Дорогие друзья!
Мы продолжаем наши путешествия в прошлое Малого театра и слушаем голоса артистов, которые вписаны золотыми буквами в его историю. Наш сегодняшний шедевр – отрывок из спектакля «Порт-Артур» А.Н.Степанова и И.Ф.Попова, вернее 7 картина спектакля, которая начинается завтраком у генерала Стесселя и заканчивается его форменным предательством под напором собственной жены и окружающих его офицеров-изменников. В свое время мы публиковали фрагмент этой картины на нашем сайте. Нынешняя запись уникальна тем, что она сделана не в студии, а во время показа этой картины в Доме актера ВТО 30 ноября 1953 года, через 3 месяца после премьеры в Малом театре, которая прошла 10 сентября того же года. Живые голоса, живые эмоции…!
Действующие лица и исполнители:
Генераль Стессель – К.А.Зубов
Вера Алексеевна Стессель – Е.М.Шатрова
Генерал Фок – В.Д.Савельев
Капитан-инженер Сахаров – В.П.Шарлахов
Барон Танака – И.Г.Лепштейн
Гантимуров – С.Ф.Конов
Христофоров – Г.И.Куликов
«Порт-Артур», 7 картина спектакля
Благодарим Юрия Метелкина и «Старое радио» за предоставленную запись.
20 сентября исполняется 130 лет со дня рождения блестящего актера и выдающегося режиссера народного артиста СССР Константина Александровича Зубова (1888 - 1956).
ЗУБОВ Константин Александрович (8(20). IX. 1888 с. Базарный Сызган, ныне Инзенского района Ульяновской области, — 22.XI.1956, Москва) — русский советский актер, режиссер и педагог. Народный артист СССР (1949). Член Коммунистической партии с 1942. Депутат Верховного Совета РСФСР 4-го созыва. Родился в семье учителя, учился во Франции в техническом училище (в г. Нанси) и на историко-филологическом факультете Парижского университета. В 1906, вернувшись в Россию, продолжил образование в Петербургском университете (на том же факультете). Одновременно занимался в Петербургском театральном училище у В. Н. Давыдова. В 1908 г. в летней гастрольной труппе Давыдова 3убов начал профессиональную сценическую деятельность (первая роль — Алеша «Дети Ванюшина» С.Найденова). Затем занимался в Школе сценического искусства А. А. Санина и А. П. Петровского. В 1910- 1915 (кроме сезона 1913-14, когда 3убов служил в Самаре) работал в антрепризе Н. Н. Синельникова в Харькове и Киеве. В 1915 артист был приглашен в Московский театр Корша. В 1917-18 возглавлял товарищество актеров Иркутского драматического театра, где впервые выступил как режиссер («Вишневый сад», «Мещане», «На дне»). В 1921-24 работал в Первом Дальневосточном военно-революционном театре; роли: Гамлет, Арбенин, Кречинский. В 1925- 1931 — актер, режиссер и заведующий труппой Московского театра Революции; создал здесь остро сатирические образы Корзинкина, Семена Рака («Конец Криворыльска» и «Воздушный пирог» Ромашова), министра Кальмана («Гоп-ля, мы живем!» Толлера). В 1932-38 — художественный руководитель Театра им. Ленсовета в Москве; постановки: «Разгром» по Фадееву, «Платон Кречет» (исполнил главную роль), сыграл роль Кинолы («Гавань бурь» по Бальзаку).
С 1936 — актер и режиссер, а с 1947 — главный режиссер Малого театра. Искусcтву 3убова свойственны интеллектуальная острота, тонкая ирония, изящество. Блистательный мастер диалога, 3убов за внешним лоском, воспитанностью людей прошлого раскрывал их социальную и классовую сущность (роль Цыганова в «Варварах», 1941).
Среди лучших ролей 3убова также — Хиггинс («Пигмалион» Шоу), Стессель («Порт-Артур» Степанова и Попова), Фамусов, Репетилов («Горе от ума»), Расстегин («На берегу Невы» Тренева), Телятев («Бешеные деньги»), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) и др. Режиссерские работы 3убова, стремившегося к точным, конкретным средствам театральной выразительности, выявлявшего идею пьесы прежде всего через искусство актера, отмечены четкостью, ясностью мысли.
С 1920 занимался педагогической деятельностью, с 1946 профессор Театрального училища им. М. С. Щепкина. Государственная премия СССР (1946, 1947, 1948, 1951). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям послушать запись спектакля "Стакан воды" Э.Скриба - живую, не студийную, сохраняющую дыхание зала и сцены, неповторимую и виртуозную игру мастеров Малого театра. В роли виконта Болигброка - Константин Зубов!
«Звуковой архив Малого театра»
«ВАРВАРЫ» М.ГОРЬКОГО
26 октября исполняется 185 лет со дня первого представления на сцене Малого театра. В этот день мы предлагаем вашему вниманию запись спектакля, ставшего одним из самых ярких художественных событий в жизни театра в XX веке.
М.Горький
«ВАРВАРЫ»
Сцены в уездном городе в 4 действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Черкун Егор Петрович, 32 лет, инженер – Николай Анненков
Анна Федоровна, 23 лет, его жена – Ксения Тарасова
Цыганов Сергей Николаевич, 45 лет, инженер – Константин Зубов
Богаевская Татьяна Николаевна, 55 лет, домовладелица, дворянка – Евдокия Турчанинова
Лидия Павловна, 28 лет, ее племянница – Наталья Белевцева
Редозубов Василии Иванович, 60 лет, городской голова – Николай Шамин
Гриша, 20 лет – Павел Оленев
Катя, 18 лет – Павла Богатыренко
Притыкин Архип Фомич, под 35 лет, купец, лесопромышленник – Сергей Чернышов
Монахов Маврикий Осипович, 40 лет, акцизный надзиратель – Евгений Велихов
Монахова Надежда Поликарповна, 28 лет, его жена – Елена Гоголева
Головастиков Павлин Савельевич, под 60 лет, мещанин – Владимир Лебедев
Дробязгин, 25 лет, служит в казначействе – Аркадий Смирнов
Доктор Макаров, 40 лет – Петр Старковский
Ивакин, садовник и пчеловод — Владимир Вилль
Лукин Степан, 25 лет, студент, его племянник – Дмитрий Павлов
Исправник, 45 лет – Владимир Савельев
Веселкина, дочь почтмейстера — Наталья Карнович
Дунькин муж, личность неопределенная — Иван Лагутин
Гогин Матвей, деревенский парень — Николай Сивов
Степа, горничная Черкуна — Елена Кузнецова
Постановка К.А.Зубова и И.Я.Судакова
Режиссер Е. П. Велихов
Художник Б.Г.Кноблок
Премьера – 11 февраля 1941 года
Запись 1947 года
А.С.Грибоедов
«ГОРЕ ОТ УМА»
Комедия в четырех действиях
ЗАПИСЬ 1945 ГОДА (радиокомпозиция спектакля)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Павел Афанасьевич Фамусов — Пров Садовский
Софья Павловна, его дочь — Ирина Ликсо
Лиза, служанка — Софья Фадеева
Молчалин — Михаил Садовский
Чацкий — Михаил Царёв
Скалозуб, подковник — Николай Соловьёв
Наталья Дмитриевна Горич — Елена Шатрова
Платон Михайлович Горич, её муж — Николай Рыжов
Князь Тугоуховский — Виктор Красавин
Княжна Тугоуховская — Евдокия Турчанинова
Графиня бабушка Хрюмина — Варвара Рыжова
Графиня внучка Хрюмина — Нина Григоровская
Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова — Александра Яблочкина
Загорецкий — Владимир Владиславский
Репетилов — Николай Светловидов
в других ролях и эпизодах — артисты Малого театра.
Пояснительный текст — Анатолий Дорменко.
ЗАПИСЬ 1952 ГОДА
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Павел Фамусов — Константин Зубов
Софья Павловна, его дочь — Ирина Ликсо
Лиза, служанка — Ольга Хорькова
Молчалин — Михаил Садовский
Чацкий — Михаил Царёв
Скалозуб, подковник — Владимир Савельев
Наталья Дмитриевна Горич — Татьяна Еремеева
Платон Михайлович Горич, её муж — Николай Рыжов
Князь Тугоуховский — Петр Старковский
Княжна Тугоуховская — Евдокия Турчанинова
Графиня бабушка Хрюмина — Варвара Рыжова
Графиня внучка Хрюмина — Нина Стоянова
Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова — Александра Яблочкина
Загорецкий — Игорь Ильинский
Репетилов — Николай Светловидов
Г.Н. — Александр Коротков
Г.Д. – Леонид Титов
в других ролях и эпизодах — артисты Малого театра.
Пояснительный текст — Евгений Велихов
Постановка П. М. Садовского
Режиссеры И. Я. Судаков и С. П. Алексеев
Художник Е. Е. Лансере
Музыкальное оформление П.А. Ипполитова
Премьера – 17 ноября 1938 года.
«Звуковой архив Малого театра»
20 сентября исполняется 120 лет со дня рождения актера и главного режиссера Малого театра, народного артиста СССР Константина Александровича Зубова. В этот день мы предлагаем вам послушать уникальную запись спектакля, в котором актер блестяще сыграл роль лорда Болингброка. Запись сделана по трансляции из зала театра и позволяет окунуться в атмосферу старого Малого театра, насладиться искрометной игрой актеров…
Эжен Скриб
«СТАКАН ВОДЫ»
Комедия в 8 картинах
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Виконт Болингброк – Константин Зубов
Герцогиня Мальборо – Елена Гоголева
Королева Анна – Наталия Белевцева
Артур Мешем – Николай Афанасьев
Абигайль – Руфина Ивенина
Маркиз де Торси, посланник Людовика XIV — Владимир Вилль
Томсон, камердинер королевы – Николай Уралов
Леди Альбмерль – Наталья Карнович
Член парламента – Борис Попов
Церемонмейстер – Константин Михитаров
Пояснительный текст — Эммануил Тобиаш
Режиссер возобновления — Борис Бриллиантов.
Запись по трансляции из зала Малого театра, 1953 год.
«Звуковой архив Малого театра»
«БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ А.Н.ОСТРОВСКОГО
Предлагаем Вашему вниманию уникальную запись комедии с участием корифеев Малого театра…
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Савва Геннадич Васильков – Н.К.Яковлев
Иван Петрович Телятев – К.А.Зубов
Григорий Борисович Кучумов – П.И.Старковский
Егор Дмитрич Глумов – Е.П.Велихов
Надежда Антоновна Чебоксарова – А.А.Яблочкина
Лидия Юрьевна – Е.Н.Гоголева
Андрей, слуга Чебоксаровых – А.Литвинов
Запись 1948 года.
Ю.А.Дмитриев
Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1917-1941»
Комедия «Бешеные деньги» в 1933 году первоначально была сыграна в Театре имени Сафонова и имела настолько большой успех, что спектакль перенесли на основную сцену. В 1940 году журнал «Театральная неделя» сообщал, что спектакль не потерял своей социальной остроты и с интересом смотрится советским зрителем. Постановщик И. Платон соблюдал пиетет не только по отношению к репликам героев Островского, но и к каждой ремарке, не допускал никаких домыслов и отсебятин. Критик П. Марков отмечал: «Зрители как бы присутствовали на спектакле старого Малого театра, исполнители вели диалог непосредственно «на зрителя», без каких-либо сложных мизансцен, так же свободно, вкусно они подавали текст Островского, стараясь донести до зрителя каждое слово писателя, так же проста декорация Юона, напоминая о прежних спектаклях театра» (Марков П. «Бешеные деньги».— «Известия», 1934, 4 окт.).
Успех спектаклю обеспечила первоклассная актерская игра. В нем участвовали все корифеи.
В роли Чебоксаровой-старшей выступали А. Яблочкина и Е. Турчанинова. Как писал исследователь, актрисы играли эту роль по-разному, но обе показывали мать, «готовую ради личного благополучия продать дочь каждому, кто даст больше» (Филиппов Вл. Отечественная классика на русской сцене.— «Театральный альманах», М., ВТО, 1944, с. 152). Яблочкина так говорила об этой работе: «Прежде Чебоксарова казалась мне положительным типом, я видела только ее огромную любовь к дочери, извиняющую все ее действия, оправдывающую ее поступки. Позднее я поняла свое заблуждение и стала играть Чебоксарову как отрицательный образ. Я верила раньше, что Чебоксарова не лжет внутренне, когда говорит: «Страшные слова говоришь ты, Лидия: страшней бедности ничего нет. Есть, Лидия: порок!» — и потому вкладывала в эти слова подлинную взволнованность благородной души. Но ведь это неверно: Чебоксарова скрывается за ширмой достоинства и честности. Она вся во власти расчета, ее «достоинства» хватает только на стремление «приличие соблюсти». На самом деле это циничное, эгоистическое существо, ее любовь к Лидии — это желание продать ее подороже, любыми средствами заполучить для нее богатого человека» (Яблочкина А. Жизнь в театре, с. 183).
М. Царев, много раз видевший Яблочкину в этой роли, утверждал, что Чебоксарова «стала активнее, она, в полном соответствии с замыслом Островского, превратилась в достойную представительницу своего класса, сознательно торгующую красотой дочери и озабоченную лишь соблюдением светских приличий» (Царев М. Старейшая русская актриса.— В кн.: Яблочкина А. Жизнь в театре, с. 110). И при этом в каждом жесте, в каждой интонации актрисы чувствовалась именно барыня, дворянка.
Телятева играл М. Климов. Он так характеризовал изображаемый им персонаж: «Какой это с виду прекрасный, милый, добрый человек, но какой внутри его навоз» (Цит по кн.: Афанасьев В. Михаил Михайлович Климов, с. 5). И действительно, внешне он был милым, добродушным. Телятев —- Климов не терял обаяния; беззаботно, с игривой улыбкой отвечал на вопрос Лидии о его собственных деньгах: «Я уж и не помню, когда они были». А рассказывая о кредиторах, которые завтра посадят его в яму, он испытывал явное удовольствие от того, что поставит их в глупое положение, что денег они не получат. С барской растяжкой он произносил: «Картина будет поразительная». Но фразу об умных деньгах артист произносил веско, значительно, ведь сам трудиться не только не желал, но и не умел. Он был убежден в своем законном праве быть паразитом.
Выявляя все ничтожество князя Кучумова, Н. Костромской добился, по мнению рецензента, «предельной художественной и социальной убедительности».
Роль Василькова играли П. Садовский и Н. Яковлев. Биограф Садовского не относил эту работу к числу лучших. Актер сыграл роль, верно «показав деловитость и расчетливость, коммерческую честность Василькова, но сделал это без особенного блеска» (Кара-Мурза С. Пров Михайлович Садовский, с. 32). Любовная же линия оказалась в зн-ачительной степени затушевана. Н. Яковлев был староват для любовных объяснений, для передачи пылких, почти юношеских чувств. Его Васильков был человеком дела, расчета, и именно это определяло его поступки.
Роль Лидии сыграла Е. Гоголева, не скрывая ее холодного эгоизма и жестокости. Выступала в этой же роли и Е. Шатрова. Всегда критически относившийся к сценической деятельности своей жены Н. Радин писал Н. Синельникову: «Я считаю эту роль громадной победой. Такое мнение было у всего зрительного зала» (Цит. по кн.: Дурылин С. Н. и Клинчин А. П. Елена Митрофановна Шатрова. М., «Искусство», 1958, с. 63). Шатрова не изображала Лидию кокеткой. Это была красивая девушка с ироническим складом ума. В иных условиях и она, по всей вероятности, стала бы другой, но вынуждена жить по тем правилам, которые установлены в обществе. В ответ на сообщение матери о разорении Лидия отвечала: «Очень жаль. Но согласитесь, maman, что ведь я могла этого и не знать, что вы могли пожалеть меня и не рассказывать мне о вашем разорении». Она говорила так, будто дело шло о совершенно посторонних людях. Лидия знать не хотела, как добываются деньги. А узнав о разорении, проявляет деловитость и даже напористость в поисках богатого жениха или хотя бы любовника, потому что иных способов к добыванию бешеных денег она не знает. Лидия была «показана Шатровой во всей полноте ее облика, с ее жаждой жизни, обаянием для мужчин, несомненной силой характера, молодостью и красотой» (Там же, с. 66, 67). И, когда в конце спектакля она была вынуждена выйти за Василькова, то есть фактически стать экономкой в его доме, ей хотелось плакать из-за того, что поверженными оказались ее кумиры и на их место устанавливался расчет.
Именно благодаря значительным актерским удачам постановка пьесы «Бешеные деньги» приобрела качества сатирического спектакля. Но вместе с тем отсутствие режиссуры сказывалось. Это была панорама действующих лиц, а не драматическое действие, в котором все связаны друг с другом и друг от друга зависят.
Бернард Шоу
«Пигмалион»
Профессор Хиггинс – народный артист СССР К.А.Зубов
Полковник Пиккеринг — народный артист РСФСР Е.П.Велихов
Элиза Дулитл — народная артистка РСФСР Д.В.Зеркалова
Миссис Хиггинс — народная артистка СССР Е.Д.Турчанинова
Мистер Дулитл — народный артист СССР В.А.Владиславский
Миссис Эйнсфорд-Хилл – Н.Стоянова,
Клара – А.Щепкина,
Фредди – М.Садовский
Постановка – народного артиста СССР К.А.Зубова
Художник – В.И.Козлинский
Запись 1948 года