Владимир Михайлович Бейлис, народный артист России, лауреат премий Правительства России, родился 25 апреля 1937 г. В 1967 г. он окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель). Талантливый режиссёр, с ярким и самобытным творческим почерком, Владимир Бейлис сразу же занял достойное место в труппе Государственного академического Малого театра, завоевав безусловное доверие коллег. Этому немало способствовал тот факт, что ещё будучи студентом, он осуществлял постановки в ряде театров страны, имевшие успех у зрителей и культурной общественности.
Великолепное чувство стиля и жанра, богатая фантазия и неуёмная творческая энергия, высочайший профессионализм и необычайная работоспособность молодого специалиста позволили Министерству культуры СССР командировать В.М.Бейлиса в 1971 г. в Улан-Батор (Монголия) в качестве главного режиссёра Театра им. Х.Нацак Доржа и руководителя театральной мастерской студентов-режиссёров и актёров Улан-Баторского педагогического института.
Деятельная натура и жажда творчества привели Владимира Михайловича на телевидение и радио, где им были поставлены спектакли «Матушка Кураж и её дети» Б.Брехта, «Мой друг» Н.Погодина, «Повесть о молодых супругах» Е.Шварца, «Умные вещи» С.Маршака и многие другие.
По возвращении из Монголии в 1975 г. Владимир Бейлис вновь приходит в Малый театр. Каждая из его режиссёрских работ, осуществлённых на сцене старейшего драматического театра России, стала заметным событием в культурной жизни. «Человек и глобус» В.Лаврентьева, «Инженер» Е.Каплинской, «Ураган» А.Софронова, «Головокружение» Г.Саркисяна, «Выбор» Ю.Бондарева, «Из воспоминаний идеалиста» по А.П.Чехову, «Доходное место» А.Н.Островского, «Хищники» А.Писемского, «Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна, «Царь Борис» А.К.Толстого, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского – все эти спектакли привлекли внимание критики и снискали зрительскую любовь, а Василий Бочкарёв, сыгравший заглавного героя в «Царе Борисе», удостоился Государственной премии России. В 2017 г. спектакль был возобновлён к 200-летнему юбилею А.К.Толстого – в 2020 г. режиссёр и новый исполнитель роли Бориса Валерий Афанасьев были награждены премией Правительства России.
Своеобразным сценическим феноменом стал спектакль Владимира Бейлиса «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве (постановка 1997 г.). Он пользуется колоссальным успехом как на родной сцене Малого театра, так и во время многочисленных гастрольных поездок, выдержав более 600 представлений с неизменными аншлагами. Зрительские симпатии вообще всегда сопутствуют режиссёрским работам Бейлиса, и другим впечатляющим примером служит его спектакль 2002 г. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, заслуживший триумфальный успех как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах нашей страны. В 2006 г. «Мудрец» был удостоен премии Правительства России в области культуры.
Хочется также отметить, что В.М.Бейлис тяготеет к творческому новаторству, осуществляя в Малом театре постановки по произведениям современных авторов. Так, он поставил в филиале историческую пьесу «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, а также остросюжетный и вместе с тем философский триллер С.Сондхайма и Д.Фурта «Как скрыть убийство».
В последнее время особое место в творчестве Владимира Михайловича занимает зарубежная драматургия. В 2008 г. он осуществил постановку сложной по замыслу, глубоко трагичной пьесы Л.Пиранделло «Генрих Четвёртый» (в Малом театре шла под названием «Безумный, безумный Генрих»). В 2011-м вышли «Наследники Рабурдена» – единственная комедия великого французского писателя-реалиста Э.Золя. В 2013 г. Владимир Бейлис выпустил спектакль «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра. «Восемь любящих женщин» Р.Тома увидели свет в 2015 г.
Заметным событием творческой жизни Москвы стала «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького с Людмилой Титовой в главной роли. «Перед нами – подлинный русский психологический театр, который кому-то кажется в наше время скучным, устаревшим, замшелым, но именно он одаривает зрителя тем, без чего театр становится ненужным: волнением, остро переживаемыми чувствами, не игрой в шарады, а жизнью души и мысли» (Н.Старосельская, «Страстной бульвар, 10»). В 2020-м Бейлис вновь обращается к творчеству М.Горького – он выпускает «Варваров». Посмотревший спектакль писатель Евгений Чебалин особо отметил «мощнейшую режиссёрскую расшифровку пьесы, блистательную актёрскую игру, масштабное художественное оформление…».
В 2018 г. режиссёр поставил спектакль «Смута 1609-1611 гг.» – настоящее эпическое полотно, масштабное и зрелищное. Постановка продолжает лучшие традиции исторических спектаклей Малого театра. По словам известного театрального критика Наталии Каминской, «после спектакля «Смута. 1609 – 1611 гг.» хочется, во-первых, более подробно изучить ту страшную и сложную эпоху, а, во-вторых, обязательно вернуться в Малый театр на другие постановки гениального Владимира Михайловича Бейлиса. Мастер творит чудо из любого материала, которого касается его рука» (Наталия Каминская специально для информационного портала Musecube.org).
В.М.Бейлис поставил также ряд спектаклей на сценах других московских театров: Центрального Детского, Ленинского комсомола, Драматического театра им. К.С.Станиславского и др. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество Владимира Михайловича со МХАТом им. М.Горького, где Бейлис выпустил спектакли «Западня для королевы» («Рюи Блаз») В.Гюго, «Школа злословия» Р.Б.Шеридана, «Отчаянные влюблённые» К.Гольдони, «Отелло уездного города» («Грех да беда на кого не живёт») А.Н.Островского, «Варвары» М.Горького. В числе других постановок В.М.Бейлиса – «Орлеанская дева» Ф.Шиллера (Самаркандский русский театр им. А.П.Чехова, Узбекистан), «Женитьба» Н.В.Гоголя (Казанский государственный театр юного зрителя), «Ещё раз про любовь» Э.С.Радзинского, «Убийцы и свидетели» Я.И.Волчека, «Где твой брат, Авель?» Ю.Ф.Эдлиса (все – Кировский драматический театр им. С.М.Кирова).
Много работает режиссёр и за рубежом: в США, Японии, Республике Кипр. Такие спектакли Владимира Бейлиса как «Вишнёвый сад» А.П.Чехова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Орлеанская дева» Ф.Шиллера, «Самоубийца» Н.Эрдмана и многие другие достойно представляют русское сценическое искусство в разных странах мира.
В 1985 г. началась преподавательская деятельность В.М.Бейлиса в ВТУ им. М.С.Щепкина; с 1998 по 2017 гг. он вместе с В.Н.Ивановым являлся художественным руководителем собственного курса, в 2017-м Владимир Михайлович впервые набрал курс самостоятельно. Бейлис поставил множество студенческих спектаклей. Немало его учеников трудятся в Малом и других театрах страны. С 1985 г. Владимир Михайлович регулярно проводит творческие семинары и мастер-классы за рубежом (США, Аргентина, Франция, Испания, Кипр, Япония).
В.М.Бейлис – автор (вместе с В.Н.Ивановым) книги «Диалоги и монологи. Профессия: режиссёр» (М. , 2009 г.).
Активное участие Владимир Бейлис принимает и в общественной деятельности. Более 20 лет он является председателем профкома Малого театра, который играет немаловажную роль в жизни этого огромного коллектива. Бейлис провёл десятки шефских концертов и встреч на заводах и фабриках, в сельских клубах и воинских частях, пропагандируя вечное искусство и мастерство Малого театра.
Учитывая заслуги Владимира Бейлиса и безусловное уважение, которым он пользуется в коллективе, руководство Малого театра доверило ему ответственнейший и почётный пост заведующего труппой.
Вся творческая судьба Владимира Михайловича Бейлиса неопровержимо свидетельствует о том огромном вкладе, который он внёс в дело развития лучших традиций русского театрального искусства, и о том, что его можно по праву именовать настоящим художником и профессионалом высочайшего уровня.
Публикации
Дорогие друзья!
Второй спектакль, который был запущен 25 июня, - это «Горячее сердце» А.Н.Островского. Ставит эту замечательную пьесу народный артист России Владимир Бейлис. «Горячее сердце» откроет серию постановок по пьесам Александра Николаевича Островского, приуроченную к 200-летию драматурга
Дорогие друзья!
Второй спектакль, который был запущен 25 июня, - это «Горячее сердце» А.Н.Островского. Ставит эту замечательную пьесу народный артист России Владимир Бейлис.
«Горячее сердце» откроет серию постановок по пьесам Александра Николаевича Островского, приуроченную к 200-летию драматурга, рассказал на читке худрук Малого театра Юрий Соломин. Этот очень важный для нас юбилей мы отметим в 2023 году.
Сама пьеса ставилась в Малом не так давно – в 1993 году она пошла в режиссуре Бориса Морозова. Главные роли тогда исполняли Александр Коршунов, Виктор Павлов, Василий Бочкарев, Афанасий Кочетков, Вячеслав Езепов, Евгения Глушенко, Борис Клюев и другие.
В новом спектакле заняты народные артисты России Сергей Еремеев, Александр Клюквин, Владимир Носик, Валерий Афанасьев, заслуженные артисты России Виктор Низовой и Василий Зотов, артисты Екатерина Казакова, Ольга Жевакина, Игорь Петренко, Сергей Потапов, Максим Хрусталев и другие.
Фоторепортаж Николая Антипова
[GALLERY:581]
Подробнее >
Сцены в уездном городе – такое жанровое определение дал Максим Горький пьесе «Варвары», добавление от театра – комедия. Исследуя феномен «варваров», пытаясь определить нынешние составляющие этого явления,
Сцены в уездном городе – такое жанровое определение дал Максим Горький пьесе «Варвары», добавление от театра – комедия. Исследуя феномен «варваров», пытаясь определить нынешние составляющие этого явления,
режиссер Владимир Бейлис сознательно убирает из пьесы социальные механизмы. Режиссеру интереснее исследовать другие пласты пьесы – те, что порождены с одной стороны смердящей скукой и жестокими нравами уездного Верховенска, с другой – бесчисленными романами и «любовями» в разных вариантах, проявлениях и объяснениях.
Рассуждая о природе человеческих чувств, Бейлис складывает историю из мозаики человеческих пороков.
Абсурдность жизни он видит не в отношениях, они скорее следствия характеров и типов: нелепый в своей заносчивости городской голова Редозубов (Владимир Сафронов),комичный в бунте его сын, недоросль Гриша (Алексей Коновалов), умница Богаевская (Людмила Титова) – негласная властительница местного общества, ее племянница Лидия (Мари Марк) – своевольная мечтательница. Заезжие инженеры – ироничный Черкун (Андрей Чубченко) и циничный Цыганов (Валерий Афанасьев) – быстро станут частью неугомонной толпы.
На этом фоне разворачиваются любовные драмы Анны (Ольга Жевакина),ставшей беспомощной от ненужной любви, и глупенькой Пелагеи Притыкиной (Юлия Зыкова), уверенной в молодом муже. Но главная, конечно, у Монаховых – маняще-притягательной красавицы Надежды (Полина Долинская) и ее мужа (Глеб Подгородинский) с его любовью-испытанием, сложной, драматичной, унижающей и поглощающей. Непостижимо, но этот акцизный чиновник, униженный и раздавленный, предощущающий финал неразделенного чувства к другому, становится героем, ибо хранит самое главное богатство – свою жену, живущую иллюзиями и почти ведической верой в настоящую любовь. И когда Надежда застрелится, в его горько-пафосном, совсем не театральном монологе прозвучит: человека убили. Человека в обществе, диагноз которого – «варвары».
Все, что здесь происходит, случается на глазах «общества», отсюда и огромный, через всю сцену, помост – доминирующая деталь в решении сценического пространства, и облезлый забор, и беседка, тоже не предполагающая уединений (сценография Марии Рыбасовой).
"Театральная афиша столицы", декабрь 2020
Подробнее >
Отзывы
Инна и Юлия Дубровкины
25 апреля 2021 г.
Уважаемый Владимир Михайлович!
От всей души поздравляем Вас с Днём рождения!
Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, долголетия, большого счастья, много радостей, душевного тепла, любви, вдохновения, воплощения всех Ваших творческих планов и замыслов, новых замечательных премьер и педагогических успехов.
Огромное спасибо за Ваши яркие, изумительные, глубокие, проникновенные и потрясающие спектакли, за Ваше многолетнее служение Малому театру!
С уважением и любовью,
Инна и Юлия Дубровкины г. Санкт-Петербург
Ирина Аркадьевна
25 апреля 2021 г.
С днём рождения, уважаемый Владимир Михайлович!
Низкий поклон и благодарность за Ваше мастерство и за то нравственное и моральное потрясение, которое испытываешь от Вашей постановки пьесы "Царь Борис" А.К.Толстого. Восхищалась и наслаждалась Вашей блестящей режиссёрской работой в постановках "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского и "Тайны Мадридского двора" Э.Скриба, Е.Легуве - полный восторг! Отдельное спасибо за обращение к "Варварам" М.Горького - очень глубокого и сильного автора, незаслуженно забытого в наше непростое время, но любимого несколькими поколениями зрителей и ценителей искусства Малого театра. Великолепная постановка! С нетерпением жду 26.05.2021 новой встречи с Вашей режиссёрской работой - постановкой пьесы "Смута. 1609-1611 гг." В.Р.Мединского. Давно надеялась увидеть - мечты сбываются! Спасибо Вам и Малому театру! В этот замечательный день хочется пожелать Вам здоровья, здоровья и ещё раз здоровья, сил для осуществления новых творческих планов и успешных премьер, благополучия, счастья - всего самого доброго и прекрасного в жизни! С уважением, восхищением и любовью к Вашему творчеству!