Плавильщиков Пётр Алексеевич

Актер
Плавильщиков Пётр Алексеевич (24.3.1760 - 18.10.1812), актёр, драматург. С 1768 в гимназии Московского университета, с 1776 студент университета, примерно с 1777 участвовал в университетских любительских спектаклях. В 1779 взят на петербургскую придворную сцену актёром «на первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах»: Секст («Титово милосердие») и Эней («Дидона») Я. Б. Княжнина, Оскольд («Семира» А. И. Сумарокова), Правдин и Скотинин («Недоросль» Д. И. Фонвизина), Клишин («Школа злословия» Р. Б. Шеридана) и др. Плавильщиков обладал прекрасной сценической внешностью, уделял большое внимание созданию внешнего облика своего героя, особенно костюму. Его игра отличалась повышенной эмоциональностью. Плавильщиков отвергал классицистские каноны, в результате чего часто в трагедиях, в самых сильных сценах, терял «равновесие в игре своей», и его герои впадали на сцене «в буйственное негодование»; в комедиях и драмах стремился к «натуральности». С 1787 Плавильщиков — инспектор русской труппы. В 1793 оставил придворную сцену и перешёл на первые роли в московский театр Медокса: Клердон («Безбожный» И. В. Браве), Ярб и Тит («Дидона» и «Титово милосердие» Княжнина), Пастор («Сын любви» А. Коцебу). Занимался с актёрами домашних крепостных театров. В начале 19 в. опять играл на придворной сцене в Петербурге (Эдип — «Эдип в Афинах» В. А. Озерова). С 1782 начал литературную деятельность. С 1792 совместно с И. А. Крыловым издавал журнал «Зритель», где помещал свои статьи о театре. Автор комедий и трагедий («Бобыль», 1790; «Всеслав», 1791, изд. в 1816 под назв. «Рюрик», и др.).


Как пишет в своей книге «Московский Малый театр. От Московского университета к «Дому Щепкина» О.В.Бубнова, «значительным явлением для своего времени была деятельность П.А.Плавильщикова (1760-1812). Он был человеком разносторонних дарований: актер, писатель, драматург, журналист и педагог. В 1779 году, окончив Московский университет, он был взят на петербургскую сцену. Начав с ролей в классицистской трагедии, он не расставался с этим жанром и в дальнейшем. В его репертуаре «Хорев», «Рюрик», «Дидона», «Титово милосердие», «Магомет». Большим успехом у зрителей пользовались его комедии «Мельник и сбитеньщик - соперники», «Сговор Кутейкина». В 1793 году Плавильщиков переводится в Москву в Петровский театр. Этот период отмечен его успехами в литературной (написание комедии «Сиделец») и актерской деятельности (исполнение роли Эдипа в трагедии Озерова «Эдип в Афинах»). Позднейшие отзывы подчеркивают простоту и естественность его манеры исполнения не только в комедиях и драмах, но и в трагедиях. Среди лучших его работ современники называют роли купца Бота в комедии Эрнеста (Ж.-Э. Клонара) и Сервьера «Бот, или Аглинской купец» и Досажаева в «Школе злословия» Шеридана. В Москве он снискал любовь публики. Видя свои успехи, он подчеркивал: «...одобрение придает мне крылья, без него я пал бы духом!» (Божерянов И.Н., Карпов Н.Н. Иллюстрированная история Русского театра XIX века. СПб., 1903. Вып. I. Отд. III. С.4).
Плавильщиков Пётр Алексеевич (24.3.1760 - 18.10.1812), актёр, драматург. С 1768 в гимназии Московского университета, с 1776 студент университета, примерно с 1777 участвовал в университетских любительских спектаклях. В 1779 взят на петербургскую придворную сцену актёром «на первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах»: Секст («Титово милосердие») и Эней («Дидона») Я. Б. Княжнина, Оскольд («Семира» А. И. Сумарокова), Правдин и Скотинин («Недоросль» Д. И. Фонвизина), Клишин («Школа злословия» Р. Б. Шеридана) и др. Плавильщиков обладал прекрасной сценической внешностью, уделял большое внимание созданию внешнего облика своего героя, особенно костюму. Его игра отличалась повышенной эмоциональностью. Плавильщиков отвергал классицистские каноны, в результате чего часто в трагедиях, в самых сильных сценах, терял «равновесие в игре своей», и его герои впадали на сцене «в буйственное негодование»; в комедиях и драмах стремился к «натуральности». С 1787 Плавильщиков — инспектор русской труппы. В 1793 оставил придворную сцену и перешёл на первые роли в московский театр Медокса: Клердон («Безбожный» И. В. Браве), Ярб и Тит («Дидона» и «Титово милосердие» Княжнина), Пастор («Сын любви» А. Коцебу). Занимался с актёрами домашних крепостных театров. В начале 19 в. опять играл на придворной сцене в Петербурге (Эдип — «Эдип в Афинах» В. А. Озерова). С 1782 начал литературную деятельность. С 1792 совместно с И. А. Крыловым издавал журнал «Зритель», где помещал свои статьи о театре. Автор комедий и трагедий («Бобыль», 1790; «Всеслав», 1791, изд. в 1816 под назв. «Рюрик», и др.).


Как пишет в своей книге «Московский Малый театр. От Московского университета к «Дому Щепкина» О.В.Бубнова, «значительным явлением для своего времени была деятельность П.А.Плавильщикова (1760-1812). Он был человеком разносторонних дарований: актер, писатель, драматург, журналист и педагог. В 1779 году, окончив Московский университет, он был взят на петербургскую сцену. Начав с ролей в классицистской трагедии, он не расставался с этим жанром и в дальнейшем. В его репертуаре «Хорев», «Рюрик», «Дидона», «Титово милосердие», «Магомет». Большим успехом у зрителей пользовались его комедии «Мельник и сбитеньщик - соперники», «Сговор Кутейкина». В 1793 году Плавильщиков переводится в Москву в Петровский театр. Этот период отмечен его успехами в литературной (написание комедии «Сиделец») и актерской деятельности (исполнение роли Эдипа в трагедии Озерова «Эдип в Афинах»). Позднейшие отзывы подчеркивают простоту и естественность его манеры исполнения не только в комедиях и драмах, но и в трагедиях. Среди лучших его работ современники называют роли купца Бота в комедии Эрнеста (Ж.-Э. Клонара) и Сервьера «Бот, или Аглинской купец» и Досажаева в «Школе злословия» Шеридана. В Москве он снискал любовь публики. Видя свои успехи, он подчеркивал: «...одобрение придает мне крылья, без него я пал бы духом!» (Божерянов И.Н., Карпов Н.Н. Иллюстрированная история Русского театра XIX века. СПб., 1903. Вып. I. Отд. III. С.4).
Публикации
Отзывы