Яблочкина Александра Александровна

Актриса

ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (3(15). 11. 1866, Петербург, — 20.3. 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкина (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.



Из материалов ГТРФ

«Необычайно красивая, изящная, простая, она поразила меня, — писал В.Качалов о А.Яблочкиной, — своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры…». А.Яблочкина дебютировала на сцене Малого театра Союза ССР в 1888 году — в роли Софьи в «Горе от ума» А.Грибоедова и работала в этом театре до конца жизни. Последний раз великая актриса выступила на сцене в 1961 году в роли Мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея.

Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, А.Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Собрание радиофонда располагает записями следующих спектаклей, сцен из спектаклей с участием А.Яблочкиной: «Горе от ума» А.Грибоедова, в роли Хлестовой, «Уриэль Акоста» К.-Ф.Гуцкова, в роли Эсфири, «Крылья» А.Корнейчука, в роли Горицвет, «Бешеные деньги» А.Островского, в роли Чебоксаровой, «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея, в роли Мисс Кроули. Сцены: «Василиса Мелентьева» А.Островского, в роли Василисы, «Волки и овцы» А.Островского, в роли Мурзавецкой, «Лес» А.Островского, в роли Гурмыжской, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, в роли Турусиной, «Измена» А.Сумбатова-Южина, в роли Зейнаб, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, в роли Елизаветы, «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука, в роли Варвары, «Живой труп» Л.Толстого, в роли Анны Дмитриевны Карениной.

В коллекции радиофонда есть также записи стихотворений А.Пушкина в исполнении А.Яблочкиной: «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия» и другие. Отрывок из 3-й главы «Евгения Онегина» А.Пушкина актриса записала в 1940-х годах.


Сочинения: 75 лет в театре, (3 изд.), М., 1977.

Литература: А. А. Яблочкина. К пятидесятилетию сценической деятельности. (Сб., М. — Л., 1937);

Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.



СПИСОК РОЛЕЙ АЛЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЯБЛОЧКИНОЙ



Публикуемый послужной список знаменитой актрисы Малого театра включает 270 ролей, сыгранных в период с 1885 по 1961 год…



ТИФЛИС



1885

Катарина — «Укрощение строптивой» Шекспира.

Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского.

Эмма — «Три пощечины» Григорьева.





ТЕАТР КОРША



1886—1888

Наташа — «Байбак» Тихонова.

Любовь Гордеевна — «Бедность не порок» Островского.

Оленька — «Благородный театр» Шаховского.

Марина — «Борис Годунов» (сцена у фонтана) Пушкина.

Софья — «Горе от ума» Грибоедова.

Александра Дмитриевна — «Друзья-приятели» Кугушева.

Наташа — «Дядюшкина квартира» Мясницкого.

Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.

Пашенька — «Кручина» Шпажинского.

Зоринская — «Кому жить?» Николаева.

Лиза — «Лиза Фомина» Каменского.

Люсиль — «Мещанин во дворянстве» Мольера.

Машенька — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.

Софья — «Недоросль» Фонвизина.

Людмила — «Особое поручение» Николаева.

Женни — «Пансионерка» Тарновского.

Баронесса — «Победителей не судят» (переделка Самойлова). Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского. Элиза — «Скупой» Мольера.

Штопнова — «Соколы и вороны» Сумбатова.

Надя — «Сорванец» Крылова.

Лелия — «Сюлливан» («Любовь и предрассудок») Малевиля.

Чонская — «Так на свете все превратно» Крылова.

Эмма — «Три пощечины» Григорьева.

Лиза — «Фру-Фру» («Ветерок») Мельяк и Галеви.

Баронесса Фицгейм — «Чад жизни» Маркевича.





МАЛЫЙ ТЕАТР



1888—1889

Ольга Александровна — «Бабье дело» Канаева.

Ия Ивановна — «В плену» Осипова.

Софья — «Горе от ума» Грибоедова.

Анжелика — «Мнимый больной» Мольера.

Беатриче — «Много шума из ничего» Шекспира.

Паранька — «Правительница Софья» Крылова и Полевого.

Эмма — «Супруги в западне» Каратыгина.

Анна — «Теофано» Аверкиева.

Луиза — «Чрезвычайное происшествие» Каратыгина.




1889—1890

Соня — «Божья коровка» Боборыкина.

Юлия Александровна — «Перепутала» Северина

Марья Антоновна — «Ревизор» Гоголя.

Роза — «Севильский обольститель» Бежецкого.

Соколова — «Симфония» М. Чайковского.

Оберон — «Сон в летнюю ночь» Шекспира.

Арикия — «Федра» Расина.

Быкаева — «Цепи» Сумбатова.



1890—1891

Анна — «Виндзорские проказницы» Шекспира,

Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.

Актея — «Смерть Агриппины» Буренина.



1891 — 1892

Юлия — «Жизнь Илимова» Лихачева.

Агнеса Сорель — «Орлеанская дева» Шиллера.

Казильда — «Рюи Блаз» Гюго.



1892—1893

Елена — «Гусь лапчатый» Салова.

Орловская — «Жрица искусства» Карпова.

Хильдечарда — «Кольцо любви» Крылова.

Вера Алексеевна — «Перекати-поле» Гнедича.

Элиза — «Скупой» Мольера.

Смельская — «Таланты и поклонники» Островского.



1893—1894

Антонида — «Венецейский истукан» Гнедича.

Зоя — «Расплата» Гославского.



1894—1895

Ольга Андреевна — «Бэби» Северина.

Офелия — «Гамлет» Шекспира.

Софья Андреевна — «Лопухи» Гнедича.

Катя — «Общество поощрения скуки» Крылова.

Петрова — «Она жизнь поняла» Л. Г.

Женни — «Пансионерка» Тарновского.

Графиня — «Сиятельный зять» Ожье и Сандо.

Донна Соль — «Эрнани» Гюго.



1895—1896

Туманова — «Газета напутала» Булацеля.

Васильчикова — «Горящие письма» Гнедича.

Ольга Петровна — «Жизнь» Потапенко.

Корделия — «Король Лир» Шекспира.

Баронесса Пуф — «Лолотта» Мельяка и Галеви.

Графиня Анна — «Он в отставке» Суворина.

Анна — «Темная сила» Шпажинского.



1896—1897

Леля — «Кому весело живется» Крылова.

Леди Анна — «Король Ричард III» Шекспира.

Карская — «Кумир» Борисова.

Фон Витох — «Наездница» Поля.

Варвара Денисовна — «Подорожник» Гославского.

Званцева — «Приличие» Билибина.



1897—1898

Эмма Леопольдовна — «Джентльмен» Сумбатова.

Сесиль Генриетта — «Кто любит мир — кто любит ссору» Пальерона.

Татьяна Дмитриевна — «Пашенька» Персияниновой.

Ленавцева — «Питомка» Шпажинского.

Вера Борисовна — «Старый закал» Сумбатова.

Мишлина — «Теща» Ожье.



1898—1899

Глафира — «Волки и овцы» Островского.

Елизавета Владимировна — «Волшебная сказка» Потапенко.

Калерия Павловна — «Две судьбы» Шпажинского.

Мадлена — «Дитя», перевод с английского Райского.

Лиза — «Друзья детства» Невежина.

Юлия — «Идеальная жена» Прага.

Лаура — «Каменный гость» Пушкина.

Калерия — «Ложь» Зеланд (Дубельт).

Царевна Ксения — «Царь Борис» А. К. Толстого.



1899—1900

Елена Кефельд — «Кин» А. Дюма.

Маша — «Глухая стена» Шапир.

Княжна Сосо — «Закат» Сумбатова.

Аглая — «Идиот» по роману Достоевского.

Дездемона — «Отелло» Шекспира

Талия — «Торжество муз», пролог на открытие Большого театра Дмитриева.



1900—1901

Клара Шпор — «Вечная любовь» Фабера.

Придворная дама — «Зимняя сказка» Шекспира.

Парфения — «Ингомар» Гальма.

Княжна Ольга — «Накипь» Боборыкина.

Лидочка — «Отжитое время» («Дело») Сухово-Кобылина.

Анна Викторовна — «Цена жизни» Немировича-Данченко.



1901—1902

Вава — «В ответе» Боборыкина.

Виргилия — «Кориолан» Шекспира.

Ольга Дмитриевна — «Нефтяной фонтан» Величко.

Анна Григорьевна — «Разговор двух дам» Гоголя.

Ренева — «Светит, да не греет» Островского.

Негина — «Таланты и поклонники» Островского.



1902—1903

Анна Боллейн — «Король Генрих VIII» Шекспира.

Леди Снируэл — «Школа злословия» Шеридана.



1903—1904

Рукайя — «Измена» Сумбатова.

Наталья Константиновна — «Новый скит» Гнедича.

Александра — «Победа» Трахтенберга.

Марион де Лорм — «Сен-Марс» Капниста.

Фернанда — «Сын Жибуайе» Ожье.



1904—1905

Лидия — «Бешеные деньги» Островского.

Фру Фанни — «Джон Габриель Боркман» Ибсена.

Аксарина — «Ольгин день» Бежецкого.

Бабашина — «Упразднители» Боборыкина.



1905—1906

Ольга — «Для счастья» Пшибышевского.

Виолетта — «Мастер» Бара.

Овиновская — «Невод» Сумбатова.



1906—1907

Сигрид — «Борьба за престол» Ибсена.

Элен — «Над жизнью» Шкляра.

Рафаэлла — «Праздник жизни» Зудермана.



1907—1908

Коринкина — «Без вины виноватые» Островского.

Вышневская — «Доходное место» Островского.

Муратова — «Дельцы» Колышко.

Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.

Эмилия — «Отелло» Шекспира.

Леди Риджлей — «Хозяйка в доме» Пинеро.



1908—1909

Фрейбальцен — «Борьба за мужчину» Фибих.

Марина — «Вожди» Сумбатова.

Лидия — «Казенная квартира» Рышкова.

Первая дама — «Театральный разъезд» Гоголя.

Барсукова — «Утро делового человека» Гоголя.

Сабина — «Сестры из Бишофсберга» Гауптмана.

Мещерякова — «Сполохи» Тихонова.

Lise — «Холопы» Гнедича.



1909—1910

Ната Клевцова — «Болотные огни» Гнедича.

Графиня — «Женитьба Фигаро» Бомарше.

Вера — «Жены» Айзмана.

Леди Чилтерн — «Идеальный муж» Уайльда.

Евлалия — «Невольницы» Островского.



1910—1911

Королева Елизавета — «Мария Стюарт» Шиллера.

Громбицкая — «Жулик» Потапенко.

Зимина — «Светлая личность» Карпова.

Панни Варвара — «Каштелянский мед» Крашевского.

Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» Грибоедова.



1911—1912

Агнесса — «Бесчестье» Филиппи.

Попова — «Медведь» Чехова.

Княгиня Чемизова — «Наследники» Хин.

Звездинцева — «Плоды просвещения» Л. Толстого.

Светланова — «Прохожие» Рышкова.

Жанна — «Убеждение госпожи Обрей» Дюма.



1912—1913

Дьяконица — «Двенадцатый год» Бахметьева.

Гофрайтер — «Обширная страна» Шницлера.

Первая боярыня и инокиня Марфа — «1613 год» Чаева.

Юлия — «Идеальная жена» Прага.



1913—1914

Василиса — «Василиса Мелентьева» Островского.

Моника Фельт — «Порыв» Кистмекера.



1914—1915

Ирина Константиновна — «Дом» Тардова.

Леди Миллиган — «Добродетель и добродетель» Сутро.

Аспазия Бопертюи — «Соломенная шляпка» Лабиша.



1915—1916

Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.

Княгиня Евпраксия — «Чародейка» Шпажинского.



1916—1917

Ольга Васильевна — «Светлый путь» Разумовского.

Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.



1917—1918

Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.

Придворная дама — «Стакан воды» Скриба (юбилей Федотовой).



1918—1919

Острогина — «Ночной туман» Сумбатова.

Клитемнестра — «Электра» Гофмансталя

.

1919—1920

Анна Андреевна — «Ревизор» Гоголя.

Герцогиня Йоркская — «Король Ричард III» Шекспира.



1921 — 1922

Гурмыжская — «Лес» Островского.

Зейнаб — «Измена» Сумбатова.



1923—1924

Графиня — «Дамская война» Скриба.

Кальпурния — «Юлий Цезарь» Шекспира.

Королева — «Стакан воды» Скриба.



1924—1925

Кармина — «Женитьба Белугина» Островского и Соловьева.

Мисс Бартвис — «Серебряная коробка» Голсуорси.

Плавунцова — «Холопы» Гнедича.

Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.



1925—1926

Ульяна — «Семь жен Иоанна Грозного» Смолина.

Барыня — «Последний жемчуг» Персияниновой.



1926—1927

Тарабаева — «Наследие времен» Платона.

Атуева — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.

Минкина — «Аракчеевщина» Платона.



1927—1928

Сара Бартлет — «Золото» О\\\\\\\'Нейля.



1928—1929

Ксения — «Огненный мост» Ромашова.

Муза — «Сигнал» Полякова.



1929—1930

Хлёстова — «Горе от ума» Грибоедова.

Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.



1931—1932

Звездинцева – «Плоды просвещения» Л. Толстого.

Толстая барыня – «Плоды просвещения» Л. Толстого.



1932—1933

Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.

Королева — «Стакан воды» Скриба.



1933—1934

Скутаревская — «Скутаревский» Леонова.



1934—1935

Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.

Горностаева — «Любовь Яровая» Тренева.



1937—1938

Капитолина — «На берегу Невы» Тренева.



1938—1939

Варвара — «Богдан Хмельницкий» Корнейчука.



1940—1941

Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.



1941 — 1942

Турусина — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.



1942—1943

Богаевская — «Варвары» Горького.

Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.



1943—1944

Миссис Хиггинс — «Пигмалион» Шоу.



1950—1951

Каренина — «Живой труп» Л. Толстого.



1955—1956

Александра Алексеевна Горицвет — «Крылья» А. Корнейчука.



1958—1959

Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» по роману У. Теккерея.

ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (3(15). 11. 1866, Петербург, — 20.3. 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкина (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.



Из материалов ГТРФ

«Необычайно красивая, изящная, простая, она поразила меня, — писал В.Качалов о А.Яблочкиной, — своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры…». А.Яблочкина дебютировала на сцене Малого театра Союза ССР в 1888 году — в роли Софьи в «Горе от ума» А.Грибоедова и работала в этом театре до конца жизни. Последний раз великая актриса выступила на сцене в 1961 году в роли Мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея.

Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, А.Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Собрание радиофонда располагает записями следующих спектаклей, сцен из спектаклей с участием А.Яблочкиной: «Горе от ума» А.Грибоедова, в роли Хлестовой, «Уриэль Акоста» К.-Ф.Гуцкова, в роли Эсфири, «Крылья» А.Корнейчука, в роли Горицвет, «Бешеные деньги» А.Островского, в роли Чебоксаровой, «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея, в роли Мисс Кроули. Сцены: «Василиса Мелентьева» А.Островского, в роли Василисы, «Волки и овцы» А.Островского, в роли Мурзавецкой, «Лес» А.Островского, в роли Гурмыжской, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, в роли Турусиной, «Измена» А.Сумбатова-Южина, в роли Зейнаб, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, в роли Елизаветы, «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука, в роли Варвары, «Живой труп» Л.Толстого, в роли Анны Дмитриевны Карениной.

В коллекции радиофонда есть также записи стихотворений А.Пушкина в исполнении А.Яблочкиной: «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия» и другие. Отрывок из 3-й главы «Евгения Онегина» А.Пушкина актриса записала в 1940-х годах.


Сочинения: 75 лет в театре, (3 изд.), М., 1977.

Литература: А. А. Яблочкина. К пятидесятилетию сценической деятельности. (Сб., М. — Л., 1937);

Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.



СПИСОК РОЛЕЙ АЛЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЯБЛОЧКИНОЙ



Публикуемый послужной список знаменитой актрисы Малого театра включает 270 ролей, сыгранных в период с 1885 по 1961 год…



ТИФЛИС



1885

Катарина — «Укрощение строптивой» Шекспира.

Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского.

Эмма — «Три пощечины» Григорьева.





ТЕАТР КОРША



1886—1888

Наташа — «Байбак» Тихонова.

Любовь Гордеевна — «Бедность не порок» Островского.

Оленька — «Благородный театр» Шаховского.

Марина — «Борис Годунов» (сцена у фонтана) Пушкина.

Софья — «Горе от ума» Грибоедова.

Александра Дмитриевна — «Друзья-приятели» Кугушева.

Наташа — «Дядюшкина квартира» Мясницкого.

Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.

Пашенька — «Кручина» Шпажинского.

Зоринская — «Кому жить?» Николаева.

Лиза — «Лиза Фомина» Каменского.

Люсиль — «Мещанин во дворянстве» Мольера.

Машенька — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.

Софья — «Недоросль» Фонвизина.

Людмила — «Особое поручение» Николаева.

Женни — «Пансионерка» Тарновского.

Баронесса — «Победителей не судят» (переделка Самойлова). Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского. Элиза — «Скупой» Мольера.

Штопнова — «Соколы и вороны» Сумбатова.

Надя — «Сорванец» Крылова.

Лелия — «Сюлливан» («Любовь и предрассудок») Малевиля.

Чонская — «Так на свете все превратно» Крылова.

Эмма — «Три пощечины» Григорьева.

Лиза — «Фру-Фру» («Ветерок») Мельяк и Галеви.

Баронесса Фицгейм — «Чад жизни» Маркевича.





МАЛЫЙ ТЕАТР



1888—1889

Ольга Александровна — «Бабье дело» Канаева.

Ия Ивановна — «В плену» Осипова.

Софья — «Горе от ума» Грибоедова.

Анжелика — «Мнимый больной» Мольера.

Беатриче — «Много шума из ничего» Шекспира.

Паранька — «Правительница Софья» Крылова и Полевого.

Эмма — «Супруги в западне» Каратыгина.

Анна — «Теофано» Аверкиева.

Луиза — «Чрезвычайное происшествие» Каратыгина.




1889—1890

Соня — «Божья коровка» Боборыкина.

Юлия Александровна — «Перепутала» Северина

Марья Антоновна — «Ревизор» Гоголя.

Роза — «Севильский обольститель» Бежецкого.

Соколова — «Симфония» М. Чайковского.

Оберон — «Сон в летнюю ночь» Шекспира.

Арикия — «Федра» Расина.

Быкаева — «Цепи» Сумбатова.



1890—1891

Анна — «Виндзорские проказницы» Шекспира,

Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.

Актея — «Смерть Агриппины» Буренина.



1891 — 1892

Юлия — «Жизнь Илимова» Лихачева.

Агнеса Сорель — «Орлеанская дева» Шиллера.

Казильда — «Рюи Блаз» Гюго.



1892—1893

Елена — «Гусь лапчатый» Салова.

Орловская — «Жрица искусства» Карпова.

Хильдечарда — «Кольцо любви» Крылова.

Вера Алексеевна — «Перекати-поле» Гнедича.

Элиза — «Скупой» Мольера.

Смельская — «Таланты и поклонники» Островского.



1893—1894

Антонида — «Венецейский истукан» Гнедича.

Зоя — «Расплата» Гославского.



1894—1895

Ольга Андреевна — «Бэби» Северина.

Офелия — «Гамлет» Шекспира.

Софья Андреевна — «Лопухи» Гнедича.

Катя — «Общество поощрения скуки» Крылова.

Петрова — «Она жизнь поняла» Л. Г.

Женни — «Пансионерка» Тарновского.

Графиня — «Сиятельный зять» Ожье и Сандо.

Донна Соль — «Эрнани» Гюго.



1895—1896

Туманова — «Газета напутала» Булацеля.

Васильчикова — «Горящие письма» Гнедича.

Ольга Петровна — «Жизнь» Потапенко.

Корделия — «Король Лир» Шекспира.

Баронесса Пуф — «Лолотта» Мельяка и Галеви.

Графиня Анна — «Он в отставке» Суворина.

Анна — «Темная сила» Шпажинского.



1896—1897

Леля — «Кому весело живется» Крылова.

Леди Анна — «Король Ричард III» Шекспира.

Карская — «Кумир» Борисова.

Фон Витох — «Наездница» Поля.

Варвара Денисовна — «Подорожник» Гославского.

Званцева — «Приличие» Билибина.



1897—1898

Эмма Леопольдовна — «Джентльмен» Сумбатова.

Сесиль Генриетта — «Кто любит мир — кто любит ссору» Пальерона.

Татьяна Дмитриевна — «Пашенька» Персияниновой.

Ленавцева — «Питомка» Шпажинского.

Вера Борисовна — «Старый закал» Сумбатова.

Мишлина — «Теща» Ожье.



1898—1899

Глафира — «Волки и овцы» Островского.

Елизавета Владимировна — «Волшебная сказка» Потапенко.

Калерия Павловна — «Две судьбы» Шпажинского.

Мадлена — «Дитя», перевод с английского Райского.

Лиза — «Друзья детства» Невежина.

Юлия — «Идеальная жена» Прага.

Лаура — «Каменный гость» Пушкина.

Калерия — «Ложь» Зеланд (Дубельт).

Царевна Ксения — «Царь Борис» А. К. Толстого.



1899—1900

Елена Кефельд — «Кин» А. Дюма.

Маша — «Глухая стена» Шапир.

Княжна Сосо — «Закат» Сумбатова.

Аглая — «Идиот» по роману Достоевского.

Дездемона — «Отелло» Шекспира

Талия — «Торжество муз», пролог на открытие Большого театра Дмитриева.



1900—1901

Клара Шпор — «Вечная любовь» Фабера.

Придворная дама — «Зимняя сказка» Шекспира.

Парфения — «Ингомар» Гальма.

Княжна Ольга — «Накипь» Боборыкина.

Лидочка — «Отжитое время» («Дело») Сухово-Кобылина.

Анна Викторовна — «Цена жизни» Немировича-Данченко.



1901—1902

Вава — «В ответе» Боборыкина.

Виргилия — «Кориолан» Шекспира.

Ольга Дмитриевна — «Нефтяной фонтан» Величко.

Анна Григорьевна — «Разговор двух дам» Гоголя.

Ренева — «Светит, да не греет» Островского.

Негина — «Таланты и поклонники» Островского.



1902—1903

Анна Боллейн — «Король Генрих VIII» Шекспира.

Леди Снируэл — «Школа злословия» Шеридана.



1903—1904

Рукайя — «Измена» Сумбатова.

Наталья Константиновна — «Новый скит» Гнедича.

Александра — «Победа» Трахтенберга.

Марион де Лорм — «Сен-Марс» Капниста.

Фернанда — «Сын Жибуайе» Ожье.



1904—1905

Лидия — «Бешеные деньги» Островского.

Фру Фанни — «Джон Габриель Боркман» Ибсена.

Аксарина — «Ольгин день» Бежецкого.

Бабашина — «Упразднители» Боборыкина.



1905—1906

Ольга — «Для счастья» Пшибышевского.

Виолетта — «Мастер» Бара.

Овиновская — «Невод» Сумбатова.



1906—1907

Сигрид — «Борьба за престол» Ибсена.

Элен — «Над жизнью» Шкляра.

Рафаэлла — «Праздник жизни» Зудермана.



1907—1908

Коринкина — «Без вины виноватые» Островского.

Вышневская — «Доходное место» Островского.

Муратова — «Дельцы» Колышко.

Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.

Эмилия — «Отелло» Шекспира.

Леди Риджлей — «Хозяйка в доме» Пинеро.



1908—1909

Фрейбальцен — «Борьба за мужчину» Фибих.

Марина — «Вожди» Сумбатова.

Лидия — «Казенная квартира» Рышкова.

Первая дама — «Театральный разъезд» Гоголя.

Барсукова — «Утро делового человека» Гоголя.

Сабина — «Сестры из Бишофсберга» Гауптмана.

Мещерякова — «Сполохи» Тихонова.

Lise — «Холопы» Гнедича.



1909—1910

Ната Клевцова — «Болотные огни» Гнедича.

Графиня — «Женитьба Фигаро» Бомарше.

Вера — «Жены» Айзмана.

Леди Чилтерн — «Идеальный муж» Уайльда.

Евлалия — «Невольницы» Островского.



1910—1911

Королева Елизавета — «Мария Стюарт» Шиллера.

Громбицкая — «Жулик» Потапенко.

Зимина — «Светлая личность» Карпова.

Панни Варвара — «Каштелянский мед» Крашевского.

Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» Грибоедова.



1911—1912

Агнесса — «Бесчестье» Филиппи.

Попова — «Медведь» Чехова.

Княгиня Чемизова — «Наследники» Хин.

Звездинцева — «Плоды просвещения» Л. Толстого.

Светланова — «Прохожие» Рышкова.

Жанна — «Убеждение госпожи Обрей» Дюма.



1912—1913

Дьяконица — «Двенадцатый год» Бахметьева.

Гофрайтер — «Обширная страна» Шницлера.

Первая боярыня и инокиня Марфа — «1613 год» Чаева.

Юлия — «Идеальная жена» Прага.



1913—1914

Василиса — «Василиса Мелентьева» Островского.

Моника Фельт — «Порыв» Кистмекера.



1914—1915

Ирина Константиновна — «Дом» Тардова.

Леди Миллиган — «Добродетель и добродетель» Сутро.

Аспазия Бопертюи — «Соломенная шляпка» Лабиша.



1915—1916

Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.

Княгиня Евпраксия — «Чародейка» Шпажинского.



1916—1917

Ольга Васильевна — «Светлый путь» Разумовского.

Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.



1917—1918

Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.

Придворная дама — «Стакан воды» Скриба (юбилей Федотовой).



1918—1919

Острогина — «Ночной туман» Сумбатова.

Клитемнестра — «Электра» Гофмансталя

.

1919—1920

Анна Андреевна — «Ревизор» Гоголя.

Герцогиня Йоркская — «Король Ричард III» Шекспира.



1921 — 1922

Гурмыжская — «Лес» Островского.

Зейнаб — «Измена» Сумбатова.



1923—1924

Графиня — «Дамская война» Скриба.

Кальпурния — «Юлий Цезарь» Шекспира.

Королева — «Стакан воды» Скриба.



1924—1925

Кармина — «Женитьба Белугина» Островского и Соловьева.

Мисс Бартвис — «Серебряная коробка» Голсуорси.

Плавунцова — «Холопы» Гнедича.

Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.



1925—1926

Ульяна — «Семь жен Иоанна Грозного» Смолина.

Барыня — «Последний жемчуг» Персияниновой.



1926—1927

Тарабаева — «Наследие времен» Платона.

Атуева — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.

Минкина — «Аракчеевщина» Платона.



1927—1928

Сара Бартлет — «Золото» О\\\\\\\'Нейля.



1928—1929

Ксения — «Огненный мост» Ромашова.

Муза — «Сигнал» Полякова.



1929—1930

Хлёстова — «Горе от ума» Грибоедова.

Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.



1931—1932

Звездинцева – «Плоды просвещения» Л. Толстого.

Толстая барыня – «Плоды просвещения» Л. Толстого.



1932—1933

Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.

Королева — «Стакан воды» Скриба.



1933—1934

Скутаревская — «Скутаревский» Леонова.



1934—1935

Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.

Горностаева — «Любовь Яровая» Тренева.



1937—1938

Капитолина — «На берегу Невы» Тренева.



1938—1939

Варвара — «Богдан Хмельницкий» Корнейчука.



1940—1941

Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.



1941 — 1942

Турусина — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.



1942—1943

Богаевская — «Варвары» Горького.

Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.



1943—1944

Миссис Хиггинс — «Пигмалион» Шоу.



1950—1951

Каренина — «Живой труп» Л. Толстого.



1955—1956

Александра Алексеевна Горицвет — «Крылья» А. Корнейчука.



1958—1959

Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» по роману У. Теккерея.

Публикации

​ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДРУЖБЫ: А.А. ЯБЛОЧКИНА И С.Н. ДУРЫЛИН

Дорогие друзья! 24 декабря (суббота) приглашаем вас в Мемориальную квартиру А.И.Сумбатова-Южина на тематический вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной (1866 -1964) и 130-летию со дня рождения Сергея Николаевича Дурылина (1886 - 1954).

Подробнее >

​МЫ ВСПОМИНАЕМ

15 ноября исполняется 150 лет со дня рождения народной артистки СССР Александры Александровны Яблочкиной (1866 – 1964).

Подробнее >
Отзывы