Щепкин Михаил Семенович

Актер

ЩЕПКИН Михаил Семенович (6(17).XI.1788, с. Красное Обоянского уезда Курской губернии, — 11(23).VIII. 1863, Ялта) — русский актер. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Великий реформатор русской сцены. Родисля в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В детстве бывал на спектаклях крепостного театра. 15 февраля 1800 впервые выступил в любительском спектакле, поставленном учениками Судженского уездного училища (в котором Щепкин обучался), в роли крепостного слуги Розмарина в комедии «Вздорщица» Сумарокова. В летние месяцы неоднократно играл в театре Волькенштейна. В 1801 Щепкин переходит в Курское губернское училище. В Курске он посещает театр братьев М.Е., П. Е. и А.Е. Барсовых. В 1805, заменяя одного из актеров, Щепкин с успехом исполнил в этом театре роль Андрея Почтаря в пьесе «Зоа» Мерсье. С этого времени он становится профессиональным актером театра Барсовых. В 1816 перешел в харьковскую труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского. В 1818 с группой ведущих актеров этого театра Щепкин основывает «вольный театр» в Полтаве, который возглавляет И. П. Котляревский. После закрытия Полтавского театра (1822) Щепкин вновь вернулся к Штейну, державшему антрепризу в Туле. В том же году вместе со своей семьей Щепкин получил вольную (борьба за освобождение Щепкина от крепостной зависимости велась с 1818; в ней принимали активное участие будущий декабрист С. Г. Волконский, П. П. Котляревский, партнеры Щепкина, многочисленные зрители, внесшие свои пожертвования). На провинциальной сцене Щепкин исполнил большое количество ролей самых разнообразных жанров, включая партии в операх и балетах. Его исполнение отличалось искрометным темпераментом, юмором. Уже в этот период, много размышляя над проблемами искусства, наблюдая игру талантливого актера-любителя кн. П. В. Мещерского, актеров театра Штейна — И.Ф. Угарова, Павлова, крепостной актрисы орловского театра Кузьминой (ее трагическая судьба со слов Щепкина описана А. И. Герценом в рассказе «Сорока-воровка»), Щепкин приходит к выводу, что «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Он начинает сознательно утверждать в сценическом искусстве реализм. Лучшие роли Щепкина в провинциальный период: Чупрун и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка Полтавка» Котляревского, обе в 1819), Подслухин («Подложный клад» Ильина), трактирщик Панкрат (комическая опера «Мнимый невидимка» Кавоса), Богатонов («Господин Богатонов, или Провинциал в столице» Загоскина)



20 сентября 1822 Щепкин дебютировал в Москве в роли Богатонова и 6 марта 1823 был зачислен в труппу Московского театра (с 1824 — Малый театр). В Москве реализм Щепкина приобрел характер законченной системы. Формированию взглядов Щепкина способствовали его тесные идейные и дружеские связи с передовыми обществ, и художественными деятелями России (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Т. Н. Грановский, Т. Г. Шевченко и др.). Щепкин был не только участником первых постановок пьес Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и активно способствовал написанию многих из этих пьес, горячо их пропагандировал, добивался снятия цензурных запретов. Сценическая деятельность Щепкина отвечала новым эстетическим требованиям, выдвигавшимся революционной демократией. Высокая сознательность и идейная целеустремленность художественного творчества, отличавшие критический реализм Щепкина, определили его значение как реформатора актерского искусства. Свои лучшие сценические образы Щепкин создал в произведениях русских сатирико-обличительной драматургии. Играя Фамусова (1830), Щепкин изображал представителя чиновной бюрократии, показывал конкретные типические черты этого персонажа; чванство и барская заносчивость крепостника сочетались в его Фамусове с раболепством и угодничеством по отношению к придворной знати. Такой же глубокой жизненной достоверностью и обличительной силой отличался образ Городничего (1836). Исполняя эту роль, Щепкин достигал широкого сатирического обобщения, поднимался до обличения николаевского режима. Сатирические типы дворян были созданы Щепкиным в пьесах Гоголя — «Женитьба» (Подколесин и Кочкарев, 1843), «Игроки» (Утешительный, 1843), «Тяжба» (Бурдюков, 1844).



Другая сторона творчества Щепкина связана с созданием им образов в украинской драматургии; в Петербурге (на гастролях) и Москве он сыграл роли выборного Макагоненко и крестьянина Чупруна («Наталка Полтавка», 1837, «Москаль-чаровник», 1840, Котляревского), передав национальное своеобразие этих персонажей. Играл роли людей из народа: с глубоким драматизмом раскрывал в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье трагическую судьбу старого человека, жертвующего личным счастьем ради благополучия близких ему людей. Подчеркивая значение этой работы Щепкина, проникнутой демократическим гуманизмом, Белинский писал: «Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса...» («Александрийский театр», см. Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533). Другой замечательный образ простого человека был создан Щепкиным в пьесе «Жакар, или Жакардов станок» Фурнье (1858), герой которой ремесленник-изобретатель отдает все свои сбережения, труд и талант облегчению тяжелой участи рабочих-ткачей. Гимном труду, патетически и проникновенно звучали у Щепкина слова куплетов, воспевающих подвиг тружеников (когда пьеса сошла с репертуара, Щепкин продолжал исполнять эти куплеты в концертах). В конце жизни его репертуар был пополнен ролями в пьесах И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Развивая тему «униженных и оскорбленных», Щепкин с исключительной психологической глубиной показал душевный мир маленького чиновника Мошкина («Холостяк» Тургенева, 1850) и обездоленного старика Кузовкина («Нахлебник» Тургенева, 1862). Та же тема отчетливо раскрывалась в одной из лучших актерских работ Щепкина последнего периода — в роли Муромского («Свадьба Кречинского», 1855). Во всех этих ролях Щепкин показывал не только приниженность своих героев, но и их чувство собственного достоинства. Щепкин во многом был чужд бытовой колорит пьес Островского. Тем не менее он исполнил роли Коршунова и Любима Торцова (1854 и 1855, «Бедность не порок»), Большова («Свои люди — сочтемся», 1861). В образах, созданных им в произведениям Мольера, Шекспира, Пушкина, Щепкина обличал страсть к стяжательству: Гарпагон (1827), Шейлок (1835); Барон («Скупой рыцарь» Пушкина, 1853). При исполнении ролей в пьесах Шекспира, Пушкина ярко проявилось дарование Щепкина как трагедийного актера. Работая на казенной сцене, Щепкин был вынужден играть роли в пустых и бессодержательных пьесах, однако и в этих ролях он стремился утверждать правду жизни.



Законченную систему взглядов на актерское искусство Щепкин выразил в многочисленных высказываниях, письмах, воспоминаниях, в беседах с учениками. Он указывал на необходимость подчинения всего творческого процесса «общей идее», требовал от актера пристального внимания к окружающей действительности. Он говорил, что актер должен не копировать жизнь, а вникать «в душу роли», влезать, «...так сказать, в кожу действующего лица...» (Щепкин М. С., Записки. Письма. Современники о М.С., 1952, с. 250, см. также с. 243-45, 251), т. е. добиваться перевоплощения в сценический образ. В то же время Щепкин настаивал на всестороннем осмыслении исполнителем творческих задач, возникающих в процессе работы над ролью, на тщательной отделке всех ее деталей. Только тогда, по мнению Щепкина, на сцене появится человек живой «не только одним телом», но и «головою и сердцем». Защищая искусство переживания, Щепкин вместе с тем требовал от актера упорного и постоянного труда. Деятельность Щепкина утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Герцен писал, что Щепкин «...создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре...» («М. С. Щепкин», см. Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268).



Художеств, принципы Щепкина нашли претворение в творчестве его учеников, выдающихся русских актеров — И. В. Самарина, С. В. Шумского, Г. Н. Федотовой и др. Традиции сценического реализма, заложенные Щепкиным, имели большое значение для развития искусства Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дома Щепкина». Сценические заветы Щепкина и проповедуемые им этические принципы послужили основой реалистической системы актерского творчества, созданной К.С.Станиславским. Щепкин часто выступал в Петербурге (Александрийский театр), много гастролировал в провинции. Эти гастроли носили характер пропаганды лучших произведений русской драматургии, реалистического актерского искусства. Среди последователей Щепкина — крупнейшие актеры петербургской сцены и провинции: А. Е. Мартынов, П. В. Васильев, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, Е. Б. Пиунова-Шмитгоф и др. Богатейшие жизненные наблюдения Щепкина нашли отражение в русской литературе. Его устные рассказы были использованы Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, А. В. Сухово-Кобылиным, Н. А. Некрасовым и др. Щепкин оставил воспоминания, начатые им по настоянию Пушкина (заглавие и первая фраза этих воспоминаний написаны рукой великого русского поэта).



Роли Щепкина, исполненные после поступления на Московскую сцену (приводятся роли, в которых он выступил не менее 10 раз):



1823 год

Альварес («Король и Пастух» Шаховского),

Альмавива («Два Фигаро» Мартелли),

Богатонов («Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» Загоскина),

Бот («Бот, или Английский купец» Эрнеста и Сервье),

Браччио («Посещение принца» Шаховского),

Вьюнков («Игнаша-дурачок» Шаховского),

граф Знатов («Мизантроп» Мольера),

Грицко («Казак-стихотворец» Шаховского),

Досажаев (мистер Тизл) («Лукавин» Писарева по пьесе Шеридана «Школа злословия»),

Израиль («Удача от неудачи» Семенова),

Клешнин («Поездка в Кронштадт» Писарева),

Кривосудов («Ябеда» Капниста),

Ладов («Добрый малый» Загоскина),

Сумбуров («Модная лавка» Крылова),

Транжирим («Полубарские затеи» Шаховского),

Транжирин («Чванство Транжирина» Шаховского),

Турусин («Урок холостяка» Загоскина);



1824 год

Ведеркин («Воспитание, или Вот приданое!» Кокошкина),

Подслухин («Подложный клад» Ильина),

Репейкин («Хлопотун, или Дело мастера боится» Писарева),

Суфле («Секретарь и повар» Скриба и Мельвиля),

Шеллинг («Учитель и ученик» Писарева);



1825 год

Арнольф («Школа женщин» Мольера),

Будунтай(«Финн» по Пушкину),

Данвиль («Урок старикам» Делавиня),

Дурман (Журден) («Мещанин во дворянстве»),

Жеронт («Скапиновы обманы» Мольера);



1826 год

Фигаро («Два Фигаро» Мартелли),

Езоп («Притчи, или Езоп у Ксанфа» Шаховского),

Созий («Аристофан, или Представление комедии « Всадники»« Шаховского),

Чупкевич («Два учителя» Шаховского);



1827 год

Боннишон («Дядя напрокат» Писарева),

Бонар («Урок старикам» Делавиня),

Гарпагон;

Гонзальв («Буря и кораблекрушение» по Шекспиру),

Любский («Благородный театр» Загоскина),

Репейкин («Лучший день в жизни» Скриба и Варнера),

Хаим («Керим Гирей Крымский хан» по Пушкину);



1828 год

Пудинг («Пять лет в два часа» Писарева);



1829 год

Барди («От добра добра не ищут» Баркова),

Бартоло («Севильский цирюльник» Бомарше),

Бартоло, Антонио («Свадьба Фигаро» Бомарше),

Мишно («Новый Парис» Хмельницкого),

Рампоно («Невинный в вине» Ленского);



1830 год

Доминго («Дон Карлос»),

Фамусов;



1831 год

Филипп («Филипп, или Фамильная гордость» Скриба);



1832 год

Горлопанов («Женихи, или Век живи и век учись» Иванова),

Давид Теньер («Давид Теньер, живописец» Сушкова и Корсакова);



1833 год

Чуб («Вечера на хуторе близ Диканьки» по Гоголю),

Яузов («Хороша и дурна, и глупа, и умна» Ленского);



1834 год

Вальдорф («Мирандолина» Блума по Гольдони),

Незацепин («В тихом омуте черти водятся» Кони);



1835 год

Второй убийца («Жизнь и смерть Ричарда III» Шекспира),

Симон («Матрос» Соважа и Делурье),

Шейлок;



1836 год

Городничий;

Дон-Карлос («Клавиго» Гете);



1837 год

Бонар («Два купца и два отца» Ленского),

Макогоненко («Наталка-Полтавка» Котляревского),

Полоний («Гамлет»),

Соломон («Кин, или Гений и беспутство» Дюма);



1838 год

Руджиеро («Уголино» Полевого),

Форд («Виндзорские кумушки»);



1839 год

Брандт («Дедушка русского флота» Полевого),

Горский («Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» Белинского),

Гранде («Дочь скупого» по»Евгении Гранде» Бальзака);



1840 год

Бургашард («Девица-отшельница» Скриба),

Чупрун («Москаль-чаровник» Котляревского);



1841 год

Капулет («Ромео и Юлия» Шекспира),

Размазня («В людях ангел, не жена, дома с мужем — сатана!» Ленского);



1842 год

Микстурадос («Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо!» Ленского),

Почтмейстер («Мертвые души» по Гоголю);



1843 год

Оргонт («Тартюф»),

Подколесин, Кочкарев («Женитьба»),

Утешительный («Игроки» Гоголя);



1844 год

Бурдюков («Тяжба» Гоголя),

Пузырьков («Война с тещей» Ленского);



1845 год

Вурм («Коварство и любовь»);



1846 год

Дробежкин («Мертвые души»),

Чекалинский («Хризомания, или Страсть к деньгам» по Пушкину);



1847 год

Санхо Пансо («Дон Кихот ла Манхский, рыцарь печального образа и Санхо Пансо» П. Каратыгина по Сервантесу);



1848 год

Анемантус («Тимон Афинянин» Шекспира);



1849 год

Балагалаев («Завтрак у предводителя» Тургенева),

Сганарель («Лекарь поневоле» Мольера)



1850 год

Мошкин («Холостяк» Тургенева);



1851 год

Жорж Данден (о. п. Мольера),

Прокоп Шкурат («Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко),

Ступендьев («Провинциалка» Тургенева);



1852 год

Таранц («Искренняя любовь, или Милый дороже счастья» Квитки-Основьяненко, переделка Островского),

Чуханов («Где тонко, там и рвется» Тургенева),

Эгеон («Комедия ошибок» Шекспира);



1853 год

Барон («Скупой рыцарь» Пушкина),

Дженкинс («Любовь и предрассудок» Мельвиля),

Дядька Грегорио («Дядька в затруднительном положении» Жиро, перевод Гоголя),

Тарас Бульба (по Гоголю);



1854 год

Мишель («Как аукнется, так и откликнется»Тарновского),

Коршунов («Бедность не порок» Островского),

Сальери («Моцарт и Сальери» Пушкина);



1855 год

Джедлэр («Битва жизни» Диккенса),

Клушин («Женихи, или Седина в бороду, а бес в ребро» Вильде),

Любим Торцов («Бедность не порок»),

Мений Агриппа («Кориолан» Шекспира),

Муромский («Свадьба Кречинского»);



1857 год

Желваков («Провинциальные оригиналы» по Салтыкову-Щедрину);



1858 год

Серторий («Далила» Фелье);



1859 год

Бернар («Розовый павильон» Тарновского),

Советник («Бригадир» Фонвизина),

Сен-Фар («Актриса» Анисе-Буржуа и Берьера),

Шут («Король Лир» Шекспира);



1860 год

Брабанцио («Отелло» Шекспира);



1861 год

Большов («Свои люди — сочтемся» Островского),

Шевалье («Партия в пикет» Утина);



1862 год

Зайчиков («Мишура» Потехина),

Кузовкин («Нахлебник» Тургенева).



Литература: Михаил Семенович Щепкин. Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная. Сост. М. А. Щепкин, СПБ. 1914;

Михаил Семенович Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. Сост. А. П. Клинчин, М., 1952;

Эфрос Н.Е., М С. Щепкин, П., 1920;

Соболев Ю.В., М. С. Щепкин, М., 1933;

Данилов С.С., М. С. Щепкин. М..- Л., 1938;

Филиппов В.А., М. С. Щепкин и его роль в развитии русского театра, М.- Л., 1938;

Тальников Д.Л., Система Щепкина, М.-Л., 1939;

Алперс Б.В., Михаил Семенович Щепкин, М.-Л., 1943;

Дерман А.Б.. Московского Малого театра актер Щепкин, М., 1951;

Данилов С.С., Русский драматический театр XIX в., т. 1, Л.-М., 1957;

Клинчин А.П., Михаил Семенович Щепкин, М., 1964; «Театр» М. 1938, № 8, с. 3-85; 1963, № 8, с. 137-92;

Гриц Т.С. М.С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, (М., 1966).

Бондарский И.А. Щепкины. История рода в письмах, документах, воспоминаниях, фотографиях. - М., 2010.

ЩЕПКИН Михаил Семенович (6(17).XI.1788, с. Красное Обоянского уезда Курской губернии, — 11(23).VIII. 1863, Ялта) — русский актер. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Великий реформатор русской сцены. Родисля в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В детстве бывал на спектаклях крепостного театра. 15 февраля 1800 впервые выступил в любительском спектакле, поставленном учениками Судженского уездного училища (в котором Щепкин обучался), в роли крепостного слуги Розмарина в комедии «Вздорщица» Сумарокова. В летние месяцы неоднократно играл в театре Волькенштейна. В 1801 Щепкин переходит в Курское губернское училище. В Курске он посещает театр братьев М.Е., П. Е. и А.Е. Барсовых. В 1805, заменяя одного из актеров, Щепкин с успехом исполнил в этом театре роль Андрея Почтаря в пьесе «Зоа» Мерсье. С этого времени он становится профессиональным актером театра Барсовых. В 1816 перешел в харьковскую труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского. В 1818 с группой ведущих актеров этого театра Щепкин основывает «вольный театр» в Полтаве, который возглавляет И. П. Котляревский. После закрытия Полтавского театра (1822) Щепкин вновь вернулся к Штейну, державшему антрепризу в Туле. В том же году вместе со своей семьей Щепкин получил вольную (борьба за освобождение Щепкина от крепостной зависимости велась с 1818; в ней принимали активное участие будущий декабрист С. Г. Волконский, П. П. Котляревский, партнеры Щепкина, многочисленные зрители, внесшие свои пожертвования). На провинциальной сцене Щепкин исполнил большое количество ролей самых разнообразных жанров, включая партии в операх и балетах. Его исполнение отличалось искрометным темпераментом, юмором. Уже в этот период, много размышляя над проблемами искусства, наблюдая игру талантливого актера-любителя кн. П. В. Мещерского, актеров театра Штейна — И.Ф. Угарова, Павлова, крепостной актрисы орловского театра Кузьминой (ее трагическая судьба со слов Щепкина описана А. И. Герценом в рассказе «Сорока-воровка»), Щепкин приходит к выводу, что «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Он начинает сознательно утверждать в сценическом искусстве реализм. Лучшие роли Щепкина в провинциальный период: Чупрун и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка Полтавка» Котляревского, обе в 1819), Подслухин («Подложный клад» Ильина), трактирщик Панкрат (комическая опера «Мнимый невидимка» Кавоса), Богатонов («Господин Богатонов, или Провинциал в столице» Загоскина)



20 сентября 1822 Щепкин дебютировал в Москве в роли Богатонова и 6 марта 1823 был зачислен в труппу Московского театра (с 1824 — Малый театр). В Москве реализм Щепкина приобрел характер законченной системы. Формированию взглядов Щепкина способствовали его тесные идейные и дружеские связи с передовыми обществ, и художественными деятелями России (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Т. Н. Грановский, Т. Г. Шевченко и др.). Щепкин был не только участником первых постановок пьес Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и активно способствовал написанию многих из этих пьес, горячо их пропагандировал, добивался снятия цензурных запретов. Сценическая деятельность Щепкина отвечала новым эстетическим требованиям, выдвигавшимся революционной демократией. Высокая сознательность и идейная целеустремленность художественного творчества, отличавшие критический реализм Щепкина, определили его значение как реформатора актерского искусства. Свои лучшие сценические образы Щепкин создал в произведениях русских сатирико-обличительной драматургии. Играя Фамусова (1830), Щепкин изображал представителя чиновной бюрократии, показывал конкретные типические черты этого персонажа; чванство и барская заносчивость крепостника сочетались в его Фамусове с раболепством и угодничеством по отношению к придворной знати. Такой же глубокой жизненной достоверностью и обличительной силой отличался образ Городничего (1836). Исполняя эту роль, Щепкин достигал широкого сатирического обобщения, поднимался до обличения николаевского режима. Сатирические типы дворян были созданы Щепкиным в пьесах Гоголя — «Женитьба» (Подколесин и Кочкарев, 1843), «Игроки» (Утешительный, 1843), «Тяжба» (Бурдюков, 1844).



Другая сторона творчества Щепкина связана с созданием им образов в украинской драматургии; в Петербурге (на гастролях) и Москве он сыграл роли выборного Макагоненко и крестьянина Чупруна («Наталка Полтавка», 1837, «Москаль-чаровник», 1840, Котляревского), передав национальное своеобразие этих персонажей. Играл роли людей из народа: с глубоким драматизмом раскрывал в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье трагическую судьбу старого человека, жертвующего личным счастьем ради благополучия близких ему людей. Подчеркивая значение этой работы Щепкина, проникнутой демократическим гуманизмом, Белинский писал: «Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса...» («Александрийский театр», см. Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533). Другой замечательный образ простого человека был создан Щепкиным в пьесе «Жакар, или Жакардов станок» Фурнье (1858), герой которой ремесленник-изобретатель отдает все свои сбережения, труд и талант облегчению тяжелой участи рабочих-ткачей. Гимном труду, патетически и проникновенно звучали у Щепкина слова куплетов, воспевающих подвиг тружеников (когда пьеса сошла с репертуара, Щепкин продолжал исполнять эти куплеты в концертах). В конце жизни его репертуар был пополнен ролями в пьесах И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Развивая тему «униженных и оскорбленных», Щепкин с исключительной психологической глубиной показал душевный мир маленького чиновника Мошкина («Холостяк» Тургенева, 1850) и обездоленного старика Кузовкина («Нахлебник» Тургенева, 1862). Та же тема отчетливо раскрывалась в одной из лучших актерских работ Щепкина последнего периода — в роли Муромского («Свадьба Кречинского», 1855). Во всех этих ролях Щепкин показывал не только приниженность своих героев, но и их чувство собственного достоинства. Щепкин во многом был чужд бытовой колорит пьес Островского. Тем не менее он исполнил роли Коршунова и Любима Торцова (1854 и 1855, «Бедность не порок»), Большова («Свои люди — сочтемся», 1861). В образах, созданных им в произведениям Мольера, Шекспира, Пушкина, Щепкина обличал страсть к стяжательству: Гарпагон (1827), Шейлок (1835); Барон («Скупой рыцарь» Пушкина, 1853). При исполнении ролей в пьесах Шекспира, Пушкина ярко проявилось дарование Щепкина как трагедийного актера. Работая на казенной сцене, Щепкин был вынужден играть роли в пустых и бессодержательных пьесах, однако и в этих ролях он стремился утверждать правду жизни.



Законченную систему взглядов на актерское искусство Щепкин выразил в многочисленных высказываниях, письмах, воспоминаниях, в беседах с учениками. Он указывал на необходимость подчинения всего творческого процесса «общей идее», требовал от актера пристального внимания к окружающей действительности. Он говорил, что актер должен не копировать жизнь, а вникать «в душу роли», влезать, «...так сказать, в кожу действующего лица...» (Щепкин М. С., Записки. Письма. Современники о М.С., 1952, с. 250, см. также с. 243-45, 251), т. е. добиваться перевоплощения в сценический образ. В то же время Щепкин настаивал на всестороннем осмыслении исполнителем творческих задач, возникающих в процессе работы над ролью, на тщательной отделке всех ее деталей. Только тогда, по мнению Щепкина, на сцене появится человек живой «не только одним телом», но и «головою и сердцем». Защищая искусство переживания, Щепкин вместе с тем требовал от актера упорного и постоянного труда. Деятельность Щепкина утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Герцен писал, что Щепкин «...создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре...» («М. С. Щепкин», см. Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268).



Художеств, принципы Щепкина нашли претворение в творчестве его учеников, выдающихся русских актеров — И. В. Самарина, С. В. Шумского, Г. Н. Федотовой и др. Традиции сценического реализма, заложенные Щепкиным, имели большое значение для развития искусства Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дома Щепкина». Сценические заветы Щепкина и проповедуемые им этические принципы послужили основой реалистической системы актерского творчества, созданной К.С.Станиславским. Щепкин часто выступал в Петербурге (Александрийский театр), много гастролировал в провинции. Эти гастроли носили характер пропаганды лучших произведений русской драматургии, реалистического актерского искусства. Среди последователей Щепкина — крупнейшие актеры петербургской сцены и провинции: А. Е. Мартынов, П. В. Васильев, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, Е. Б. Пиунова-Шмитгоф и др. Богатейшие жизненные наблюдения Щепкина нашли отражение в русской литературе. Его устные рассказы были использованы Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, А. В. Сухово-Кобылиным, Н. А. Некрасовым и др. Щепкин оставил воспоминания, начатые им по настоянию Пушкина (заглавие и первая фраза этих воспоминаний написаны рукой великого русского поэта).



Роли Щепкина, исполненные после поступления на Московскую сцену (приводятся роли, в которых он выступил не менее 10 раз):



1823 год

Альварес («Король и Пастух» Шаховского),

Альмавива («Два Фигаро» Мартелли),

Богатонов («Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» Загоскина),

Бот («Бот, или Английский купец» Эрнеста и Сервье),

Браччио («Посещение принца» Шаховского),

Вьюнков («Игнаша-дурачок» Шаховского),

граф Знатов («Мизантроп» Мольера),

Грицко («Казак-стихотворец» Шаховского),

Досажаев (мистер Тизл) («Лукавин» Писарева по пьесе Шеридана «Школа злословия»),

Израиль («Удача от неудачи» Семенова),

Клешнин («Поездка в Кронштадт» Писарева),

Кривосудов («Ябеда» Капниста),

Ладов («Добрый малый» Загоскина),

Сумбуров («Модная лавка» Крылова),

Транжирим («Полубарские затеи» Шаховского),

Транжирин («Чванство Транжирина» Шаховского),

Турусин («Урок холостяка» Загоскина);



1824 год

Ведеркин («Воспитание, или Вот приданое!» Кокошкина),

Подслухин («Подложный клад» Ильина),

Репейкин («Хлопотун, или Дело мастера боится» Писарева),

Суфле («Секретарь и повар» Скриба и Мельвиля),

Шеллинг («Учитель и ученик» Писарева);



1825 год

Арнольф («Школа женщин» Мольера),

Будунтай(«Финн» по Пушкину),

Данвиль («Урок старикам» Делавиня),

Дурман (Журден) («Мещанин во дворянстве»),

Жеронт («Скапиновы обманы» Мольера);



1826 год

Фигаро («Два Фигаро» Мартелли),

Езоп («Притчи, или Езоп у Ксанфа» Шаховского),

Созий («Аристофан, или Представление комедии « Всадники»« Шаховского),

Чупкевич («Два учителя» Шаховского);



1827 год

Боннишон («Дядя напрокат» Писарева),

Бонар («Урок старикам» Делавиня),

Гарпагон;

Гонзальв («Буря и кораблекрушение» по Шекспиру),

Любский («Благородный театр» Загоскина),

Репейкин («Лучший день в жизни» Скриба и Варнера),

Хаим («Керим Гирей Крымский хан» по Пушкину);



1828 год

Пудинг («Пять лет в два часа» Писарева);



1829 год

Барди («От добра добра не ищут» Баркова),

Бартоло («Севильский цирюльник» Бомарше),

Бартоло, Антонио («Свадьба Фигаро» Бомарше),

Мишно («Новый Парис» Хмельницкого),

Рампоно («Невинный в вине» Ленского);



1830 год

Доминго («Дон Карлос»),

Фамусов;



1831 год

Филипп («Филипп, или Фамильная гордость» Скриба);



1832 год

Горлопанов («Женихи, или Век живи и век учись» Иванова),

Давид Теньер («Давид Теньер, живописец» Сушкова и Корсакова);



1833 год

Чуб («Вечера на хуторе близ Диканьки» по Гоголю),

Яузов («Хороша и дурна, и глупа, и умна» Ленского);



1834 год

Вальдорф («Мирандолина» Блума по Гольдони),

Незацепин («В тихом омуте черти водятся» Кони);



1835 год

Второй убийца («Жизнь и смерть Ричарда III» Шекспира),

Симон («Матрос» Соважа и Делурье),

Шейлок;



1836 год

Городничий;

Дон-Карлос («Клавиго» Гете);



1837 год

Бонар («Два купца и два отца» Ленского),

Макогоненко («Наталка-Полтавка» Котляревского),

Полоний («Гамлет»),

Соломон («Кин, или Гений и беспутство» Дюма);



1838 год

Руджиеро («Уголино» Полевого),

Форд («Виндзорские кумушки»);



1839 год

Брандт («Дедушка русского флота» Полевого),

Горский («Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» Белинского),

Гранде («Дочь скупого» по»Евгении Гранде» Бальзака);



1840 год

Бургашард («Девица-отшельница» Скриба),

Чупрун («Москаль-чаровник» Котляревского);



1841 год

Капулет («Ромео и Юлия» Шекспира),

Размазня («В людях ангел, не жена, дома с мужем — сатана!» Ленского);



1842 год

Микстурадос («Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо!» Ленского),

Почтмейстер («Мертвые души» по Гоголю);



1843 год

Оргонт («Тартюф»),

Подколесин, Кочкарев («Женитьба»),

Утешительный («Игроки» Гоголя);



1844 год

Бурдюков («Тяжба» Гоголя),

Пузырьков («Война с тещей» Ленского);



1845 год

Вурм («Коварство и любовь»);



1846 год

Дробежкин («Мертвые души»),

Чекалинский («Хризомания, или Страсть к деньгам» по Пушкину);



1847 год

Санхо Пансо («Дон Кихот ла Манхский, рыцарь печального образа и Санхо Пансо» П. Каратыгина по Сервантесу);



1848 год

Анемантус («Тимон Афинянин» Шекспира);



1849 год

Балагалаев («Завтрак у предводителя» Тургенева),

Сганарель («Лекарь поневоле» Мольера)



1850 год

Мошкин («Холостяк» Тургенева);



1851 год

Жорж Данден (о. п. Мольера),

Прокоп Шкурат («Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко),

Ступендьев («Провинциалка» Тургенева);



1852 год

Таранц («Искренняя любовь, или Милый дороже счастья» Квитки-Основьяненко, переделка Островского),

Чуханов («Где тонко, там и рвется» Тургенева),

Эгеон («Комедия ошибок» Шекспира);



1853 год

Барон («Скупой рыцарь» Пушкина),

Дженкинс («Любовь и предрассудок» Мельвиля),

Дядька Грегорио («Дядька в затруднительном положении» Жиро, перевод Гоголя),

Тарас Бульба (по Гоголю);



1854 год

Мишель («Как аукнется, так и откликнется»Тарновского),

Коршунов («Бедность не порок» Островского),

Сальери («Моцарт и Сальери» Пушкина);



1855 год

Джедлэр («Битва жизни» Диккенса),

Клушин («Женихи, или Седина в бороду, а бес в ребро» Вильде),

Любим Торцов («Бедность не порок»),

Мений Агриппа («Кориолан» Шекспира),

Муромский («Свадьба Кречинского»);



1857 год

Желваков («Провинциальные оригиналы» по Салтыкову-Щедрину);



1858 год

Серторий («Далила» Фелье);



1859 год

Бернар («Розовый павильон» Тарновского),

Советник («Бригадир» Фонвизина),

Сен-Фар («Актриса» Анисе-Буржуа и Берьера),

Шут («Король Лир» Шекспира);



1860 год

Брабанцио («Отелло» Шекспира);



1861 год

Большов («Свои люди — сочтемся» Островского),

Шевалье («Партия в пикет» Утина);



1862 год

Зайчиков («Мишура» Потехина),

Кузовкин («Нахлебник» Тургенева).



Литература: Михаил Семенович Щепкин. Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная. Сост. М. А. Щепкин, СПБ. 1914;

Михаил Семенович Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. Сост. А. П. Клинчин, М., 1952;

Эфрос Н.Е., М С. Щепкин, П., 1920;

Соболев Ю.В., М. С. Щепкин, М., 1933;

Данилов С.С., М. С. Щепкин. М..- Л., 1938;

Филиппов В.А., М. С. Щепкин и его роль в развитии русского театра, М.- Л., 1938;

Тальников Д.Л., Система Щепкина, М.-Л., 1939;

Алперс Б.В., Михаил Семенович Щепкин, М.-Л., 1943;

Дерман А.Б.. Московского Малого театра актер Щепкин, М., 1951;

Данилов С.С., Русский драматический театр XIX в., т. 1, Л.-М., 1957;

Клинчин А.П., Михаил Семенович Щепкин, М., 1964; «Театр» М. 1938, № 8, с. 3-85; 1963, № 8, с. 137-92;

Гриц Т.С. М.С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, (М., 1966).

Бондарский И.А. Щепкины. История рода в письмах, документах, воспоминаниях, фотографиях. - М., 2010.

Публикации

АЛЕКСАНДР ВЕРШИНИН В ПРОЕКТЕ "СВЯЗЬ ВРЕМЕН"

Дорогие друзья! Продолжаем наш проект, посвященный 230-летию со дня рождения великого русского артиста Михаила Семеновича Щепкина. Наш следующий герой - персонаж пьесы Н.В.Гоголя "Женитьба" Кочкарев в исполнении заслуженного артиста России Александра Вершинина. Режиссер - Денис Бродский.

Подробнее >

ВИКТОР НИЗОВОЙ В ПРОЕКТЕ "СВЯЗЬ ВРЕМЕН"

Дорогие друзья! 2018 год ознаменовался для нас юбилеем великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Отметить 230-летие основоположника русской театральной школы мы решили необычным видеопроектом, который назвали «Связь времен». В текущем репертуаре нашего театра много пьес, в которых прославился Щепкин, заложил традиции исполнения ролей. Мы попросили артистов, которые сейчас играют щепкинские роли, прочитать куски из них и записали это на видео.

Подробнее >
Отзывы