ЦАРЁВ Михаил Иванович (18.11 (1.12).1903, Тверь — 10.11.1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 — 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924—26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950—67 и 1970—85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы — А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935—37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 — в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964—86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Сочинения:
Неповторимые мгновенья, М., 1975;
Малый театр, М., 1976.
Литература:
Зубков Ю., Михаил Царев в Малом театре, М., 1978.
Коржевич Л., Путь актера, М., 1981;
Царев. Сборник, М., 1983.
РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
Сезон 1938/39 г.
Чацкий «Горе от ума» А С. Грибоедова
Сезон 1939/40 г.
Незнамов — «Без вины виноватые» А. Н. Островского,
Шарль Гранде — «Евгения Гранде» О Бальзака,
Глумов — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского,
Алексей — «Дети Ванюшина» С. А Найденова.
Сезон 1940/41 г.
Уриэль Акоста — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова.
Сезон 1941/42 г.
Андрей Волконский — «Отечественная война» И. Я Судакова по роману Л. И. Толстого «Война и мир».
Сезон 1942/43 г.
Огнев «Фронт» А. Е Корнейчука.
Сезон 1944/45 г.
Генри Хиггинс — «Пигмалион» Б. Шоу.
Сезон 1946/47 г.
Боровский — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева,
Гарри Смит — «Русский вопрос» К. М. Симонова.
Сезон 1947/48 г.
Черемисов — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина,
Жадов — «Доходное место» А. Н. Островского.
Сезон 1948/49 г.
Дон Цезарь де Базан — «Рюи Блаз» В. Гюго,
Макс Вента — «Заговор обреченных» Н Е. Вирты.
Сезон 1949/50 г.
Пушкин — «Наш современник» («А.С. Пушкин») К Г. Паустовского,
Батура — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука.
Сезон 1951/52 г.
Федя Протасов — «Живой труп» Л. Н. Толстого.
Сезон 1953/54 г.
Аллан — «Шакалы» А. М. Якобсона,
Гонзага — «Эмилия Галотти» Г.Лессинга.
Сезон 1954/55 г.
Ромодан — «Крылья» А. Е. Корнейчука.
Сезон 1955/56 г.
Макбет — «Макбет» В. Шекспира.
Сезон 1956/57 г.
Ростанев — «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского, инсц. Н. Р. Эрдмана.
Сезон 1959/60 г.
Иванов — «Иванов» А. П. Чехова.
Сезон 1961/62 г.
Арбенин «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
Сезон 1963/64 г.
Мэр Оурден «Луна зашла» Д.Стейнбека
Сезон 1962/63 г.
Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
Юлий Константинович — «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова.
Сезон 1966/67 г.
Вожак — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского.
Сезон 1967/68 г.
Мастаков — «Старик» М. Горького.
Сезон 1968/69 г.
Старик — «Старик» М. Горького
Сезон 1969/70 г.
Илья Репнин — «Признание» С. А. Дангулова.
Сезон 1971/72 г.
Маттиас Клаузен — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.
1975 г.
Фамусов – «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1977 г.
Веррина – «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1979 г.
Король Лир – «Король Лир» У.Шекспира
1983 г.
Ванюшин – «Дети Ванюшина» С.Найденова
1986 г.
Урс – «Человек, который смеется» В.Гюго
РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ:
1942 г. «Осада мельницы, по Э. Золя (cовместно с Е. И Велиховым)
1964 г. «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1932 «Победители ночи»
1933 «Гроза» - Борис Григорьевич
1936 «Гобсек»
1937 «Остров сокровищ» - доктор Ливси
1942 «Концерт фронту»« (фильм-концерт)
1952 «Горе от ума» (фильм-спектакль) - Чацкий Александр Андреевич
1952 «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль) - Егор Дмитриевич Глумов
1956 «Крылья» (фильм-спектакль)
1957 «Пигмалион» (фильм-спектакль) - Генри Хиггинс
1958 «Поэма о море» - Аристархов
1974 «Дом Островского» (фильм-спектакль)
1974 «Перед заходом солнца» (фильм-спектакль) - Маттиас Клаузен
1974 «Старик» (фильм-спектакль)
1976 «Признание» (фильм-спектакль) - Илья Репнин
1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) - Павел Афанасьевич Фамусов
1977 «Оптимистическая трагедия» (фильм-спектакль) - Вожак
1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (фильм-спектакль) - Верина
1981 «Доходное место» (фильм-спектакль)
1982 «Дети Ванюшина» (фильм-спектакль) - Александр Егорович Ванюшин
1982 «Король Лир» (фильм-спектакль) - король Лир
1988 «Продление рода»
ЦАРЁВ Михаил Иванович (18.11 (1.12).1903, Тверь — 10.11.1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 — 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924—26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950—67 и 1970—85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы — А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935—37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 — в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964—86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Сочинения:
Неповторимые мгновенья, М., 1975;
Малый театр, М., 1976.
Литература:
Зубков Ю., Михаил Царев в Малом театре, М., 1978.
Коржевич Л., Путь актера, М., 1981;
Царев. Сборник, М., 1983.
РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:
Сезон 1938/39 г.
Чацкий «Горе от ума» А С. Грибоедова
Сезон 1939/40 г.
Незнамов — «Без вины виноватые» А. Н. Островского,
Шарль Гранде — «Евгения Гранде» О Бальзака,
Глумов — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского,
Алексей — «Дети Ванюшина» С. А Найденова.
Сезон 1940/41 г.
Уриэль Акоста — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова.
Сезон 1941/42 г.
Андрей Волконский — «Отечественная война» И. Я Судакова по роману Л. И. Толстого «Война и мир».
Сезон 1942/43 г.
Огнев «Фронт» А. Е Корнейчука.
Сезон 1944/45 г.
Генри Хиггинс — «Пигмалион» Б. Шоу.
Сезон 1946/47 г.
Боровский — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева,
Гарри Смит — «Русский вопрос» К. М. Симонова.
Сезон 1947/48 г.
Черемисов — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина,
Жадов — «Доходное место» А. Н. Островского.
Сезон 1948/49 г.
Дон Цезарь де Базан — «Рюи Блаз» В. Гюго,
Макс Вента — «Заговор обреченных» Н Е. Вирты.
Сезон 1949/50 г.
Пушкин — «Наш современник» («А.С. Пушкин») К Г. Паустовского,
Батура — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука.
Сезон 1951/52 г.
Федя Протасов — «Живой труп» Л. Н. Толстого.
Сезон 1953/54 г.
Аллан — «Шакалы» А. М. Якобсона,
Гонзага — «Эмилия Галотти» Г.Лессинга.
Сезон 1954/55 г.
Ромодан — «Крылья» А. Е. Корнейчука.
Сезон 1955/56 г.
Макбет — «Макбет» В. Шекспира.
Сезон 1956/57 г.
Ростанев — «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского, инсц. Н. Р. Эрдмана.
Сезон 1959/60 г.
Иванов — «Иванов» А. П. Чехова.
Сезон 1961/62 г.
Арбенин «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
Сезон 1963/64 г.
Мэр Оурден «Луна зашла» Д.Стейнбека
Сезон 1962/63 г.
Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
Юлий Константинович — «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова.
Сезон 1966/67 г.
Вожак — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского.
Сезон 1967/68 г.
Мастаков — «Старик» М. Горького.
Сезон 1968/69 г.
Старик — «Старик» М. Горького
Сезон 1969/70 г.
Илья Репнин — «Признание» С. А. Дангулова.
Сезон 1971/72 г.
Маттиас Клаузен — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.
1975 г.
Фамусов – «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1977 г.
Веррина – «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1979 г.
Король Лир – «Король Лир» У.Шекспира
1983 г.
Ванюшин – «Дети Ванюшина» С.Найденова
1986 г.
Урс – «Человек, который смеется» В.Гюго
РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ:
1942 г. «Осада мельницы, по Э. Золя (cовместно с Е. И Велиховым)
1964 г. «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1932 «Победители ночи»
1933 «Гроза» - Борис Григорьевич
1936 «Гобсек»
1937 «Остров сокровищ» - доктор Ливси
1942 «Концерт фронту»« (фильм-концерт)
1952 «Горе от ума» (фильм-спектакль) - Чацкий Александр Андреевич
1952 «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль) - Егор Дмитриевич Глумов
1956 «Крылья» (фильм-спектакль)
1957 «Пигмалион» (фильм-спектакль) - Генри Хиггинс
1958 «Поэма о море» - Аристархов
1974 «Дом Островского» (фильм-спектакль)
1974 «Перед заходом солнца» (фильм-спектакль) - Маттиас Клаузен
1974 «Старик» (фильм-спектакль)
1976 «Признание» (фильм-спектакль) - Илья Репнин
1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) - Павел Афанасьевич Фамусов
1977 «Оптимистическая трагедия» (фильм-спектакль) - Вожак
1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (фильм-спектакль) - Верина
1981 «Доходное место» (фильм-спектакль)
1982 «Дети Ванюшина» (фильм-спектакль) - Александр Егорович Ванюшин
1982 «Король Лир» (фильм-спектакль) - король Лир
1988 «Продление рода»