Дорогие друзья!
4 ноября в Малом театре был запущен в работу новый спектакль - "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Ставит его Алексей Дубровский. В роли Чичикова - заслуженный артист России Алексей Фаддеев. В спектакле заняты Ирина Муравьева (Коробочка), Василий Бочкарев (Плюшкин), Александр Клюквин (Манилов), Борис Невзоров (Собакевич), Виктор Низовой (Ноздрев) и другие. На читке побывал фотохудожник Николай Антипов.
Дорогие друзья!
4 ноября в Малом театре был запущен в работу новый спектакль - "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Ставит его Алексей Дубровский в оформлении Марии Утробиной, композитор - Григорий Гоберник. В роли Чичикова - заслуженный артист России Алексей Фаддеев. В спектакле заняты Ирина Муравьева (Коробочка), Василий Бочкарев (Плюшкин), Александр Клюквин (Манилов), Борис Невзоров (Собакевич), Виктор Низовой (Ноздрев) и другие. Как бы парадоксально это не звучало, но для Малого театра - это новый материал. Да, если посмотреть на дореволюционный репертуар, то можно найти целых пять постановок по бессмертной поэме Гоголя. Но все они не оставили заметного следа в истории Малого, а в более позднее время театр к этому произведению не обращался. Так что начинаем с чистого листа и верим в успех! По традиции команду нового спектакля напутствовал художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин. На читке побывал фотохудожник Николай Антипов.
3 ноября в спектакле "Восемь любящих женщин" Р.Тома роль Шанель первый раз сыграла народная артистка России Алена Охлупина. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
3 ноября в спектакле "Восемь любящих женщин" Р.Тома роль Шанель первый раз сыграла народная артистка России Алена Охлупина. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
1 ноября в спектакле "Таинственный ящик" П.А.Каратыгина роль Мерлюша первый раз сыграл артист Дмитрий Марин. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
1 ноября в спектакле "Таинственный ящик" П.А.Каратыгина роль Мерлюша первый раз сыграл артист Дмитрий Марин. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
Для возврата билетов, приобретенных электронным способом, необходимо до начала мероприятия отправить сообщение на e-mail: refund@maly.ru, указав номер билета и приложив к письму бланк электронного билета, подлежащего возврату и чек, полученные при покупке. Деньги за билеты будут возвращены на банковскую карту, которая была использована при оплате данных заказов. Электронные билеты, замененные на билеты на бланках Малого театра, возвращаются в кассу театра до начала мероприятия.
К юбилею народного артиста СССР Юрия Соломина Малый театр совместно с Третьяковской галереей покажут фильмы «Его Величество Актёр» и «Память крови». Показы пройдут 17 и 19 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Начало в 19:00.
К юбилею народного артиста СССР Юрия Соломина Малый театр совместно с Третьяковской галереей покажут фильмы «Его Величество Актёр» и «Память крови». Показы пройдут 17 и 19 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Начало в 19:00.
Фильмы представят Народный артист СССР, Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, актёры Малого театра и создатели.
Юрий Соломин — всенародно любимый артист, режиссер, театральный педагог. Более 30 лет руководит Малым театром, одним из старейших театров России.
Мы встретимся с нашим героем в очень важный и волнительный для него период времени. Заканчивается большая реконструкция Исторической сцены и Малый готовится к открытию.
Съемочный период фильма длился более года. Вы увидите то, что обычно скрыто от глаз зрителей. Мы приглашаем вас в мир театра, сцены и закулисья, где правит Его Величество Актер!
19 ноября — 19:00
"Память крови"
12+
Россия. 2018, 60 мин.
Режиссёр Денис Бродский
О фильме:
Главный герой фильма - народный артист СССР Юрий Соломин отправляется с гастролями Малого театра в Читу, город своего детства.
Фильм является не только хронологией событий, это - фильм-размышление, фильм-воспоминание о родителях, учителях, друзьях, это общение с коллегами, учениками, домашними животными, встречи со зрителями; и все это - верная, непреходящая память большого человеческого сердца...
Памятную доску народному артисту СССР Евгению Самойлову открыли сегодня в доме номер 8 по Спиридоньевскому переулку в Москве.
Евгений Самойлов сыграл полсотни киноролей и почти сорок лет служил в Малом театре. На прославленную сцену он выходил до самых последних дней. Рассказывают новости "Культуры"
Памятную доску народному артисту СССР Евгению Самойлову открыли сегодня в доме номер 8 по Спиридоньевскому переулку в Москве.
Евгений Самойлов сыграл полсотни киноролей и почти сорок лет служил в Малом театре. На прославленную сцену он выходил до самых последних дней.
«Дело не в том, что что-то здесь будет висеть, а в том, чтобы в театре помнили людей, которые очень много сделали для него, очень много отдали», - сообщил художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин.
«Это человек, который жил в квартире с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, с Зинаидой Райх - они его приютили. Это человек, который работал с Довженко. И все, так сказать, люди, которые видели его в Гамлете у Охлопкова говорили, что это было такое событие для театральной общественности. Не только для Москвы, но и мира», - сказал народный артист России Владимир Дубровский.
Для возврата билетов, приобретенных электронным способом, необходимо до начала мероприятия отправить сообщение на e-mail: refund@maly.ru, указав номер билета и приложив к письму бланк электронного билета, подлежащего возврату и чек, полученные при покупке. Деньги за билеты будут возвращены на банковскую карту, которая была использована при оплате данных заказов. Электронные билеты, замененные на билеты на бланках Малого театра, возвращаются в кассу театра до начала мероприятия.
Уважаемые зрители!
8 ноября (Основная сцена) пойдет спектакль "Ревизор" Н.В.Гоголя (вместо спектакля "Горе от ума").
8 ноября (Сцена на Ордынке) пойдет спектакль "Бешеные деньги" А.Н.Островского (вместо спектакля "Тайны мадридского двора").
Приносим извинения за доставленные неудобства.
Уважаемые зрители!
8 ноября (Основная сцена) пойдет спектакль "Ревизор" Н.В.Гоголя (вместо спектакля "Горе от ума").
8 ноября (Сцена на Ордынке) пойдет спектакль "Бешеные деньги" А.Н.Островского (вместо спектакля "Тайны мадридского двора").
Билеты действительны для посещения спектаклей.
Для возврата билетов, приобретенных электронным способом, необходимо до начала мероприятия отправить сообщение на e-mail: refund@maly.ru, указав номер билета и приложив к письму бланк электронного билета, подлежащего возврату и чек, полученные при покупке. Деньги за билеты будут возвращены на банковскую карту, которая была использована при оплате данных заказов. Электронные билеты, замененные на билеты на бланках Малого театра, возвращаются в кассу театра до начала мероприятия.
3 ноября на Youtube-канале Малого театра пройдет трансляция открытия выставки «Макбет. Вариации». На ней будут представлены уникальные сценические костюмы Федотовой, Южина, Гоголевой и Царева, а также эскизы и редкие фотографии великих артистов. Начало в 18:15.
Репертуар – один из основополагающих вопросов для театра. Современный Малый театр бережно хранит традицию строить свой репертуар на лучших произведениях мировой литературы. Конечно, здесь не раз ставились пьесы великого Шекспира.
Пьеса «Макбет» уступает по количеству постановок «Гамлету» и «Отелло». Она хранит в себе массу загадок, покоряет своей мистической атмосферой и, так же, как и другие великие трагедии, задает каждому новому поколению свои вопросы: вечные и требующие одновременно вечных и созвучных времени ответов.
3 ноября на Youtube-канале Малого театра пройдет трансляция открытия выставки «Макбет. Вариации». На ней будут представлены уникальные сценические костюмы Гликерии Федотовой, Александра Южина, Елены Гоголевой и Михаила Царева, а также эскизы и редкие фотографии великих артистов.
К 80-летию со дня рождения Валерия Носика
Кира Алексеева, "Страстной бульвар, 10", №2-232/2020
Так называли замечательного, незабываемого артиста Валерия Носика в Малом театре, в труппу которого он вступил в 1972 году, покинув Московский драматический театр имени А.С. Пушкина вслед за Борисом Ивановичем Равенских, высоко ценившим этого мастера и пригласившего его вместе с несколькими другими артистами в Дом Островского.
Мне довелось видеть и запомнить работы Валерия Носика еще на сцене Московского ТЮЗа, куда его пригласили после нескольких киноролей еще до окончания ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Прослужил там Валерий Бенедиктович всего несколько лет, но вошел в зрительские души разных поколений и своей, казалось, совсем «неактерской» внешностью, и переполнявшим его чувством юмора, и той особой заразительностью, которой невозможно было не поддаться.
Его любили везде и всегда - за доброжелательность, отзывчивость, полное отсутствие какой бы то ни было звездности в поведении, за расположенность к людям не только знакомым, но и случайно встреченным. Глаза Валерия Носика неизменно лучились тем теплом и светом, которые так необходимы всем! Коллеги говорили о нем: «У Носика есть одна положительная черта - он добрый. И одна отрицательная - он слишком добрый!» Но разве бывает доброта, исходящая из глубин души, отрицательной чертой?..
В Театре им. А.С.Пушкина, куда он пришел из ТЮЗа, Валерий Носик играл много, увлеченно, запоминаясь и в самой небольшой роли. До сей поры не могу забыть его гротескового Контролера в «Парусиновом портфеле» М. Зощенко, поставленном Оскаром Ремезом, Григория Миронова в «Днях нашей жизни» Л. Андреева, майора Петкова в «Шоколадном солдатике» Б. Шоу, Мадали в «Метели» Л. Леонова (все названные постановки осуществлены Борисом Равенских), Швейка в «Похождениях бравого солдата Швейка» по Ярославу Гашеку (режиссер Оскар Ремез).
Но ярче других помнится роль Ренато Туцци в спектакле Равенских «Воскресенье в Риме» Горни Кремера - это был какой-то нескончаемый пир импровизаций артиста (он любил перечислять фамилии знакомых, пришедших в этот вечер в театр, переделывая их «на итальянский манер»), в бешеном ритме носился по сцене, буквально упиваясь характером своего персонажа, заряжая всех неистовым весельем и лучезарностью своих распахнутых глаз...
На протяжении 70-80-х годов Валерий Носик по праву считался одним из самых любимых и востребованных кинематографом «эпизодников»: поистине, несть числа фильмам, в которых он мог появиться на несколько минут, а запоминался на годы и десятилетия. Очень верно говорил об этом артисте режиссер Геннадий Полока: «Я считаю, что Валерий Носик - это чудо природы. Надо было обладать такими природными данными внутренними, чтобы переиграть ту маловыразительную внешность, которую ему дал Бог». И он переигрывал ее многократно и разнообразно. Мечтая о драматических ролях Валерий Носик ярко раскрывался и в них, сыграв на сцене Дома Островского свыше 50 ролей самого разного плана. И в кинематографе случилось такое - в киноэпопее «Освобождение» Юрий Озеров, ощутив человеческую, личностную глубину этого мастера, доверил артисту роль танкиста Дорожкина с его запомнившейся всем, кто видел фильм, фразой: «А мы, танкисты, горючее всегда на язык пробуем!» Он и в этой небольшой, но по сути трагической роли, умудрился покорить нотками озорства, легкости, юмора...
И в других лентах со всей очевидностью просвечивал драматический дар Валерия Носика. Стоит вспомнить здесь такие из них, как «Шура и Просвирняк», «Горизонт», «Сапоги всмятку», «Преступление и наказание», где из малозначительной роли Заметова артист создал не просто определенный характер, но тип. Ну, а перечислять здесь всех его ярко комедийных персонажей - дело хлопотливое и излишнее: они и без того помнятся всем...
К счастью, и в театре Валерий Носик реализовал свой дар не только в комедиях. Достаточно назвать лишь несколько ролей: Красавин в «Детях Ванюшина» С. Найденова, Вернер в «Русских людях» К. Симонова, Непряхин в «Ивушке неплакучей» М. Алексеева, полубезумный и жалкий, с отчетливыми интонациями неподдельного драматизма Курослепов в «Горячем сердце» А.Н. Островского.
Он был поразительным Епиходовым в чеховском «Вишневом саде», человеком нелепым, смешным, но наделенным чувством собственного достоинства, которое постоянно пытались высмеять. Никем не понятый, никем не любимый... Маленький человек, осознающий себя значительным...
И еще он ярко помнится мне в одной из серий популярного не только в давние времена, но и сегодня телевизионного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» (новелла «Ответный удар»), в которой Валерий Носик создал поистине страшный, трагикомический образ Феди Ферапонтикова, услужливого, годного для любого дела, пусть и самого грязного, терпящего любые унижения, но в душе ненавидящего своего хозяина до сердечной боли. Достаточно всмотреться в его взгляды, бросаемые исподтишка на хозяина и его окружение, в вырывающиеся порой иронические комментарии...
Валерий Бенедиктович Носик ушел из жизни слишком рано. В октябре нынешнего года ему исполнилось бы 80 лет, а не стало его в 54 года. Сколько еще мог бы он сыграть, одаривая своих влюбленных зрителей блестками юмора, ненавязчивой иронией, искусством высокого гротеска и - драматическими ролями.
Сын артиста, Александр Носик, ставший за эти десятилетия известным и любимым многими мастером театра и кино, с горечью и болью сказал: «Мне действительно обидно за великого актера Валерия Носика. Он работал как каторжный, на износ. Умер во сне от разрыва сосудов, а текст новой роли лежал рядом, потому что на следующий день должна была быть репетиция».
Но он остается и долгое время спустя для нас тем Солнышком, которое согревает при одном воспоминании, вызывая улыбку и нежность...
30 октября в спектакле "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо роль Нинуччи первый раз сыграла актриса Полина Долинская. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
30 октября в спектакле "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо роль Нинуччи первый раз сыграла актриса Полина Долинская. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
30 октября в спектакле "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо роль Армиды Романелло первый раз сыграла заслуженная артистка России Лариса Кичанова. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
30 октября в спектакле "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо роль Армиды Романелло первый раз сыграла заслуженная артистка России Лариса Кичанова. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
28 октября в спектакле "Варвары" М.Горького роль Маврикия Осиповича Монахова первый раз сыграл народный артист России Владимир Дубровский. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
28 октября в спектакле "Варвары" М.Горького роль Маврикия Осиповича Монахова первый раз сыграл народный артист России Владимир Дубровский. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
1 ноября исполняется 20 лет со дня премьеры последней постановки бессмертной комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" на сцене Малого театра (режиссер С.В.Женовач).
А.С.Грибоедов дописал “Горе от ума” в 1824-м – в тот самый год, когда в здание на Петровской площади въехала труппа Малого театра. Сейчас прославленная комедия стала такой же визитной карточкой нашего репертуара, как пьесы А.Н.Островского или царская трилогия А.К.Толстого. Однако сценическая судьба “Горя от ума” поначалу складывалась непросто.
Цензурный комитет сразу же запретил комедию к представлению. Постепенно ситуация изменилась. Первый акт “Горя от ума” сыграли в 1830 году, в бенефис М.С.Щепкина, состоявшийся в Большом театре. Спустя несколько месяцев был представлен третий акт под названием “Московский бал”. И уже в 1831 году пьеса пошла целиком.
В первой постановке “Горя от ума” Чацкого играл П.С.Мочалов. Будучи трагическим актёром, он опасался, что не справится с ролью в комедии, однако созданный им сценический образ со временем приобретал всё большее совершенство. М.С.Щепкин играл Фамусова. Это была одна из лучших ролей великого артиста. Он давал своему герою точную психологическую характеристику, ярко обрисовывая его мелкое тщеславие.
“Горе от ума” – один из тех шедевров русской драматургии, которые никогда надолго не исчезали из репертуара Малого театра. Роли Чацкого, Фамусова, Софьи постоянно исполнялись лучшими артистами старейшей московской труппы. Чацкого играли С.В.Шумский, И.В.Самарин, А.П.Ленский, Ф.П.Горев, А.А.Остужев, П.М.Садовский (внук). Фамусова – И.В.Самарин, А.П.Ленский, К.Н.Рыбаков, А.И.Южин. Софью – Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова, А.А.Яблочкина, Е.Н.Гоголева.
В 1902 году А.И.Южин осуществил новую постановку “Горя от ума”, всё художественное оформление которой было строго выдержано в стиле грибоедовской эпохи, тогда как ранее комедию играли в современных костюмах и декорациях.
Следующая версия “Горя от ума” была создана в 1920-м. А в 1938 году, к 150-летию со дня рождения М.С.Щепкина, Малый театр вновь обратился к бессмертной комедии. Состав участников спектакля был особенно впечатляющим: Чацкого играл М.И.Царёв, Фамусова – П.М.Садовский, М.М.Климов и К.А.Зубов, Загорецкого – И.В.Ильинский, Хлёстову – А.А.Яблочкина. Исторически достоверное изображение “грибоедовской Москвы”, внутренняя цельность постановки принесли спектаклю большой успех.
В 1963 году вышло “Горе от ума” в режиссуре Е.Р.Симонова. В спектакле участвовали Н.В.Подгорный, М.И.Царёв, В.И.Коршунов, И.В.Ильинский, Е.Н.Гоголева и другие. Постановке был свойственен романтический стиль – даже Хлёстова выглядела не простоватой московской барыней, а гранд-дамой.
Спектакль 1975 года поставил В.Н.Иванов под художественным руководством М.И.Царёва. На сцене перед зрителями представал московский барский дом во всём своём своеобразии. В.М.Соломин играл Чацкого, Н.И.Корниенко – Софью, Б.В.Клюев – Молчалина, Лизу – Е.К.Глушенко, Репетилова – Н.В.Подгорный и Э.Е.Марцевич. Многие роли исполняли те же артисты, что и постановке 1963 года, в том числе М.И.Царёв (Фамусов), но они сумели найти для своих героев свежие краски, в соответствии с новой трактовкой пьесы. Критики отмечали: “Это спектакль большой сценической культуры, созданный в строгой манере, можно сказать, традиционной, отмеченный тем уважением к нашему классическому наследию, которое всегда было свойственно Малому театру”.
Нынешняя постановка “Горя от ума” была осуществлена в 2000 году режиссёром С.В.Женовачём. Это традиционное и в то же время новаторское прочтение хрестоматийного произведения. В постановке Малого театра большое значение придаётся не только социальной остроте пьесы, но и лирической теме первой любви. Фамусова сыграл Ю.М.Соломин, Чацкого – Г.В.Подгородинский, Софью – И.Ю.Леонова, Молчалина – А.В.Вершинин. Спектакль Женовача встретил восторженный приём как театральной общественности, так и рядовых зрителей. Особой любовью пользовалась знаменитая сцена бала, где блистали Э.А.Быстрицкая, Т.П.Панкова, Ю.И.Каюров, В.П.Павлов, Т.А.Еремеева и другие прославленные исполнители. “Горе от ума” отмечено рядом высоких наград, в том числе Государственной премией Ю.М.Соломину.
Совсем скоро вы снова сможете увидеть “Горе от ума” на сцене Малого театра. В роли Фамусова выступит народный артист России В.А.Афанасьев.
1 ноября исполняется 80 лет народному артисту России Владимиру Алексеевичу Сафронову. От души поздравляем Владимира Алексеевича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, хорошего настроения, неиссякаемого вдохновения и еще многих встреч со зрителем на подмостках Малого театра!
1 ноября исполняется 80 лет народному артисту России Владимиру Алексеевичу Сафронову. От души поздравляем Владимира Алексеевича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, хорошего настроения, неиссякаемого вдохновения и еще многих встреч со зрителем на подмостках Малого театра!
Владимира Алексеевича Сафронова поздравляет ЦДА им. А.А.Яблочкиной
Дорогой Владимир Алексеевич!
В День Вашего юбилея примите от коллектива Дома актёра самые тёплые поздравления!
Свой талант, свою жизнь Вы посвятили служению искусству, сохраняя верностью своему призванию и преданность театру.
За годы творческой карьеры Вы создали десятки разноплановых запоминающихся образов, каждому из которых подарили частицу своей души и любовь зрителей.
Отрадно, что сейчас Вы продолжаете трудиться на благо родного театра, подавая пример молодому поколению артистов.
Особого уважения заслуживает Ваша педагогическая и наставническая деятельность.
От всей души желаем Вам здоровья, творческих сил, хорошего настроения и всего наилучшего!
Пусть Вас окружают любовь и забота дорогих Вам людей!
Двери нашего Дома всегда открыты для Вас!
С уважением,
Директор ЦДА им. А.А. Яблочкиной И.Я.Золотовицкий
Директор-распорядитель ЦДА им. А.А.Яблочкиной А.А.Жигалкин
Художественный руководитель ЦДА им. А.А.Яблочкиной В.В.Иванов
01.11.20
На счету В.А.Сафронова множество ролей - больших и маленьких - каждая из них отличается, как говорили раньше, мастерской отделкой. Выход Сафронова на сцену запоминается зрителям, даже если они видят артиста всего несколько минут. Яркое подтверждение тому, например, роль Разновесова из комедии А.Н.Островского "Не было ни гроша да вдруг алтын" (постановка Э.Марцевича).
31 октября исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова (1900 - 1986). В этот безусловно значимый для нашего театра день мы предлагаем нашим зрителям посмотреть две передачи: "Династия Рыжовых" (1977 г.) и "Театральная династия. Малый театр" (1985 г.).
31 октября исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова (1900 - 1986). В этот безусловно значимый для нашего театра день мы предлагаем нашим зрителям посмотреть две передачи: "Династия Рыжовых" (1977 г.) и "Театральная династия. Малый театр" (1985 г.).
В марте 2017 года в доме-музее Марии Николаевны Ермоловой состоялся вечер, на котором его участники и организаторы поделились уникальной находкой. В архивах семьи Марии Николаевны Варламовой, правнучки великой актрисы, было обнаружено письмо . Его автор – Николай Рыжов, тогда молодой актёр, представитель великой династии Малого театра Бороздиных-Музилей-Рыжовых, сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых. Адресант – друг детства, внук М.Н. Ермоловой Николай Зеленин. Письмо написано весной 1921 года.
В марте 2017 года в доме-музее Марии Николаевны Ермоловой состоялся вечер, на котором его участники и организаторы поделились уникальной находкой. В архивах семьи Марии Николаевны Варламовой, правнучки великой актрисы, было обнаружено письмо . Его автор – Николай Рыжов, тогда молодой актёр, представитель великой династии Малого театра Бороздиных-Музилей-Рыжовых, сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых. Адресант – друг детства, внук М.Н. Ермоловой Николай Зеленин. Письмо написано весной 1921 года.
О двух друзьях рассказал праправнук М.Н. Ермоловой Андрей Викторович Варламов: «То было трудное время… Ещё идёт Гражданская война, возникают стихийные мятежи в Кронштадте, на Тамбовщине, массовая демобилизация приводит к разгулу бандитизма по всей стране. Но только что, 14 марта 1921 года, жестокую продразвёрстку заменили продналогом, Ленин объявил о переходе к нэпу. Страна бурлила разного рода идеями.
Николай Рыжов вырос в атмосфере творчества и любви к искусству, среди людей, чьи имена уже тогда были легендами. Для него Мария Николаевна Ермолова, прежде чем он узнал её как великую актрису, была просто бабушкой его друга Коли Зеленина и подругой его собственной бабушки, В.П. Бороздиной. Театр был для Коли единственным миром, но никогда – тайной, загадкой. Мальчиком он видел, как репетируют папа и мама, как они учат роли, готовятся к спектаклю. Театр был чудом, но чудом привычным, повседневным.
В возрасте девяти лет, в 1909 году, он вместе с Колей Зелениным выступал в сцене из «Женитьбы» Н.В. Гоголя на утреннике, который Ермолова устроила в Белой гостиной своего дома. Маленькие смельчаки и представить не могли, с каким трепетом играли бы в этой обстановке профессиональные актёры. Это чувство – трепета, удивления и восторга – пришло позднее. Когда Рыжов был студентом второго курса, на его спектакль пришла Мария Николаевна, и он выходил на сцену уже не так уверенно, как когда-то в Белой гостиной.
В 1917 году Ермолова писала Варваре Николаевне Рыжовой о её сыне: «Дай Бог дожить мне до того времени, когда он будет в Малом театре». Она видела в нём актёра, равно как и в своём внуке будущего врача, что и сбылось в обеих судьбах. Когда Николая Рыжова приняли в труппу Малого, она напутствовала его: «Да благословит тебя Господь, дорогой Коля, с началом твоего служения в Малом театре. Я ужасно рада за тебя, там твоё место, дорогой мой, а не скитаться по разным театрам. Люби всем сердцем искусство и Малый театр, работай и трудись изо всех сил. Не огорчайся, если что – и потерпеть придётся. Мы все прошли через это. Не раздражайся, не волнуйся, думай только об искусстве, и всё будет хорошо. Прости за советы, люблю тебя всей душой и желаю от всего сердца успехов и счастья… Не волнуйся очень при дебюте. Любящая от души М. Ермолова».
В 1923 году молодой Рыжов сам стал партнёром Ермоловой – они выступали вместе на сцене, пока ещё не в Малом театре, а в помещении «Колизея» (ныне это театр «Современник»). В пьесе «Без вины виноватые» Ермолова выступала в роли Кручининой. Мурова традиционно играл Иван Андреевич Рыжов, но когда его сын стал актёром, образ Мурова как бы раздвоился: первое действие играл сын, остальные – отец.
Николай Зеленин получил письмо своего друга Николая Рыжова в 1921 году, готовясь стать студентом-медиком МГУ. Успел недолго поучиться, но по доносу был отчислен как дворянский элемент и только в 1923 году, уже в Петрограде, благодаря заступничеству друзей сумел восстановиться в медицинском институте, который и окончил в 1928 году, став, как и хотела его бабушка, М.Н. Ермолова, врачом-психиатром. Ученик знаменитого Бехтерева (его имя было известно в медицинских кругах), он публиковал научные исследования, сохранились его работы. По некоторым данным, Николай Зеленин мог призываться в армию в годы Советско-финской войны как военврач. Защитив диссертацию, он возглавил психиатрическую больницу под Псковом. Летом 1933 года переехал в Ленинград, где работал в госпитале во время блокады. В феврале 1942 года он скончался на рабочем месте от дистрофии».
Итак, автору письма, будущему знаменитому актёру Малого театра Николаю Рыжову, 21 год. После долгого перерыва он пишет письмо другу детства и юности Николаю Зеленину.
«Дорогой, милый мой Колюша! До слёз обрадовался, получив твоё письмо! Так много о тебе думал и тосковал от того, что мы с тобой на том самом месте, где наши души должны были выйти на путь жизни, были разлучены, что и не могу тебе передать. Наша дружеская связь вдруг оборвалась на самом интересном месте, так что сейчас, мне кажется, самый чуткий и красочный период во всей жизни человека, сейчас, в этот период, по-моему, идёт формовка человека, сталкиваешься с жизнью во всех её видах, чувствуешь и понимаешь её красоту и самоценность. И именно в этот период, где бы мы были так нужны друг другу в смысле дополнения и откликов – мы разъединены.
Дорогой мой! Расскажу о своей жизни за эти 2 года. Когда ты уехал, я, как помнится, был на 2-ом курсе Филармонии. Работал много и, кажется, слава Богу, удачно. Выпускался в училище в «Севильском цирюльнике» Бомарше – играл Фигаро, роль эту страстно полюбил и много над ней работал. Ставил пьесу отец, очень интересно, ярко и красочно… Затем играл в «Романтиках» Персине и кончил Филармонию. Попутно занимался и в школе Малого театра, но душа почему-то к ней не лежала. Очень там мертво, сухо, нет огня, увлечения нет и в преподавателях, так и во всей обстановке школы.
Теперь, т.е. в прошлом 1920-м, в августе месяце Н.К. Яковлев, у которого я тоже кончал Филармонию (играл у них Кочкарёва в «Женитьбе»), пригласил меня играть с ним водевиль «Слабая струна» в Паласъ, может быть, помнишь, был такой синематограф на Страстной площади? Там теперь театр. Сыграл я этот водевиль, а потом администрация театра пригласила меня служить у них. Я согласился и служу там и посейчас. Вначале, т.е. август, сентябрь и октябрь, играл почти исключительно старинные французские водевили: «Тайна женщины» – Мегрио, «Слабая струна» (Тамерлан), «Взаимное обучение», «Сама себя раба бьёт», «Прежде скончались, потом венчались» и много других. В театре у нас играют М.М. Блюменталь-Тамарина, Н.К. Яковлев, А.А. Остужев, В.Ф. Грибунин, отец, М.А. Крыжановская (Мадам Буше) и ещё другие. Так что работа была очень приятная и интересная. Теперь театр из частных рук перешёл на Государственное положение. Сейчас играю сатиру П. Мериме «Рай и Ад». Вообще театр – единственное, чем живу, иногда радуюсь, чаще куксюсь, а в общем… ещё потому, что с ним связаны и друзья… наполняет мою жизнь. Много читаю, предполагаю начать перевод пьес Лопе де Вега, так как последнее время страшно увлечён вообще Испанией, её искусством, колоритом и литературой, её поразительной оригинальностью подхода к миру и его явлениям, её остротой, темпом характеров и жизни. Вообще часто, часто вспоминаю тебя, твою чуткость, твою большую, чуткую и одарённую душу и тоскую по тебе. Теперь что я по направлению в театре? На этот вопрос точно ответить не смогу, так как ищешь и ищешь… Но всё же, думаю, смогу тебе определить примерно: помнишь, у Скриба в «Адриенне» Мишоне говорит ей: «Мадам, чему вы всё учитесь?» – «Правде!»
Вот в этом, мне кажется, корень и базис театрального искусства; не в натурализме, не в доведении жизненности до me plus ultra, а в суммарном восприятии и передаче стиля эпохи, души человека и красочности жизни и переживания.
Мейерхольд говорит: «Всё должно быть бесконечно театрально». Да, до известной степени, но опять-таки, если это не оправдано внутренним переживанием, это мертво, это не l’Art, как понимают его французы в критике искусства (Прюдом, Жан Lebroit). По-моему, если хочешь, можешь ходить на сцене вниз головой, но только это должно быть пережито и увлекательно, тогда даже и эту абсурдность я прощу актёру. А когда у нас у Мейерхольда и Комиссаржевского в «Свадьбе Фигаро» актёр, играющий Графа, ходит, поднимая коленки до (pardon) пупа, а потом иногда забывается и ходит по-человечески, и зритель остаётся в недоумении, зачем это, что это такое, Cui bono? А потом знакомый актёр говорит мне: «Видите ли, граф – это прототип петуха, поэтому он ходит по-петушиному», – так тогда, если не могут внутренней силой передать зрителю характера, даже если хочешь сходства с известным животным не бессмысленными жестами, абсолютно не прочувствованными, так не лучше ли просто написать на дощечке на груди актёра «Се петух!» – и просто, и ясно, и крови портить не нужно на то, чтобы помнить, что надо поднимать ноги? Или Раф Кречетов, играющий Керубино, "Cherubino di amore", символ юности, экспансивности и романтизма, дал фигуру плаксивого bébé, такой нюня… Оно, конечно, сейчас кишит таким образом у нас в афишах: «Гамлет по Шекспиру», Композиция Бебутова и Мейерхольда; так как сами новаторы искусства написать собственное гениальное произведение не могут, то они коверкают и классиков. От «Свадьбы Фигаро» у Зона по плану Комиссаржевского у меня осталось такое же впечатление, если бы я увидел костюм Louis XIV, одетый на сапоги и современную куртку. И, главное, весь смысл, вся острота, блеск – всё пропало за внешними трюками. Например, Фигаро, говоря свой знаменитый монолог 5-го акта (он, между прочим, переписан в 4-ый акт), – оно, конечно, Бомарше ведь был дурак – начинает его, стоя у кресла, а кончает его, задрав кверху ноги и уже сидя на спинке стула; так что весь смысл, самоценность слова совершенно пропадают. Однако basta, а то слишком расписался об этом.
Наши, слава Богу, живы и здоровы, папа в прошлом году был болен переутомлением сердечных мышц. Да, Колюша, жизнь научила теперь всё делать: складывал из кирпичей печи, тоже рубил дрова и т.д. Но этот год, слава Богу, всё у нас было упорядочено и систематизировано. Работаю очень много.
Малый ещё не открывает этот сезон. Он открывается 5 апреля «Горе от ума». В театре был ремонт по части актёрских уборных. Теперь отделали всё замечательно, удобство поразительное. Да, ещё хотел тебе сказать о дне 2 мая 1920 года. Бенефис 50-летия Марии Николаевны. Колюша, этот день в жизни не забуду! В нём столько было радости перед мировым гением и воплощением этой самой «любви»! К этому дню все мы готовились как к празднику Весны, Солнца, Любви… Незабываемые минуты перед домом Бабушки, когда все театры Москвы, тысячные толпы пришли утром отдать salut мировому гению. Я помню, как бешеный, орал: «Ура Ермоловой!» А вечером в 6 часов в театре…
Театр убран цветами и зеленью. Новые фраки. Белые платья. Бабушкина уборная завалена цветами. Там были у неё на гримировальном столике фиалки и от нас с тобой, мой милый. Я написал на записке «Коля Рыжов и Коля Зеленин, если бы он был здесь сейчас!» Это бабушку страшно тронуло… (Н.В. Зеленин ещё не вернулся в Москву из Крыма, где находился с 1919 года с матерью, отцом и дедом, известным адвокатом Н.П. Шубинским – ред.). Помню, начинается 3-ий акт «Марии Стюарт», я стою за кулисами. Пошёл занавес. Вышла Мария Николаевна, и не гром, нет, я не знаю, какая стихия аплодисментов от публики, которая, как один человек, встала. Это длилось минут 7-10. Бабушка дивно играла! Смотрю, стоит отец и плачет! Глаза добрые, романтичные – второй юбилей – тогда он играл Лионеля… Потом чествование, одним словом, понимаешь, это был праздник сплошной радости и солнца, и она была такая светлая, молодая и бодрая…
Вот тебе ещё попытка описать один яркий блик моей жизни. Одним словом, дорогой Колечка, в душе что-то бьётся, думает, работает, а какая мука получится – Аллах ведает! Может быть, только и останется в конце концов череп и кости от меня, а созданий никаких не будет!.. Ну, милый, жду с не (ненененетерпением) (pardon! за архи-математическую формулу) письма и слов о тебе, пока не услышу тебя самого. Целуй своих, мамочку, горячо-горячо от меня. Пиши!
Дорогие друзья!
К 120-летию со дня рождения народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова телеканал "Культура" покажет фильм об этом замечательном представителе старейшей театральной династии Малого театра "Он был Рыжов". 31 октября, начало в 9:50.
Дорогие друзья!
К 120-летию со дня рождения народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова телеканал "Культура" покажет фильм об этом замечательном представителе старейшей театральной династии Малого театра "Он был Рыжов". 31 октября, начало в 9:50.
Участвуют: Татьяна Еремеева, Элина Быстрицкая, Татьяна Панкова, Юрий Соломин, Дмитрий Кознов.
Включает сцены из спектаклей с участием Н. Рыжова и фрагменты телепередачи В. Лакшина "Театральная династия".
Режиссер: Ольга Ларина
Операторы: Алексей Журавлев, Анатолий Авагин, Владимир Иванов
5 ноября (Сцена на Ордынке) пойдет спектакль "Не всё коту масленица" А.Н.Островского (вместо спектакля "Свадьба, свадьба, свадьба!")
Билеты действительны для посещения спектаклей.
Для возврата билетов, приобретенных электронным способом, необходимо до начала мероприятия отправить сообщение на e-mail: refund@maly.ru, указав номер билета и приложив к письму бланк электронного билета, подлежащего возврату и чек, полученные при покупке. Деньги за билеты будут возвращены на банковскую карту, которая была использована при оплате данных заказов. Электронные билеты, замененные на билеты на бланках Малого театра, возвращаются в кассу театра до начала мероприятия.
27 октября в спектакле "Дальше - тишина" В.Дельмар роль Роды первый раз сыграла артистка Ольга Плешкова. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
27 октября в спектакле "Дальше - тишина" В.Дельмар роль Роды первый раз сыграла артистка Ольга Плешкова. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
Дорогие друзья!
4 ноября в Малом театре был запущен в работу новый спектакль - "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Ставит его Алексей Дубровский. В роли Чичикова - заслуженный артист России Алексей Фаддеев. В спектакле заняты Ирина Муравьева (Коробочка), Василий Бочкарев (Плюшкин), Александр Клюквин (Манилов), Борис Невзоров (Собакевич), Виктор Низовой (Ноздрев) и другие. На читке побывал фотохудожник Николай Антипов.
3 ноября в спектакле "Восемь любящих женщин" Р.Тома роль Шанель первый раз сыграла народная артистка России Алена Охлупина. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
1 ноября в спектакле "Таинственный ящик" П.А.Каратыгина роль Мерлюша первый раз сыграл артист Дмитрий Марин. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
К юбилею народного артиста СССР Юрия Соломина Малый театр совместно с Третьяковской галереей покажут фильмы «Его Величество Актёр» и «Память крови». Показы пройдут 17 и 19 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Начало в 19:00.
Памятную доску народному артисту СССР Евгению Самойлову открыли сегодня в доме номер 8 по Спиридоньевскому переулку в Москве.
Евгений Самойлов сыграл полсотни киноролей и почти сорок лет служил в Малом театре. На прославленную сцену он выходил до самых последних дней. Рассказывают новости "Культуры"
3 ноября на Youtube-канале Малого театра пройдет трансляция открытия выставки «Макбет. Вариации». На ней будут представлены уникальные сценические костюмы Федотовой, Южина, Гоголевой и Царева, а также эскизы и редкие фотографии великих артистов. Начало в 18:15.
30 октября в спектакле "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо роль Нинуччи первый раз сыграла актриса Полина Долинская. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
30 октября в спектакле "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо роль Армиды Романелло первый раз сыграла заслуженная артистка России Лариса Кичанова. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
28 октября в спектакле "Варвары" М.Горького роль Маврикия Осиповича Монахова первый раз сыграл народный артист России Владимир Дубровский. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
1 ноября исполняется 20 лет со дня премьеры последней постановки бессмертной комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" на сцене Малого театра (режиссер С.В.Женовач).
1 ноября исполняется 80 лет народному артисту России Владимиру Алексеевичу Сафронову. От души поздравляем Владимира Алексеевича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, хорошего настроения, неиссякаемого вдохновения и еще многих встреч со зрителем на подмостках Малого театра!
31 октября исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова (1900 - 1986). В этот безусловно значимый для нашего театра день мы предлагаем нашим зрителям посмотреть две передачи: "Династия Рыжовых" (1977 г.) и "Театральная династия. Малый театр" (1985 г.).
В марте 2017 года в доме-музее Марии Николаевны Ермоловой состоялся вечер, на котором его участники и организаторы поделились уникальной находкой. В архивах семьи Марии Николаевны Варламовой, правнучки великой актрисы, было обнаружено письмо . Его автор – Николай Рыжов, тогда молодой актёр, представитель великой династии Малого театра Бороздиных-Музилей-Рыжовых, сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых. Адресант – друг детства, внук М.Н. Ермоловой Николай Зеленин. Письмо написано весной 1921 года.
Дорогие друзья!
К 120-летию со дня рождения народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова телеканал "Культура" покажет фильм об этом замечательном представителе старейшей театральной династии Малого театра "Он был Рыжов". 31 октября, начало в 9:50.
27 октября в спектакле "Дальше - тишина" В.Дельмар роль Роды первый раз сыграла артистка Ольга Плешкова. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!