Людмила Петровна Полякова, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, родилась 28 января 1939 г. В 1964 г. она окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была приглашена в Театр на Малой Бронной. Через год Людмила Полякова перешла в Театр им. К.С.Станиславского, где проработала 17 лет (1965-1982 гг.) – там и произошло творческое становление актрисы, заставшей «золотой» период знаменитого коллектива. Наиболее яркими и значительными работами Поляковой стали Марта Кушакова («Энциклопедисты» Л.Зорина), Александра («Серафима, или Три главы из жизни Крамольникова» Л.Зорина), Роза («Маленький принц» А.Сент-Экзюпери), Лиззи («Продавец дождя» Р.Нэша), Зоя («Экспромт-фантазия» В.Токаревой), Наталья («Первый вариант Вассы Железновой» М.Горького) и другие. Артистке довелось работать с такими выдающимися режиссёрами, как Леонид Варпаховский, Борис Львов-Анохин, Анатолий Васильев, Александр Товстоногов. После перехода в Театр на Таганке (1982-87 гг.), а затем «Школу драматического искусства» (1987-90 гг.), Людмила Полякова продолжила сотрудничество с Анатолием Васильевым, сыграв в его спектакле «Серсо» В.Славкина роль Валюши, ставшую одним из крупных творческих достижений актрисы.
В 1990 г. Людмила Петровна Полякова была приглашена в Государственный академический Малый театр. С первых же дней актриса активно включается в репертуар. За 30 лет на сцене Малого она исполнила около 20 центральных ролей, среди которых Евдокия Лопухина («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Простакова («Недоросль» Д.Фонвизина), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Атуева («Свадьба Кречинского» А.Колкера по А.В.Сухово-Кобылину), Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя), княгиня Тугоуховская и Хлёстова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Арина Ивановна («Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова), Арина Пантелеймоновна («Женитьба» Н.В.Гоголя), Люси Купер («Дальше – тишина» В.Дельмар) и другие.
Удивительно органичная, склонная к импровизации, Людмила Полякова «проживает» каждый создаваемый образ, делая его близким и понятным зрителю, но, вместе с тем, никогда не противоречащим авторскому замыслу.
По своей фактуре, стати, сценическому темпераменту Полякова – истинно русская актриса. Людмила Петровна способна передать тончайшие нюансы национального характера, недаром вот уже два с лишним десятилетия на ней держится фактически весь «островский» репертуар Малого театра. В творческом багаже Поляковой такие роли как Мавра («Дикарка»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди – сочтёмся!»), Чебоксарова («Бешеные деньги»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Филицата («Правда – хорошо, а счастье лучше», за эту работу актриса была удостоена Государственной премией России).
Творческая палитра Поляковой поистине неисчерпаема; для каждой роли Людмила Петровна находит особые краски – порой яркие, порой приглушённые, но всегда отмеченные уникальной творческой индивидуальностью актрисы. Понятие «амплуа» к Поляковой неприменимо – с одинаковым успехом сегодня она может сыграть лукавую выдумщицу Филицату, а завтра выйти на сцену в роли Марии Нагой – бывшей царицы, потерявшей сына при трагических обстоятельствах и одержимой местью человеку, которого считает виновным в его гибели («Царь Борис» А.К.Толстого).
Воплощаемые Поляковой образы неизменно отличаются психологической глубиной и виртуозной отделкой деталей. Наделённая чувством юмора и богатой фантазией, артистка может «утеплить» персонаж множеством сценических «придумок», а может с помощью нескольких штрихов создать гордую, наделённую волевым характером, мучающуюся героиню – такова Лиззи из «Продавца дождя» (Театр Станиславского), моментально возведшая Полякову в число лучших отечественных актрис. В «Детях солнца» М.Горького у её Антоновны совсем мало реплик, однако героиня Поляковой несёт колоссальную смысловую нагрузку, своим почти молчаливым присутствием помогая связать воедино общую ткань спектакля. Хлопотливая, одетая во всё белое, раздражающая остальных персонажей неуместной, как им кажется, заботой, Антоновна похожа на ангела-хранителя, пытающегося спасти рушащийся на глазах зрителя мир.
Людмила Полякова – популярнейшая киноактриса. Она хорошо известна миллионам зрителей по таким фильмам, как «Секретарь парткома», «Восхождение», «Агония», «Прощание с Матёрой», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Хозяйка детского дома», «Молодая хозяйка Нискавуори», «Мать Урагана», «Отряд», «Встретимся в метро», «Бумер», «Каникулы строгого режима», «Три сестры» и многим другим. На счету Людмилы Петровны работы в многочисленных сериалах, в том числе «Михайло Ломоносов», «Самозванцы», «За кулисами», «Казус Кукоцкого», «Есенин», «Доктор Живаго», «Тяжёлый песок», «Замыслил я побег…», «Земский доктор», «Третья мировая», «Я – Ангина!», «Палач», «Мятеж». Всего актрисой сыграно более 70 ролей в кино и на телевидении.
Роли в Малом театре:
1990 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
1990 г. Мавра Денисовна, «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
1991 г. Евдокия Федоровна, «Детоубийца» Ф. Горенштейна
1992 г. Простакова, «Недоросль» Д.И. Фонвизина
1993 г. Москалева, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского
1993 г. Мария Федоровна Нагая, «Царь Борис» А.К. Толстого
1994 г. Мурзавецкая, «Волки и овцы» А.Н. Островского
1996 г. Аграфена Кондратьевна, «Свои люди — сочтемся!» А.Н. Островского
2000 г. Чебоксарова, «Бешеные деньги» А.Н. Островского
2001 г. Княгиня Тугоуховская, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
2001 г. Атуева, «Свадьба Кречинского» по А.В. Сухово-Кобылина
2002 г. Филицата, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
2004 г. Глафира Фирсовна, «Последняя жертва» А.Н. Островского
2006 г. Анна Андреевна, «Ревизор» Н.В. Гоголя
2008 г. Хлёстова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
2008 г. Антоновна, «Дети солнца» М. Горького
2012 г. Арина Ивановна, «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова
2017 г. Арина Пантелеймоновна, «Женитьба» Н.В.Гоголя
2019 г. Люси Купер, «Дальше - тишина» В.Дельмар
Людмила Петровна Полякова, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, родилась 28 января 1939 г. В 1964 г. она окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была приглашена в Театр на Малой Бронной. Через год Людмила Полякова перешла в Театр им. К.С.Станиславского, где проработала 17 лет (1965-1982 гг.) – там и произошло творческое становление актрисы, заставшей «золотой» период знаменитого коллектива. Наиболее яркими и значительными работами Поляковой стали Марта Кушакова («Энциклопедисты» Л.Зорина), Александра («Серафима, или Три главы из жизни Крамольникова» Л.Зорина), Роза («Маленький принц» А.Сент-Экзюпери), Лиззи («Продавец дождя» Р.Нэша), Зоя («Экспромт-фантазия» В.Токаревой), Наталья («Первый вариант Вассы Железновой» М.Горького) и другие. Артистке довелось работать с такими выдающимися режиссёрами, как Леонид Варпаховский, Борис Львов-Анохин, Анатолий Васильев, Александр Товстоногов. После перехода в Театр на Таганке (1982-87 гг.), а затем «Школу драматического искусства» (1987-90 гг.), Людмила Полякова продолжила сотрудничество с Анатолием Васильевым, сыграв в его спектакле «Серсо» В.Славкина роль Валюши, ставшую одним из крупных творческих достижений актрисы.
В 1990 г. Людмила Петровна Полякова была приглашена в Государственный академический Малый театр. С первых же дней актриса активно включается в репертуар. За 30 лет на сцене Малого она исполнила около 20 центральных ролей, среди которых Евдокия Лопухина («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Простакова («Недоросль» Д.Фонвизина), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Атуева («Свадьба Кречинского» А.Колкера по А.В.Сухово-Кобылину), Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя), княгиня Тугоуховская и Хлёстова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Арина Ивановна («Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова), Арина Пантелеймоновна («Женитьба» Н.В.Гоголя), Люси Купер («Дальше – тишина» В.Дельмар) и другие.
Удивительно органичная, склонная к импровизации, Людмила Полякова «проживает» каждый создаваемый образ, делая его близким и понятным зрителю, но, вместе с тем, никогда не противоречащим авторскому замыслу.
По своей фактуре, стати, сценическому темпераменту Полякова – истинно русская актриса. Людмила Петровна способна передать тончайшие нюансы национального характера, недаром вот уже два с лишним десятилетия на ней держится фактически весь «островский» репертуар Малого театра. В творческом багаже Поляковой такие роли как Мавра («Дикарка»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди – сочтёмся!»), Чебоксарова («Бешеные деньги»), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Филицата («Правда – хорошо, а счастье лучше», за эту работу актриса была удостоена Государственной премией России).
Творческая палитра Поляковой поистине неисчерпаема; для каждой роли Людмила Петровна находит особые краски – порой яркие, порой приглушённые, но всегда отмеченные уникальной творческой индивидуальностью актрисы. Понятие «амплуа» к Поляковой неприменимо – с одинаковым успехом сегодня она может сыграть лукавую выдумщицу Филицату, а завтра выйти на сцену в роли Марии Нагой – бывшей царицы, потерявшей сына при трагических обстоятельствах и одержимой местью человеку, которого считает виновным в его гибели («Царь Борис» А.К.Толстого).
Воплощаемые Поляковой образы неизменно отличаются психологической глубиной и виртуозной отделкой деталей. Наделённая чувством юмора и богатой фантазией, артистка может «утеплить» персонаж множеством сценических «придумок», а может с помощью нескольких штрихов создать гордую, наделённую волевым характером, мучающуюся героиню – такова Лиззи из «Продавца дождя» (Театр Станиславского), моментально возведшая Полякову в число лучших отечественных актрис. В «Детях солнца» М.Горького у её Антоновны совсем мало реплик, однако героиня Поляковой несёт колоссальную смысловую нагрузку, своим почти молчаливым присутствием помогая связать воедино общую ткань спектакля. Хлопотливая, одетая во всё белое, раздражающая остальных персонажей неуместной, как им кажется, заботой, Антоновна похожа на ангела-хранителя, пытающегося спасти рушащийся на глазах зрителя мир.
Людмила Полякова – популярнейшая киноактриса. Она хорошо известна миллионам зрителей по таким фильмам, как «Секретарь парткома», «Восхождение», «Агония», «Прощание с Матёрой», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Хозяйка детского дома», «Молодая хозяйка Нискавуори», «Мать Урагана», «Отряд», «Встретимся в метро», «Бумер», «Каникулы строгого режима», «Три сестры» и многим другим. На счету Людмилы Петровны работы в многочисленных сериалах, в том числе «Михайло Ломоносов», «Самозванцы», «За кулисами», «Казус Кукоцкого», «Есенин», «Доктор Живаго», «Тяжёлый песок», «Замыслил я побег…», «Земский доктор», «Третья мировая», «Я – Ангина!», «Палач», «Мятеж». Всего актрисой сыграно более 70 ролей в кино и на телевидении.
Роли в Малом театре:
1990 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
1990 г. Мавра Денисовна, «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
1991 г. Евдокия Федоровна, «Детоубийца» Ф. Горенштейна
1992 г. Простакова, «Недоросль» Д.И. Фонвизина
1993 г. Москалева, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского
1993 г. Мария Федоровна Нагая, «Царь Борис» А.К. Толстого
1994 г. Мурзавецкая, «Волки и овцы» А.Н. Островского
1996 г. Аграфена Кондратьевна, «Свои люди — сочтемся!» А.Н. Островского
2000 г. Чебоксарова, «Бешеные деньги» А.Н. Островского
2001 г. Княгиня Тугоуховская, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
2001 г. Атуева, «Свадьба Кречинского» по А.В. Сухово-Кобылина
2002 г. Филицата, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
2004 г. Глафира Фирсовна, «Последняя жертва» А.Н. Островского
2006 г. Анна Андреевна, «Ревизор» Н.В. Гоголя
2008 г. Хлёстова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
2008 г. Антоновна, «Дети солнца» М. Горького
2012 г. Арина Ивановна, «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова
2017 г. Арина Пантелеймоновна, «Женитьба» Н.В.Гоголя
2019 г. Люси Купер, «Дальше - тишина» В.Дельмар