Волков Борис Иванович (13(26).3.1900, Москва, — 23.12.1970, там же), советский театральный художник, народный художник СССР (1965). Учился в Строгановском училище (1913—18) у Ф. Ф. Федоровского, в мастерских Народного дома (1913—16) у В. Д. Поленова и во Вхутемасе (1918—23) у А. В. Лентулова, В. Е. Татлина, Д. П. Штеренберга и др. Член ОСТ. В 1924—40 главный художник театра им. МГСПС (ныне им. Моссовета), в 1941—49 — Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, с 1951 — Малого театра. В ранних работах Волкова сказалось влияние конструктивизма («Шторм» Билль-Белоцерковского, 1925, Театр им. МГСПС). В последующие годы Волков обратился к сочетанию объёмных и живописных декораций, отводил важную роль лирическому пейзажу. Среди работ В.: «Семья Тараса» Кабалевского (1951; Государственная премия СССР, 1952) — в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; «Зелёная улица» Сурова (1948; Государственная премия СССР, 1949), «Вторая любовь» Мальцева и Венкстерн (1950; Государственная премия СССР, 1951) — во МХАТе. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Спектакли, оформленные Б.И.Волковым в Малом театре:
1950 – «Снегурочка» А.Н.Островского
1951 – «Без вины виноватые» А.Н.Островского
1952 – «Дорога свободы» Г.Фаста
1952 – «Северные зори» Н.Н.Никитина
1953 – «Когда ломаются копья» Н.Ф.Погодина
1953 – «Порт-Артур» И.Ф.Попова и А.Н.Степанова
1955 – «Крылья» А.Е.Корнейчука
1955 – «Макбет» У.Шекспира
1956 – «Власть тьмы» Л.Н.Толстого
1957 – «Привидения» Г.Ибсена
1958 – «Почему улыбались звезды» А.Е.Корнейчука
1959 – «Завещание» С.А.Ермолинского
1960 – «Песня о ветре» А.Л.Вейцлера и А.Н.Мишарина (совм. С В.А,Клотцем)
1960 – «Осенние зори» В.И.Блинова
1961 – «Браконьеры» Э.Раннета
1961 – «Честность» А.В.Софронова
1961 – «Весенний гром» Д.И.Зорина
1962 – «Гроза» А.Н.Островского
1963 – «Горе от ума» А.С.Грибоедова
1963 – «Нас где-то ждут» А.Н.Арбузова
1964 – «Страница дневника» А.Е.Корнейчука
1965 – «Умные вещи» С.Я.Маршака
1966 – «Белые облака» В.И.Блинова
1967 – «Джон Рид» Е.Р.Симонова
1968 – «Мои друзья» А.Е.Корнейчука
1968 – «Старик» М.Горького
1968 – «Отцы и дети» И.С.Тургенева
1970 – «Признание» С.А.Дангулова
1971 – «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина
Лит.: Гремиславский И. Я., Сыркина Ф. Я., Борис Иванович Волков, М., 1958.
Публикации
23 декабря исполнилось 40 лет со дня смерти народного художника СССР, главного художника Малого театра в период с 1951 по 1970 гг. Б.И. Волкова (1900 – 1970).
БОРИС ИВАНОВИЧ ВОЛКОВ
23 декабря исполнилось 40 лет со дня смерти народного художника СССР, главного художника Малого театра в период с 1951 по 1970 гг. Б.И. Волкова (1900 – 1970).
Рано проявив склонность к художественному творчеству, юный Волков поступил в мастерские Строгановского училища, где изучал ремесло ювелира, занимался резьбой по дереву, набойкой. Эти занятия обогатили будущего театрального декоратора ценными практическими знаниями, весьма пригодившимися в последующей работе, но ни одно из изучаемых ремесел профессией Волкова не стало. Зато практика в декорационной мастерской училища, которой руководил известный театральный художник Ф.Ф. Федоровский, а также участие в работе мастерской Поленовского народного театра навсегда определили будущую специальность Волкова. Он избирает для себя искусство театральной декорации.
Интерес и любовь к театру еще больше усиливает его собственное участие в массовых эпизодах спектаклей оперы Зимина, где он выступает на сцене одновременно с великим Шаляпиным. Большое влияние на формирование творческой индивидуальности Волкова и определение его постановочных принципов оказал также В.И. Немирович-Данченко, под руководством которого художник работал в музыкальном театре.
Замечательный живописец, склонный к романтическому восприятию мира, Волков создавал на сцене пространство, преобразованное его фантазией, поэтически осмысленное, художественно преображенное. Его постановочные решения образны, метафоричны, но при этом всегда конкретны. Интерьеры художника точно воссоздают эпоху, привязаны к месту и времени действия, психологически и социально оправданы. Пейзаж, играющий важную роль в его декорациях, всегда эмоционален. Порой лиричный, элегический, порой драматически-страстный, тревожный, он всегда органично связан с содержанием спектакля, помогает раскрыть его основную идею.
За 50 лет творческой деятельности Волков оформил более двухсот спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Казани… Он создавал декорации опер и балетов в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, в Большом, ленинградском Малом оперном, ставил спектакли в театре МГСПС, МХАТ… Последние 20 лет работал в Малом театре, где оформил около 30-ти спектаклей, многие из которых (например, «Снегурочку», «Власть тьмы», «Грозу», «Отцы и дети») можно по праву отнести к шедеврам театрально-декорационного искусства.
Наталия Пашкина
Газета «Малый театр», 2000 г.
Подробнее >