Бабочкин Борис Андреевич

Актер

БАБОЧКИН БОРИС АНДРЕЕВИЧ (1904–1975), русский актер, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического труда (1974), лауреат Государственных премий (1941, 1951, 1977). Родился 5 (18) января 1904 в Саратове. Пройдя подготовку в саратовской драматической студии под руководством А.Канина, в августе 1920 уезжает в Москву и поступает сразу в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к И.Певцову, но вскоре покидает Чехова: «Им можно было восхищаться, но учиться у него нельзя было».

Летом 1921 в числе «молодых мастеров» во главе с Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска. Здесь же играл его старший брат, талантливый актер Виталий Бабочкин, вскоре умерший от тифа. Вернувшись в Москву, Бабочкин ненадолго поступает в драматический театр под руководством В.Сахновского. Затем уезжает на периферию, играет в театрах Могилева, Костромы, Бердичева, Воронежа, Самарканда, Пишпека (за пять лет – более двухсот ролей), а также недолго служит в театре МГСПС (ввод в спектакль «Шторм», 1925, В.Билль-Белоцерковского на роль Братишки, реж. Е.Любимов-Ланской).

С 1927 Бабочкин в Ленинграде (театр Сатиры, театр Народного дома) – роль Сысоева в «Первой Конной» В.Вишневского (реж. А.Дикий, 1930); в 1931 году переходит в Ленинградский государственный академический театр драмы имени Пушкина, где занят во многих спектаклях классического и современного репертуара: Чацкий в «Горе от ума» А.Грибоедова (реж. Н.Петров, 1932), Кастальский в «Страхе» А.Афиногенова (реж. Н.Петров, 1931), Самозванец в «Борисе Годунове» А.Пушкина (реж. Б.Сушкевич, 1934), Алексей в «Петре I» А.Н.Толстого (реж. Б.Сушкевич, 1935), Хлестаков в «Ревизоре» Н.Гоголя (реж. Б.Сушкевич, 1936) и др. Здесь же (на Малой сцене) состоялась его первая режиссерская работа – «Нора» Г.Ибсена (1936).

В 1936 по приглашению А.Дикого переходит в БДТ. После ареста последнего в 1937 был назначен художественным руководителем театра. Заметными событиями тех лет стали режиссерские работы Бабочкина: «Дачники» М.Горького (1939) (неоднократное обращение режиссера к этой пьесе повлияло на ее сценическую судьбу: до этого она числилась в разряде «несценичных», «неблагодарных»), где он сыграл роль Власа, и «Царь Потап» А.Копкова (1940). В них, по словам театроведа К.Рудницкого, уже был заметен «характерный для бабочкинской режиссуры острый, въедливый психологизм, дала себя знать типично бабочкинская резкость, даже взвинченность тона, а главное, чувствовалась чрезвычайно активная интерпретация ролей». В 1940 Бабочкин уходит из БДТ; по собственному его признанию, это была самая большая ошибка в жизни. Возобновляются его скитания по театрам и труппам.

В 1940 Бабочкин переезжает из Ленинграда в Москву и повступает в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где играет роли Степана в «Учителе» С.Герасимова (реж. Б.Захава, 1940) и Огнева во «Фронте» А.Корнейчука (реж. Р.Симонов, 1942) и ставит «Новогоднюю ночь» А.Гладкова (1945). В 1946 году спектаклем «Бранденбургские ворота» М.Светлова в постановке Бабочкина и с его участием открывается Государственный театр киноактера. В 1948–1951 годах Бабочкин – актер и режиссер Малого театра. 1951 год он проводит в Болгарии, где в Софийском Народном театре имени И.Вазова ставит три спектакля (в том числе снова обращается к «Дачникам» М.Горького), участвует в работе периферийных театров, преподает в Театральной академии.

По возвращении Бабочкин неожиданно для себя назначается художественным руководителем Московского театра имени А.С.Пушкина (1952–1953). Приглашает А.Дикого поставить «Тени» М.Салтыкова-Щедрина (1953), где блестяще играет Клаверова: «Я вложил в эту роль все, что знал о карьеристе и бюрократе». Это была одна из крупнейших актерских удач Бабочкина. Спектакль пользовался огромным успехом, но вслед за разгромной рецензией в «Правде» последовало отстранение Бабочкина от должности и почти три года безработицы (лишь постановка «Тоски» Дж.Пуччини в Киевском академическом театре оперы и балета имени Т.Г.Шевченко).

В 1955 Бабочкин возвращается в Малый театр, где в течение последних двух десятилетий жизни играет преимущественно в собственных постановках: Иванов в «Иванове» А.Чехова (1960), Суслов в «Дачниках» М.Горького (1964), Грознов в комедии А.Островского «Правда – хорошо, а счастье лучш»е (1965), Достигаев в сценах М.Горького «Достигаев и другие» (1971), Кулигин в «Грозе» А.Островского (1974). Спектакли отличала продуманность и оригинальность концепций, значительные актерские работы, в том числе самого Бабочкина.

Начав сниматься в 1927, Бабочкин сыграл примерно в двух десятках фильмов, в основном историко-революционных. Роль Чапаева в одноименной картине братьев Васильевых (1934) не только принесла Бабочкину всенародную популярность и признание властей, но и драматически сказалась на его актерской судьбе. После Чапаева Бабочкин долгое время был обречен играть сугубо положительных, героических персонажей и очень болезненно переживал перспективу остаться «актером одной роли», перспективу того, что его актерские и режиссерские работы в театре останутся в тени этого, даже столь значительного создания. Бабочкин остро негативно реагировал на критику, что видно из его автобиографии (развернутый ответ на анкету Театрального музея), это был художник, страстно и ревностно относящийся к своему таланту и своим творениям.

Бабочкин отдал дань и кинорежиссуре. Дебютировал в этом качестве в 1945 фильмом «Родные поля» (совместно с художником А.Босулаевым). Затем поставил фильм Повесть о «Неистовом» (1947) и экранизировал «Дачников» (1966).

В последние годы жизни в творчество Бабочкина вошло телевидение. За сравнительно короткий срок Бабочкин успел сделать немало: роли Николая Степановича в телеспектакле по повести А.Чехова «Скучная история» (сценарист и режиссер П.Резников, 1968) и Олеши Смолина в «Плотницких рассказах» по В.Белову (сценарист и режиссер П.Резников, 1972), монологи из трагедий А.Пушкина, телевизионные варианты своих спектаклей «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Островского, «Фальшивая монета» и «Достигаев и другие» Горького.

Бабочкин – автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонек», «Искусство кино», «Москва», газетах «Ленинградская Правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.

С 1944 преподавал во ВГИКе (с 1966 – профессор), руководил актерской мастерской, мечтал о своем театре, труппу которого составили бы его ученики.

Умер Бабочкин в Москве 17 июля 1975.



Роли в Малом театре:
09.05.1950 – Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
21.12.1949 – В.И.Ленин, «Незабываемый 19-й» Вс.Вишневского
03.03.1955 – Самосад, «Крылья» А.Корнейчука
31.03.1955 – Репетилов, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
27.05.1955 – Рыбаков, «Иван Рыбаков» В.Гусева
02.03.1960 – Иванов, «Иванов» А.П.Чехова
22.04.1961 – Аадам, «Браконьеры» Э.Раннета
30.12.1963 – Дамифер, «Коллеги» В.Аксенова, Ю.Стабовой
25.03.1964 – Суслов, «Дачники» М.Горького
14.08.1965 – Грознов, «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского
01.04.1966 – Почтмейстер, «Ревизор» Н.В.Гоголя
27.03.1971 – Достигаев, «Достигаев и другие» М.Горького
16.06.1974 – Яковлев, «Фальшивая монета» М.Горького
18.10.1974 – Кулигин, «Гроза» А.Н.Островского

Режиссерские работы в Малом театре:
23.02.1956 – «Деньги» А.Софронова
27.10.1957 – «Вечный источник» Д.Зорина
31.01.1960 – «Иванов» А.П.Чехова
26.10.1961 – «Весенний гром» Д.Зорина
17.02.1962 – «Коллеги» В.Аксенова, Ю.Стабовой совм. с В.И.Коршуновым
25.03.1964 – «Дачники» М.Горького
12.09.1965 – «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского
24.03.1971 – «Достигаев и другие» М.Горького
21.05.1972 – «Фальшивая монета» М.Горького
18.10.1974 – «Гроза» А.Н.Островского

БАБОЧКИН БОРИС АНДРЕЕВИЧ (1904–1975), русский актер, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического труда (1974), лауреат Государственных премий (1941, 1951, 1977). Родился 5 (18) января 1904 в Саратове. Пройдя подготовку в саратовской драматической студии под руководством А.Канина, в августе 1920 уезжает в Москву и поступает сразу в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к И.Певцову, но вскоре покидает Чехова: «Им можно было восхищаться, но учиться у него нельзя было».

Летом 1921 в числе «молодых мастеров» во главе с Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска. Здесь же играл его старший брат, талантливый актер Виталий Бабочкин, вскоре умерший от тифа. Вернувшись в Москву, Бабочкин ненадолго поступает в драматический театр под руководством В.Сахновского. Затем уезжает на периферию, играет в театрах Могилева, Костромы, Бердичева, Воронежа, Самарканда, Пишпека (за пять лет – более двухсот ролей), а также недолго служит в театре МГСПС (ввод в спектакль «Шторм», 1925, В.Билль-Белоцерковского на роль Братишки, реж. Е.Любимов-Ланской).

С 1927 Бабочкин в Ленинграде (театр Сатиры, театр Народного дома) – роль Сысоева в «Первой Конной» В.Вишневского (реж. А.Дикий, 1930); в 1931 году переходит в Ленинградский государственный академический театр драмы имени Пушкина, где занят во многих спектаклях классического и современного репертуара: Чацкий в «Горе от ума» А.Грибоедова (реж. Н.Петров, 1932), Кастальский в «Страхе» А.Афиногенова (реж. Н.Петров, 1931), Самозванец в «Борисе Годунове» А.Пушкина (реж. Б.Сушкевич, 1934), Алексей в «Петре I» А.Н.Толстого (реж. Б.Сушкевич, 1935), Хлестаков в «Ревизоре» Н.Гоголя (реж. Б.Сушкевич, 1936) и др. Здесь же (на Малой сцене) состоялась его первая режиссерская работа – «Нора» Г.Ибсена (1936).

В 1936 по приглашению А.Дикого переходит в БДТ. После ареста последнего в 1937 был назначен художественным руководителем театра. Заметными событиями тех лет стали режиссерские работы Бабочкина: «Дачники» М.Горького (1939) (неоднократное обращение режиссера к этой пьесе повлияло на ее сценическую судьбу: до этого она числилась в разряде «несценичных», «неблагодарных»), где он сыграл роль Власа, и «Царь Потап» А.Копкова (1940). В них, по словам театроведа К.Рудницкого, уже был заметен «характерный для бабочкинской режиссуры острый, въедливый психологизм, дала себя знать типично бабочкинская резкость, даже взвинченность тона, а главное, чувствовалась чрезвычайно активная интерпретация ролей». В 1940 Бабочкин уходит из БДТ; по собственному его признанию, это была самая большая ошибка в жизни. Возобновляются его скитания по театрам и труппам.

В 1940 Бабочкин переезжает из Ленинграда в Москву и повступает в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где играет роли Степана в «Учителе» С.Герасимова (реж. Б.Захава, 1940) и Огнева во «Фронте» А.Корнейчука (реж. Р.Симонов, 1942) и ставит «Новогоднюю ночь» А.Гладкова (1945). В 1946 году спектаклем «Бранденбургские ворота» М.Светлова в постановке Бабочкина и с его участием открывается Государственный театр киноактера. В 1948–1951 годах Бабочкин – актер и режиссер Малого театра. 1951 год он проводит в Болгарии, где в Софийском Народном театре имени И.Вазова ставит три спектакля (в том числе снова обращается к «Дачникам» М.Горького), участвует в работе периферийных театров, преподает в Театральной академии.

По возвращении Бабочкин неожиданно для себя назначается художественным руководителем Московского театра имени А.С.Пушкина (1952–1953). Приглашает А.Дикого поставить «Тени» М.Салтыкова-Щедрина (1953), где блестяще играет Клаверова: «Я вложил в эту роль все, что знал о карьеристе и бюрократе». Это была одна из крупнейших актерских удач Бабочкина. Спектакль пользовался огромным успехом, но вслед за разгромной рецензией в «Правде» последовало отстранение Бабочкина от должности и почти три года безработицы (лишь постановка «Тоски» Дж.Пуччини в Киевском академическом театре оперы и балета имени Т.Г.Шевченко).

В 1955 Бабочкин возвращается в Малый театр, где в течение последних двух десятилетий жизни играет преимущественно в собственных постановках: Иванов в «Иванове» А.Чехова (1960), Суслов в «Дачниках» М.Горького (1964), Грознов в комедии А.Островского «Правда – хорошо, а счастье лучш»е (1965), Достигаев в сценах М.Горького «Достигаев и другие» (1971), Кулигин в «Грозе» А.Островского (1974). Спектакли отличала продуманность и оригинальность концепций, значительные актерские работы, в том числе самого Бабочкина.

Начав сниматься в 1927, Бабочкин сыграл примерно в двух десятках фильмов, в основном историко-революционных. Роль Чапаева в одноименной картине братьев Васильевых (1934) не только принесла Бабочкину всенародную популярность и признание властей, но и драматически сказалась на его актерской судьбе. После Чапаева Бабочкин долгое время был обречен играть сугубо положительных, героических персонажей и очень болезненно переживал перспективу остаться «актером одной роли», перспективу того, что его актерские и режиссерские работы в театре останутся в тени этого, даже столь значительного создания. Бабочкин остро негативно реагировал на критику, что видно из его автобиографии (развернутый ответ на анкету Театрального музея), это был художник, страстно и ревностно относящийся к своему таланту и своим творениям.

Бабочкин отдал дань и кинорежиссуре. Дебютировал в этом качестве в 1945 фильмом «Родные поля» (совместно с художником А.Босулаевым). Затем поставил фильм Повесть о «Неистовом» (1947) и экранизировал «Дачников» (1966).

В последние годы жизни в творчество Бабочкина вошло телевидение. За сравнительно короткий срок Бабочкин успел сделать немало: роли Николая Степановича в телеспектакле по повести А.Чехова «Скучная история» (сценарист и режиссер П.Резников, 1968) и Олеши Смолина в «Плотницких рассказах» по В.Белову (сценарист и режиссер П.Резников, 1972), монологи из трагедий А.Пушкина, телевизионные варианты своих спектаклей «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Островского, «Фальшивая монета» и «Достигаев и другие» Горького.

Бабочкин – автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонек», «Искусство кино», «Москва», газетах «Ленинградская Правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.

С 1944 преподавал во ВГИКе (с 1966 – профессор), руководил актерской мастерской, мечтал о своем театре, труппу которого составили бы его ученики.

Умер Бабочкин в Москве 17 июля 1975.



Роли в Малом театре:
09.05.1950 – Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
21.12.1949 – В.И.Ленин, «Незабываемый 19-й» Вс.Вишневского
03.03.1955 – Самосад, «Крылья» А.Корнейчука
31.03.1955 – Репетилов, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
27.05.1955 – Рыбаков, «Иван Рыбаков» В.Гусева
02.03.1960 – Иванов, «Иванов» А.П.Чехова
22.04.1961 – Аадам, «Браконьеры» Э.Раннета
30.12.1963 – Дамифер, «Коллеги» В.Аксенова, Ю.Стабовой
25.03.1964 – Суслов, «Дачники» М.Горького
14.08.1965 – Грознов, «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского
01.04.1966 – Почтмейстер, «Ревизор» Н.В.Гоголя
27.03.1971 – Достигаев, «Достигаев и другие» М.Горького
16.06.1974 – Яковлев, «Фальшивая монета» М.Горького
18.10.1974 – Кулигин, «Гроза» А.Н.Островского

Режиссерские работы в Малом театре:
23.02.1956 – «Деньги» А.Софронова
27.10.1957 – «Вечный источник» Д.Зорина
31.01.1960 – «Иванов» А.П.Чехова
26.10.1961 – «Весенний гром» Д.Зорина
17.02.1962 – «Коллеги» В.Аксенова, Ю.Стабовой совм. с В.И.Коршуновым
25.03.1964 – «Дачники» М.Горького
12.09.1965 – «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского
24.03.1971 – «Достигаев и другие» М.Горького
21.05.1972 – «Фальшивая монета» М.Горького
18.10.1974 – «Гроза» А.Н.Островского

Публикации

БОРИС БАБОЧКИН. «ЕРМОЛОВСКОЕ ФОЙЕ»

К 150-ЛЕТИЮ МАЛОГО ТЕАТРА

Эта статья – одна из последних литературных публикаций (журнал «Москва», №12, 1974), в которой Борис Андреевич выразил свое отношение к традициям Малого театра, его великим мастерам. В какой-то мере ее можно рассматривать как творческое завещание Бабочкина. Публикуется по тексту, приведенному в книге «Борис Бабочкин. Воспоминания. Дневники. Письма», М., 1996.

Подробнее >
Отзывы