«В Японию просто так приезжать нельзя! Нужно, чтобы люди, которым она дорога, показали тебе страну, влюбили тебя в нее»
ИРИНА МУРАВЬЕВА В ВОСТОЧНОЙ ГОСТИНОЙ ЖУРНАЛА «О’ГЕНКИ»
«В Японию просто так приезжать нельзя! Нужно, чтобы люди, которым она дорога, показали тебе страну, влюбили тебя в нее»
Народную артистку Росси, Лауреата Государственной премии Ирину Муравьеву каждый знает в лицо, хотя она ничего не делает, чтобы подогреть интерес к себе. Отклоняет предложения о съемках, не пишет книг, не дает интервью, словом, не впадает в грех празднословия. За Муравьеву говорят созданные ею образы, ставшие частью отечественной культуры. Разве может артист желать большего?
Личная просьба
Узнав, для кого покупаем розы, цветочница очень трогательно попросила: «Передайте от меня Ирине Муравьевой привет! Это же моя любимая актриса!» Букет оформила в японском духе — составила каскадом и завернула в натуральную дерюжку, сообщив, что осваивала этот дизайн на курсах икебаны.
Цветы и прихваченный нами зеленый чай пришлись кстати — 29 апреля у Ирины Вадимовны были именины. Беседа состоялась прямо перед спектаклем в залитой ярким солнцем гримуборной.
«У вас будет всего 15 минут!» -предупредили нас перед интервью. Наслышанные о том, что Муравьева не подпускает к себе журналистов, мы совсем растерялись. Попробуйте-ка за четверть часа разговорить человека, который не настроен на общение!
Актриса встретила нас сурово:
- Не понимаю, чего вы от меня добиваетесь? У меня нет ответа ни на один вопрос... Для прессы...
- Так мы не журналисты, а поэты и переводчики! Ирина еще и врач. Интервью берем редко и лишь у тех, чье слово представляет культурную ценность, кто сам по себе — национальное достояние страны. Услышав, что едем к вам, сотрудники умоляли: возьмите с собой! Хоть одним бы глазком на Муравьеву посмотреть! Если были против интервью, почему нам время назначили?
- Начальство обязало! Ко мне пришли из администрации и говорят: личная просьба Соломина и Коршунова. Как тут откажешь?
(У Муравьевой есть основания не доверять прессе. Сколько раз уже было: расскажет одно, а напишут совсем другое. Близкие потом за сердце хватаются, а читатели не знают, чему верить!)
Гастрольная тема
- Коршунов говорит, что отказывался играть отрицательных героев, и вы тоже заявляли, что стесняетесь, например, своей Людмилы из «Москвы слезам не верит», хотя и получили за эту роль Государственную премию. А еще высказывали мысль, что
входить в образ плохого человека вредно для здоровья, что такие роли плохо на вас действуют. Так оно и есть?
- Да! И это все, что тут можно сказать. Никаких философских разработок по этому поводу у меня нет.
- А у японцев есть! Их народная медицина на этом основана. Считается, что, погружаясь в чуждое состояние, влезая в шкуру кого-то, кто тебе неприятен, нарушаешь душевную гармонию, а это ведет к физиологическому дисбалансу, то есть к болезням.
- Ну нет, это не ко мне!
- Но вы же были на гастролях в Японии? Какие у вас впечатления от страны?
- В первый раз я там оказалась в 1979 году. Словно попала из XX века в двадцать восьмой! Все казалось странным, совершенно не таким, как у нас. Впечатления остались очень сильные! Нас приглашали на приемы, возили на экскурсии, но разве можно за 4 дня узнать страну? А когда ездили туда с Малым, ничего толком не увидели. Переводчика у нас не было, экскурсии не предполагались. Помню только жуткую жару. Я не знаю Японию, понимаете? И не рвусь туда!
- А если бы появилась возможность поехать просто так?
- Просто так в Японию ехать нельзя! Нужно, чтобы люди, которым она дорога, показали тебе страну, влюбили тебя в нее. Так бывает! Приезжаешь в какой-нибудь захолустный город, а тебе так про него расскажут, что всю жизнь вспоминаешь: вот ведь город-то какой замечательный, а я и не знала!
- Вы были в Токио?
- Да, а еще в городе Тояма к северо-западу от него.
- Жаль, что вам не удалось толком посмотреть, вернее — рассмотреть Японию!
- Но ведь мы же работать приезжали! Репетиции, спектакли... Когда выдавалось свободное время, выходили кучкой из гостиницы и все время оглядывались, чтобы не потерять ее из виду, не заблудиться. В Токио это запросто!
- Кормили вас там как? В японской кухне разобрались?
- Так и тут так же. Вот ресторан — идите ешьте! Но разве поймешь без переводчика, что в меню написано?
- Ну хотя бы зеленый чай понравился? Кстати, вы что больше любите — чай или кофе?
- Кофе!
- Как вам удается быть всегда в форме, выглядеть так замечательно? Есть какие-то секреты? Шутка ли: половину земного шара пролетели — и на сцену!
- Приехал — и пошел! Загримировался — и вперед! (Смеется.)
- Ну, может быть, зарядку делаете, на диете сидите, на даче силы восстанавливаете?
- Нет! Дачи у меня нет. Я совершенно не ваш персонаж.
- Вы наш персонаж! Просто еще не знаете этого.
Ведущая актриса
Ей удаются и лирические героини, и острохарактерные гротескные персонажи. «Легкомысленная и наивная Мамаева, молодящаяся развратница Гурмыжская, тонко чувствующая и непрактичная Раневская, самовлюбленная и жадная Аркадина — все эти образы Муравьева блестяще раскрывает, привнося в них черты своей творческой индивидуальности — яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и способность к остроумной шутке. Талант и виртуозное мастерство в сочетании с огромной работоспособностью, трудолюбием, безупречно добросовестным отношением к делу и преданностью искусству позволяют считать Муравьеву ведущей актрисой старейшей драматической сцены», — говорится в биографической статье на сайте Малого театра.
- Вы уже 15 лет работаете в Малом, а до этого — в Центральном детском и театре Моссовета...
- Мне везде было хорошо, но я уходила, чтобы не засидеться. Здесь же все так удачно сложилось: классический репертуар и роли для моего возраста. Раневская в «Вишневом саде», Аркадина в «Чайке», Купавина в «Волках и овцах», Гурмыжская в «Лесе», Мамаева в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты»...
- А любимая роль есть?
- Все любимые.
- Говорят, что каждая — как ребенок. Это так?
- По-разному бывает. У кого-то -как ребенок, у кого-то — как собачка... (Улыбается.)
- Кстати, о собачках. У вас животные есть?
- Были. Померли. Кошка и собака. Они долго жили...
- Прочитали где-то, что вы любите поэзию. Какую именно?
- Я не понимаю, о чем вы хотите спросить. Вы хотите знать про все -про чай, про кофе, про поэтов!..
- У нас журнал такой! Он о здоровом образе жизни в разных его проявлениях, в том числе и в духовном плане.
- Вы ждете от меня каких-то глобальных откровений и высоких истин, а у меня их нет. Я не умею вещать. Сама всегда с широко раскрытыми глазами слушаю тех, кто говорит, как нужно жить. Давайте-ка лучше я у вас спрошу. У кого вы брали интервью в театре?
- У Соломина и Коршунова.
- А у кого еще собираетесь? Знаете что? Возьмите у Поляковой! Обязательно! Она замечательная! Она мыслитель! Она вам такое расскажет, что вы и сами обрадуетесь, и читателям будет интересно! Шикарное будет интервью! А с меня -как с козла молока...
- Ничего подобного!
- Есть вещи, о которых, видимо, не нужно думать. Мне по крайней мере! Журналисты начинают терзать: а как, по-вашему, вот это? А как, на ваш взгляд, вот то? А кто ж его знает — как?! Да не хочу я об этом думать! Вам не приходило в голову, что некоторые моменты не стоит осмысливать? Это как с сороконожкой, которая разучилась ходить, когда у нее начали выяснять, в каком порядке она свои лапки передвигает. Ты бежишь, а тебя останавливают: ну-ка, постой-постой-постой! Как это ты сейчас бежал? Да погодите — я же бегу! Не добегу я так! Нет, ты нам скажи, как ты вот тут ногами перебирал! Так что не надо, не надо, не надо никаких вопросов! Даже когда у меня есть ответ, я обычно не говорю ничего.
- Потому что могут понять неправильно? Из-за потенциальных недоразумений?
- Нет-нет, из-за неполезности! Мне интересно, когда мыслительный процесс происходит в голове, когда сама разбираюсь, что да как, анализирую, дохожу до сути. А пересказывать то, что передумала и перечувствовала, подыскивать для всего этого подходящие слова -скучно и неинтересно.
- Что вас увлекает помимо театра? Хобби у вас есть?
- Нет! Поймите, что я вообще не люблю ничего о себе рассказывать.
Вот вы сейчас хотите меня со всех сторон рентгеном пройти... Ничего не получится! У меня много пластмассовых задвижек... (Изображает ладонями много-много «шторок», отгораживаясь ими со всех сторон.)
- Да не хотим мы вас рентгеном просвечивать! Мы вас очень любим...
-Я знаю...
- ...и не собираемся вырывать ваши слова из контекста! Прежде чем печатать интервью, обязательно вам покажем.
- Вот, и как только я это прочту, сразу сойду с ума!
- Почему?!
- Да потому что я не люблю ничего вещать!
- Это тоже позиция! Большинству как раз нравится излагать свои идеи...
- Вот я и говорю вам — спросите Полякову! Она мыслитель!
Классическая трактовка
- Сейчас многие актеры издают мемуары, а вы книгу не пишете?
- Как вы думаете, разве я могу \\\' что-то написать?
- Конечно!
- Но ведь я не в состоянии ответить ни на один вопрос!
- Может быть, мы просто не те вопросы задаем? Судьба сводила вас с потрясающими людьми, почему бы не поделиться впечатлениями с читателями?
- Мне это не интересно. Какая-то повальная эпидемия: все пишут книги, излагают в них, с кем были, что видели. У меня такого желания нет! В частной беседе могу что-то рассказать, да и то только симпатичным людям. Такие воспоминания очень субъективны, оценки зависят от личного отношения. Допустим, знаешь ты какого-то известного человека, но не с лучшей стороны. Ну и зачем об этом писать, оживлять такие эпизоды в памяти?
Единственное, что могу сказать: чтобы стать хорошим артистом, нужно вести правильный образ жизни — совестливый, честный. Это одно из главных условий! Мне кажется, этот нравственный посыл должен передаваться со сцены.
- Воспитательный момент очень силен в Малом с его устойчивой традицией, классическим прочтением пьес. Кстати, как вы относитесь к попыткам нетрадиционной трактовки классики?
- Я категорически против. Как не стыдно быть глупее автора! И глупость-то как раз в том, что авторы всех этих «новых редакций» думают, что они очень умные...
- Это как с интервью, которые у вас брали, а потом перевирали слова... Так же поступают с классикой, только Островский с Чеховым постоять за себя не могут!
- Им и не нужно за себя стоять! Всем и так ясно, что такое хорошо и что такое плохо. Это способ одурманить народ, добавить ему шока. Сейчас вообще время такое — шо-когенное. Театры соревнуются в том, как бы поизощреннее зрителя шокировать. Многие боятся показаться глупее времени, даже критики начинают комплексовать: я, наверное, стар стал, не понимаю новых веяний, а тут что-то передовое, свежая трактовка, дай-ка похвалю на всякий случай!
- В Малом очень сильны благотворительные традиции...
- Это норма для театра. Мне нравится акция, придуманная руководством для семей, чтобы привлечь детей на спектакли. И название у нее хорошее: «Начните с Малого!» Купив 2 билета, родители имеют право провести ребенка бесплатно.
- Героиня фильма «Москва слезам не верит» говорит: «В 40 лет жизнь только начинается!» А ведь на самом деле она продолжается и в 50, и в 60, и в 70. Мы всегда ставим себе какие-то
границы и в результате программируем себя на увядание. Мне подруга звонила в слезах: как ты пережила свое сорокалетие, это же конец жизни?! Актерам, наверное, еще труднее, чем обычным людям, адаптироваться к течению лет, хотя каждый возраст по-своему прекрасен.
- Но молодость все равно лучше! Как себя ни уговаривай, что , возраст не имеет значения, только это не так. Когда ты полон сил — это здорово! Если бы молодость знала, если бы старость могла...
Ну как — убедились, что я неинтересный собеседник? |
- Да нет же! Вы очень много ценного рассказали...
Беседовали Ирина КОВАЛЕВА и Иван БЕЛОКРЫЛОВ
Постскриптум в интернете
Наталья Ванчугова:
- Верите, что мысли материальны? Вчера написала вам, что моя любимая актриса — Муравьева, и вы ответили, что взяли у нее интервью. А сегодня прихожу на спектакль «Один день Ивана Денисовича» в театр «Практика» и там — МУРАВЬЕВА собственной персоной! Пришла как зритель, держалась очень скромно, но не узнать ее было невозможно!!! Как она ни отворачивалась, всё равно на нее смотрели во все глаза... И мы, конечно, тоже! Но вот за автографом никто не подошел, не решился потревожить — все же она пришла отдохнуть!
О’ГЕНКИ (Японский путь к здоровью), №3 2009