Михаил Геннадьевич Фоменко, артист драмы, родился 31 августа 1978 г. В 1999 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М. и О.Н. Соломиных). В 1999-2000 годах Фоменко, подобно большинству артистов, попавших под призыв, служил в Театре Российской Армии, где сыграл Фёдора («Любовь – книга золотая» по А.Н.Толстому).
По окончании училища Михаил был принят в труппу театра «Сфера», на сцену которого впервые вышел ещё студентом – он исполнил роль Отто в спектакле «Смех во мраке» по роману В.В.Набокова «Camera obscura». В «Сфере» актёр служил вплоть до 2004 г. На его счету около двух десятков разнообразных по масштабу и жанрам ролей – Аякс («Троил и Крессида» У.Шекспира), Бернардо («Вестсайдская история» Э.Лемана и Л.Бернстайна), Заруцкой («Люди и страсти» М.Ю.Лермонтова), Педер Веламсон («Эрик XIV» А.Стриндберга), Тарталья («Король-олень» В.Коростылёва и М.Таривердиева), Мороз и Ярило («Весенняя сказка» по «Снегурочке» А.Н.Островского), полицейский инспектор Стрит («Скандальное происшествие…» Дж.Б.Пристли), Арлекин («Игра любви и случая» П.Мариво), Глеб («Фантомные боли» В.Сигарева), Фома Стриж («Театральный роман» М.А.Булгакова) и ряд других. Работа в «Сфере» стала для молодого исполнителя бесценной школой актёрского мастерства.
С 2004 г. Михаил Геннадьевич Фоменко – артист Малого театра. К настоящему времени он исполнил более 30 ролей и по праву является одним из ведущих актёров своего поколения.
Михаил Фоменко наделён колоритной фактурой, звучным голосом и ярким темпераментом. Его индивидуальности абсолютно соответствуют такие персонажи как жизнерадостный и энергичный Бирон («Усилия любви» У.Шекспира), пылкий помещик Илья Ильич Быков («Касатка» А.Н.Толстого), надменный честолюбец Гватинара («Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве), задиристый бретёр д'Орсиньи («Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош») М.А.Булгакова), пафосный трагик Ераст Громилов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), буйный помещик Смирнов («Свадьба, свадьба, свадьба» по А.П.Чехову), etc. Эти и многие другие герои сыграны с присущим Михаилу мастерством и органикой. Однако гораздо интереснее в его исполнении роли, где «внутреннее» вступает в противоречие с «внешним». К таким работам можно в первую очередь отнести Девисона в трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт». «Маленький человек» – завсегдатай русской литературы XIX века; тем удивительнее встретить подобного персонажа при дворе Елизаветы Тюдор, да ещё и в должности государственного секретаря. Выбившись «из грязи в князи», Девисон считает, что находится на вершине мира, но эта иллюзия рушится в один миг, когда Елизавета вынуждает его принять на себя ответственность за судьбу осуждённой Марии Стюарт. Актёр прекрасно передаёт недоумение, растерянность и ужас человека, внезапно осознавшего, что он всего лишь пешка, которой с лёгкостью жертвуют власть имущие.
Михаил Фоменко играет много и успешно – практически в каждом сезоне он вводится в уже идущие постановки либо выпускает премьеры. Выдающимся творческим достижением, обратившим на себя внимание зрителей и театральной общественности, стала работа актёра в спектакле «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького. «Михайлу Васильева, управляющего Вассы и отца Людмилы, убедительно сыграл Михаил Фоменко. Актёр показывает нам героя человеком верным, умным, надёжным соратником "дела" Железновых, который готов на всё ради этого самого "дела". И, хоть ведёт он себя, по сути, как верный пёс, актёру удаётся наделить героя чувством внутреннего достоинства. Он не подобострастен, он искренне отдал себя в волю Вассы, служить которой для него — честь… или он надеется на большее?..» (Лия Руткис, «Завтра», 28 апреля 2017 г.)
Тема маленького человека, впервые прозвучавшая в «Марии Стюарт», найдёт своё развитие в образе Гарольда «Митча» Митчелла («Трамвай «Желание»» Т.Уильямса) – едва ли не лучшей на сегодняшний день роли Михаила Фоменко. Неуклюжий и трогательный герой удерживает на себе зрительское внимание на протяжении всего спектакля. Кажется, он единственный шанс Бланш на спасение из мирка Стэнли Ковальски, однако чудо так и не происходит. «Митч – человек добрый и хороший, но, к сожалению, безвольный, – говорит актёр. – Он не преследует никаких корыстных целей, Бланш действительно поразила его – для Митча это существо из другого мира. Он не может понять её и бьётся, как в закрытую дверь. К финалу у него происходит некий переворот в сознании, но, мне кажется, он вряд ли вырвется из-под влияния мамы, да и Стэнли опять возьмёт его под своё крыло. Митч – человек, который всегда должен быть при ком-то более сильном. Это и ужасно, что при всей природной доброте он не слушает своё сердце, поддаётся дурному влиянию».
Безволие, невозможность или нежелание помочь более слабому человеку – эти же черты мы наблюдаем у Митрича («Власть тьмы» Л.Толстого). Да, герой удерживает Никиту от попытки самоубийства – но при его попустительстве погибает невинное дитя. После рассудительного Стародума («Недоросль» Д.И.Фонвизина) Митрич стал вторым возрастным персонажем, сыгранным актёром.
Герои Фоменко наделены добротой и порядочностью, но часто они оказываются чересчур просты для своих избранниц. Союз Митча и Бланш обречён изначально. От деловитого и основательного, но скучного Николы уходит жена («Рождество в доме Купьело» Э. Де Филиппо). Терпит крах семейная жизнь добродушного и недалёкого помещика Ислаева («Месяц в деревне» И.С.Тургенева). В образах Митча и Ислаева наблюдается явная перекличка: оба этих героя – жертвы Эдипова комплекса.
В 2018-м актёр исполнил роль подхалима и кляузника Земляники в «Ревизоре». Через год Михаил снова обратился к творчеству Н.В.Гоголя, сыграв Кругеля в спектакле «Игроки», ставшем заметным событием в культурной жизни столицы. Критики отмечали как великолепный слаженный ансамбль, так и отдельные актёрские работы: «…псевдополковник Кругель (Михаил Фоменко) – образец солдафонства и военной «простоты». Разумеется, напускной и всячески подчёркиваемой» (Юлия Кулагина, «Театрон», 11 октября 2019 г.).
Артист снимался в сериалах «Счастливы вместе», «Москва. Три вокзала», «Пятницкий», «Хозяйка большого города», «Гостиница», «Прокурорская проверка», «Меч-2», «Кухня», «Лондонград. Знай наших!» и др. В 2015 г. Михаил Фоменко принял участие в озвучивании цикла из 10 документальных фильмов «Новый век русского театра» для портала Культура.РФ, в том числе «Театральные художники», «Молодые театры», «Большая жизнь Малого театра», «МХТ: путешествие по закулисью».
Роли в Малом театре:
2004 г. Офицер стражи, «Тайны мадридского двора» Э. Скриб, Е. Легуве, режиссёр В. Бейлис
2004 г. Прохожий, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, режиссёр С. Женовач
2004 г. Шафер, «Свадьба, свадьба, свадьба» А.П. Чехова, режиссёр В. Иванов
2005 г. Лонгвиль, «Усилия любви» У. Шекспира, режиссёр В. Иванов
2005 г. Бирон, «Усилия любви» У. Шекспира, режиссёр В. Иванов
2005 г. Курчаев, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островский, режиссёр В. Бейлис
2005 г. Качала, «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылин, режиссёр В. Федоров
2006 г. Девисон, «Мария Стюарт» Ф. Шиллер, режиссёр В. Иванов
2006 г. Глумов, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, режиссёр В. Иванов
2008 г. Илья Ильич Быков, «Касатка» А.Н. Толстого, режиссёр В. Иванов
2008 г. Василий, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, режиссёр В. Иванов
2009 г. Подручный хозяина умных вещей, «Умные вещи» С.Я.Маршака, режиссёр В.Фёдоров
2011 г. 2-й игрок, «Касатка» А. Толстого, режиссёр В. Иванов
2012 г. Гватинара, «Тайны мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве, режиссёр В. Бейлис
2012 г. Илья-цыган, «Бесприданница» А.Н.Островского
2012 г. Мушкетёр, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, режиссёр Ж.Лаводан
2013 г. Стародум, «Недоросль» Д.И.Фонвизина, режиссёр В. Иванов
2015 г. Голутвин, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островский, режиссёр В. Бейлис
2015 г. Беркутов, «Волки и овцы» А.Н.Островского, режиссёр В.Н.Иванов
2015 г. д'Орсиньи, «Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош») М.А.Булгакова
2016 г. Михайло Васильев, «Васса Железнова - первый вариант» М.Горького
2016 г. Митч, «Трамвай «Желание»» Т.Уильямса, режиссер С.Потапов
2016 г. Вожак на святках, «Бедность не порок»» А.Н.Островского, режиссер А.Коршунов
2017 г. Ераст Громилов, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, режиссер В.Н.Драгунов
2017 г. Митрич, «Власть тьмы» Л.Толстого, режиссер Ю.М.Соломин
2017 г. Коби, слепец; Кондуктор; Горожанин, "Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта, режиссер Илан Ронен
2018 г. Жолкевский, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского, режиссер В.М.Бейлис
2018 г. Земляника, "Ревизор" Н.В.Гоголя
2018 г. Священник, "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина
2018 г. Яша Гуслин, "Бедность не порок" А.Н.Островского
2019 г. пастор Иммос, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана
2019 г. Хэннинг, «Дальше - тишина» В.Дельмар
2019 г. Кругель, "Игроки" Н.В.Гоголя
2019 г. Григорий Степанович Смирнов, "Свадьба, свадьба, свадьба!" А.П.Чехова
2019 г. Царь Салтан, "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкина
2020 г. Никола, "Рождество в доме Купьелло" Эдуардо Де Филиппо
2020 г. Шпекин, "Ревизор" Н.В.Гоголя
2021 г. Луп-Клешнин, "Царь Борис" А.К.Толстого
2021 г. Аркадий Сергеич Иcлaeв, "Месяц в деревне" И.С.Тургенева
2021 г. Жандармский полковник, "Мертвые души" Н.В.Гоголя
Михаил Геннадьевич Фоменко, артист драмы, родился 31 августа 1978 г. В 1999 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М. и О.Н. Соломиных). В 1999-2000 годах Фоменко, подобно большинству артистов, попавших под призыв, служил в Театре Российской Армии, где сыграл Фёдора («Любовь – книга золотая» по А.Н.Толстому).
По окончании училища Михаил был принят в труппу театра «Сфера», на сцену которого впервые вышел ещё студентом – он исполнил роль Отто в спектакле «Смех во мраке» по роману В.В.Набокова «Camera obscura». В «Сфере» актёр служил вплоть до 2004 г. На его счету около двух десятков разнообразных по масштабу и жанрам ролей – Аякс («Троил и Крессида» У.Шекспира), Бернардо («Вестсайдская история» Э.Лемана и Л.Бернстайна), Заруцкой («Люди и страсти» М.Ю.Лермонтова), Педер Веламсон («Эрик XIV» А.Стриндберга), Тарталья («Король-олень» В.Коростылёва и М.Таривердиева), Мороз и Ярило («Весенняя сказка» по «Снегурочке» А.Н.Островского), полицейский инспектор Стрит («Скандальное происшествие…» Дж.Б.Пристли), Арлекин («Игра любви и случая» П.Мариво), Глеб («Фантомные боли» В.Сигарева), Фома Стриж («Театральный роман» М.А.Булгакова) и ряд других. Работа в «Сфере» стала для молодого исполнителя бесценной школой актёрского мастерства.
С 2004 г. Михаил Геннадьевич Фоменко – артист Малого театра. К настоящему времени он исполнил более 30 ролей и по праву является одним из ведущих актёров своего поколения.
Михаил Фоменко наделён колоритной фактурой, звучным голосом и ярким темпераментом. Его индивидуальности абсолютно соответствуют такие персонажи как жизнерадостный и энергичный Бирон («Усилия любви» У.Шекспира), пылкий помещик Илья Ильич Быков («Касатка» А.Н.Толстого), надменный честолюбец Гватинара («Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве), задиристый бретёр д'Орсиньи («Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош») М.А.Булгакова), пафосный трагик Ераст Громилов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), буйный помещик Смирнов («Свадьба, свадьба, свадьба» по А.П.Чехову), etc. Эти и многие другие герои сыграны с присущим Михаилу мастерством и органикой. Однако гораздо интереснее в его исполнении роли, где «внутреннее» вступает в противоречие с «внешним». К таким работам можно в первую очередь отнести Девисона в трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт». «Маленький человек» – завсегдатай русской литературы XIX века; тем удивительнее встретить подобного персонажа при дворе Елизаветы Тюдор, да ещё и в должности государственного секретаря. Выбившись «из грязи в князи», Девисон считает, что находится на вершине мира, но эта иллюзия рушится в один миг, когда Елизавета вынуждает его принять на себя ответственность за судьбу осуждённой Марии Стюарт. Актёр прекрасно передаёт недоумение, растерянность и ужас человека, внезапно осознавшего, что он всего лишь пешка, которой с лёгкостью жертвуют власть имущие.
Михаил Фоменко играет много и успешно – практически в каждом сезоне он вводится в уже идущие постановки либо выпускает премьеры. Выдающимся творческим достижением, обратившим на себя внимание зрителей и театральной общественности, стала работа актёра в спектакле «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького. «Михайлу Васильева, управляющего Вассы и отца Людмилы, убедительно сыграл Михаил Фоменко. Актёр показывает нам героя человеком верным, умным, надёжным соратником "дела" Железновых, который готов на всё ради этого самого "дела". И, хоть ведёт он себя, по сути, как верный пёс, актёру удаётся наделить героя чувством внутреннего достоинства. Он не подобострастен, он искренне отдал себя в волю Вассы, служить которой для него — честь… или он надеется на большее?..» (Лия Руткис, «Завтра», 28 апреля 2017 г.)
Тема маленького человека, впервые прозвучавшая в «Марии Стюарт», найдёт своё развитие в образе Гарольда «Митча» Митчелла («Трамвай «Желание»» Т.Уильямса) – едва ли не лучшей на сегодняшний день роли Михаила Фоменко. Неуклюжий и трогательный герой удерживает на себе зрительское внимание на протяжении всего спектакля. Кажется, он единственный шанс Бланш на спасение из мирка Стэнли Ковальски, однако чудо так и не происходит. «Митч – человек добрый и хороший, но, к сожалению, безвольный, – говорит актёр. – Он не преследует никаких корыстных целей, Бланш действительно поразила его – для Митча это существо из другого мира. Он не может понять её и бьётся, как в закрытую дверь. К финалу у него происходит некий переворот в сознании, но, мне кажется, он вряд ли вырвется из-под влияния мамы, да и Стэнли опять возьмёт его под своё крыло. Митч – человек, который всегда должен быть при ком-то более сильном. Это и ужасно, что при всей природной доброте он не слушает своё сердце, поддаётся дурному влиянию».
Безволие, невозможность или нежелание помочь более слабому человеку – эти же черты мы наблюдаем у Митрича («Власть тьмы» Л.Толстого). Да, герой удерживает Никиту от попытки самоубийства – но при его попустительстве погибает невинное дитя. После рассудительного Стародума («Недоросль» Д.И.Фонвизина) Митрич стал вторым возрастным персонажем, сыгранным актёром.
Герои Фоменко наделены добротой и порядочностью, но часто они оказываются чересчур просты для своих избранниц. Союз Митча и Бланш обречён изначально. От деловитого и основательного, но скучного Николы уходит жена («Рождество в доме Купьело» Э. Де Филиппо). Терпит крах семейная жизнь добродушного и недалёкого помещика Ислаева («Месяц в деревне» И.С.Тургенева). В образах Митча и Ислаева наблюдается явная перекличка: оба этих героя – жертвы Эдипова комплекса.
В 2018-м актёр исполнил роль подхалима и кляузника Земляники в «Ревизоре». Через год Михаил снова обратился к творчеству Н.В.Гоголя, сыграв Кругеля в спектакле «Игроки», ставшем заметным событием в культурной жизни столицы. Критики отмечали как великолепный слаженный ансамбль, так и отдельные актёрские работы: «…псевдополковник Кругель (Михаил Фоменко) – образец солдафонства и военной «простоты». Разумеется, напускной и всячески подчёркиваемой» (Юлия Кулагина, «Театрон», 11 октября 2019 г.).
Артист снимался в сериалах «Счастливы вместе», «Москва. Три вокзала», «Пятницкий», «Хозяйка большого города», «Гостиница», «Прокурорская проверка», «Меч-2», «Кухня», «Лондонград. Знай наших!» и др. В 2015 г. Михаил Фоменко принял участие в озвучивании цикла из 10 документальных фильмов «Новый век русского театра» для портала Культура.РФ, в том числе «Театральные художники», «Молодые театры», «Большая жизнь Малого театра», «МХТ: путешествие по закулисью».
Роли в Малом театре:
2004 г. Офицер стражи, «Тайны мадридского двора» Э. Скриб, Е. Легуве, режиссёр В. Бейлис
2004 г. Прохожий, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, режиссёр С. Женовач
2004 г. Шафер, «Свадьба, свадьба, свадьба» А.П. Чехова, режиссёр В. Иванов
2005 г. Лонгвиль, «Усилия любви» У. Шекспира, режиссёр В. Иванов
2005 г. Бирон, «Усилия любви» У. Шекспира, режиссёр В. Иванов
2005 г. Курчаев, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островский, режиссёр В. Бейлис
2005 г. Качала, «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылин, режиссёр В. Федоров
2006 г. Девисон, «Мария Стюарт» Ф. Шиллер, режиссёр В. Иванов
2006 г. Глумов, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, режиссёр В. Иванов
2008 г. Илья Ильич Быков, «Касатка» А.Н. Толстого, режиссёр В. Иванов
2008 г. Василий, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, режиссёр В. Иванов
2009 г. Подручный хозяина умных вещей, «Умные вещи» С.Я.Маршака, режиссёр В.Фёдоров
2011 г. 2-й игрок, «Касатка» А. Толстого, режиссёр В. Иванов
2012 г. Гватинара, «Тайны мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве, режиссёр В. Бейлис
2012 г. Илья-цыган, «Бесприданница» А.Н.Островского
2012 г. Мушкетёр, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, режиссёр Ж.Лаводан
2013 г. Стародум, «Недоросль» Д.И.Фонвизина, режиссёр В. Иванов
2015 г. Голутвин, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островский, режиссёр В. Бейлис
2015 г. Беркутов, «Волки и овцы» А.Н.Островского, режиссёр В.Н.Иванов
2015 г. д'Орсиньи, «Жизнь и любовь господина де Мольера» («Кабала святош») М.А.Булгакова
2016 г. Михайло Васильев, «Васса Железнова - первый вариант» М.Горького
2016 г. Митч, «Трамвай «Желание»» Т.Уильямса, режиссер С.Потапов
2016 г. Вожак на святках, «Бедность не порок»» А.Н.Островского, режиссер А.Коршунов
2017 г. Ераст Громилов, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, режиссер В.Н.Драгунов
2017 г. Митрич, «Власть тьмы» Л.Толстого, режиссер Ю.М.Соломин
2017 г. Коби, слепец; Кондуктор; Горожанин, "Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта, режиссер Илан Ронен
2018 г. Жолкевский, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского, режиссер В.М.Бейлис
2018 г. Земляника, "Ревизор" Н.В.Гоголя
2018 г. Священник, "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина
2018 г. Яша Гуслин, "Бедность не порок" А.Н.Островского
2019 г. пастор Иммос, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана
2019 г. Хэннинг, «Дальше - тишина» В.Дельмар
2019 г. Кругель, "Игроки" Н.В.Гоголя
2019 г. Григорий Степанович Смирнов, "Свадьба, свадьба, свадьба!" А.П.Чехова
2019 г. Царь Салтан, "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкина
2020 г. Никола, "Рождество в доме Купьелло" Эдуардо Де Филиппо
2020 г. Шпекин, "Ревизор" Н.В.Гоголя
2021 г. Луп-Клешнин, "Царь Борис" А.К.Толстого
2021 г. Аркадий Сергеич Иcлaeв, "Месяц в деревне" И.С.Тургенева
2021 г. Жандармский полковник, "Мертвые души" Н.В.Гоголя