Сергей Алексеевич Вещев, заслуженный артист России, родился 22 августа 1959 года. В 1982 году он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс М.И.Царёва) и был приглашён в труппу Государственного академического Малого театра.
За почти 40 лет служения на старейшей драматической сцене Сергей Вещев исполнил в общей сложности около 70 разнообразных по масштабу и жанру ролей классического и современного репертуара. Все эти работы отличает достоверность и убедительность, в каждой из них проявляются такие замечательные качества артиста, как сценическое обаяние и темперамент, богатая фантазия и чувство юмора. Творческий диапазон исполнителя необычайно широк — ему одинаково доступны и лиризм, и острая характерность.
Значительное место в репертуаре Сергея Вещева занимают роли в исторических спектаклях, в числе которых Грязной, Хомяк и Максим Скуратов («Князь Серебряный» А.К.Толстого), Дмитрий Шуйский («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского), Никита Панин («Театр императрицы» Э.Радзинского). Вещев участвовал во всех спектаклях легендарной драматической трилогии А.К.Толстого, сыграв по несколько ролей в каждой из постановок (среди них Григорий Нагой в «Царе Иоанне Грозном», князь Сицкий, Воейков и князь Репнин в «Царе Борисе»). Артист неоднократно выручал театр, в срочном порядке вводясь на роли и в кратчайшие сроки осваивая сложный материал.
Вещев – частый участник детских спектаклей, а ведь известно, что играть для юных зрителей – двойная ответственность: они замечают малейшую фальшь на сцене. Среди работ Сергея Алексеевича – Гаврила («Конёк-горбунок» П.П.Ершова), Тришка, Милон и Кутейкин («Недоросль» Д.И.Фонвизина), Министр («Умные вещи» С.Я. Маршака) и ряд других.
Назначая артиста на такие роли как нахальный приказчик Мухояров («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского), незадачливый маркиз де Лессак («Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош») М.А.Булгакова), неистовый ревнивец Бабьека («Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве), фанатичный доктор Пюргон («Мнимый больной» Ж.Б.Мольера), суетливый Никита Панин («Театр императрицы» Э.С.Радзинского), режиссёры в первую очередь используют склонность Вещева к эксцентрике. Между тем, его актёрской природе свойственна мягкость, трогательность, душевная теплота. Эти качества как нельзя лучше проявились в двух знаковых работах Сергея Алексеевича – в «Поздней любви» А.Н.Островского он исполнил центральную роль, бедного чиновника Маргаритова, в трагедии У.Шекспира «Король Лир» – знатного вельможу Глостера. Двух героев, разделённых временем, странами, социальной пропастью, объединяет щемящая тема поруганного отцовства. Вещев работает тонко, сдержанно, удачно избегая неизбежного, казалось бы, пафоса и мелодраматизма. Его игра – подлинное украшение обеих постановок.
Тема отцовства находит неожиданное продолжение в образе Дунькиного мужа («Варвары» М.Горького) – опустившегося и озлобившегося существа без имени, загубившего сперва жену, а теперь продолжающего тиранить дочь, отбирая у неё заработанные деньги. Жутковатую характеристику персонажу, сыгранному Сергеем Вещевым, даёт в своей рецензии самарский писатель Евгений Чебалин: «Это поистине русский Квазимодо, спивающаяся плоть без имени, семьи и прошлого – но плоть, в отличие от французской матрицы, лишённая души. Эта ходячая помесь семейного садиста и жалкого попрошайки слюнявит в лакейских поцелуях руки властьимущих и клянчит у любого встречного всё, на что падает его завидущий взгляд – от куска хлеба, который жуёт деревенский парень – до медного гроша у сановитых соплеменников и прибывших инженеров» (https://rospisatel.ru/chebalin-teatr.html).
Многие годы Сергей Вещев сотрудничал с актёром и режиссёром Малого театра Эдуардом Марцевичем. Он играл Модеста Баклушина («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), а также Алёшку в горьковском «На дне» — эту постановку Эдуард Евгеньевич осуществил в Театре киноактёра. Вещев является вторым режиссёром спектакля Марцевича «Воскресение» по Л.Толстому.
Сергей Алексеевич успешно работает в кино, на телевидении и на радио. В его фильмографии такие картины как «Казино», «Неизвестный солдат», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Васильки», сериалы «На углу, у Патриарших» (сквозная роль сержанта Смирнова), «Каменская-4», «Подозрение», «Есенин», «Улыбка пересмешника», «Господа-товарищи». Вещев снимался в учебных телефильмах о Сумарокове, Маяковском, Булгакове, Шварце, участвовал в радиоспектаклях о Пушкине и Аристофане. В течение многих лет он занимается озвучиванием художественных и мультипликационных фильмов на Мосфильме, студии им. М.Горького и центральном телевидении.
Роли в Малом театре:
05.09.1982 (ввод) адъютант Скалозуба «Горе от ума А.С. Грибоедова
10.09.1982 (ввод) слуга «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана
24.10.1982 (ввод) Люлюков «Ревизор» Н.В.Гоголя
26.10.1982 (ввод) ремесленник «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера
29.11.1982 (ввод) детектив «Агония» М. Крлежа
30.11.1982 (премьера) Павлик «Дикий Ангел» А. Коломийца
31.12.1982 (ввод) Дон Луис «Ревнивая к себе самой» Т. де Молина
06.01.1983 (ввод) 2-й стражник «Конек-горбунок» П.П. Ершова
27.02.1983 (ввод) Добчинский «Ревизор» Н.В. Гоголя
04.11.1984 (ввод) слуга Окоемова «Красавец-мужчина» А.Н. Островского
25.11.1984 (ввод) молодой мастер «Каменный цветок» П.П. Бажова
01.01.1985 (ввод) молодой лакей «Умные вещи» С.Я. Маршака
29.03.1985 (ввод) трактирный слуга «Ревизор» Н.В. Гоголя
03.07.1985 (ввод) гонец «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого
26.12.1985 (ввод) клоун Сева «Мой любимый клоун» В. Ливанова
06.01.1986 (премьера) Тришка «Недоросль» Д.И. Фонвищина
08.03.1986 (ввод) корреспондент «Иван» А. Кудрявцева
24.11.1986 (ввод) Одуванчик «Рядовые» А. Дударева
29.12.1986 (премьера) Говикем «Человек, который смеется» В. Гюго
14.05.1987 (премьера) студент-практикант «Обсуждению подлежит» А.Ф. Косенкова
12.07.1987 (ввод) Шубин «Накануне» И.С.Тургенева
17.06.1987 (ввод) Мыкин «Доходное место» А.Н. Островского
27.02.1988 (премьера) Фанда «Дом на небесах» И. Губача
03.06.1989 (премьера) Панчо «Ночь игуаны» Т. Уильямса
30.09.1989 (ввод) Гаврила «Конек-горбунок» П.П. Ершова
06.10.1989 (ввод) денщик «Отец» А. Стриндберга
18.10.1990 (премьера) опричник «Князь Серебряный» А.К. Толстого
14.11.1990 (премьера) учитель фехтования «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера
02.04.1991 (ввод) слуга Бориса «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого
13.06.1991 (ввод) Грязной «Князь Серебряный» А.К. Толстого
04.01.1994 (ввод) Александр Никитич Романов «Царь Борис» А.К. Толстого
20.02.1994 (ввод) Милон «Недоросль» Д.И. Фонвизина
28.03.1994 (ввод) Лев Сапега «Царь Борис» А.К.Толстого
10.05.1994 (ввод) князь Репнин «Царь Борис» А.К. Толстого
20.10.1995 (ввод) приказчик «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
31.10.1997 (ввод) Григорий Нагой «Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого
29.11.1997 (ввод) Стремянный «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого
08.03.1998 (ввод) Баклушин «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
12.03.1998 (ввод) Гаврюшка «Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского
14.11.1998 (премьера) Бреве «Воскресение» Л.Н.Толстого
08.01.1999 (ввод) Кутейкин «Недоросль» Д.И.Фонвизина
10.02.1999 (ввод) Симонсон «Воскресение» Л.Н.Тостого
25.02.1999 (ввод) Новодворов «Воскресение» Л.Н.Тостого
24.12.1999 (премьера) Пассек «Хроника дворцового переворота» Г. Турчиной
21.11.2000 (ввод) Князь Сицкий «Царь Борис» А.К.Толстого
08.03.2001 (ввод) Хомяк «Князь Серебряный» А.К.Толстого
13.02.2002 (ввод) Максим Скуратов «Князь Серебряный» А.К.Толстого
20.04.2004 (ввод) Половой «Бешеные деньги» А.Н.Островского
17.11.2004 (премьера) Официант «Свадьба, свадьба, свадьба» по произведениям А.П.Чехова
18.11.2004 (ввод) Мухояров «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
27.11.2004 (ввод) Воейков «Царь Борис» А.К.Толстого
24.12.2005 (ввод) Ять «Свадьба, свадьба, свадьба!» по произведениям А.П.Чехова
04.03.2007 (премьера) Дмитрий Иванович Шуйский «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского
05.12.2008 г. (премьера) Доктор Дженони «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло
14.04.2009 г. (ввод) Доктор Пюргон «Мнимый больной» Ж.Б.Мольера
21.11.2009 г. (премьера) Маркиз де Лессак, игрок, «Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова
27.12.2009 г. (премьера) Министр, «Умные вещи» С.Я. Маршака
29.01.2011 г. (ввод) Бабьека, «Тайны мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве
31.03.2012 г. (ввод) Добчинский «Ревизор» Н.В. Гоголя
17.10.2014 г. (премьера) Граф Никита Иванович Панин, «Театр императрицы» Э.С.Радзинского
20.12.2015 г. (премьера) Маргаритов, «Поздняя любовь» А.Н.Островского
22.03.2016 г. (премьера) Балабайкин, Комик, Воробьев-Соколов, «Перечитывая Чехова» (по рассказам А.П.Чехова)
23.10.2016 г. (ввод) Лука,«Свадьба, свадьба, свадьба!» А.П.Чехова
01.03.2017 г. (премьера) Граф Глостер, «Король Лир» У.Шекспира
10.05.2018 г. (премьера) 1-й купец, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского
22.02.2020 г. (премьера) Дунькин муж, "Варвары" М.Горького
03.04.2021 г. (премьера) Председатель, "Мертвые души" Н.В.Гоголя
Сергей Алексеевич Вещев, заслуженный артист России, родился 22 августа 1959 года. В 1982 году он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс М.И.Царёва) и был приглашён в труппу Государственного академического Малого театра.
За почти 40 лет служения на старейшей драматической сцене Сергей Вещев исполнил в общей сложности около 70 разнообразных по масштабу и жанру ролей классического и современного репертуара. Все эти работы отличает достоверность и убедительность, в каждой из них проявляются такие замечательные качества артиста, как сценическое обаяние и темперамент, богатая фантазия и чувство юмора. Творческий диапазон исполнителя необычайно широк — ему одинаково доступны и лиризм, и острая характерность.
Значительное место в репертуаре Сергея Вещева занимают роли в исторических спектаклях, в числе которых Грязной, Хомяк и Максим Скуратов («Князь Серебряный» А.К.Толстого), Дмитрий Шуйский («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского), Никита Панин («Театр императрицы» Э.Радзинского). Вещев участвовал во всех спектаклях легендарной драматической трилогии А.К.Толстого, сыграв по несколько ролей в каждой из постановок (среди них Григорий Нагой в «Царе Иоанне Грозном», князь Сицкий, Воейков и князь Репнин в «Царе Борисе»). Артист неоднократно выручал театр, в срочном порядке вводясь на роли и в кратчайшие сроки осваивая сложный материал.
Вещев – частый участник детских спектаклей, а ведь известно, что играть для юных зрителей – двойная ответственность: они замечают малейшую фальшь на сцене. Среди работ Сергея Алексеевича – Гаврила («Конёк-горбунок» П.П.Ершова), Тришка, Милон и Кутейкин («Недоросль» Д.И.Фонвизина), Министр («Умные вещи» С.Я. Маршака) и ряд других.
Назначая артиста на такие роли как нахальный приказчик Мухояров («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского), незадачливый маркиз де Лессак («Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош») М.А.Булгакова), неистовый ревнивец Бабьека («Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве), фанатичный доктор Пюргон («Мнимый больной» Ж.Б.Мольера), суетливый Никита Панин («Театр императрицы» Э.С.Радзинского), режиссёры в первую очередь используют склонность Вещева к эксцентрике. Между тем, его актёрской природе свойственна мягкость, трогательность, душевная теплота. Эти качества как нельзя лучше проявились в двух знаковых работах Сергея Алексеевича – в «Поздней любви» А.Н.Островского он исполнил центральную роль, бедного чиновника Маргаритова, в трагедии У.Шекспира «Король Лир» – знатного вельможу Глостера. Двух героев, разделённых временем, странами, социальной пропастью, объединяет щемящая тема поруганного отцовства. Вещев работает тонко, сдержанно, удачно избегая неизбежного, казалось бы, пафоса и мелодраматизма. Его игра – подлинное украшение обеих постановок.
Тема отцовства находит неожиданное продолжение в образе Дунькиного мужа («Варвары» М.Горького) – опустившегося и озлобившегося существа без имени, загубившего сперва жену, а теперь продолжающего тиранить дочь, отбирая у неё заработанные деньги. Жутковатую характеристику персонажу, сыгранному Сергеем Вещевым, даёт в своей рецензии самарский писатель Евгений Чебалин: «Это поистине русский Квазимодо, спивающаяся плоть без имени, семьи и прошлого – но плоть, в отличие от французской матрицы, лишённая души. Эта ходячая помесь семейного садиста и жалкого попрошайки слюнявит в лакейских поцелуях руки властьимущих и клянчит у любого встречного всё, на что падает его завидущий взгляд – от куска хлеба, который жуёт деревенский парень – до медного гроша у сановитых соплеменников и прибывших инженеров» (https://rospisatel.ru/chebalin-teatr.html).
Многие годы Сергей Вещев сотрудничал с актёром и режиссёром Малого театра Эдуардом Марцевичем. Он играл Модеста Баклушина («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), а также Алёшку в горьковском «На дне» — эту постановку Эдуард Евгеньевич осуществил в Театре киноактёра. Вещев является вторым режиссёром спектакля Марцевича «Воскресение» по Л.Толстому.
Сергей Алексеевич успешно работает в кино, на телевидении и на радио. В его фильмографии такие картины как «Казино», «Неизвестный солдат», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Васильки», сериалы «На углу, у Патриарших» (сквозная роль сержанта Смирнова), «Каменская-4», «Подозрение», «Есенин», «Улыбка пересмешника», «Господа-товарищи». Вещев снимался в учебных телефильмах о Сумарокове, Маяковском, Булгакове, Шварце, участвовал в радиоспектаклях о Пушкине и Аристофане. В течение многих лет он занимается озвучиванием художественных и мультипликационных фильмов на Мосфильме, студии им. М.Горького и центральном телевидении.
Роли в Малом театре:
05.09.1982 (ввод) адъютант Скалозуба «Горе от ума А.С. Грибоедова
10.09.1982 (ввод) слуга «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана
24.10.1982 (ввод) Люлюков «Ревизор» Н.В.Гоголя
26.10.1982 (ввод) ремесленник «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера
29.11.1982 (ввод) детектив «Агония» М. Крлежа
30.11.1982 (премьера) Павлик «Дикий Ангел» А. Коломийца
31.12.1982 (ввод) Дон Луис «Ревнивая к себе самой» Т. де Молина
06.01.1983 (ввод) 2-й стражник «Конек-горбунок» П.П. Ершова
27.02.1983 (ввод) Добчинский «Ревизор» Н.В. Гоголя
04.11.1984 (ввод) слуга Окоемова «Красавец-мужчина» А.Н. Островского
25.11.1984 (ввод) молодой мастер «Каменный цветок» П.П. Бажова
01.01.1985 (ввод) молодой лакей «Умные вещи» С.Я. Маршака
29.03.1985 (ввод) трактирный слуга «Ревизор» Н.В. Гоголя
03.07.1985 (ввод) гонец «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого
26.12.1985 (ввод) клоун Сева «Мой любимый клоун» В. Ливанова
06.01.1986 (премьера) Тришка «Недоросль» Д.И. Фонвищина
08.03.1986 (ввод) корреспондент «Иван» А. Кудрявцева
24.11.1986 (ввод) Одуванчик «Рядовые» А. Дударева
29.12.1986 (премьера) Говикем «Человек, который смеется» В. Гюго
14.05.1987 (премьера) студент-практикант «Обсуждению подлежит» А.Ф. Косенкова
12.07.1987 (ввод) Шубин «Накануне» И.С.Тургенева
17.06.1987 (ввод) Мыкин «Доходное место» А.Н. Островского
27.02.1988 (премьера) Фанда «Дом на небесах» И. Губача
03.06.1989 (премьера) Панчо «Ночь игуаны» Т. Уильямса
30.09.1989 (ввод) Гаврила «Конек-горбунок» П.П. Ершова
06.10.1989 (ввод) денщик «Отец» А. Стриндберга
18.10.1990 (премьера) опричник «Князь Серебряный» А.К. Толстого
14.11.1990 (премьера) учитель фехтования «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера
02.04.1991 (ввод) слуга Бориса «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого
13.06.1991 (ввод) Грязной «Князь Серебряный» А.К. Толстого
04.01.1994 (ввод) Александр Никитич Романов «Царь Борис» А.К. Толстого
20.02.1994 (ввод) Милон «Недоросль» Д.И. Фонвизина
28.03.1994 (ввод) Лев Сапега «Царь Борис» А.К.Толстого
10.05.1994 (ввод) князь Репнин «Царь Борис» А.К. Толстого
20.10.1995 (ввод) приказчик «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
31.10.1997 (ввод) Григорий Нагой «Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого
29.11.1997 (ввод) Стремянный «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого
08.03.1998 (ввод) Баклушин «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
12.03.1998 (ввод) Гаврюшка «Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского
14.11.1998 (премьера) Бреве «Воскресение» Л.Н.Толстого
08.01.1999 (ввод) Кутейкин «Недоросль» Д.И.Фонвизина
10.02.1999 (ввод) Симонсон «Воскресение» Л.Н.Тостого
25.02.1999 (ввод) Новодворов «Воскресение» Л.Н.Тостого
24.12.1999 (премьера) Пассек «Хроника дворцового переворота» Г. Турчиной
21.11.2000 (ввод) Князь Сицкий «Царь Борис» А.К.Толстого
08.03.2001 (ввод) Хомяк «Князь Серебряный» А.К.Толстого
13.02.2002 (ввод) Максим Скуратов «Князь Серебряный» А.К.Толстого
20.04.2004 (ввод) Половой «Бешеные деньги» А.Н.Островского
17.11.2004 (премьера) Официант «Свадьба, свадьба, свадьба» по произведениям А.П.Чехова
18.11.2004 (ввод) Мухояров «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
27.11.2004 (ввод) Воейков «Царь Борис» А.К.Толстого
24.12.2005 (ввод) Ять «Свадьба, свадьба, свадьба!» по произведениям А.П.Чехова
04.03.2007 (премьера) Дмитрий Иванович Шуйский «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского
05.12.2008 г. (премьера) Доктор Дженони «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло
14.04.2009 г. (ввод) Доктор Пюргон «Мнимый больной» Ж.Б.Мольера
21.11.2009 г. (премьера) Маркиз де Лессак, игрок, «Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова
27.12.2009 г. (премьера) Министр, «Умные вещи» С.Я. Маршака
29.01.2011 г. (ввод) Бабьека, «Тайны мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве
31.03.2012 г. (ввод) Добчинский «Ревизор» Н.В. Гоголя
17.10.2014 г. (премьера) Граф Никита Иванович Панин, «Театр императрицы» Э.С.Радзинского
20.12.2015 г. (премьера) Маргаритов, «Поздняя любовь» А.Н.Островского
22.03.2016 г. (премьера) Балабайкин, Комик, Воробьев-Соколов, «Перечитывая Чехова» (по рассказам А.П.Чехова)
23.10.2016 г. (ввод) Лука,«Свадьба, свадьба, свадьба!» А.П.Чехова
01.03.2017 г. (премьера) Граф Глостер, «Король Лир» У.Шекспира
10.05.2018 г. (премьера) 1-й купец, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского
22.02.2020 г. (премьера) Дунькин муж, "Варвары" М.Горького
03.04.2021 г. (премьера) Председатель, "Мертвые души" Н.В.Гоголя