Игорь Владиславович, Ольга Игоревна
19 февраля 2016 г.
Спасибо за вечер, проведенный в атмосфере Чеховской провинциальной драматургии!
С первого же момента спектакля зритель погружен в берёзовую Россию, в уютный мир дома с окнами с цветными стеклышками, такие же, например, в усадьбе Блока.
Очень интересно в спектакле живут декорации (художник А.К.Глазунов), удивительно соединяя атмосферу уюта и семейного тепла с драматическим надломом действия. Не удивительно, что как только открывается занавес, зрительный зал взрывается аплодисментами – это реакция не только на превосходные декорации, но и на очень удачную режиссерскую находку: вращающаяся сцена последовательно показывает зрителю все комнаты дома героев пьесы, погружая зрителя в их мир и оставляя переживать страницы их жизни. Мы как бы входим в их мир и остаемся с ними переживать все происходящие события.
В ходе спектакля возрастает напряжение, как натягиваются струны при настройке скрипки. Душа зрителя вовлечена в жизнь героев: у каждого своя драма.
Вот Андрей Прозоров – умный, образованный, интеллигентный человек с прекрасными планами на будущее. Но он женится на дурной, грубой, вульгарной женщине и за короткое время смят, как кусок глины, раздавлен. Артист А.Ю. Белый в этой роли очень хорош! Его персонаж прекрасно передаёт свою душевную драму, эти состояния и голосом, и мимикой, и походкой, он очень естественен и вызывает зрительское сострадание.
Замечательно живёт актерский дует Ирины (актриса В.А. Андреева) и Тузенбаха (артист Г.В. Погородинский). Особенно сильно сыграна сцена прощания барона с Ириной. Производит впечатление очень искреннее и драматически тонкое признание в любви Тузенбаха.
Запоминаются отличная игра Вл.Б. Носика (в роли доктора Чебутыкина), В.К. Бабятинского (в роли Кулыгина - мужа Маши), выправка и энергетика всех военных персонажей, яркие образы каждой из трёх сестер и их почти скульптурная композиция в финале пьесы! А как превосходно сыграл артист А.С.Кудинович небольшую роль старика Ферапонта, сторожа из земской управы! Сколь разительно показал он простоту и неловкость необразованного деревенского жителя (вспомним его походку, бормотание и почёсывание) в первых сценах спектакля и как раскрыл сердечность русского мужика в сцене с детской коляской! Вообще надо сказать, что в спектакле нет «проходных» ролей – каждая сыграна, нет, прожита точно и ярко! Это относится и к главным, и к второстепенным героям пьесы, включая няньку Анфису и горничную.
Нельзя не отметить и ряд других положительных моментов спектакля. Невольно вспомнилось выражение К. С. Станиславского - «если ружье висит в первом акте, то оно должно выстрелить в третьем». Так и в этом спектакле часы, которые мы заметили ещё при открытии занавеса, звучат во втором действии с мелодичным боем, а около облицованной кафелем печи сестры греют ладони рук. Смену настроений героев подчеркивает и передаваемая в спектакле смена времён года: снег, опадающие листья, дымок из кучи сжигаемой листвы, крик журавлей - подчеркивают бег времени и напоминают о том, что надо жить!
Хорошо гармонирует со всем ходом пьесы музыка (композитор Г.Я.Гоберник), хотя можно было бы более ярко отразить, отмеченную выше динамику пьесы, например, мажорным звучанием скрипки Андрея в первых сценах первого действия и минорным во втором действии.
Начало спектакля предваряет чеховская фраза, произнесённая умным, добрым голосом режиссёра-постановщика спектакля (Ю.М.Соломина) и столь же органично он завершает его последней в пьесе Чехова репликой старшей из трех сестёр Ольги. Круг замкнут!
Окончен спектакль. Слова А.П.Чехова о счастье и мире в будущем повергают нас в глубокую задумчивость и далеко не на один миг.
Бальзак написал Человеческую комедию, Чехов написал Комедию российского общества конца 19-го – начала 20 веков. Смотрите этот спектакль в Малом театре, он останется в ваших душах и сердцах!
Спасибо за спектакль!
С искренним уважением, Ольга Игоревна и Игорь Владиславович Дудлер :)