Светлана
28 февраля 2011 г.
Спектакль С.В. Женовача по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» пронизан живостью и искренностью. Он совсем не книжный и не «мемореальный». Это рассказ о живых людях. У каждого персонажа своя правда, свой интерес, своя боль и своя судьба.
Фамусов (Юрий Соломин) – непоседа и жизнелюб, которому до всего есть дело. Он не монумент и не папаша, заплывший жиром, а подтянутый вдовец, который пытался заменить мать для своей дочери, привыкший быть хозяином в собственном доме. Он позволяет себе флиртовать со служанкой Лизой, но все мысли его заняты дочерью: выбором для нее будущего мужа. Фамусов Соломина душевно весел и даже поначалу не сильно гневается на Чацкого после его разоблачительного монолога о веке нынешнем и веке минувшим. Фамусов энергичный человек, любящий отец, всегда уверенный в своей правоте. И тем трагичнее для него финальная развязка. Он истинно до отчаяния страдает, гневно мечет громы и молнии и ужасается за Софью. «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?» Да, для Фамусова это действительно трагедия.
Чацкий (Глеб Подгородинский) не похож на борца-освободителя, которого мы привыкли описывать в школьных сочинениях. Этот Чацкий просто влюбленный мальчишка, прилетевший на всех парах в дом, где оставил свою любимую девушку. Он хочет опять вернуться в детство. Видимо поэтому в начале спектакля Чацкий Подгородинского немного угловат, застенчив и даже не похож на потомственного дворянина. В спорах с Фамусовым и Софьей он пока не обличитель. Но этот молодой человек наделен умом, образован, отчаян и смел. В середине пьесы Чацкий Подгородинского преображается: появляется самоуважение и нетерпимость к окружающей его фальши. Он становится подобен вулкану и будит заснувшее общество. Его монологи великолепны, но – увы! - обречены на поражение. В финальной сцене Чацкий, переживший в этот день немало потрясений, с горечью обличает ещё недавно близких ему людей. Что ему остается? Только уехать «вон из Москвы».
На редкость обаятелен Молчалин Александра Вершинина. Да, он «гребет под себя», прикидывается влюбленным, старается угодить всем «без изъятья», но делает это умело и естественно. Он приветлив, ласков и вовсе не кажется подлецом и моральным уродом. Наверное поэтому его могла полюбить Софья (О. Молочная) – девушка совсем не глупая.
Интересен Скалозуб Виктора Низового. Он жизнерадостный, не злобный, важный и статный. Несмотря на очередную солдафонскую грубость и бестактность вызывает улыбку и симпатию своей веселостью и озорством. В общем, «созвездие маневров и мазурки».
И, конечно, великолепна Хлёстова в исполнении Э.А. Быстрицкой. Она как столп московского общества в дуэте с Фамусовым. Очаровательно кокетничает по поводу своего возраста. Хлестова Быстрицкой живая, обворожительная, наслаждается жизнью и как бы небрежно и элегантно поливает всех грязью.
От спектакля получаешь истинное удовольствие. Он радует зрителей своей современностью и жизненностью. Ведь борьба противоположностей продолжается во все времена. И всегда приятно слышать музыку стихов Грибоедова.