Дорогие друзья!
26 октября в нашей жизни произойдет очень важное событие - мы отметим 195 лет нашему дорогому Малому театру, зданию, без которого мы не представляем себе нашей жизни, зданию, которое несет в себе огромный, неисчерпаемый запас творческой энергии, накопленной многими поколениями преданных ему людей. Эта неделя - вся посвящена нашему дорогому театру. И первая публикация, посвященная юбилею, - предисловие к книге Михаила Михайловича Садовского «Записки актера», вышедшей в 1975 году. Книга очень живая, рассказывающая не только о потрясающей династии Садовских и их служении Малому театру, но и о многих других уникальных людях и событиях. Книга пронизана искренней любовью к театру, и почувствовать это глубокое чувство можно с первых же строк.
«Малый театр был открыт 14 октября старого стиля 1824 года — в год окончательной отделки Грибоедовым «Горе от ума» и за год с небольшим до 14 декабря 1825 года. Это близкое соседство с двумя событиями, почти с равной силой ударившими, как таран, в вековые твердыни рабства и деспотии, с одной стороны, в ложь и условность старого театра—с другой, определило и путь, и задачи, и самый склад Малого театра».
А. Южин
Каждую весну в сквере на площади Свердлова зацветают яблони. Сколько уже лет я смотрю на их пышное цветение из окон Малого театра...
Весна! Для многих она — как бы начало нового года. Для нас же, актеров, это, скорее, завершение года — приближается конец театрального сезона, отпуск, а там... снова сбор труппы и следующий сезон. Все быстрее летят для меня годы, мелькают театральные сезоны.
26 октября 1974 года наша страна торжественно отметила знаменательную дату — славное стопятидесятилетие старейшего русского театра.
Почти полтора века тому назад дом купца Варгина на Петровской площади, перестроенный архитектором Бове под театр, распахнул свои двери для московской публики. Это было 26 октября 1824 года.
Мысленно переношусь в то далекое время.
На месте сегодняшнего сквера с цветущими яблонями простирался незамещенный «плац-парад» для смотров войск и парадов. Это пыльное поле было обнесено толстыми канатами на столбах, и проход и проезд по нему был строго-настрого запрещен.
Слева от «плац-парада» находился фонтан с мытищенской водой, вокруг которого постоянно толпились люди с коромыслами и ведрами. Подъезжали к нему и водовозы на своих телегах с бочками. Этот фонтан, украшенный скульптурой Витали, сохранился до наших дней.
Справа от «плац-парада» стояло в лесах строящееся здание нового театра. Этот новый театр, больший по размеру, чем наш, открылся 6 января 1825 года. Это был Большой театр, в отличие от которого наш театр стал именоваться Малым театром.
В те далекие годы труппа Малого и Большого театров была едина, и нередко драматические спектакли шли на сцене Большого театра, а балетные и оперные на сцене Малого. Так, например, опера Чайковского «Евгений Онегин» прошла премьерой в 1879 году на сцене Малого театра, а «Гамлет» с участием великого трагика Мочалова всегда шел на сцене Большого.
Между помещениями обоих театров был устроен подземный ход. Спустившись со сцены Малого театра и пройдя по этому подземному коридору, можно было подняться на сцену Большого театра. Эта подземная магистраль была в свое время весьма оживленной. Переход этот существует и по сей день, но за ненадобностью заложен с обеих сторон.
За «плац-парадом» находился запруженный народом, телегами и пролетками Охотный ряд, в лавках которого торговали разного рода снедью. Справа от этого рынка высилось здание Дворянского собрания. В Охотном ряду находились и трактиры Тестова и Егорова, кофейная Печкина. Здесь часто бывали артисты Малого театра, среди них и мой прадед — Пров Михайлович Садовский.
За Охотным рядом виднелась куполообразная крыша Московского университета. Именно в университете еще в середине XVIII века возник Университетский театр. Актерами его стали учащиеся университетской гимназии, получившие подготовку в специальном «классе художеств», куда принимали детей разночинцев. Позднее его труппа пополнялась актерами из крепостных театров. На основе Университетского театра был создан впоследствии Малый театр.
Университетский театр, кровно связанный с народом, во многом определил общественное направление и художественную жизнь Малого театра.
...Пышно цветут яблони на площади Свердлова. Давно исчез пыльный «плац-парад». Нет Охотного ряда с его лавками и грязными дворами. Ушла в прошлое старая Москва с ее булыжными мостовыми, газовым освещением и деревянными домишками. «Темное царство» Замоскворечья осталось жить только в книгах.
Но по-прежнему, почти без изменений, стоит на площади Свердлова старое здание Малого театра. По-прежнему красив и уютен его чудесный зрительный зал, и по вечерам он по-прежнему полон публики.
Реалистическое искусство Малого театра живет и торжествует. В преемственности поколений оно дошло до наших дней.
Основоположником реалистического направления в русском театре был великий русский актер Михаил Семенович Щепкин, искусство которого много лет определяло идейные и художественные позиции Малого театра. Актеры восприняли от него правду чувств, простоту, естественность. В духе этих творческих принципов были воспитаны целые поколения актеров Малого театра. Прошли годы, и традиции Щепкина, его учение послужили основой для создания театральной системы К.С. Станиславского.
С щепкинской школой органически сливалось в искусстве Малого театра и романтическое направление. Оно было проникнуто принципами глубокой идейности, простоты и демократизма.
Крупнейшим представителем революционного романтизма в Малом театре был трагический актер Павел Степанович Мочалов. Мочалов создавал образы страстных бунтарей, людей, вступавших в борьбу с миром бесправия, рабской приниженности, его герои выражали протест против порабощения человеческой личности, веру в торжество свободы и справедливости. Его вдохновенная игра отличалась бурной эмоциональностью и мощью темперамента.
Огромным событием в жизни Малого театра явилась постановка «Гамлета» в 1837 году с Мочаловым в главной роли. Вдохновенное описание этой работы великого артиста оставил нам В. Г. Белинский.
Прошли десятилетия. 30 января 1870 года на сцене Малого театра в спектакле «Эмилия Галотти» публика впервые встретилась с Ермоловой.
В искусстве Марии Николаевны Ермоловой продолжали жить традиции Щепкина и Мочалова, обогащенные идеями революционных демократов. Спектакли с участием Ермоловой становились значительным общественным явлением. Исполнение Ермоловой роли Лауренсии в «Овечьем источнике» Лопе де Вега превращало сцену как бы в политическую трибуну. Недаром спектакль был снят по требованию полиции.
Время не оборвало живой преемственности романтической традиции, рожденной Мочаловым. Ее унаследовал от Ермоловой выдающийся советский актер А. А. Остужев.
Середина прошлого века ознаменована приходом на сцену Малого театра великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Островский — это целая эпоха в истории русского театра, в которой Малому театру, лучшему истолкователю пьес Островского, принадлежит ведущая роль. Драматургия Островского открыла новый этап в развитии реалистического актерского искусства, способствовала возникновению новой актерской школы. Под воздействием Островского окончательно сформировался талант замечательного актера Прова Садовского.
От Прова Садовского, глубоко понимавшего и чувствовавшего драматургию Островского, умевшего органически сливаться со сценическими образами его пьес, это его умение «играть Островского» перешло к его сыну, Михаилу Садовскому, К. Н. Рыбакову, А. П. Ленскому, О. О. Садовской и к другим славным артистам Малого театра, а они передали это искусство советскому театру — таким актерам, как Н. К. Яковлев, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, и многим другим.
Вот уже более ста лет творческий путь Малого театра неразрывно связан с именем А. Н. Островского. Малый театр справедливо называют «Домом Островского». Недаром к столетию со дня рождения А. Н. Островского ему заложен был памятник у Малого театра. Этот памятник работы М. А. Андреева был открыт в 1928 году.
...Пышно цветут яблони на площади Свердлова. Много видела на своем веку эта площадь, когда-то Театральная, а еще раньше Петровская. Многое забылось, ушло в прошлое. Но незабываемыми остались Октябрьские дни 1917 года.
Театральная площадь в те дни явилась ареной яростных сражений между контрреволюционерами и частями Красной Гвардии. 29 октября революционные \\\\ войска захватили Большой и Малый театры. Между
зданиями были поставлены артиллерийские орудия, направленные на занятые контрреволюционерами гостиницу «Метрополь» и Городскую думу (там теперь расположен Центральный музей В. И. Ленина). 2 ноября, после штурма и штыковых атак, «Метрополь» был занят красногвардейцами.
Старейшая актриса Малого театра Александра Александровна Яблочкина вспоминала, как в те дни, лишь только затихла перестрелка, она пошла в театр, чтобы узнать о его судьбе. Театр охранялся красногвардейцами и снаружи не пострадал. По ее просьбе двое бойцов с винтовками проводили ее в театр. «Я осмотрела сцену, артистические уборные и помещение под сценой,— пишет Яблочкина. — ...Никаких серьезных повреждений я не заметила. Все было легко поправимо, и я успокоилась»
После Октябрьской революции Малый театр первым из московских театров начал давать спектакли, открыв двери для нового, пролетарского зрителя.
Старейшие актеры нашего театра помнят, как 5 мая 1920 года на сквере Театральной площади, среди совсем еще молодых яблонь, которые в ту весну только набирали цвет, с высокой трибуны выступал перед войсками, отправлявшимися на польский фронт, Владимир Ильич Ленин. Из раскрытых окон Малого театра артисты слушали пламенную речь вождя. В ответ на его слова по площади прокатывалось мощное «ура».
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху в жизни Малого театра, обогатив его теми чертами, которые, по словам А. В. Луначарского, «полностью гармонировали с задачей театра содержательного, проповедующего, общественного».
Впервые Малый театр получил возможность включить в свой репертуар произведения М. Горького. В 1919 году была поставлена никогда до этого не шедшая на сцене его пьеса «Старик». На этом спектакле присутствовал Владимир Ильич Ленин.
Малый театр одним из первых начал ставить произведения советских драматургов.
В 1920 году в жизни Малого театра произошло знаменательное событие: было торжественно отмечено пятидесятилетие сценической деятельности великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой. На заседании Малого Совнаркома под председательством Владимира Ильича Ленина М. Н. Ермоловой первой из актрис нашей страны было присвоено звание народной артистки Республики. Празднование ее юбилея приобрело характер всенародного события. На чествовании присутствовал Владимир Ильич Ленин, который, по свидетельству А. А. Яблочкиной, «первым поднялся для приветствия замечательной русской актрисы».
В 1922 году для обслуживания рабочего зрителя Малый театр открыл в рабочем районе на Таганской площади свой филиал — Театр имени Сафонова, а- в 1934-м — филиал и для колхозников в селе Заметчино Воронежской области.
Связь Малого театра с широкими массами нового зрителя с каждым годом становится все теснее. Спектакли Малого театра проходят в рабочих клубах, воинских частях. В этих спектаклях наряду с молодежью участвуют и актеры старшего поколения.
Уже в первые послереволюционные годы и в годы первых пятилеток спектакли Малого театра откликались на важнейшие проблемы и события современности. Особый успех выпал на долю театра при постановке пьесы К. Тренева «Любовь Яровая». Газета «Правда» писала, что «спектакль является блестящей победой Молодой драматургии и старого актерского мастерства на революционном участке театрального фронта». Спектакли «Скутаревский» Л. Леонова, «Бойцы» Б. Ромашова, «Слава» В. Гусева, «На берегу Невы» К. Тренева, «Богдан Хмельницкий» и «В степях Украины» А. Корнейчука и многие другие отвечали задачам и ритму нашего времени.
Весной 1941 года, так же как обычно, пышно цвели на площади Свердлова разросшиеся яблони. Покойно и размеренно стучало сердце Москвы. Но вот настало 22 июня — грянула война.
Осенью Малый театр, по распоряжению правительства, был эвакуирован в Челябинск.
В годы Великой Отечественной войны Малый театр активно участвовал в художественном обслуживании фронта. Был создан фронтовой филиал Малого театра и фронтовые бригады, в которые вошли ведущие мастера — А. А. Остужев, Е. Н. Гоголева, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, М. И. Царев и многие другие.
В эти годы на средства работников Малого театра была построена летная эскадрилья. Боевые самолеты с надписью «Малый театр — фронту» прямо на аэродроме в торжественной обстановке были переданы старейшими артистами театра нашим летчикам.
В письме к Е. Д. Турчаниновой пилот Александр Батизат писал с фронта: «Горжусь тем, что в тяжелый период Великой Отечественной войны Вы вручили мне первоклассный боевой истребитель-бомбардировщик с надписью «Малый театр — фронту». Истребитель с такой надписью пронесся над всей Восточной Пруссией, и силу этого истребителя фашисты испытали на своих плечах».
В эти годы Малый театр поставил много патриотических спектаклей, среди которых особое место принадлежит «Фронту» Корнейчука и «Нашествию» Леонова.
9 мая 1945 года, в день Победы над фашистской Германией, особенно радостно и пышно цвели бело-розовым цветом яблони на площади Свердлова!
Вечером 9 мая в Малом театре шла пьеса А. Н. Толстого «Иван Грозный». Как только над Москвой вспыхнул салют, все свободные от действия актеры поспешили прямо в гриме и костюмах на площадь. Боярские, стрелецкие костюмы, девичьи кокошники влились в ликующую толпу. Мы что-то безудержно кричали, пели,
танцевали и целовали друг друга. Труднее всех было военным: они переходили из одних объятий в другие, их качали, высоко подкидывая над головами. Над площадью, сверкая разноцветными огнями, рассыпались вспышки победного салюта.
Многое видела на своем веку эта площадь. Много горя и много радостей пронеслось и над сценой Малого театра.
Малый театр, ставший гордостью русской культуры, внес огромный вклад в утверждение социалистического реализма в советском театре и оказал благотворное влияние на развитие советской драматургии.
«Трудно измерить, учесть и представить в конкретных данных то глубокое духовное влияние, которое оказывал и оказывает Малый театр,—писал А. М. Горький. — Вместе с Московским университетом ему -принадлежит крупная, выдающаяся роль в истории умственного развития русского общества, — и будущий историк Малого театра несомненно засвидетельствует, что эта роль выполнялась им безукоризненно».
Носитель великих традиций русской сценической культуры, Малый театр с его могучей труппой полон новых творческих устремлений. В его стенах кипит напряженная и увлекательная работа.
...Ясное утро. Я смотрю из окна Малого театра на площадь Свердлова, по которой шагает еще одна весна. За моей спиной гремят звонки, они призывают актеров на сцену. Начинается репетиция. Скоро афиши театра возвестят о новом спектакле.
Время не стоит на одном месте. Много поколений актеров сменилось на нашей сцене. Много зрителей было современниками важнейших событий в жизни Малого театра. Одни из них говорили: «Мы помним Щепкина», другие — «Мы помним Ермолову», а сегодня кто-то говорит: «Помню Остужева». Малый театр, этот вечный современник, каждый вечер гостеприимно открывая двери, принимает новых зрителей.
...Пышно цветут яблони на площади Свердлова. Гремят звонки за моей спиной. Радостно и уверенно звучат на сцене Малого театра молодые голоса.
А.С.Грибоедов
«ГОРЕ ОТ УМА»
Комедия в четырех действиях
ЗАПИСЬ 1945 ГОДА (радиокомпозиция спектакля)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Павел Афанасьевич Фамусов — Пров Садовский
Софья Павловна, его дочь — Ирина Ликсо
Лиза, служанка — Софья Фадеева
Молчалин — Михаил Садовский
Чацкий — Михаил Царёв
Скалозуб, подковник — Николай Соловьёв
Наталья Дмитриевна Горич — Елена Шатрова
Платон Михайлович Горич, её муж — Николай Рыжов
Князь Тугоуховский — Виктор Красавин
Княжна Тугоуховская — Евдокия Турчанинова
Графиня бабушка Хрюмина — Варвара Рыжова
Графиня внучка Хрюмина — Нина Григоровская
Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова — Александра Яблочкина
Загорецкий — Владимир Владиславский
Репетилов — Николай Светловидов
в других ролях и эпизодах — артисты Малого театра.
Пояснительный текст — Анатолий Дорменко.
ЗАПИСЬ 1952 ГОДА
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Павел Фамусов — Константин Зубов
Софья Павловна, его дочь — Ирина Ликсо
Лиза, служанка — Ольга Хорькова
Молчалин — Михаил Садовский
Чацкий — Михаил Царёв
Скалозуб, подковник — Владимир Савельев
Наталья Дмитриевна Горич — Татьяна Еремеева
Платон Михайлович Горич, её муж — Николай Рыжов
Князь Тугоуховский — Петр Старковский
Княжна Тугоуховская — Евдокия Турчанинова
Графиня бабушка Хрюмина — Варвара Рыжова
Графиня внучка Хрюмина — Нина Стоянова
Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова — Александра Яблочкина
Загорецкий — Игорь Ильинский
Репетилов — Николай Светловидов
Г.Н. — Александр Коротков
Г.Д. – Леонид Титов
в других ролях и эпизодах — артисты Малого театра.
Пояснительный текст — Евгений Велихов
Постановка П. М. Садовского
Режиссеры И. Я. Судаков и С. П. Алексеев
Художник Е. Е. Лансере
Музыкальное оформление П.А. Ипполитова
Премьера – 17 ноября 1938 года.
Бернард Шоу
«Пигмалион»
Профессор Хиггинс – народный артист СССР К.А.Зубов
Полковник Пиккеринг — народный артист РСФСР Е.П.Велихов
Элиза Дулитл — народная артистка РСФСР Д.В.Зеркалова
Миссис Хиггинс — народная артистка СССР Е.Д.Турчанинова
Мистер Дулитл — народный артист СССР В.А.Владиславский
Миссис Эйнсфорд-Хилл – Н.Стоянова,
Клара – А.Щепкина,
Фредди – М.Садовский
Постановка – народного артиста СССР К.А.Зубова
Художник – В.И.Козлинский
Запись 1948 года