камыш, деревья гнулись…» И тут же начинала вторить ей замечательная актриса Ольга Чуваева в роли лавочницы Фетиньи Мироновны Епишкиной. И вели их героини между собой разговоры, подобно великим «старухам» Малого, радуя зрителей каждым сочным, ёмким словом Островского. Блохина и Чуваева создавали на сцене мастерский комический дуэт, вызывая смех в зрительном зале.
Таланту Блохиной присущ мягкий лиризм и острая, порой доходящая до гротеска, характерность. Умение сочетать в роли эти качества – знак мастерства. С молодыми лирическими героинями актриса простилась в силу возраста, пришло время характерных ролей, таких как Фоминишна («Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского), Бабариха («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина), жена Хлопова («Ревизор» Н.В.Гоголя)…
Каждый свою осень жизни встречает по-разному. Творческая судьба великодушна к Клавдии Ефимовне. Блохина по-прежнему на родной сцене, продолжает работать, готова отстаивать свою позицию, потерять многое, но не главное — свой взгляд на жизнь и искусство. Ведь она – Актриса.
Елена Микельсон