Анна
14 ноября 2015 г.
Людмила нашла очень точное слово - всё дробно. Именно такое впечатление осталось у нашей семьи после просмотра спектакля на гастролях в Волгограде.
Первое, что кольнуло, были неточности в тексте. Непонятно зачем выброшенные куски: например, отрывок:
О нет... я счастлив, счастлив... я жестокой,
Безумный клеветник; далеко,
Далеко от толпы завистливой и злой,
Я счастлив... я с тобой!
Его просто не было. Почему? Актер забыл текст? Или режиссер посчитал, что эти четыре строчки очень удлиняют действие? Лучше бы он сократил швабры и апельсины.
"Ты молода душою и летами...." (надо "летами и душою"). Нет, я понимаю, актер - тоже человек, мог забыть, перепутать. Но это же ключевой диалог. В нем - весь Арбенин, объяснение его дальнейшим безумным поступкам. А начинается он как-то быстро, суетливо, Нина скачет и хохочет, Арбенин несколько глумливо сообщает ей, что он "любил часто, чаще ненавидел, а более всего страдал".... Я очень-очень-очень люблю Клюева, восхищалась им буквально вчера, в "На всякого мудреца довольно простоты", но потому и тяжелее было пережить разочарование. Нет, ничего не скажу, были и сильные куски, но именно куски, а не цельная ткань. А как жалко! Жалко! Жалко! В эти моменты особенно хотелось плакать - ведь были очень красивые, сильные, мастерски сыгранные отрывки.
Нина мне начала нравится с того момента, когда выяснилось, что браслета нет, то есть, практически с самого начала. А вот сцена потери браслета - зачем она хихикает, убегая от наглеца? Она же чистая! И у Лермонтова это по-другому описано.
Третье и четвертое действие и вовсе порвали на куски. Выбросили сцену пения Нины из третьего акта, сцену, где судачат родственники и знакомые, из четвертого. Зачем? Они ведь совсем короткие.
Сцена смерти Нины - хороша. Здесь можно спорить о частностях, о прочтениях, но можно и молча согласиться. А вот четвертое действие - ой, что это было? Такое впечатление, что г-н Невзоров вышел "позвездить", полюбоваться собой. Простите, но на мой вкус он был больше похож на председателя колхоза. Пьеса внезапно заканчивается, и зритель обнаруживает, что финальной сцены.... просто не будет, когда Звездич произносит последнюю реплику. ПОЧЕМУ? Ведь там было, что играть!
Баронесса Штраль - воплощенный дух Малого театра. Нина - достойное будущее Малого театра и его будущий воплощенный дух (а может быть, и настоящий уже). Разумеется, это все ИМХО. Звездич начал мне нравится где-то с начала третьего акта (только почему он спал на столе? Нет, роль стола понятна и это очень стильно, но больше похоже на райкинские нары в "Короле Лире"). Шприх - на мой взгляд, ни одного неверного движения. Не скажу, что роль очень сложная, но маленьких ролей, как известно, не бывает. Браво, уважаемый В.Носик! Казарин так и остался для меня загадкой. Зачем он кричал страшным голосом: "Теперь он мооооой!". Это же не Мефистофель... Или Мефистофель?
И все равно спасибо. В конце концов, актеры не обязаны попадать именно в струны моей души. Все равно я их люблю.