«Каждый раз, когда я бывал в Казани, я привозил домой тюбетейку. И сейчас их у меня уже очень много. Но мне очень нравятся местные сувениры – смешные фигурки в национальных татарских костюмах с гармошкой, они очень маленькие», — рассказывает Борис Клюев.
БОРИС КЛЮЕВ: «Я ПОЛЮБИЛ НИКОЛАЯ ВОРОНИНА!»
«Каждый раз, когда я бывал в Казани, я привозил домой тюбетейку. И сейчас их у меня уже очень много. Но мне очень нравятся местные сувениры – смешные фигурки в национальных татарских костюмах с гармошкой, они очень маленькие», — рассказывает Борис Клюев. В эти дни в столице Татарстана проходят гастроли Малого театра, в котором уже 42 служит артист, покоривший представителей старшего поколения своими работами в картинах «ТАСС уполномочен заявить», «Приключения Шерлока Холмса», «Три мушкетера» и многих других. Молодые люди и дети узнали и полюбили его колоритного Николая Петровича Воронина из сериала «Воронины». Приехав в Казань, народный артист России Борис Клюев дал эксклюзивное интервью проекту «Города 24».
- Расскажите, пожалуйста, о вашем короле Людовике XIV из спектакля «Мольер» («Кабала святош»)!
Борис Клюев: Мне очень нравится эта роль. Я получил за нее премию «Театрал». Значит, критики оценили. Это очень важно. Я получил очень много лестных отзывов об этой работе. Я хотел сделать Людовика очень умным. Мне было очень приятно, когда вся пресса отметила это. Трудно раскрывать секреты, как удается это делать, часто все происходит на уровне интуиции.
- Сейчас очень много критики звучит в адрес современных фильмов и телесериалов, а также молодых артистов, которые там снимаются. Хотелось бы узнать вашу точку зрения на эту проблему?
- Художественных фильмов, на сегодняшний момент, нет. Великий советский кинематограф умер. Его сейчас очень подробно изучают в Америке. Нет художественных образов, нет комедий Георгия Данелия. Но жизнь-то продолжается. Каждый год выходят молодые артисты, которым нужно работать. Они не виноваты, что живет в таком государстве, которое не думает о культуре, традициях. Сейчас во главу угла ставятся деньги. Артистам нужно работать. Единственная форма, где они могут найти работу, это сериал. Они очень хотели бы работать в кино, но кино – нет. Они очень хотели бы работать с выдающимися с мастерами, но выдающимся мастерам денег на кино не дают. Деньги получают маленькие изворотливые людишки. Последние 20 лет я для себя обозначил, как время дилетантов.
Но жить нужно, для профессии нужно, как пианист гоняет гаммы, работать каждый день. Молодые ребята лишены другой возможности, и поэтому работают в ситкомах. И я им, по-человечески, завидую: когда мы начинали, мы получали крохи и ничего не могли себе позволить. Сейчас если молодым актерам повезет, и они попадут в сериал, проявят себя, они могут купить себе квартиру. Жилье – это самое главное. Они могут покупать себе хорошую одежду, выбор сейчас хороший. Москва – самый дорогой город в мире, поэтому молодые артисты крутятся, как могут. Плохо это или хорошо? Не знаю. Наверное, время покажет. Но что люди должны работать, это совершенно очевидно.
Да, такая ситуация разлагает артистов. Они становятся циничны, не верят в театр. Из нашего Малого театра многие способные актеры ушли в кино и сериалы. Люди взрослеют, у них появляются семьи, проблемы с детьми, они вынуждены работать.
Наше поколение никогда не уходило из театра, мы всячески изворачивались. Сейчас стало легче. Художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин, к счастью, относится к нам с пониманием, отпускает на съемки.
Нынешнее поколение артистов легче на подъем, у них этих корней. Они легко бросают театр. Трудно объяснить им, что пройдет время, и они будут жалеть об этом поступке.
Все знают мою позицию, что работать нужно всегда. И однажды меня пригласил в свой проект молодой мальчик, который позвонил и просто умолял согласиться. Мама сделала этому мальчику подарок – 6 миллионов долларов, чтобы мальчик снял свою первую картину. Мальчик, продвинутый рэпер, начал снимать. Первая сцена, я играю француза кока, сразу беру характерность. Мальчик сначала кричал, а во время съемок как-то сдулся. Потом остановил съемку и попросил всех, кроме меня, выйти. И спросил у меня: «Борис Владимирович, извините, пожалуйста, объясните, почему, когда вы играете – смешно. А когда появляются молодые – нет. В чем дело? Мы же комедию снимаем!». Я ответил, комедию нужно снимать очень серьезно. Он подумал и сказал: «Гениально!» для него, выпускника ВГИКа, это было откровением. Естественно, проект был полной галиматьей, ничего не вышло, но мамины деньги мальчик потратил.
- Сериал «Воронины» стоит для вас особняком в ряду современных ситкомов?
- Конечно. Не нужно говорить, что дело только в зарабатывании денег. Во-первых, это работа и работа профессиональная. Многое я придумал сам, и зрители восприняли это. Уже цитировать начал моего героя. Во-вторых, растет молодое поколение, которое меня не знает ни по графу Рошфору из «Трех мушкетеров», ни по Сергею Дубову «Трианону» в ленте «ТАСС уполномочен заявить», ни по Майкрофту из сериала «Приключения Шерлока Холмса». Для них я – Воронин. Я не понимаю, почему эта семейная драма или семейная комедия пользуется такой популярностью у школьников. Когда дети видят меня, происходят что-то страшное. Я считаю, когда артист становится популярным, это хорошо. Артист должен быть популярным.
- На съемочной площадке вы помогаете молодым актерам вырасти профессионально?
- А как же?! Когда мы только приступили к съемкам, обо мне говорили, что Клюев дает мастер-класс молодым актерам. Потому что я их всех переигрывал. Но за 2 года ребята здорово подтянулись, выросли. Это лишний раз говорит о том, что нужно работать. Аня Фроловцева, которая играет мою жену, выросла, как актриса! И я думаю, что мое участие в проекте, принесло пользу другим артистам.
- Правда ли, что герой в сериале «Воронины» имеет прототип – сосед по дому, где вы жили ребенком?
- Не совсем. Николай Воронин собирательный образ. Я видел и помню всех этих людей: мои дядьки, соседи. Я очень хорошо помню этих людей в дешевых тренировочных брюках с вытянутыми коленками и майках, они сидели и во дворе и рубились в карты и домино. Но образ Воронина собирательный. Характер, который я вылепил, мой. Я никого не копировал. Сам-то я в жизни, конечно же, не такой. Я много видел, наблюдал. Мне очень приятно, когда подходят люди, молодежь, и говорят: «Спасибо, вы – вылитый мой отец!» Это же хорошо, артисту очень приятно. Никогда не знаешь, берешься, как за халтуру, а получается сериал с самыми высокими рейтингами на телевидении.
- Борис Владимирович, вы много лет преподаете в театральном училище имени Щепкина. В чем вы видите свое призвание, работая с молодежью?
- Это очень важная работа. Каждый человек является индивидуальностью и каждый пытается вложить в других те ценности, которые существуют для него. Для меня огромная принципиальная ценность – это профессия. Для того, чтобы добиться чего-то в профессии, нужно быть очень хорошо подготовленным. И я всегда говорю студентам: «Вы сейчас строите фундамент своей будущей жизни. Какое здание вы будете строить, это ваши архитектурные изыски. Но вы должны иметь фундамент». И моя задача сделать все, чтобы этот фундамент был крепким, чтобы можно было построить любой дом.
Я очень строго и требовательно отношусь к профессии, если я вижу, что кто-то ленится, я сразу его выгоняю! Я занимаюсь воспитанием молодых людей. Они сейчас лишены этого, они не знаю ничего: как и где себя вести, как нужно разговаривать с женщиной, а как с пожилыми мужчинами. И я учу всему этому, потому что мои студенты должны быть воспитанными людьми, уметь себя вести в обществе и английской королевы, и шахтера. Я стараюсь индивидуальность каждого из моих студентов.
Недавно я впервые за два с половиной года я отдыхал. Ездил к друзьям в Майами. И я себя поймал на следующем. Когда я выспался, а спал дней 5 беспрерывно, первые о ком я подумал, были мои студенты. Я размышлял, кому из них и что нужно попробовать сделать. Моя голова постоянно занята ими.
Являясь художественным руководителем курса, я несу за своих студентов ответственность все 4 года. Ответственность за студентов я несу во всех смыслах. Были случаи, когда из милиции ребят вытаскивал, от неприятностей всяческих уберегал. На период обучения студенты – это мои дети. А потом, я считаю, молодые артисты сами вправе решать, что им делать, интуиция и знания должны подсказать им, что же делать в жизни.
- Как вы, очень популярный и востребованный актер, пришли к такому пониманию профессии педагога?
- Сложно сказать. Педагогикой я начал заниматься очень рано. Будучи студентом, я вел кружок в историко-архивном институте. Я не считаю это некой миссией. Было время, когда мне нужно было заниматься карьерой, и я ушел из училища. А преподавать меня оставили сразу по окончании Щепкинского училища. И лет 5 я усиленно снимался, строил карьеру. А потом вдруг почувствовал, что не могу без этого! Мне нужны эти жадные молодые глаза! Я все время думаю об этом. И я вернулся к преподаванию. Ну и потом возраст. Чем старше ты становишься, тем больше хочется передать. Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать их. Я очень хорошо понимаю значение этих слов. Наступает то время, когда ты должен что-то отдавать. И ты делаешь это с полной силой и отдачей.
- Как и когда вы поняли, что ваше призвание – быть актером?
- Мой отец был актером. Но он очень рано умер, мне было тогда 4 года. И класса до 6 я мечтал быть моряком дальнего плавания. Кто-то сказал, что мне очень пойдет морская форма, и этого было достаточно, чтобы моя фантазия стала работать в этом направлении. Но в 6 классе мы в школе поставили спектакль и – всё! Очевидно, во мне пробудилось родительское. Я не мыслил себя ни в какой иной профессии, кроме актера. Мама настаивала, чтобы я получил другую профессию. На что я отвечал: «Я никем не буду, кроме как, артистом!» Она говорила, что я могу не поступить. А я отвечал, что устроюсь рабочим сцены, но все равно буду в театре и добьюсь своего. Слава Богу, добился!
- Была ли в вашей жизни ошибка, которая, благодаря сделанным выводам, превратилась в достижение?
- Когда снималась лента «ТАСС уполномочен заявить», у меня было очень мало работы. И я согласился играть шпиона и предателя, скрепя сердце, понимая, что никогда не будет симпатии к моему герою со стороны зрителей. И я был потрясен, какой был успех! Впервые на меня обрушилась такая лавина популярности. И я пересмотрел тогда многие свои позиции. Сначала я не хотел соглашаться на эту роль, а потом думал, какой я дурак! И мое кредо – работать нужно везде! Тот же сериал «Воронины» — поначалу я отнесся к нему, как к халтуре, возможности заработать. Какой там был материал, смешно просто! В результате, я полюбил этого героя. Стал находить в нем новые краски, черты. Чувствую, у меня все получается! И думаю, как хорошо, что я не отказался от этой работы. В жизни такие ситуации возникают часто, но если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло. Это мое кредо.
- Какое достижение вы считаете самым важным?
- Я стал народным артистом России. Это я считаю самым главным своим достижением. Об этом мечтала моя мама. К сожалению, она не дожила до этого момента. Ничего выше у меня пока нет. Все остальное – преходяще.
- Хотелось ли вам когда-либо сыграть роль, разительно отличающуюся от всего, что вы играли и играете сейчас?
- Всегда хотелось. Любой артист скажет об этом. Но, к сожалению, не мы выбираем, а нас выбирают. Мое амплуа все же ближе к тому, с чего я начинал – например, граф Рошфор из «Трех мушкетеров». Я знаю, что поначалу в «Ворониных» было очень трудно бороться с моей внешностью: любая вещь, которую я надеваю, превращает меня в аристократа. Но когда на тебя натягивают майку на два размера меньше, а штаны на четыре размера больше, то ты приобретаешь нелепость. Получается то, что нужно.
- Борис Владимирович, традиционный вопрос. Какие впечатления произвела на вас Казань?
- Мне пришлось отложить съемки, чтобы приехать в Казань. Да и личные дела тоже: сейчас я покупаю в Германии новую машину, и необходимо мое присутствие в Москве, чтобы осуществить перевод денег. Но я нисколько не жалею об этом. Сейчас золотая осень, я с удовольствием буду гулять по Казани. Здесь находит Икона Казанской Божьей Матери. И это очень много значит для меня. Однако я слышал, что в Казани начали ломать «старый город». Меня это очень огорчило. Странно, вся Европа бережет старинную архитектуру, а мы очень щедро возводим из бетона и стекла совершенно ненужные строения.
- В Казани есть группа активистов, которая борется за сохранение архитектурных памятников. Как медийная персона, вы не хотели оказать им поддержку?
- Безусловно, я бы взялся за это, если бы жил в Казани. В свое время я очень долго работал в московском обществе охраны памятников старины. И без нашей визы не могли снести ни одно здание Москвы. Но это было раньше. Сейчас сносят все, что угодно.
Мы изучали историю каждого здания, поднимали документы. А потом пришли лихие 90-ые.
- Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее! В каких проектах мы увидим вас в ближайшее время?
- Скажу пока о том, что уже идет. Есть такой сериал «Сельский лекарь», в котором я согласился играть, потому что там играет моя любимая партнерша Таня Васильева. И когда я дал согласие, на меня уже пишут роль. Будем снимать продолжение в Угличе. Есть несколько проектов, но пока я еще там не утвержден. Самое главное, я буду ставить дипломный спектакль со студентами – «Дачники» по М.Горькому. Это очень большая пьеса, будет занято много студентов. Поэтому я буду очень серьезно заниматься этим делом.
В театре мы приступили к репетиции спектакля «Пиковая дама» по Пушкину. Я буду играть две роли, одна из которых Сен-Жермен. Будет также играть Элина Быстрицкая, с которой мы уже партнеры лет 40. Она очень любит со мной играть, традицию нарушать нельзя!
21 сентября 2011 13:38
Татьяна Ренкова, специально для «Города 24»