Харитонова Елена Германовна

народная артистка России

Елена Германовна Харитонова, народная артистка России. По окончании в 1987 году ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.Соломина) молодая актриса была приглашена на работу в один из лучших коллективов страны – Самарский академический театр драмы им. М.Горького. Изумительные внешние данные, щедрый талант, сценическое обаяние и заразительный темперамент, великолепная пластика – все эти замечательные качества быстро позволили Елене Харитоновой стать одной из ведущих актрис самарской труппы. За 7 лет работы в театре им. Горького Харитоновой довелось сыграть лучшие роли отечественного и зарубежного классического репертуара. Среди творческих удач молодой актрисы – Грушенька («Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского), Глафира («Волки и овцы» А.Н.Островского), Инкен Петерс («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Эпифания («Миллионерша» Дж.Б.Шоу), Финея («Дурочка» Лопе де Вега), Софья («Горе от ума» А.С.Грибоедова), леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера).

В 1994 году Елена Харитонова переходит в Государственный академический Малый театр. Более 25 лет служит она искусству старейшей драматической сцены страны. За эти годы Елена Германовна исполнила 20 ролей и вошла в число актрис, на которых держится репертуар Малого.

Елена Харитонова – актриса сложного, становящегося сейчас редким амплуа – она романтическая героиня. Однако присущие ей тонкое чувство стиля и жанра, искромётный юмор позволяют Елене Германовне значительно расширить свой диапазон. Творческий багаж актрисы богат и многообразен. Среди созданных ею ролей – кроткая страдающая Мария Нагая («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого), хищная обольстительница Глафира («Волки и овцы» А.Н.Островского), разрушающая семейный очаг Ольга («Чудаки» М.Горького), весёлая легкомысленная Смельская («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), взбалмошная принцесса Эльза («Снежная королева» Е.Шварца по Г.Х.Андерсену), гордая и независимая леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), очаровательная здравомыслящая госпожа Меркаде («Делец» О. де Бальзака), развратная Дорис («Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта), пылкая Елизавета Воронцова («Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной), борющаяся за своё счастье Анна Австрийская («Плащ кардинала» П.Гусева по А. де Виньи), надменная честолюбивая Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского), романтичная Маша («Касатка» А.Н.Толстого), цепкая Харита Игнатьевна Огудалова («Бесприданница» А.Н.Островского), страстная баронесса Штраль, слишком поздно осознающая, насколько разрушительна сплетённая ею интрига («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), жёсткая Кукушкина, мечтающая выгодно выдать замуж дочек-бесприданниц («Доходное место» А.Н.Островского).

Все эти и многие другие работы принесли Елене Харитоновой заслуженную зрительскую любовь, но подлинным бенефисом актрисы стала блистательная Маргарита Наваррская из «Тайн Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве. Роль французской принцессы, пытающейся вызволить из испанского плена брата-короля и одновременно устраивающей чужое и собственное счастье, позволяет Елене Харитоновой раскрывать лучшие черты своего актёрского дарования. «Тайны Мадридского двора» объездили с гастролями множество российских городов, повсюду встречая восторженный приём публики. Безусловно, в этом немалая заслуга исполнительницы главной роли Елены Харитоновой, чьи красота и талант покорили множество сердец.

Первой чеховской ролью актрисы стала молодая вдова Елена Ивановна Попова из водевиля «Медведь» («Свадьба, свадьба, свадьба!»). С пленительным озорством и блестящим чувством юмора играет Елена Харитонова упрямую красавицу, которая решила наперекор всему свету затвориться в четырёх стенах, но не сумела побороть свои страсти. Этой работе сопутствует неизменный зрительский успех.

В 2016 году актриса впервые вышла на сцену в роли Бланш Дюбуа («Трамвай «Желание»»). «Елена Харитонова не даёт Бланш права на вздорность и фантазёрство, в её исполнении героиня Уильямса вовсе не склонна к ним по характеру, они – следствие нервной болезни. Главное в этой роли – громадная пронзительная боль, которую удаётся и сыграть, и «присвоить». Очевидно, актриса вместе с режиссёром провела подробнейшую проработку характера, найдя глубинные мотивировки, подметив тончайшие нюансы в перемене настроения и поведения героини. Игра обнажает нерв и отчаяние, её Бланш – падшая женщина с душой ангела», – пишет Наталья Витвицкая в работе, посвящённой творчеству Елены Харитоновой.

В 2019 году в творческую биографию актрисы вновь вошла пьеса Г.Гауптмана «Перед заходом солнца». В Самарском театре драмы Харитонова играла Инкен Петерс – на этот раз Елене Германовне досталась роль Беттины, старшей из детей Маттиаса Клаузена. Мрачная женщина в чёрном, тяжело опирающаяся на палку, она казалась бы нелепой, не будь в ней столько яростной, тёмной энергии. В своей любви к отцу Беттина доходит до фанатизма, не считая нужным считаться с его чувствами и волей. Именно она становится инициатором травли Инкен Петерс, что в конечном итоге приводит к гибели Маттиаса. Поистине, «благими намерениями вымощена дорога в ад». Харитонова создаёт страшный в своей разрушительности образ, один из наиболее запоминающихся в спектакле Владимира Бейлиса

Актриса активно занимается озвучиванием зарубежных фильмов и сериалов – её голосом говорят Кэтрин Хепберн, Софи Лорен, Жюльет Бинош, Изабель Юппер, Мэрил Стрип, Гленн Клоуз, Шэрон Стоун, Виктория Абриль, Кейт Уинслет, Анджелина Джоли, Трине Дюрхольм.

Елена Германовна много и успешно работает на телевидении и радио, она объездила немало городов России, выступая с авторскими концертами. Кроме того, Харитонова активно занята в творческой жизни коллектива – регулярно участвует в концертных программах оркестра Малого театра, занимается шефской работой на предприятиях и в воинских частях. Много времени и сил отдала Елена Германовна и преподавательской деятельности, ведя занятия по сценической речи на режиссёрском факультете Самарского педагогического института.

Роли в Малом театре:

06.12.1994 г. (ввод) Глафира «Волки и овцы» А.Н. Островского

29.04.1995 г. (премьера) царица Мария Федоровна «Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого

20.10.1995 г. (премьера) Смельская «Таланты и поклонники» А.Н. Островского

29.12.1995 г. (премьера) принцесса Эльза «Снежная королева» Е. Шварца

04.02.1996 г. (премьера) Ольга «Чудаки» М. Горького

24.10.1997 г. (премьера) Маргарита «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба, Е. Легуве

27.12.1998 г. (премьера) леди Мильфорд «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

24.12.1999 г. (премьера) Воронцова «Хроника дворцового переворота» Г. Турчиной

28.02.2001 г. (премьера) Доротея Люстиг «Хэппи энд» С. Сондхайма, Д. Фурта

20.01.2002 г. (ввод) г-жа Меркаде «Делец» О. Бальзака

26.12.2002 г. (премьера) Анна Австрийская «Плащ кардинала» П. Гусева по А. де Виньи

17.11.2004 г. (премьера) Попова «Свадьба, свадьба, свадьба!» по произведениям А.П. Чехова

04.03.2007 г. (премьера) Марина Мнишек «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островского

14.11.2008 г. (премьера) Марья Семеновна Косарева (Касатка) «Касатка» А.Н.Толстого

26.12.2013 г. (ввод) Харита Игнатьевна Огудалова «Бесприданница» А.Н.Островского

19.04.2014 г. (премьера) Баронесса Штраль, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова

24.12.2015 г. (ввод) Бетти Дорланж, «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра

19.05.2016 г. (премьера) Бланш, «Трамвай «Желание»» Т.Уильямса

27.06.2017 г. (премьера) Мери, «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина

03.03.2019 г. (премьера) Беттина, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

11.12.2020 г. (премьера) Кукушкина, "Доходное место" А.Н.Островского

Елена Германовна Харитонова, народная артистка России. По окончании в 1987 году ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.Соломина) молодая актриса была приглашена на работу в один из лучших коллективов страны – Самарский академический театр драмы им. М.Горького. Изумительные внешние данные, щедрый талант, сценическое обаяние и заразительный темперамент, великолепная пластика – все эти замечательные качества быстро позволили Елене Харитоновой стать одной из ведущих актрис самарской труппы. За 7 лет работы в театре им. Горького Харитоновой довелось сыграть лучшие роли отечественного и зарубежного классического репертуара. Среди творческих удач молодой актрисы – Грушенька («Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского), Глафира («Волки и овцы» А.Н.Островского), Инкен Петерс («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Эпифания («Миллионерша» Дж.Б.Шоу), Финея («Дурочка» Лопе де Вега), Софья («Горе от ума» А.С.Грибоедова), леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера).

В 1994 году Елена Харитонова переходит в Государственный академический Малый театр. Более 25 лет служит она искусству старейшей драматической сцены страны. За эти годы Елена Германовна исполнила 20 ролей и вошла в число актрис, на которых держится репертуар Малого.

Елена Харитонова – актриса сложного, становящегося сейчас редким амплуа – она романтическая героиня. Однако присущие ей тонкое чувство стиля и жанра, искромётный юмор позволяют Елене Германовне значительно расширить свой диапазон. Творческий багаж актрисы богат и многообразен. Среди созданных ею ролей – кроткая страдающая Мария Нагая («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого), хищная обольстительница Глафира («Волки и овцы» А.Н.Островского), разрушающая семейный очаг Ольга («Чудаки» М.Горького), весёлая легкомысленная Смельская («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), взбалмошная принцесса Эльза («Снежная королева» Е.Шварца по Г.Х.Андерсену), гордая и независимая леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), очаровательная здравомыслящая госпожа Меркаде («Делец» О. де Бальзака), развратная Дорис («Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта), пылкая Елизавета Воронцова («Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной), борющаяся за своё счастье Анна Австрийская («Плащ кардинала» П.Гусева по А. де Виньи), надменная честолюбивая Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского), романтичная Маша («Касатка» А.Н.Толстого), цепкая Харита Игнатьевна Огудалова («Бесприданница» А.Н.Островского), страстная баронесса Штраль, слишком поздно осознающая, насколько разрушительна сплетённая ею интрига («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), жёсткая Кукушкина, мечтающая выгодно выдать замуж дочек-бесприданниц («Доходное место» А.Н.Островского).

Все эти и многие другие работы принесли Елене Харитоновой заслуженную зрительскую любовь, но подлинным бенефисом актрисы стала блистательная Маргарита Наваррская из «Тайн Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве. Роль французской принцессы, пытающейся вызволить из испанского плена брата-короля и одновременно устраивающей чужое и собственное счастье, позволяет Елене Харитоновой раскрывать лучшие черты своего актёрского дарования. «Тайны Мадридского двора» объездили с гастролями множество российских городов, повсюду встречая восторженный приём публики. Безусловно, в этом немалая заслуга исполнительницы главной роли Елены Харитоновой, чьи красота и талант покорили множество сердец.

Первой чеховской ролью актрисы стала молодая вдова Елена Ивановна Попова из водевиля «Медведь» («Свадьба, свадьба, свадьба!»). С пленительным озорством и блестящим чувством юмора играет Елена Харитонова упрямую красавицу, которая решила наперекор всему свету затвориться в четырёх стенах, но не сумела побороть свои страсти. Этой работе сопутствует неизменный зрительский успех.

В 2016 году актриса впервые вышла на сцену в роли Бланш Дюбуа («Трамвай «Желание»»). «Елена Харитонова не даёт Бланш права на вздорность и фантазёрство, в её исполнении героиня Уильямса вовсе не склонна к ним по характеру, они – следствие нервной болезни. Главное в этой роли – громадная пронзительная боль, которую удаётся и сыграть, и «присвоить». Очевидно, актриса вместе с режиссёром провела подробнейшую проработку характера, найдя глубинные мотивировки, подметив тончайшие нюансы в перемене настроения и поведения героини. Игра обнажает нерв и отчаяние, её Бланш – падшая женщина с душой ангела», – пишет Наталья Витвицкая в работе, посвящённой творчеству Елены Харитоновой.

В 2019 году в творческую биографию актрисы вновь вошла пьеса Г.Гауптмана «Перед заходом солнца». В Самарском театре драмы Харитонова играла Инкен Петерс – на этот раз Елене Германовне досталась роль Беттины, старшей из детей Маттиаса Клаузена. Мрачная женщина в чёрном, тяжело опирающаяся на палку, она казалась бы нелепой, не будь в ней столько яростной, тёмной энергии. В своей любви к отцу Беттина доходит до фанатизма, не считая нужным считаться с его чувствами и волей. Именно она становится инициатором травли Инкен Петерс, что в конечном итоге приводит к гибели Маттиаса. Поистине, «благими намерениями вымощена дорога в ад». Харитонова создаёт страшный в своей разрушительности образ, один из наиболее запоминающихся в спектакле Владимира Бейлиса

Актриса активно занимается озвучиванием зарубежных фильмов и сериалов – её голосом говорят Кэтрин Хепберн, Софи Лорен, Жюльет Бинош, Изабель Юппер, Мэрил Стрип, Гленн Клоуз, Шэрон Стоун, Виктория Абриль, Кейт Уинслет, Анджелина Джоли, Трине Дюрхольм.

Елена Германовна много и успешно работает на телевидении и радио, она объездила немало городов России, выступая с авторскими концертами. Кроме того, Харитонова активно занята в творческой жизни коллектива – регулярно участвует в концертных программах оркестра Малого театра, занимается шефской работой на предприятиях и в воинских частях. Много времени и сил отдала Елена Германовна и преподавательской деятельности, ведя занятия по сценической речи на режиссёрском факультете Самарского педагогического института.

Роли в Малом театре:

06.12.1994 г. (ввод) Глафира «Волки и овцы» А.Н. Островского

29.04.1995 г. (премьера) царица Мария Федоровна «Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого

20.10.1995 г. (премьера) Смельская «Таланты и поклонники» А.Н. Островского

29.12.1995 г. (премьера) принцесса Эльза «Снежная королева» Е. Шварца

04.02.1996 г. (премьера) Ольга «Чудаки» М. Горького

24.10.1997 г. (премьера) Маргарита «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба, Е. Легуве

27.12.1998 г. (премьера) леди Мильфорд «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

24.12.1999 г. (премьера) Воронцова «Хроника дворцового переворота» Г. Турчиной

28.02.2001 г. (премьера) Доротея Люстиг «Хэппи энд» С. Сондхайма, Д. Фурта

20.01.2002 г. (ввод) г-жа Меркаде «Делец» О. Бальзака

26.12.2002 г. (премьера) Анна Австрийская «Плащ кардинала» П. Гусева по А. де Виньи

17.11.2004 г. (премьера) Попова «Свадьба, свадьба, свадьба!» по произведениям А.П. Чехова

04.03.2007 г. (премьера) Марина Мнишек «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островского

14.11.2008 г. (премьера) Марья Семеновна Косарева (Касатка) «Касатка» А.Н.Толстого

26.12.2013 г. (ввод) Харита Игнатьевна Огудалова «Бесприданница» А.Н.Островского

19.04.2014 г. (премьера) Баронесса Штраль, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова

24.12.2015 г. (ввод) Бетти Дорланж, «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра

19.05.2016 г. (премьера) Бланш, «Трамвай «Желание»» Т.Уильямса

27.06.2017 г. (премьера) Мери, «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина

03.03.2019 г. (премьера) Беттина, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

11.12.2020 г. (премьера) Кукушкина, "Доходное место" А.Н.Островского

Публикации

ДОХОД ИЛИ ЧЕСТЬ?

Прочтение Малым театром знаменитой пьесы Александра Островского Екатерина Амирханова, "Промышленный еженедельник" №23 2021

Подробнее >

ДРАМА ПРОЗРЕНИЯ

"Доходное место" в Малом театре Цекиновский Борис, "Страстной бульвар, 10", выпуск №10-240/2021

Подробнее >
Отзывы